Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Капиталистические страны в конце XX начале XXI века





План изучения темы

1. Причины «консервативной волны»

2. Реформы неоконсерваторов и их итоги

3. Интеграционные процессы в мире

4. США на рубеже XX - XXI вв.

5. Страны Западной Европы на рубеже XX—XXI вв.

 

1. «Консервативная волна» и ее причины

Исходный импульс «консервативной волне» дал экономический кризис 1974 — 1975 гг. Он совпал по времени со всплеском инфляции приведшей к крушению структуры внутренних цен, что затрудняло получение кредитов. К этому добавился энергетический кризис, который способствовал нарушению традиционных связей на мировом рынке, осложнил нормальный ход экспортно-импортных операций, дестабилизировал сферу финансово-кредитных отношений. Стремительный рост цен на нефть вызвал структурные изменения в экономике. Основные отрасли европейской промышленности (черная металлургия, судостроение, химическое производство) пришли в упадок. В свою очередь, происходит быстрое развитие новых энергосберегающих технологии.

В результате нарушения международного валютного обмена, пошатнулись основы финансовой системы, введенной еще в Бреттонвудсе в 1944 г. В западном сообществе стало нарастать недоверие к доллару как основному средству расчетов. В 1971 ив 1973 гг. он дважды подвергся девальвации. В марте 1973 г. ведущие страны Запада и Япония подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют, а в 1976 г. Международный валютный фонд (МВФ) отменил официальную цену на золото.

Экономические проблемы 70-х гг. происходили на фоне приобретавшей все больший размах НТР. Ее основным проявлением стала массовая компьютеризация производства, способствовавшая постепенному переходу всей западной цивилизации к «постиндустриальному» этапу развития.

Заметно ускорились процессы интернационализации хозяйственной жизни. ТНК стали определять лицо западной экономики. К середине 80-х гг. на их долю приходилось уже 60 % внешней торговли и 80 % разработок в сфере новых технологий.

Процесс преобразования экономики, толчком к которому стал экономический кризис, сопровождался рядом социальных трудностей: увеличением безработицы, ростом стоимости жизни. Традиционные кейнсианские рецепты, заключавшиеся в необходимости увеличения государственных расходов, сокращения налогов и удешевления кредита, порождали перманентную инфляцию и бюджетный дефицит. Критика кейнсианства в середине 70-х гг. приобрела фронтальный характер.

Постепенно складывается новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее яркими представителями которой на политической арене стали М. Тэтчер, возглавившая правительство Англии в 1979 г., и Р. Рейган, избранный в 1980 г. на пост президента США.

Характеристика идеологии неоконсерватизма.

Неоконсерватизм как идейное течение сложился в США в середине 1960-х гг. Он объединил сторонников различных направлений политической и экономической мысли. Главное внимание они обращали на традиционные ценности, религиозные, национальные и культурные традиции страны. Они выступали:

ü за возрождение авторитета таких социальных институтов, как семья, школа, церковь.

ü большое значение придавалось этике «демократического капитализма», предполагающей уважение закона и порядка,

ü за дисциплинированность,

ü за сдержанность,

ü за патриотизм.

ü критика общества всеобщего благоденствия, т.к. опекая граждан, оно порождает иждивенческие настроения,

ü Неоконсерваторы ссылались на то, что из-за активной социальной политики в среде неимущих возникли группы людей, считающих более выгодным жить на пособие по безработице, чем работать.

Главным теоретиком экономики неоконсерватизма принято считать М. Фридмана (р. в 1912), утверждавшего, что основное внимание надо уделять вопросам не перераспределения производимого продукта, а обеспечению его постоянного роста. Условия для такого роста, по мнению Фридмана и его сторонников, могли создать снижение налогового бремени на предпринимательскую деятель­ность, ограничение государственного вмешательства в экономику.

Неоконсервативные взгляды были взяты на вооружение политическими партиями правой ориентации — республиканцами в США, блоком ХДС/ХСС в ФРГ, консерваторами в Великобрита­нии. Лидеры этих партий обещали сочетать традиционные ценности с потребностями перемен и модернизации. Они получили поддержку самых широких слоев общества.

К их аргументам прислушивались предприниматели и представители среднего класса, заинтересованные в снижении налогового бремени, маргиналы, считающие социальные программы недостаточными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом.

2. Реформы неоконсерваторов и их итоги

В области экономической политики неоконсерваторы руководствовались идеями «свободного рынка» и «теорией предложения». В социальной сфере ставка была сделана на сокращение государственных расходов. Государство сохраняло под своим контролем только систему поддержки нетрудоспособного населения. Все трудоспособные граждане должны были обеспечивать себя сами. С этим была связана и новая политика в области налогообложения: проводилось радикальное снижение налогов на корпорации, что имело целью активизировать приток инвестиций в производство.

Вторая составляющая экономического курса консерваторов — формула «государство для рынка». В основе данной стратегии находится концепция внутренней стабильности капитализма, согласно которой данная система объявляется способной к саморегуляции посредством конкуренции при минимальном вмешательстве государства в процесс воспроизводства.

Неоконсервативные рецепты быстро завоевали широкую популярность среди правящей элиты ведущих стран Западной Европы и США. Отсюда и общий набор мероприятий в сфере экономической политики: снижение налогов на корпорации при росте косвенных налогов, сверты­вание ряда социальных программ, широкая распродажа государственной собственности (реприватизация) и закрытие нерентабельных предприятий. Среди тех социальных слоев, которые поддержали неоконсерваторов, можно выделить главным образом предпринимателей, рабочих вы­сокой квалификации и молодежь.

«Рейганомика»

В США пересмотр социально-экономической политики произошел после прихода к власти республиканца Р. Рейгана. Уже в первый год его президентства был принят Закон об оздоровлении экономики. Он включал в себя:

налоговая реформа - вводилась новая шкала, близкая к пропорциональному налогообложению, -сокращение социальных расходов. Выгодно наиболее зажиточным слоям и среднему классу.
концепция «нового федерализма» - перераспределение полномочий между федеральным правительством и властями штатов в пользу последних; - отмена около 150 федеральных социальных программ, а оставшиеся передать местным органам власти Усиление органов власти штатов

 

Итоги: Рейгану удалось в короткий срок снизить уровень инфляции: в 1981 г. она составляла 10,4 %, а к середине 1980-х гг. упала до 4 %. Впервые после 1960-х гг. начался бурный экономический подъем (в 1984 г. темпы роста достигли 6,4 %), увеличились расходы на образование.

В общем виде итоги «рейганомики» можно отразить в следующей формулировке: «Богатые стали богаче, бедные — беднее». Но повышение жизненного уровня затронуло не только группу богатых и сверхбогатых граждан, но и достаточно широкие и постоянно растущие средние слои. Хотя «рейганомика» и нанесла ощутимый ущерб малоимущим американцам, она давала шансы на получение работы, тогда как предшествовавшая социальная политика способствовала лишь общему сокращению числа бедняков в стране. Поэтому, несмотря на достаточно жесткие меры в социальной сфере, правительству США не пришлось столкнуться со сколько-нибудь серьезным общественным протестом.

«Тетчеризм»

В Англии решительное наступление неоконсерваторов связано с именем М. Тэтчер.

· Была объявлена борьба с инфляцией. За три года ее уровень снизился с 18% до 5 %.

· Был отменен контроль над ценами и сняты ограничения на передвижения капитала.

· Сократилось субсидирование государственного сектора,

· Началась приватизация - были приватизированы предприятия нефтедобывающей и авиакосмической промышленности, воздушного транспорта, автобусные компании, ряд предприятий связи, часть имущества Управления британских железных дорог, муниципального жилого фонда.

К 1990 г. 21 государственная компания была приватизирована, 9 миллионов англичан стали акционерами, 2/3 семей —- собственниками домов или квартир.

В социальной сфере Тэтчер повела жесткую атаку на профсоюзы. В 1980 и 1982 гг. ей удалось провести через парламент два закона, ограничивающие их права: под запрет ставились стачки

отменялось правило о преимущественном приеме на работу членов профсоюза. Представители профсоюзов были отстранены от участия в деятельности консультативных правительственных комиссий по проблемам социально-экономической политики. Но главный удар по профсоюзам Тэтчер нанесла во время знаменитой стачки горняков в 1984 — 85 гг. Поводом к ее началу послужил разработанный правительством план закрытия 40 нерентабельных шахт с одновременным увольнением 20 тыс. человек. В марте 1984 г. профсоюз горняков объявил забастовку. Между пикетами бастующих и полицией началась открытая война. Суд в конце 1984 г. признал стачку незаконной и наложил на профсоюз штраф в 200 тыс. фунтов стерлингов, а позднее лишил его права распоряжаться своими фондами.

Летом 1978 г. консерваторы вновь одержали победу. Вторая половина 80-х гг. стала одной из самых благоприятных эпох в английской истории XX века: экономика постоянно находилась на подъеме, повышался уровень жизни. Уход Тэтчер с политической арены был предсказуем. Она не стала дожидаться того момента, когда благоприятные для страны тенденции пойдут на спад и на партию консерваторов ляжет вся ответственность за ухудшение положения. Поэтому осенью 1990 г. Тэтчер заявила о своем уходе из большой политики.

Аналогичные процессы происходили в 80-е годы XX века в большинстве ведущих стран Запада. Некоторым исключением из общего правила была Франция, где в 80-е гг. ключевые позиции принадлежали социалистам во главе с Ф. Миттераном.

Спад неоконсервативной волны

Неоконсервативная политика стала решающим фактором формирования информационного общества в США, Канаде и странах Западной Европы. Процессы модернизации производства повысили уровень деловой активности. В 1980—1990-е гг. среднегодовые темпы роста реального дохода на одного работника в развитых государствах составили 1,4 %. После кризиса 1970-х гг. это было бесспорным успехом. Он обеспечил длительность пребывания неоконсервативных партий у власти (18 лет — в Великобритании, 16 лет - в ФРГ, 12 лет - в США).

В то же время в 1990-е гг. в странах, вступивших в стадию информационного общества, неоконсервативная волна в значительной мере исчерпала себя.

«Консервативная волна» имела весьма определенные задачи обеспечить оптимальные, с точки зрения правящей элиты, условия для осуществления назревшей структурной перестройки экономики. Поэтому неслучайно, что к началу 90-х гг., когда наиболее сложная часть этой перестройки была выполнена, «консервативная волна» постепенно пошла на спад.

Происходило это в весьма мягкой форме. Р. Рейгана сменил в 1989 г. умеренный консерватор Дж. Буш, в 1992 г. Белый дом занял Б. Клинтон, а в 2001 г. к власти пришел Дж. Буш-младший.

В Англии Тэтчер сменил умеренный консерватор Дж. Мейджор, его, в свою очередь, — в 1997 г. — лидер партии лейбористов Э. Блэр. Однако смена правящих партий не подразумевала изменения внутриполитического курса Англии. Примерно так же развивались события и в других западноевропейских странах. Последний представитель «неоконсервативной волны», канцлер ФРГ Г. Коль в сентябре 1998 г. вынужден был уступить свой пост лидеру социал-демократов Г. Шредеру.

В целом 90-е гг. стали временем относительного затишья в социально-политическом развитии ведущих стран Запада в XX в..

3. Интеграционные процессы в мире

Единая модель экономической политики, утвердившаяся в развитых странах в 1980-е гг., облегчила ускорение развития интеграционных процессов, более широкое использование преимуществ международного разделения труда. Снимались еще остающиеся барьеры на пути свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы. ЕЭС, согласно вступившему в силу в 1987 г. Единому европейскому акту, преобразовывалось в Европейский Союз (ЕС), который должен был стать пространством без внутренних границ, сохранявших лишь символическое значение.

В 1993 г. произошло подписание Маастрихтских соглашений. Они обеспечивали создание единого европейского гражданства. С 1995 г. граждане Бельгии, Германии, Испании, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции получили возможность без виз неограниченное время проживать и работать в любой из них, участвовать в выборах в местные органы власти. В 1998 г. соглашения вступили в силу для Австрии, Греции и Италии.

Унификация законодательств позволяет говорить о том, что сложились единая европейская система правовых норм, осуществляется проведение согласованной внешней и оборонной политики. В 1997 г. 12 странами ЕС были подписаны соглашения о создании Европейского валютного союза. Его участники обязались оказывать взаимную поддержку стабильности курсов национальных валют. Был создан Европейский Центральный банк, с 2002 г. Европа перешла к единой валюте — евро. Интеграционные процессы развернулись и в других районах мира. В Северной Америке в 1988 г. было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой, в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. Новая структура получила название Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение отразило уже существовавшую очень высокую степень единства экономик североамериканских стран.

Так, в США направлялось свыше 2/3 экспорта Канады и Мексики. У США и Канады еще с XIX в. существовала система единого членства в профсоюзах. Дешевая мексиканская рабочая сила (до 10 — 12 млн человек ежегодно) давно использовалась американскими фермерами. Договор НАФТА узаконил эту практику, обеспечил юридическую защиту рабочим из Мексики на территории США. Между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО) и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в международных экономических организациях, были заключены соглашения о предотвращении торговых войн и правилах торговли.

4. США на рубеже XX - XXI вв.

Новые идеи Демократической партии обеспечили их кандидату на пост президента США, У. Клинтону, победу на выборах 1992 и 1996 гг.

За восемь лет пребывания у власти администрации демократов экономика США развивалась без кризисов.

ü Среднегодовые темпы экономического роста составили около 4%.

ü Было обеспечено положительное сальдо платежного баланса,

ü Началось сокращение государственного долга. Это достигалось за счет сокращения военных расходов, экономии в расходах пи государственное управление.

ü Сократился уровень безработицы, 90% прироста рабочих мест было обеспечено в сфере малого бизнеса.

ü Число людей, живу­щих ниже уровня бедности, сократилось с 15 до 11%.

Несмотря на бесспорные успехи политики демократов, президентские выборы 2000 г. выиграл кандидат Республиканской партии Д. Буш (р. в 1946).

Особенность этих выборов состояла в том, что из-за сложной, двухступенчатой системы избрания президента США Д. Буш победил, не имея поддержки большинства избирателей (48,04% против 48,24% у кандидата демократов А. Гора), но обеспечив себе более половины голосов выборщиков от штатов.

Недовольство у многих американцев вызвал курс демократов на создание новой экономики, открытой мировому рынку. Наибольшие выгоды получили базирующиеся на территории США ТНБ, обслуживающие международную торговлю и валютно-финансовые операции, а также ТНК, контролирующие разработку высоких технологий. Однако большинство средних и мелких американских товаропроизводителей столкнулись с ужесточением внешней конкуренции, импорт товаров рос намного быстрее, чем экспорт.

Объектом наиболее жесткой критики республиканцев стала внешняя политика демократов. Осуждалась склонность администрации У. Клинтона к использованию военной силы в локальных конфликтах, в том числе и в тех районах мира, где не были затронуты жизненные интересы США (Сомали, бывшая Югославия).

Трагические события 11 сентября 2001 г., когда захваченные террористами пассажирские самолеты врезались в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Министерства обороны в Вашинг­тоне, во многом изменили Америку и политику ее правящих кругов. Гибель более 3 тыс. человек под руинами нью-йоркских небоскребов вызвала в

стране подъем патриотических настроений, готовность поддерживать самые жесткие меры на международной арене. Приоритетом США стала борьба с терроризмом.

1. Была осуществлена реорганизация и усиление силовых структур, расширились их полномочия.

2. Началось быстрое наращивание военной мощи.

3. В 2001 г. США осуществили, при поддержке своих союзников, военную операцию в Афганистане, где находились базы террористической организации «Аль-Каида», осуществившей теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне.

4. В 2003 г. последовало вторжение в Ирак, завершившееся оккупацией этой страны.

Итогом данной политики стало: Сокращение налоговых поступлений, быстро растущие военные расходы, повышение цен на нефть на мировых рынках вызвали:

ü быстрый рост бюджетного дефицита и государственного долга США.

ü отказ от многих ранее объявленных социальных программ.

ü ведущие отрасли оказались в состоянии стагнации (застоя),

ü безработица возросла до уровня около 7%.

ü ряд крупнейших корпораций обанкротились, что нанесло ущерб экономике на сумму от 4 до 7 трлн долларов.

К 2004 г. показатели экономического роста начали улучшаться, безработица сократилась. Это, в сочетании с поддержкой большинством избирателей жесткого антитеррористического курса республиканской администрации, обеспечило Дж. Бушу-младшему переизбрание на пост президента на второй срок.

5. Страны Западной Европы на рубеже XX—XXI вв.

Великобритания: В начале нового века динамично развивалась английская экономика. Гибкая политика лейбористов в Англии позволила им на выборах 2001 г. добиться впечатляющей победы.

Дополнительную популярность Э. Блэру принесло решение проблем Шотландии и Уэльса, которые долгое время требовали самоуправления в рамках Соединенного Королевства. После проведения референдума они получили возможность создания собственных парламентов.

Остальные страны Европы столкнулись со значительными сложностями.

Германия: Для ФРГтяжелыми оказались последствия объединения с ГДР. Экономика Восточной Германии оказалась неконкурентоспособной в условиях свободного рынка и нуждалась в ускоренной модернизации. Это вызвало быстрый рост безработицы в стране, потребовало дополнительных инвестиций. Модернизация ГДР ежегодно поглощала около 5% ВНП Германии. Встал вопрос о нехватке ресурсов для поддержания многих социальных программ и возможности их сокращения. Коалиционное правительство социал-демократов и «зеленых» не решилось пойти на непопулярные меры. На досрочных выборах 2005 г. ни одной из партий не удалось добиться устойчивого большинства в парламенте. После длительных переговоров сложилось коалиционное правительство блока ХДС/ХСС и социал-демократов. Впервые премьер-министром Германии стала женщина, лидер блока консервативных партий А. Меркель.

В других странах Западной Европы из-за повышения цен на нефть на мировых рынках, отставания в темпах модернизации экономики США показатели экономического развития также ухудшились. Дополнительные экономические и политические сложности вызвало расширение Евросоюза за счет восточноевропейских государств. Вопросы субсидирования их развития, предоставления их гражданам права свободного въезда в страны Западной Европы вызвали острые дискуссии, привед­шие в 2005 г. к срыву принятия единой конституции стран ЕС. В том же году Франция, Бельгия, отчасти Германия стали ареной бунтов молодежи (в основном выходцев из исламских стран), на несколько дней повергших города этих стран в хаос. В 2004—2005 гг. атакам исламских террористов подверглась Испания (взрывы на железнодорожном вокзале Мадрида), а затем Англия (взрывы в метро).

В целом опыт модернизации стран Западной Европы и США, их вступление в стадию информационного общества показал, что он требует решения двух взаимосвязанных задач.

С одной стороны, технологического переоснащения производства, которое в условиях рыночной экономики возможно лишь при создании соответствующих стимулов корпорациям, снижении на­логов на их доходы.

С другой стороны, развития «человеческого капитала», без чего невозможны дальнейший технический прогресс и рациональное использование технологических достижений. Реформы в области образования, организация системы переквалификации работников, как правило, осуществляются государством и местными органами власти, они требуют введения дополнительных налогов на корпорации.

Поэтому последовательное чередование у власти в развитых странах неоконсервативных партий и политических сил, ориентирующихся на социальные цели, выступало закономерностью, от­вечающей оптимальному развитию модернизациониых процессов.

Задания для самостоятельной работы.

1. Охарактеризуйте взгляды неоконсерваторов на основные проблемы общественной жизни. Почему они завоевали широкую поддержку избирателей в США и ведущих странах Западной Европы?

2. Насколько принципы неоконсерватизма, реализованные на Западе, применимы, на ваш взгляд, к другим странам, прежде всего к России? Свой ответ обоснуйте.

3. В чем состояли особенности социально-экономической политики неоконсервативных партий?

4. Почему интеграционные процессы развивались особенно быстрыми темпами в 1980—1990-е гг.? Какие новые решения в сфере интеграции были найдены в этот период?

5. В чем состояли причины ослабления неоконсервативной волны в 1990-е гг.?

6. Охарактеризуйте цели и принципы политики администрации Д. Буша.

7. Проследите, какие процессы, связанные с глобализацией, упоминаются в тексте.

8. Дайте определение терминам: кейсианство, неоконсерватизм, Рейганомика, Тетчеризм, ЕС, НАФТА, НАТО, евро, интеграция, модернизация.

Тема 5 Развивающиеся страны в конце XX начале XXI века

План изучения темы

1. Начало модернизации в странах «Юга»

2. Трудности в модернизации развивающихся стран

3. Особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации

4. Опыт новых индустриальных стран

1 Начало модернизации в странах «Юга»

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии государств Азии и Африки (развивающихся или «Юга») существуют сходные черты в их социально-экономическом и политическом развитии.

В большинстве государств «Юга» ко времени обретения независимости преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (в Индии в 1960 г. — 74%, в 1990 г. — 64%, в Китае соответственно 83% и 72%, в Эфиопии — 93% и 86%).Крайне низкая производительность труда сочеталась с использованием тех же методов обработки земли, что и столетия назад. Преобладало натуральное хозяйство. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2— 3 трактора, т.е. в 150—200 раз меньше, чем в развитых государствах. С завоеванием независимости бывшими колониями к власти в большинстве из них пришли националистически ориентированные режимы. Главной их целью стали ускоренное развитие и преодоление отсталости от бывших метрополий.

Эти страны в 1960—1970 -е гг. добились некоторых успехов в решении задач модернизации экономики. Средние темпы прироста производства промышленной продукции там были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых государствах. В то же время даже страны, демонстрировавшие наиболее устойчивые темпы роста производства (такие, как Китай и Индия), все еще в 10—15 раз уступают державам развитой зоны мира по уровню дохода на душу населения.

Выделился ряд регионов, где возникали трудноразрешимые проблемы. К началу нового века рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары и в 2 из 16 арабских стран. В целом в 70 государствах размер ВНП на душу населения составил к концу века менее 300 долларов в год (это порог, ниже которого, как принято считать, не обеспечивается физи­ческое выживание людей).

2. Трудности в модернизации развивающихся стран

В 1950—1970-е гг. те из развивающихся государств, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные прибыли от их экспорта в индустриальные страны. Однако с переходом развитых стран на стадию информационного общества они освоили выпуск более дорогой наукоемкой продукции, внедрили энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Это привело к повышению цен на готовую продукцию.

Другим источником трудностей развития стал рост численности населения стран Азии и Африки. Все население Земли в начале XX в. составляло 1,7 млрд. человек, в конце века оно более чем утроилось, приблизившись к 6 млрд. В основном рост численности населения пришелся на развивающиеся страны. В развивающихся странах еще совсем недавно при очень высокой детской смертности выживаемость населения, обеспечивалась за счет того, что подавляющее большинство семей были многодетными. Внедрение достижений европейской медицины, резкое сокращение детской смертности, произошедшее на протяжении жизни одного поколения, сочетались с сохранением привычно высокого уровня рождаемости (6—8 детей в семье). Большая и стремительно возраставшая численность населения (1,3 млрд человек в Китае, более 1 млрд в Индии, около 200 млн в Индонезии, 130 млн в Пакистане, 120 млн в Бангладеш, 110 млн человек в Нигерии) создавала массу проблем. В городах развивающихся стран безработица достигает 50%.

Рост численности населения при ограниченной ресурсной базе стал источником практически неразрешимых трудностей. Падение уровня жизни, безработица вели к обострению всех противоре­чий — социальных, межэтнических, межконфессиональных. Внутренняя нестабильность отталкивала зарубежных инвесторов и затрудняла привлечение иностранного капитала для осуществления модернизации экономики.

3. Особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации

Наиболее сложные проблемы возникли в странах, которые в 1970— 1980-е гг. развивались по пути социалистической ориентацииАнголе, Танзании, Эфиопии, Мозамбике, Народной Республике Конго и др.

Ø В 1990-е гг. была свернута, а затем и полностью прекратилась поддержка существующих в этих странах режимов со стороны России.

Ø Ведущие финансовые центры Запада воздерживались от вложений капитала в их развитие.

Ø В большинстве стран социалистической ориентации произошла смена политических режимов. Она сопровождалась гражданской войной, обострением межэтнических конфликтов, столкновениями с соседними государствами.

Все это усугубляло экономические проблемы, тормозило процессы модернизации.

В группе государств Азии — Китае, Северной Корее и Вьетнаме — командно-административная социалистическая модель развития оказалась близка их историческим традициям, утвердилась на национальной почве. Черты их развития во многом были сходными и типичными. К ним относятся особая роль лидеров — Мао Цзэдуна (1893-1976) в Китае, Ким Ир Сена (1912-1994) в Северной Корее, Хо Ши Мина (1890—1969) во Вьетнаме, а также проведение индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

В развитии по социалистическому пути эти страны столкнулись со многими трудностями. Так, в Китае:

ü в 1957 г. КПК перешла к политике, получившей название «Большого скачка». Она подразумевала создание аграрных коммун, форсированное развитие промышленности;

ü была осуществлена «культурная революция»: идеи Мао Цзэдуна были провозглашены высшей истиной,

ü началась кампа­ния массовых репрессий против «внутренних врагов», высылавшихся из городов в сельские коммуны на «перевоспитание»;

ü осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие.

В итоге к концу 1970-х гг. усилилась зависимость страны от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.

В то же время Китай и Вьетнам показали возможность постепенного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффективной модели командно-административного управления экономикой.

С конца 1970-х гг. в Китае стали развиваться рыночные реформы.

1. Были ликвидированы коммуны, что вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке.

2. Сократилась численность вооруженных сил,.

3. Приоритетом оказалось производство потребительских товаров.

4. К модернизации экономики привлекался иностранный капитал.

5. Созданы свободные экономические зоны, в которых ему предоставлялись льготы.

6. Предприятия получили значительную хозяйственную самостоятельность.

7. Началось развитие кооперативного и частного секторов в сфере кустарного производства, торговли и обслуживания.

При этом Коммунистическая партия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни страны. Выступление в Пекине студенчества и интеллигенции с требованиями демократизации общества в 1989 г. было подавлено силой.

В целом сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира.

Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населения в Китае в 1980— 2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — 8,2%. Китай в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии.

Такого же типа преобразования осуществлялись и во Вьетнаме.

4. Опыт новых индустриальных стран

Для государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских «ти­гров»).

Сингапур и Гонконг (он в 1998 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) еще до Второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В послевоенные годы, благодаря при­току зарубежных капиталов и наличию дешевой рабочей силы, в них была создана современная промышленность, выпускалась продукция, в том числе высокотехнологичная, предназначенная для экспорта.

Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они были колониями Японии, она создала систему обслуживания тылов своих войск — зачатки промышленности и транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее (1950— 1953) в Южной Корее и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США, они играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие прочной социальной опоры власти.

Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. были характерны самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 ч), запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Американская помощь, четкая политика правительства в отношении использования ресурсов и формирование крупных корпораций - все это облегчило модернизацию экономики.

Продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. В итоге Южная Корея вошла в группу среднеразвитых стран мира по уровню производства и доходов населения. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило провести в Южной Корее в 1993 г. свободные президентские выборы.

5. Особенности развития стран Южной и Юго-Восточной Азии

Крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на цели модернизации (Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таиланд и др.), выбирали, часто методом проб и ошибок, единственно возможный для них путь развития. Этот путь предполагал осторожность и поэтапность в осуществлении социально-политических преобразований. Проводились меры по преодолению наиболее архаичных форм общественной жизни. Так, в Индии, согласно Конституции 1950 г., отменялась кастовая система, формально уравнивались в правах представители высших и низших каст. А к ним ранее принадлежало три четверти населения.

Была ликвидирована основа феодальных порядков — система помещичьего землевладения. Земли князей перешли в собственность обрабатывавших их арендаторов. В то же время правительство не нарушало традиционного общинного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства. При общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии и Пакистане составляет всего 4,7 к 1, в Индонезии — 4,9 к 1, на Филиппинах — 7,4 к 1, что близко к показателям развитых стран.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительства проводили продуманную стратегию модернизации экономики. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики, протекционистскую политику, создание стимулов национальному и иностранному капиталу для вложений в те отрасли, продукция которых имела спрос на внутренних и международных рынках.

Итогом модернизационной политики, проводившейся наиболее крупными странами Азии, стало формирование многоукладной экономики, рост многообразия форм собственности, усложнение социальной структуры общества.

В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие па уровне достижений технической мысли передовых стран. Так, Индия и Пакистан в 1998 г. самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Особенность развития стран Южной Азии состоит в том, что очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях, где существуют лишь отдельные центры аграрного производства современного типа. Растет численность образованных слоев населения, сформировалась национальная интеллигенция, но от трети до половины взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Именно с







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.