Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2: Дезинтеграционные процессы в России и Восточной Европе во второй половине 80-х гг.





План изучения темы

1. Начало перестройки

2. Экономические реформы.

3. Политические преобразования

4. 1990 — 1991 гг. Кризис политики Горбачева

5. Внешняя политика. Новое политическое мышление и его итоги

1. Начало перестройки

С середины 80-х годов произошел переход истории советского общества в принципиально новое качество. Новая эпоха, начало которой было положено в марте-апреле 1985 года, получила наименование «перестройки».

Экономика советского общества к середине 80-х годов вступила в предкризисное состояние: абсолютное господство плановой системы тормозило перевод народного хозяйства на рельсы научно-технической ре­волюции, производство развивалось в условиях преобладания в ряде отраслей ручного труда, низкой производительности. Эти проблемы были осознаны руководством страны задолго до 1985 года (в частности, руководством Ю.В. Андропова). Первые два года перестройки были периодом возврата к прежним андроповским планам экономических реформ, с определенными коррективами, внесенными новым главой государства — М.С. Горбачевым. Преобразования в экономике были дополнены реформированием политической сферы. Ученые в настоящее время сходятся во мнении, что у руководства страной отсутствовала четкая концепция преобразований, стратегия реформ. Первоначально Горбачев заявил, что все делается для укрепления социализма, не собираясь менять основу советского государства, однако фактически политика демократизации не только привела к крушению советского режима, но и обернулась развалом самого государства — Советского Союза.

Периодизация перестройки. В истории перестройки можно условно выделить три этапа:

 

1. март 1985- январь 1987 Период экономических реформ, разрабатывающихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономического развития», разрабатываются планы по схеме директивного планирования;  
2. 1987- 1988 гг. Январский пленум ЦК КПСС, на котором заявляется о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь. Резолюции XIX партконференции (июнь 1988 г.), направленные на создание гражданского общества;  
3. 1989- 1991 гг. Период размежеваний и расколов в лагере перестройки, Изменение соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок.

 

Кризис политики Горбачева приводит к неудавшейся попытке консерваторов предотвратить распад СССР.

3. Экономические реформы.

Датой отсчета перестройки считают апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года. Согласно решениям пленума, предполагалось осуществить техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное обновление, прежде всего, машиностроительной отрасли. В дополнении к этим мерам руководство приняло несколько решений по усилению борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые достижения, экономический эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла спрос на алкогольные напитки. В целом, в 1985-1986 гг., реформирование осуществлялось с применением обычных схем государственного управления (пытались, к примеру, повысить ответственность предприятий за выполнение договоров, вводили госприемку продукции), однако ускорить социально-экономическое развитие посредством этих мер не удалось.

К середине 1987 года относится новый этап экономических преобразований, — расширяются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуправление. Правительство намеревалось ввести договорные цены на некоторую продукцию. В целом, руководство стремилось сформировать экономическую структуру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль министерств и ведомств оставалась ведущей. Предприятию навязывали потребителя. Свобода производственной деятельности рассматривалась по остаточному принципу (цены в основном устанавливались сверху). Все же частичная децентрализацияпроизводства дала некоторые положительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5 % в сельском хозяйстве. Данные результаты в значительной степени определялись ростом инвестиций и одновременно сопровождались увеличением бюджетного дефицита (в 1986 году он вырос почти втрое).

Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели руководство Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся политической элитой в легализации частной собственности.

· 1986 года выходит закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД),

· май 1988 г. - закон о кооперации (здесь разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили возмож­ность создавать арендные и подрядные коллективы.

· В 1990 году правительство издает закон о малых предприятиях: данные предприятия имели определенный юридический статус, получали в рамках большого предприятия определенную самостоятельность.

· В 1990 году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.

 

Последствия экономической перестройки общества. Законодательные основы перестройки экономических отношений были в основном заложены к концу периода (в 1989 — 1990 гг.).

Начался процесс отделения хозяйственной деятельности от законодательной, исполнительной власти государства. Образовалась двойственная структура условий хозяйствования: только часть предприятий приобрела свободу предпринимательской деятельности, другая продолжала функционировать в рамках командно-административной системы. Государственная исполнительная власть не сумела перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Рыночные механизмы были вынуждены действовать в условиях прежней системы: сохранялся госзаказ, лимитирование продукции. Те же кооперативы лишались возможности свободно закупать средства производства. В итоге деятельность большинства из них сводилась к спекуляции. Государственные предприятия были поставлены в крайне тяжелое положение: труд на них становился все менее престижным, прокатилась волна забастовок. Экономика страны вступила в глубокий кризис. В 1991 году спад производства составил 11 %, дефицит бюджета — 20 — 30%, а внешний долг достиг 103,9 млрд. долларов.

Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Провал политики перестройки экономики в СССР, распад страны ставил на повестку дня проведение реформ уже в российском масштабе.

З.Политические преобразования. Формирование многопартийной системы. Демократическое движение

Параллельно с процессами реформирования экономики руководство предприняло попытку преобразовать политическую систему общества. Теоретической платформой идеологов перестройки являлась концепция общечеловеческих ценностей (сюда включались как экономические, так и политические принципы). Товарно-рыночные отношения, индивидуально-трудовая собственность должны были быть дополнены демократизацией общества, борьбой с бюрократией, гласностью, правовой реформой. Советы предполагалось преобразовать в соответствии с законами парламентаризма. Было решено созвать съезд народных депутатов, который должен был сформировать Верховным совет, являющийся постоянным органом. Данные решения фактически перевернули весь ход советской истории.

1. В марте 1989 года состоялись первые в истории СССР альтернативные выборы, которые вызвали небывалую активность избирателей. Первый съезд стал действительно историческим событием, здесь впервые прозвучала критика в адрес руководства страны, что уже само по себе было беспрецедентным явлением.

2. Радикальное крыло Верховного совета образовало Межрегиональную депутатскую группу (Афанасьев, Попов, Ельцин), которая стала вносить свои идеи в сознание десятков миллионов людей. Радикалы делали упор на необходимости демонтажа командно-административной системы, предложив реформу по передаче всей власти Советам, лишением ее КПСС.

3. В 1989 году руководство Горбачева впервые столкнулось с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стал растущий дефицит товаров народного потребления, политическая нестабильность, рост преступности.

4. Демократическое движение в этот период разрабатывает новую стратегию, согласно которой сначала необходимо было завоевать власть в стране, а потом проводить в ней реформы.

5. Радикально настроенные депутаты создали блок «Демократическая Россия», в программу которого входило сочетание рынка и системы государственных рычагов экономического стимулирования.

6. В самой КПСС образуется демократическая платформа (Ельцин, Травкин, Гдлян), ставящая задачей завоевание центральных позиций в партии.

7. В КПСС формируется и консервативно настроенная часть, состоящая из лидеров партийной номенклатуры, не желавших никаких перемен в обществе.

4.1990 — 1991 гг. Кризис политики Горбачева.

Предпосылки переворота августа 1991 года. В условиях фактического раскола Верховного Совета, КПСС и общества в целом на сторонников и противников преобразований советского строя формальный глава государства М.С. Горбачев занимает центристскую позицию. В 1990 — 1991г. Горбачев пытается найти компромисс с радикалами: в этот период он признает ошибки К. Маркса, заявляет о необходимости использования опыта западной социал-демократии. Горбачев соглашается с требованием радикалов об отмене шестой статьи Конституции СССР («главенствующая роль КПСС»), предлагает избрать президента — главу советского государства. На третьем съезде на­родных депутатов Горбачева избирают президентом СССР. Однако принятие президентства не усилило, а напротив, ослабило его позиции. Горбачев не был избран всенародно, не получив, тем самым, необходимую легитимность избрания. Новый президент не смог создать крепкую вертикаль президентской власти взамен прежней дискредитировавшей себя партийно-государственной системы. Заняв президентскую должность, Горбачев не выдвинул ни одной позитивной идеи. Политическое влияние президента неуклонно падало. Верховный совет РСФСР возглавляет ярый противник Горбачева, один из лидеров радикальных реформаторов, Б.Н. Ельцин. Радикалы получили власть в Московском (Попов) и Ленинградском Советах (Собчак). Победа 12 июня 1991 года в первом же туре президентских выборов в РСФСР Ельцина также свидетельствовала о расшатывании старого номенклатурного строя. В этой ситуации Горбачев был поставлен перед выбором: или поддержать силы, ориентирующиеся на силовые методы сохранение старых структур власти, или окончательно встать на сторону демократов. Президент выбрал путь политического наблюдателя и тем самым предрешил свою судьбу.

Своим бесконечным лавированием, тактикой уступок Горбачев подтолкнул часть высшего руководства к принятию чрезвычайных мер (августовский путч 1991 г.). События августа 1991 года и последовавший за ним распад СССР фактически завершил эпоху перестройки, как курса на обновление социализма.

Перестройка: причины провала.

В чем заключаются причины провала политики перестройки?

Ø Руководство не смогло выработать четкой стратегии, концепции реформирования.

Ø Сами реформы проводились крайне непоследовательно: не завершив преобразований в экономической сферы, Горбачев и его сторонники сразу перешли к реформе политической системы.

Ø Государственный аппарат оказался не в состоянии регулировать рыночные отношения, ввести четкие правила их функционирования.

Ø Ошибочной следует признать попытку руководства страны сконцентрировать гигантские ресурсы на подъеме машиностроения.

В итоге на рынок была выброшена огромная денежная масса, не имеющая товарного покрытия. В последующие годы объем денежной массы постоянно возрастал. Этому способствовала и масштабная денежная эмиссия (в 1991 году она была больше, чем за последние 15 лет). Ощущение полной безнадежности дополняли и пустые полки магазинов. Были израсходованы практически весь золотой запас и валютные резервы страны.

В результате «шоковая терапия» (радикальные экономические реформы начала 90-х годов) оказалась, как считают сейчас многие ученые, единственным возможным выходом из создавшегося положения.

Августовский переворот 1991 г.

Начало 90-х годов было отмечено ростом проявлений сепаратизма со стороны республик, входящих в состав СССР. В 1990 году ряд республик (в первую очередь прибалтийских) в одностороннем порядке заявили о самоопределении и создании независимых национальных государств. Неудача экономических реформ, неспособность центра вывести страну из кризиса побудили политические элиты республик искать собственные пути выхода из тупика. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрание в них своих президентов. Республики старались избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.

12 июня 1990 российские депутаты также принимают Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации, отдав в ведение органам власти РСФСР все вопросы государственной и общественной жизни. В данной ситуации Горбачев и его ближайшее окружение были вынуждены пойти на уступки лидерам союзных республик в целях сохранения Союза в какой- либо форме. 23 апреля в Ново-Огареве был достигнут предварительный договор президента СССР с представителями девяти республик о подписании в ближайшем будущем нового Союзного договора суверенных государств. В нем шла речь о новой концепции Союза. Согласно этому документу, республики получали гораздо больше прав, чем это было ранее, центр из управляющего превратился в координирующий. Намеченное на 20 августа 1991 года подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как указанное соглашение фактически лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. В начале августа 1991 года начинается подготовка к введению в стране чрезвычайного положения в целях восстановления полной роли центральной власти и КПСС.

Ход событий. «Путч» начался 19 августа. В первый же день были опубликованы важнейшие документы новой власти. Вице- президент СССР Г. Янаев объявил о вступлении в должность президента. Что же касается М. С. Горбачева, то он был «заблокирован» на своей крымской даче в Форосе. Создавался новый орган власти — ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) в СССР, в который вошла группа высокопоставленных чиновников: министр обороны Д. Язов,- председатель КГБ В. Крючков, премьер-министр В. Павлов и другие. Постановлением ГКЧП в ряде регионов страны вводился режим чрезвычайного положения, приостанавливалась деятельность партий, оппозиционных КПСС, вводилась цензура. В столицу страны были введены войска. В дальнейшем ГКЧП не удалось склонить чашу весов на свою сторону. Они не смогли предоставить четких доказательств болезни Горбачева. Десятки тысяч людей вышли на улицы столи­цы, часть войск перешла на сторону президента России Б.Н. Ельцина. Руководители республик СССР выступили за непризнание ГКЧП. Сам Ельцин объявил «путчистов» государственными преступниками и уже 21 августа руководство ГКЧП было арестовано.

Причины поражения ГКЧП. Попытка ГКЧП сохранить союзное государство потерпела сокрушительный провал в силу целого ряда причин.

Одна из них — двусмысленность позиции, занятой президентом СССР. Как подчеркивают сторонники одной из последних версий, никакого заговора против Горбачева не было, и его изоляция в Крыму носила условный характер. Более того, сами путчисты действовали с полублагословения президента, отсюда неподготовленность, неуверенность в действиях. В дальнейшем Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.

Введя в Москву войска, члены ГКЧП не собирались их использовать иначе как средство психологического давления, демонстрации силы. Они не предприняли штурма «Белого дома», не арестовали Ельцина и других российских руководителей, не позаботились об установлении реального контроля над средствами массовой информации.

Противники ГКЧП, главным образом российское правительство во главе с Ельциным, напротив, вступили с ним в жесткую схватку, преимущественно, на информационном поле. В результате им удалось переломить общественное мнение (в особенности жителей Москвы) на свою сторону. Это и предопределило победу демократов.

Последствия поражения ГКЧП. Неудачная попытка «дворцового переворота», предпринятого верхушкой союзного руководства фактически обернулась для страны подлинным государственным переворотом, приведшим к радикальным изменениям общественно-политической системы, пос­ледующей ликвидации СССР. Власть президента Горбачева оказалась чисто условной. 23 августа от Горбачева потребовали подписать указ о роспуске КПСС, он был вынужден распустить союзный совет министров, съезд народных депутатов СССР, отказаться от должности генерального секретаря. ЦК КПСС объявил о самороспуске.

Все попытки президента СССР сохранить союзное государство, возобновить работу по подписанию нового союзного государства оказались безуспешными.

Особую роль в ликвидации Союза сыграли политические элиты России и Украины. Факты свидетельствуют, что ни у российского, ни у украинского руководства не было желания подписывать союзный договор ни в одном из предлагаемых вариантов. Граждане Украины на референдуме 1 декабря высказались большинством голосов за независимость республики; президент JI. Кравчук, опираясь на результаты народного волеизъявления, заявил о неприсоединении Украины к новому союзному договору. Но встретившиеся в Беловежской Пуще лидеры России, Украины и Белоруссии

Б. Ельцин, JI. Кравчук и С. Шушкевич — решили проблему иначе : 8 декабря они заявили о роспуске Советского Союза и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кроме Прибалтики и Грузии).

Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого госу­дарства. Президент СССР М.С. Горбачев был вынужден сложить свои полномочия, добровольно уйти в отставку.

Причины распада СССР. Почему распался СССР?

Предпосылки распада (дезинтеграции) такого сложного государственного образования, как Советский Союз, имелись задолго до начала 90-х годов, но объективно механизм кризиса был приведен в действие политикой перестройки. Экономический кризис, как результат данной политики, способствовал возникновению сепаратистских настроений в союзных республиках, чьи политические элиты приняли решение искать самостоятельные пути выхода из кризиса. Кроме того, немаловажной предпосылкой распада явилось отсутствие у горбачевского руководства продуманной национальной политики: Горбачев оказался не в состоянии дать нужный суверенитет республикам. Империю можно было удержать только деспотическим режимом. Однако институты тоталитарного государства — партийный аппарат, КГБ, МВД, армия - были парализованы в ходе вызванной гласностью тотальной критики, а затем и вовсе исчезли вместе с государством, которое должны были защищать. Решения XIX партконференции фактически поставили крест на КПСС и СССР.

Большую роль сыграл и внешний фактор. Политика Запада, как подтверждают сегодня сами его лидеры, поощряла процессы, ведущие к дезинтеграции СССР, краху его социально-политической системы.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.