Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общая структура организации работ по проектированию ЭИС





 

Процесс проектирования ЭИС включает в себя большое ко­личество взаимосвязанных между собой разнообразных элемен­тов и предполагает построение соответствующей системы управ­ления. В качестве объекта разработки проекта могут выступать либо вся ЭИС для предприятия заказчика, либо только отдель­ная подсистема или совокупность подсистем, либо отдельные работы, например установка вычислительной сети, проведение консалтинговых работ по оценке эффективности информацион­ной системы и т.д.

Проект как вид деятельности проектирующей организации отличается следующими особенностями:

• направлен на достижение конкретных целей;

• включает в себя координированное выполнение взаимосвязан­ных действий;

• имеет ограниченную протяженность во времени с определен­ным началом и концом;

• все проекты в определенной степени неповторимы и уни­кальны.

Организация процессов разработки проекта ЭИС отличается значительной сложностью. К причинам, обусловливающим слож­ность данных процессов, следует отнести прежде всего:

• масштабы разработки ЭИС;

• взаимосвязь различных по своей природе элементов проекта ЭИС (информационные, программные и технические средства обработки информации; экономико-математические модели; методы и средства проектирования; специалисты-разработчики; элементы проекта системы и др.);

• различные факторы старения указанных элементов;

• разный временной цикл существования и темпов обновления элементов;

• длительность процесса проектирования системы;

• индивидуальность проекта, обусловленную спецификой объек­та проектирования;

• коллективный характер труда многих специалистов различ­ной квалификации.

Под управлением проектом подразумевается деятельность направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, в де­нежных средствах и материальных ресурсах, а также по качеству конечных результатов проекта (документированных, например, в техническом задании). Управление как процесс характеризует­ся следующими компонентами: целью управления, ограничения­ми, объектом и субъектом управления, контуром управления, ме­тодами и средствами управления.

Глобальной целью управления проектированием ЭИС являет­ся получение проекта с заданными пользователем параметрами. Ограничениями могут выступать сроки проектирования, требуе­мые ресурсы. Объектом управления является процесс проекти­рования ЭИС как деятельность коллектива разработчиков сис­темы, а также состояние используемых ресурсов.

Процесс проектирования ЭИС имеет специфические особен­ности, которые, в свою очередь, определяют специфику управления проектированием.

1. Процесс проектирования ЭИС по своему характеру является творческим. Поэтому при отсутствии достаточно полного формализованного перечня операций проектирования и состояний проекта в процессе его разработки управление проектированием носит ситуационный характер.

2. Пользователь на этапе разработки системы может изменять требования к качеству системы, срокам и затратам проектирования. В связи с отсутствием общепринятых надежных способов оценки качества проектных решений затруднен его контроль.

3. Стремление разработчиков к индивидуальному характеру труда приводит к невысокой степени организации контроля и координации деятельности отдельных разработчиков проекта.

Выделение субъекта управления связано с разделением труда в группе специалистов в процессе проектирования ЭИС. Управ­ление проектными работами в этом случае может осуществлять­ся на нескольких уровнях:

• руководства проектной организации;

• руководства обеспечивающих подразделений (например, пла­ново-производственного отдела и т.п.);

• руководства функциональными подразделениями;

• руководителей проектов (главных конструкторов);

• руководителей проектных групп (ответственных исполни­телей).

На каждом уровне управления проектными работами суще­ствует определенное представление о процессе проектирования, частных целях и задачах управления процессом проектирования ЭИС, что определяется кругом должностных обязанностей, ха­рактером выполняемых функций субъектов управления каждым уровнем, набором используемых методов и средств управления.

Управление проектированием, как правило, рассматривают в двух аспектах: организационном и функциональном.

В организационном аспекте управление проектированием рас­сматривается по уровням организационно-административной структуры с соответствующими правами и обязанностями субъек­тов процесса проектирования.

В функциональном аспекте управление проектированием рас­сматривается как применение соответствующих методов и средств организации и ведения проектных работ.

На практике данные аспекты управления проектированием реализуются в конкретных формах управления, применяемых в организациях-разработчиках систем. В данной главе будет рас­смотрен организационный аспект управления проектированием.

Организация работ по проектированию ЭИС определяется порядком взаимодействия между несколькими сторонами, уча­ствующими в этом процессе: пользователем, заказчиком, адми­нистратором и разработчиком.

Пользователь - это организация или группа подразделений, которые используют результаты обработки информации на ЭВМ. Для ЭИС под пользователем понимают прежде всего административно-управленческий аппарат, для которого создается эта система. Пользователь выполняет следующие функции:

• формирует исходные данные для проектирования и обра­ботки;

• определяет состав задач для автоматизации;

• определяет основные требования к задачам и режим функци­онирования системы.

Заказчик - это ответственное лицо, под которым понимается организация или подразделение и которое выполняет функции:

• формирует требования к системе и ее частям;

• выдает техническое задание, финансирует разработку ЭИС;

• обеспечивает проведение комплекса мероприятий по ее созда­нию;

• проводит внедрение и прием проекта ЭИС.

При этом заказчик несет ответственность перед пользовате­лем за соответствие состава и характеристик решаемых задач, режима функционирования ЭИС исходным данным пользовате­ля, за сроки создания системы, правильность использования ре­сурсов в процессе проектирования.

Администратор - ответственное лицо, которое выполняет эк­сплуатацию программно-технических средств и информационно­го и методологического обеспечения ЭИС (технологические и инструкционные карты).

Администратор несет ответственность перед пользователем за правильность результатов работы ЭИС и их своевременность, а перед заказчиком и разработчиком - за соблюдением условий эксплуатации, требований к технической документации.

Разработчик - это ответственное лицо (организация или под­разделение), которое выполняет следующие функции:

• разрабатывает ЭИС по техническому заданию заказчика;

• принимает участие во внедрении;

• осуществляет сдачу проекта заказчику;

• осуществляет авторское сопровождение проекта.

Разработчик несет ответственность перед заказчиком за правильность реализации требований ТЗ на ЭИС, научно-технический уровень разработки, сроки проведения работ, качество проектной документации, правильность расхода денежных ресурсов.

Под разработчиком понимается как одна организация, так и некоторая совокупность организаций, в которую входят головная организация и организации-соисполнители.

Существует несколько типов схем организации работ с учас­тием четырех сторон, выбор которых зависит от объема заказа.

1. Если заказ имеет небольшие размеры по стоимости и по продолжительности работ, то принимают первую схему, в кото­рой в одном лице выступают заказчик, разработчик и админист­ратор (рис. 15.1).

Рис. 15.1. Схема организации работ для небольших заказов

 

К преимуществу данной схемы можно отнести минимальное количество организаций - участников процесса и минимальные сроки и стоимость разработки.

Однако совмещение в одной организации функций разраба­тывающей стороны и принимающей стороны имеет ряд суще­ственных недостатков:

• отсутствует действенный контроль за научно-техническим

уровнем разработки, сроками выполнения работ;

• не достигается высокого профессионального уровня разработ­чиков.

2. Для больших и сложных заказов применяют схему согласно которой функции разработчика отделяются от функций заказчика и администратора и выполняются другой организацией

(рис. 15.2).

Рис. 15.2. Схема организации работ при наличии сложного заказа

 

К преимуществам данной схемы можно отнести:

• рациональное распределение функций между сторонами, уча­ствующими в создании и эксплуатации ЭИС;

• возможность привлечения к разработке ЭИС специализиро­ванных организаций (НИИ, СКБ).

Однако и эта схема имеет недостатки;

• отсутствие прямой связи между разработчиком и пользователем, что создает трудности в своевременном получении и детализации исходных данных для проектирования;

• определенные трудности при приеме проекта в эксплуатацию из-за желания администраторов получить методологическое обеспечение задач, максимально соответствующее идеальным условиям эксплуатации, что, в свою очередь, требует боль­ших сроков и объемов по доработке проекта. 3. В том случае, если заказчик - большая организация, кото­рая курирует разработку нескольких проектов ЭИС, применяют следующую схему (рис. 15.3).

Рис. 15.3. Схема организации работ при полном разделении функций участвующих сторон

 

Данная схема характеризуется тем, что на заказчика возлагаются функции сопровождения, заказа и приемки проектов нескольких ЭИС.

Преимуществами данной схемы являются:

• более высокая степень специализации работников, следовательно, более высокий профессиональный уровень;

• возможность организации контроля за сроками и качеством выполнения работ.

4. Отделение заказчика от разработчика позволяет последне­му привлекать к своей работе организации-соисполнителей раз­ных уровней иерархии (рис. 15.4), что, в свою очередь, позволяет использовать труд специализированных и профессиональных организаций.

Рис. 15.4. Схема организации работ с использованием организаций-соисполнителей

 

Основными документами, регулирующими отношения заказ­чика и проектировщика, являются техническое задание и дого­вор на проведение работ.

Иногда заказчик курирует частные ТЗ, если организациям выделены важные функции, которые имеют достаточно сложную структуру. Переход экономики страны на рыночные отношения привел к тому, что в области проектирования ЭИС появился самостоя­тельный рынок услуг по проектированию, покупке и установке вычислительной техники, разработке локальных сетей, проклад­ке сетевого оборудования и обучению пользователей, выполняе­мых компаниями, называемыми «системными интеграторами». Под термином «системный интегратор» одни авторы [10] по­нимают компании, специализирующиеся на сетевых и телеком­муникационных решениях (сетевые интеграторы), имеющие, в свою очередь, сеть своих реселеров (продавцов), или компании -программные интеграторы. Другие, например [79], считают, что компания - «системный интегратор» призвана выполнять комп­лексное решение задач заказчика при построении ЭИС, посколь­ку заказчик готов переложить детальную проработку и реализа­цию проекта на плечи системного интегратора, определив лишь исходные данные и задачи, которые должна решать реализуемая ЭИС. Такая компания выполняет, как правило, следующий на­бор функций:

• продажа (дистрибуция, поставка для проектов) аппаратного обеспечения;

• продажа (дистрибуция, поставка для проектов) программно­го обеспечения;

• консалтинг, проектные работы, сервис, техническая поддер­жка, обучение.

По структуре и выполняемым функциям выделяют две груп­пы фирм системных интеграторов:

• малые фирмы с числом сотрудников менее 30 человек и с чис­лом сотрудников от 30 до 50 человек, представляющие собой небольшие динамические компании, специализирующиеся на интеграции программного обеспечения и аппаратных средств нескольких бизнес-партнеров;

• средние фирмы с числом сотрудников от 50 человек до 100 и крупные фирмы-интеграторы с числом сотрудников свыше 100 человек, предлагающие клиенту широкий спектр решений, основанных на оборудовании большого числа ведущих зарубежных производителей. В таких компаниях созданы отделы разработки собственных программных продуктов, предлагаются услуги по консалтингу и обучению специалистов в собственных учебных центрах.

Если в структуре доходов североамериканских компаний в последние годы установились доли доходов от продажи сетевого оборудования на уровне 50% и ПО на уровне 17%, то доля доходов от проектирования и консалтинговых услуг составила 33%. В нашей стране, по данным на 1996 г., для малых и средних фирм эти доли составляют 60%, 22-26% и 14-18% соответственно, а для крупных системных интеграторов доля работ и услуг доходит до 40% общего дохода, продажи аппаратных средств составили около 35%, доля продажи и установки в проектах про­граммного обеспечения также составляет 22-26%.

Объектами, с которыми работают специалисты фирм-интег­раторов, являются:

• офисные и корпоративные сети;

• многоуровневые системы хранения информации;

• системы управления технологическими процессами;

• корпоративные автоматизированные информационные систе­мы для крупных банков, нефтегазовых компаний, крупных хи­мических комбинатов и т.д.

Участие системного интегратора на всех этапах процесса про­ектирования дает возможность создавать более эффективные информационные системы. Так, в самом начале проекта они со­здают консультационную группу для проведения предпроектных исследований. Тесное сотрудничество с производителями помо­гает им предлагать технические решения на базе технологий и оборудования, которые появятся на рынке через год или два, т.е. предлагаются наиболее современные решения, которые морально не устареют к тому моменту, когда будет спроектирована и запущена ЭИС.

Реализуя интеграционные проекты, фирмы проводят следующие виды работ:

• проектируют топологию интегрированных вычислительных

систем;

• выбирают эффективные технические решения;

• определяют оптимальный состав аппаратных и программных

средств;

• осуществляют монтаж, сопровождение и гарантийное обслу­живание техники в течение всего срока эксплуатации сис­темы;

• осуществляют поставки готовых компонентов информацион­ной системы, включая вычислительную и сетевую технику, различные программные продукты (сетевые средства, систе­мы офисной автоматизации, банковские системы и приклад­ное программное обеспечение);

• разрабатывают собственное программное обеспечение на базе современных CASE-технологий.

Помимо этого фирмы-интеграторы создают, как правило, дилерскую сеть представительств в ряде городов России и в стра­нах СНГ. При этом компании осуществляют техническую и ин­формационную поддержку своих дилеров, проводя совместные семинары и презентации, регулярно рассылая им информацион­но-рекламные материалы о новых продуктах и перспективных технологиях, осуществляют совместное участие в крупных реги­ональных проектах.

Ряд компаний-интеграторов, например компания «Анкей», представляют собой холдинговую структуру, включающую в себя четыре самостоятельных предприятия:«Анкей/Информационные системы» (разработка программных приложений), «Анкей/Центр технической поддержки» (построение сети), «Анкей/Сетевое и компьютерное оборудование» (поставка оборудования), «Анкей/ Консалтинг». Такая структура компании позволяет ей гибко ре­агировать на потребности рынка. В связи с этим для таких ком­паний существуют два понятия: корпоративный проект и проект дочерней компании.

Если заказчик требует в своем решении участия хотя бы двух дочерних структур, начинает работать холдинг: назначается ру­ководитель проекта, координирующий деятельность по отноше­нию к заказчику и внутри холдинга, т.е. получается иерархическая система управления проектом. Дочерняя компания может заключать договор сама, например, когда требуется построение сетевой инфраструктуры.

Другим вариантом организации системной интеграции явля­ется реализация проектов от консалтинга до создания приклад­ной системы - со сдачей заказчику всей информационной систе­мы «под ключ» с привлечением партнеров для реализации неко­торых составляющих проекта. Этот вариант носит название «проектной интеграции», под которой понимается умение находить составные части для решения комплексной задачи, умение распределять ответственность и составлять план-график работ для того, чтобы задача была действительно решена. Проектная интеграция - это интеграция существующих проектов, привлечение и использование нужных ресурсов [79].

Фирмы-проектные интеграторы рассматривают в качестве партнеров отделы автоматизации предприятий-заказчиков которые сами для себя выполняют большую работу по автоматизации различных типовых областей, заказывать которую для крупных структур было бы накладно. Поэтому, работая с крупными организациями, проектные интеграторы воспринимают их отделы автоматизации как фирмы, которые производят определен­ную продукцию в этой области, и стараются договориться с ними об использовании их продукта и рабочего времени в целях осу­ществления проекта.

Кроме того, функцией фирм-проектных интеграторов явля­ется налаживание структурных связей между разными разработ­чиками с тем, чтобы они могли на коммерческой основе обмени­ваться проектными решениями. Когда же появляется много суб­подрядчиков, то появляется необходимость управления проектом, слежения за исполнением, чтобы все части были правильно со­стыкованы, сданы в срок и т.д.

Проектный интегратор отличается от системного интеграто­ра тем, что, во-первых, максимально активно использует аутсортинг и, во-вторых, делает это максимально эффективно и с мини­мальными затратами, так, чтобы проект начал работать в реаль­ном времени и как можно быстрее дал экономический эффект.

Если системный интегратор создает новые информационные системы, то проектный совершенствует работу ЭИС путем поис­ка на рынке уже существующих, внедренных решений и объеди­нения их.

Чтобы можно было снять какую-либо частную проблему, не отвлекая средств на предпроектное обследование, проектный интегратор опирается на помощь сотрудников отдела автоматизации заказчика для выявления проблемы, поиска и выбора нужных решений, после чего проектный интегратор связывается с теми, кто внедрил такое решение, и разрабатывает технико-экономическое обоснование этого решения. Результатом проектной интеграции является некий совместный продукт, в который должны входить разработка фирмы - проектого интегратора, разработки субподрядчика с учетом пожеланий отдела автоматизации, выполненные без затрат на предпроектное обследование, и который начинает работать в сжа­тые сроки.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.