|
Реализация проекта реинжиниринга бизнес-процессовПосле определения моделей новой организации бизнес-процессов осуществляется разработка обеспечивающих подсистем, поддерживающих функционирование предприятия в новых условиях. Для изменения структуры организационно-экономической системы осуществляются: • разработка организационно-штатной структуры предприятия; • разработка должностных инструкций; • разработка системы стимулирования работников; • обучение персонала; • подготовка рабочей документации. Для создания новой информационной системы осуществляются: • генерация, настройка, программирование и отладка программных модулей; • разработка и наполнение базы данных; • установка вычислительного оборудования и системы телекоммуникации. Для быстрой разработки информационной системы широко используются CASE-средства автоматизации проектирования (см. гл. 13) или средства конфигурации комплексных систем управления ресурсами предприятия (ERP-системы), например R/3, BAAN IV, Oracle Application, «Галактика», БОСС и др. (см. гл. 14). В том и другом случае для разработки оригинального программного обеспечения могут потребоваться средства быстрой разработки приложений (RAD-технология) и языки программирования 4-го поколения (4GL), например АВАР4, JAM и др. (см.п. 13.4). Этап реализации проекта реинжиниринга бизнес-процессов заканчивается составлением в соответствии с принятыми стандартами проектной документации, которая формируется либо с помощью CASE-средств, либо специализированных программных средств. В любом случае должно обеспечиваться качественное оформление проектной документации с включением необходимых графических иллюстраций. При этом может выполняться автоматизированный контроль на соответствие друг другу разделов проектной документации, обеспечивается ее своевременное обновление. Внедрение проекта реинжиниринга бизнес-процессов Внедрение проекта РБП, как правило, осуществляется поэтапно в соответствии с приоритетами, установленными на этапе идентификации бизнес-процессов. Большое значение на этапе внедрения отводится комплексному тестированию компонентов проекта, для чего используются специальные программные средства. Внедрение проекта РБП предполагает его сдачу приемочной комиссии, в которую входят представители лиц, принимающих решения, и будущие менеджеры процессов. Перед отчетом команды РБП на комиссии возможна организация независимой экспертизы проекта со стороны специально подобранной инспекционной группы. После внедрения спроектированных бизнес-процессов в реальную практику очень важно организовать анализ достижения заданных в начале реинжиниринга критериев (метрик) эффективности функционирования предприятия (benchmarking), на основе которых можно своевременно принимать решения о необходимости адаптации бизнес-процессов к изменяющейся внешней среде.
Основные понятия и особенности проектирования клиент-серверных экономических информационных систем (КЭИС)
Архитектура современных КЭИС базируется на принципах клиент-серверного взаимодействия программных компонентов информационной системы. Под сервером обычно понимают процесс, который обслуживает информационную потребность клиента. В различных архитектурах в качестве процесса может быть поиск или обновление в базе данных, и тогда сервер называется сервером базы данных. или процесс может выполнять некоторая процедура обработки данных, и тогда сервер называется сервером приложения. Клиентом является приложение, посылающее запрос на обслуживание сервером. Задачей клиента являются инициирование связи с сервером, определение вида запроса на обслуживание, получение от сервера результата обслуживания, подтверждение окончания обслуживания. Клиент-серверная архитектура реализует многопользовательский режим работы и является распределенной, когда клиенты и серверы располагаются на разных узлах локальной или глобальной вычислительной сети. Пример локальной сети с одним сервером представлен на рис. 12.1. Преимущество локальной сети перед централизованной вычислительной системой заключается в открытом подключении и использовании вычислительных ресурсов с помощью единой передающей среды без пересмотра принципов взаимодействия ранее установленного вычислительного оборудования, то есть простой масштабируемости КЭИС. Рис. 12.1. Структура локальной вычислительной сети
В общем случае схема клиент-серверной архитектуры включает три уровня представления: уровень представления (презентации) данных пользователем; уровень обработки данных приложением и уровень взаимодействия с базой данных. По этой схеме пользователь (клиент) в одном случае вводит данные, которые после контроля и преобразования некоторым приложением попадают в базу данных, а в другом случае запрашивает обработку данных приложением, которое обращается за необходимыми данными к базе данных. Получив необходимые данные, сервер их обрабатывает, а результаты или помещает в базу данных, или выдает пользователю (клиенту) в удобном для него виде, например в виде текстового документа, электронной таблицы, графика, или делает то и другое вместе. Клиент-серверная архитектура в вычислительной сети может быть реализована по-разному. Выбор конкретной схемы определяется различными вариантами территориального распределения удаленных подразделений предприятия, требованиями эксплуатационной надежности, быстродействием, простотой обслуживания. Рассмотрим различные схемы клиент-серверной архитектуры (рис. 12.2).
Архитектура "Клиент-сервер"
Рис. 12.2. Варианты клиент-серверной архитектуры КЭИС
Файл-сереерная архитектура представляет наиболее простой случай распределенной обработки данных, согласно которой на сервере располагаются только файлы данных, а на клиентской части находятся приложения пользователей вместе с СУБД. Файл-сервер представляет собой достаточно мощную по производительности и оперативной памяти ПЭВМ, являющуюся центральным узлом локальной сети. Файл-сервер в среде сетевой операционной системы организует доступ к файлам, полностью эквивалентным файлам операционной системы и расположенным во внешней памяти файл-сервера. При данном подходе программы СУБД располагаются в оперативной памяти рабочих станций локальной сети, а файлы базы данных - на магнитных дисках файл-сервера. Специальный интерфейсный модуль распознает, где находятся файлы, к которым осуществляется обращение. В связи с этим данная СУБД может работать как с локальными базами данных, так и с центральной базой данных. Синхронизация совместного использования базы данных файл-сервера возлагается на систему управления базами данных, которая должна обеспечивать блокирование записей на время их корректировки, чтобы сделать их недоступными с других рабочих станций. Использование файл-серверов предполагает, что вся обработка данных выполняется на рабочей станции, а файл-сервер лишь выполняет функции накопителя данных и средств доступа. Двухуровневая клиент-серверная архитектура основана на использовании только сервера базы данных (DB-сервера), когда клиентская часть содержит уровень представления данных, а на сервере находится база данных вместе с СУБД и прикладными программами. DB-сервер отличается от файл-сервера тем, что в его оперативной памяти, помимо сетевой операционной системы, функционирует централизованная СУБД, которая обеспечивает совместное использование рабочими станциями базы данных, размещенной во внешней памяти этого DB-сервера. DB-сервер дает возможность отказаться от пересылки по сети файлов данных целиком и передавать только ту выборку из базы данных, которая удовлетворяет запросу пользователя. При этом возможно разделение пользовательского приложения на две части:одна часть выполняется на сервере и связана с выборкой и агрегированием данных из базы данных, а вторая часть по представлению данных для анализа и принятия решения выполняется на клиентской машине. Таким образом, увеличивается общая производительность информационной системы в результате объединения вычислительных ресурсов сервера и клиентской рабочей станции. Обращение к базе данных осуществляется на языке SQL, который фактически стал стандартом для реляционных баз данных Отсюда сервер баз данных часто называют SQL-сервером, который поддерживается всеми реляционными СУБД: Oracle Informix, MS SQL, ADABAS D, InterBase, SyBase и др. Клиентское приложение может быть реализовано на языке настольных СУБД (MS Access, FoxPro, Paradox, Clipper и др.). При этом взаимодействие клиентского приложения с SQL-сервером осуществляется через ODBC-драйвер (Open Data Base Connectivity), который обеспечивает возможность пересылки и преобразования данных из глобальной базы данных в структуру базы данных клиентского приложения. Применение этой технологии позволило разработчикам не заботиться о специфике работы с той или иной СУБД и делать свои системы переносимыми между базами данных. За время своего существования ODBC стал стандартом де-факто на алгоритм доступа к разнородным базам данных, и на сегодняшний день насчитывается более 160 прикладных систем, которые работают с источниками информации через драйверы ODBC. Трехуровневая клиент-серверная архитектура позволяет помещать прикладные программы на отдельные серверы приложений, с которыми через API-интерфейс (Application Program Interface) устанавливается связь клиентских рабочих станций. Работа клиентской части приложения сводится к вызову необходимых функций сервера приложения, которые называются «сервисами». Прикладные программы в свою очередь обращаются к серверу базы данных с помощью SQL запросов. Такая организация позволяет еще более повысить производительность и эффективность КЭИС за счет: • многократности повторного использования общих функций обработки данных в множестве клиентских приложений при существенной экономии системных ресурсов; • параллельности в работе сервера приложений и сервера базы данных, причем сервер приложений может быть менее мощным по сравнению с сервером базы данных; • оптимизации доступа к базе данных через сервер приложений из клиентских мест путем диспетчеризации выполнения запросов в вычислительной сети; • повышения скорости и надежности обработки данных в результате дублирования программного обеспечения на нескольких серверах приложений, которые могут заменять друг друга в сети в случае перегрузки или выхода из строя одного из них; • переноса функций администрирования системы по проверке полномочий доступа пользователей с сервера базы данных на сервер приложений. Многоуровневая архитектура «Клиент-сервер» создается для территориально-распределенных предприятий. Для нее в общем случае характерны отношения «многие ко многим» между клиентскими рабочими станциями и серверами приложений, между серверами приложений и серверами баз данных. Такая организация позволяет более рационально организовать информационные потоки между структурными подразделениями в процессе выполнения общих деловых процессов. Так, каждый сервер приложений, как правило, обслуживает потребности какой-либо одной функциональной подсистемы и сосредоточивается в головном для подсистемы структурном подразделении, например, сервер приложения по управлению сбытом - в отделе сбыта, сервер приложения по управлению снабжением - в отделе закупок и т.д. Естественно, что локальная сеть каждого из подразделений обеспечивает более быструю реакцию на запросы основного контингента пользователей из соответствующего подразделения. Интегрированная база данных находится на отдельном сервере, на котором обеспечиваются централизованное ведение и администрирование общих данных для всех приложений. Выделение нескольких серверов баз данных особенно актуально для предприятий с филиальной структурой, когда в центральном офисе используется общая база данных, содержащая общую нормативно-справочную, планово-бюджетную информацию и консолидированную отчетность, а в территориально-удаленных филиалах поддерживается оперативная информация о деловых процессах. При обработке данных в филиалах для контроля используется плановая и нормативно-справочная информация из центральной базы данных, а в центральном офисе получение консолидированной отчетности сопряжено с обработкой оперативной информации филиалов. Для сокращения объема передачи данных по каналам связи в распределенной информационной системе предлагается репликация данных, то есть тиражирование данных на взаимодействующих серверах баз данных с автоматическим поддержанием соответствия копий данных. При этом возможны следующие режимы репликации: • синхронный режим, когда тиражируемые данные обновляются по мере возникновения необходимости одновременно на серверах баз данных во всех копиях. Требуемое быстродействие каналов для синхронного режима - единицы Мбит в секунду; • асинхронный режим, когда тиражирование данных выполняется в строго определенные моменты времени, например каждый час работы информационной системы. Требуемое быстродействие каналов для асинхронного режима - единицы Кбит в секунду. Асинхронный режим может вызывать откладывание выполнения транзакций до момента обновления данных. Направление тиражирования между серверами баз данных может быть: • равноправным, т.е. в обоих направлениях; • сверху-вниз типа «ведущий/ведомый», когда на серверах филиалов содержатся только некоторые подмножества данных центральной базы данных; • снизу-вверх по консолидирующей схеме, когда при обновлении данных в филиалах в определенные моменты времени обновляется центральная база данных. Рассмотрим технологическую сеть техно-рабочего проектирования трехуровневой клиент-серверной КЭИС (рис. 12.3).
Основные понятия и классификация CASE-технологий
Термин CASE (Computer Aided System/Software Engineering) используется в довольно широком смысле. Первоначальное значение термина CASE, ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения, в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий процесс раз- работки сложных ЭИС в целом. С самого начала CASE-технологии развивались с целью преодоления ограничений при использовании структурной методологии проектирования (сложности понимания, высокой трудоемкости и стоимости использования, трудности внесения изменений в проектные спецификации и т.д.) за счет ее автоматизации и интеграции поддерживающих средств. Таким образом, CASE-технологии не могут считаться самостоятельными, они только обеспечивают, как минимум, высокую эффективность их применения, а в некоторых случаях и принципиальную возможность применения соответствующей методологии. Большинство существующих CASE-систем ориентировано на автоматизацию проектирования программного обеспечения и основано на методологиях структурного (в основном) или объектно-ориентированного проектирования и программирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания системных требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств. В последнее время стали появляться CASE-системы, уделяющие основное внимание проблемам спецификации и моделирования технических средств. Наибольшая потребность в использовании CASE-систем испытывается на начальных этапах разработки, а именно на этапах анализа и спецификации требований к ЭИС. Это объясняется тем, что цена ошибок, допущенных на начальных этапах, на несколько порядков превышает цену ошибок, выявленных на более поздних этапах разработки. Появлению CASE-технологии предшествовали исследования в области методологии программирования. Программирование обрело черты системного подхода с разработкой и внедрением языков высокого уровня, методов структурного и модульного программирования, языков проектирования и средств их поддержки, формальных и неформальных языков описания системных требований и спецификаций и т.д. Кроме того, этому способствовали перечисленные ниже факторы: • подготовка аналитиков и программистов, восприимчивых к концепциям модульного и структурного программирования; • широкое внедрение и постоянный рост производительности персональных ЭВМ, позволяющих использовать эффективные графические средства и автоматизировать большинство этапов проектирования; • внедрение сетевой технологии, предоставившей возможность объединения усилий отдельных исполнителей в единый процесс проектирования путем использования разделяемой базы данных, содержащей необходимую информацию о проекте. Преимущества CASE-технологии по сравнению с традиционной технологией оригинального проектирования сводятся к следующему: • улучшение качества разрабатываемого программного приложения за счет средств автоматического контроля и генерации; • возможность повторного использования компонентов разработки; • поддержание адаптивности и сопровождения ЭИС; • снижение времени создания системы, что позволяет на ранних стадиях проектирования получить прототип будущей системы и оценить его; • освобождение разработчиков от рутинной работы по документированию проекта, так как при этом используется встроенный документатор; • возможность коллективной разработки ЭИС в режиме реального времени. CASE-технология в рамках методологии включает в себя методы, с помощью которых на основе графической нотации строятся диаграммы, поддерживаемые инструментальной средой. Методология определяет шаги и этапность реализации проекта, а также правила использования методов, с помощью которых разрабатывается проект. Метод - это процедура или техника генерации описаний компонентов ЭИС (например, проектирование потоков и структур данных). Нотация - отображение структуры системы, элементов данных, этапов обработки с помощью специальных графических символов диаграмм, а также описание проекта системы на формальных и естественных языках. Инструментальные средства CASE - специальные программы, которые поддерживают одну или несколько методологий анализа и проектирования ИС. Рис. 13.1. Архитектура CASE-средства
Рассмотрим архитектуру CASE-средства, которая представлена на рис. 13.1. Ядром системы является база данных проекта - репозитории (словарь данных). Он представляет собой специализированную базу данных, предназначенную для отображения состояния проектируемой ЭИС в каждый момент времени. Объекты всех диаграмм синхронизированы на основе общей информации словаря данных. Репозиторий содержит информацию об объектах проектируемой ЭИС и взаимосвязях между ними, все подсистемы обмениваются данными с ним. В репозитории хранятся описания следующих объектов: • проектировщиков и их прав доступа к различным компонентам системы; • организационных структур; • диаграмм; • компонентов диаграмм; • связей между диаграммами; • структур данных; • программных модулей; • процедур; • библиотеки модулей и т.д. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам автоматизированных ИС в наглядном виде изучать существующую информационную систему, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями. Все модификации диаграмм, выполняемых разработчиками в интерактивном (диалоговом) режиме, вводятся в словарь данных, контролируются с общесистемной точки зрения и могут использоваться для дальнейшей генерации действующих функциональных приложений. В любой момент времени диаграммы могут быть распечатаны для включения в техническую документацию проекта. Графический редактор диаграмм предназначен для отображения в графическом виде в заданной нотации проектируемой ЭИС. Он позволяет выполнять следующие операции: • создавать элементы диаграмм и взаимосвязи между ними; • задавать описания элементов диаграмм; • задавать описания связей между элементами диаграмм; • редактировать элементы диаграмм, их взаимосвязи и описания. Верификатор диаграмм служит для контроля правильности построения диаграмм в заданной методологии проектирования ЭИС. Он выполняет следующие функции: • мониторинг правильности построения диаграмм; • диагностику и выдачу сообщений об ошибках; • выделение на диаграмме ошибочных элементов. Документатор проекта позволяет получать информацию о состоянии проекта в виде различных отчетов. Отчеты могут строиться по нескольким признакам, например по времени, автору, элементам диаграмм, диаграмме или проекту в целом. Администратор проекта представляет собой инструменты, необходимые для выполнения следующих административных функций: • инициализации проекта; • задания начальных параметров проекта; • назначения и изменения прав доступа к элементам проекта; • мониторинга выполнения проекта. Сервис представляет собой набор системных утилит по обслуживанию репозитория. Данные утилиты выполняют функции архивации данных, восстановления данных и создания нового репозитория. Современные CASE-системы классифицируются по следующим признакам: 1) по поддерживаемым методологиям проектирования: функционально (структурно)-ориентированные, объектно-ориентированные и комплексно-ориентированные (набор методологий проектирования); 2) по поддерживаемым графическим нотациям построения диаграмм: с фиксированной нотацией, с отдельными нотациями и наиболее распространенными нотациями; 3) по степени интегрированности: tools (отдельные локальные средства), toolkit (набор неинтегрированных средств, охватывающих большинство этапов разработки ЭИС) и workbench (полностью интегрированные средства, связанные общей базой проектных данных - репозиторием); 4) по типу и архитектуре вычислительной техники: ориентированные на ПЭВМ, ориентированные на локальную вычислительную сеть (ЛВС), ориентированные на глобальную вычислительную сеть (ГВС) и смешанного типа; 5) по режиму коллективной разработки проекта: не поддерживающие коллективную разработку, ориентированные на режим реального времени разработки проекта, ориентированные на режим объединения подпроектов; 6) по типу операционной системы (ОС): работающие под управлением WINDOWS 3.11 и выше; работающие под управлением UNIX и работающие под управлением различных ОС (WINDOWS, UNIX, OS/2 и др.). В разряд CASE-систем попадают как относительно дешевые системы для персональных компьютеров с ограниченными возможностями (такие, как редакторы диаграмм), так и дорогостоящие системы для больших ЭВМ. Современные CASE-системы охватывают обширную область поддержки различных технологий проектирования и программирования: от простых средств анализа и документирования ИС до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ИС. Помимо поддержки начальных этапов разработки важное значение приобретают CASE-системы, ориентированные на проектирование и генерацию баз данных и пользовательских интерфейсов. Генерация интерфейсов с базами данных и возможность преобразования (конвертирования) между различными концептуальными схемами и моделями данных увеличивает мобильность прикладных систем при переходе в другие операционные среды. Генерация кода и (или) таблиц, описывающих интерфейс прикладной системы с базой данных, не только позволяет сократить время разработки, но и дает возможность отделить разработку приложений от ведения архива проектной документации. Наиболее трудоемкими этапами разработки ЭИС являются этапы анализа и проектирования, поэтому CASE-системы, как правило, предназначены для автоматизации отслеживания качества принимаемых проектных решений и подготовки документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры, сквозную проверку синтаксических правил. Стратегия выбора CASE-систем для конкретного применения зависит как от целей и потребностей самого проекта, так и от квалификации вовлеченных в процесс проектирования специалистов. В большинстве случаев одно средство не может обеспечить все потребности проекта. Разработчики, как правило, применяют набор средств. Например, одно средство наилучшим образом подходит для анализа, а другое - для проектирования систем. В общем случае при выборе CASE-системы необходимо учитывать следующие аспекты. • Наличие базы проектных данных, архива или словаря. СУБД словари данных обеспечивают высокую степень интеграция данных и предоставляют широкие возможности для централизованного сбора, хранения и распределения проектной информации между различными этапами проекта и выполняемыми операциями. • Интерфейсы с другими CASE-системами. В процессе проектирования ЭИС могут использоваться различные методологии, поэтому важно, чтобы используемые CASE-системы предоставляли возможности для эффективного использования нескольких методов. При этом должна быть обеспечена терминологическая совместимость различных методологий. • Возможности экспорта/импорта. Спецификации, полученные на этапах анализа, проектирования и кодирования для одной ЭИС, могут быть использованы для проектирования другой системы. Повторное проектирование и кодирование могут быть обеспечены при помощи средств экспорта/импорта спецификаций в различные CASE-системы. • Многопользовательский режим. Развитые CASE-системы должны обладать возможностями разделения полномочий персонала разработчиков и объединения отдельных работ в общий проект. • Открытая архитектура. Открытая к доступу проектировщиков информация об используемых форматах файлов и интерфейсах должна позволять безболезненно переходить от одной CASE-системы к другой. • Расширение новыми методологиями. Как и любое программное средство, CASE-система должна обладать возможностью совершенствоваться с учетом появления новых требований или новых предметных областей. • Наличие графических средств поддержки методологий проектирования. Большинство CASE-систем базируется на графическом отображении методологий. Графические элементы структурных диаграмм и объекты словаря должны позволять декомпозировать различные компоненты проекта и детализировать изображения с той степенью, с какой это необходимо для понимания проектных решений. • Обеспечение качества проектной документации. Это требование относится к возможностям CASE-системы анализировать и проверять описания и документацию на полноту и непротиворечивость, а также на соответствие принятым в данной методологии стандартам и правилам. В результате анализа должна формироваться информация, указывающая на имеющиеся противоречия или неполноту проектной документации, находящейся в архиве или словаре. • Автоматическая генерация отчетов о проектных решениях. Решения (спецификации), созданные в процессе проектирования, служат источником документирования системы. Часто возникает потребность получения твердой копии спецификаций в текстовой или графической форме. • Генерация кодов программ. CASE-системы с жесткой ориентацией на конкретные СУБД должны обеспечивать возможность генерации программ в среде этих СУБД. • Планирование и управление проектом. Использование CASE-систем не исключает потребности в эффективном управлении проектом. Многие развитые CASE-системы имеют в своем составе средства планирования и управления проектом. Спецификации, которые используются этими средствами, представляют собой опорные точки управления, позволяющие определять сроки разработки.
Основные понятия и классификация методов типового проектирования
Методы типового проектирования ЭИС предполагают создание системы из готовых покупных типовых элементов (типовых проектных решений). Для этого проектируемая ЭИС должна быть декомпозируема на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т.д.), для которых подбираются и закупаются имеющиеся на рынке типовые проектные решения. Далее закупленные типовые элементы, как правило, включающие программные продукты, настраиваются на особенности конкретного предприятия или дорабатываются в соответствии с требованиями проблемной области. Под типовым проектным решением (ТПР) будем понимать представленное в виде проектной документации, включая программные модули, проектное решение, пригодное к многократному использованию. В качестве проектного решения может выступать реализация как отдельных компонентов ЭИС (программных модулей, функциональных задач, автоматизированных рабочих мест, локальных баз данных, локальных вычислительных сетей), так и взаимосвязанных комплексов компонентов (функциональных и обеспечивающих подсистем, ЭИС в целом). Типовые проектные решения также называют тиражируемыми продуктами. В зависимости от уровня декомпозиции системы различают элементный, подсистемный и объектный методы типового проектирования (рис. 14.1). При элементном методе типового проектирования ЭИС в качестве типового элемента системы используется типовое решение по задаче или по отдельному виду обеспечения задачи (информационному, программному, техническому, математическому, организационному) (рис. 14.2). Рис. 14.1. Классификация типовых методов проектирования
Рис. 14.2. ТПР уровня Задача
Сущность применения ТПР при элементном методе заключается в комплектации ЭИС из множества ТПР по отдельным разрозненным задачам. Если данного множества недостаточно для того, чтобы спроектировать систему, необходимые модули дорабатываются вручную. Достоинство элементного метода типового проектирования ЭИС связано с применением модульного подхода к проектированию и документированию ЭИС. К недостаткам применения метода относятся большие затраты времени на сопряжение разнородных элементов вследствие информационной, программной и технической несовместимости TПP, а также плохая адаптивность (настраиваемость) элементов к особенностям предприятия. Следствием перечисленных недостатков являются большие затраты времени на доработку и комплексирование ТПР отдельных элементов, сопоставимые со временем ручного оригинального проектирования ЭИС. В настоящее время элементные ТПР в основном применяются в качестве библиотек методо-ориентированных программ (библиотек классов объектов), например, при разработке графических интерфейсов, применении вычислительных и служебных функций. В силу ограниченного характера применения в дальнейшем метод элементного типового проектирования ЭИС не рассматривается. При использовании подсистемного метода типового проектирования ЭИС в качестве элементов типизации выступают отдельные подсистемы, которые обеспечивают функциональную полноту, минимизацию внешних информационных связей, параметрическую настраиваемость, альтернативность схем в пределах значений входных параметров. При этом достигается более высокая степень интеграции типовых элементов ЭИС [93]. Типовые проектные решения для функциональных подсистем реализуются в виде пакетов прикладных программ (ППП), которые позволяют осуществлять: • модульное проектирование; • параметрическую настройку программных компонентов на различные объекты управления; • сокращение затрат на проектирование и программирование взаимосвязанных компонентов; • хорошее документирование отображаемых процессов обработки информации. Вместе с тем адаптивность типовых проектных решений в виде функциональных ППП недостаточна с позиции непрерывного инжиниринга деловых процессов. Также возникают проблемы в комплексировании ППП разных функциональных подсистем, особенно в случае использования ППП нескольких производителей программного обеспечения, для которых, как правило, характерна их информационная, программная и техническая несовместимость между собой при построении единой, корпоративной ЭИС. В качестве примеров широко распространенных функциональных ППП можно назвать: 1C «Предприятие» (автоматизация бухгалтерского учета, расчета заработной платы, складского учета), «Фолио - Склад» (автоматизация складских операций), Project Expert (бизнес-планирование), ИНЭК (финансовый анализ) и др. При объектном методе типового проектирования ЭИС в качестве типового элемента используется типовой проект для объектов управления определенной отрасли, который включает полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ЭИС. Современные типовые проекты отличаются: • открытостью архитектуры, позволяющей устанавливать проекты на разных программно-технических платформах; • масштабируемостью, допускающей конфигурацию ЭИС для переменного числа рабочих мест; • конфигурируемостью, позволяющей выбирать подмножество компонентов, которые необходимы для конкретной проблемной области и параметрически настраиваются на особенности объекта управления. Несомненное преимущество объектного метода типового проектирования ЭИС перед подсистемным методом заключается в комплексируемости всех компонентов за счет методологического единства и информационной, программной и технической совместимости компонентов. Адаптивность объектного метода проектирования зависит от используемого подхода. При параметрической настройке типовых информационных систем, таких, например, как ППП «Галактика», «Парус», «БОСС» и другие, возникают проблемы привязки типового проекта к конкретному объекту управления так же, как и при подсистемном подходе. Обычным способом решения проблемы адаптации является изменение структуры организационно-экономической системы объекта внедрения в соответствии с требованиями типового проекта либо существенная доработка типового проекта с помощью специальных инструментальных средств типовой системы. В настоящее время развивается модельно-ориентированный подход реализации объектного метода типового проектирования ЭИC, известный по применению типовых информационных систем R/3 (SAP) Особенность этого подхода заключается в настройке типового проекта на особенности объекта управления путем привязки модели проблемной области к модели типовой системы. Поддержание при этом модели проблемной области в репозитории системы сближает метод типового проектирования с методом автоматизированного проектирования как в части более точного определения и модификации требований к информационной системе, так и в части корректности параметрической настройки и автоматизированной доработки проектных решений. В силу отличий параметрически-ориентированного и модельно-ориентированного подходов к реализации методов типового проектирования ЭИС каждый из перечисленных подходов рассматривается в отдельном параграфе.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|