Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и система субъектов административного права





1. Административное право является отраслью правовой системы РФ, пред­ставляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулиро­вания общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти, является одной из ведущих отраслей россий­ского права.

Предмет административного права - это круг общественных отношений, который является чрезвычайно разнообразным и подвижным. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в регулятивной и ох­ранительной административной деятельности, как материальные, так и процессу­альные.

Управленческие отношения можно классифицировать и в зависимости от конкретных целей на внутренние, или внутриорганизационные, и внешние, связанные с воздействием на объекты не входящие в систему исполнительной вла­сти, а также с учетом государственного устройства РФ.

Метод административного права. Любая отрасль права использует в каче­стве средства правового регулирования три юридические возможности:

- предписание

- запрет

- дозволение

Административное правовое регулирование управленческими общественны­ми отношениями может быть сведена к следующему:

а) установление определенного порядка действий - предписание к действию
в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренными данной
административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за
собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма;

б) запрещение определенных действий под страхом применения соответст­вующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного по­
ведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Это «жесткий»
вариант дозволения;

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предусмотренные админист­ративно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Это «мягкий»
вариант дозволения.

2. Понятие и система субъектов административного права. Субъект ад­министративного права - лицо или организация, которые в соответствии с дейст­вующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируе­мых административных управленческих общественных отношений. Главное, что объединяет многообразные субъекты административного права, - это администра­тивная правоспособность.

Административная правоспособность - проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством, правовыми нормами возмож­ность данного субъекта вступать в различного рода правоотношения. Админист­ративная дееспоспособность - способность приобретать соответствующий ком­плекс юридических обязанностей и прав нести ответственность за их реализацию.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллек­тивными.

Рассмотрим соотношение субъектов административного права и субъектов административных правоотношений. Внешне они совпадают, но чтобы стать субъектом административных правоотношений, субъект административного пра­ва должен обладать административной дееспособностью.

Административная дееспособность - процесс практической реализации ад­министративной правоспособности в условиях управленческой действительности.

 

 

Лекции 2. Понятие и виды органов исполнительной власти. План лекции: Понятие органов исполнительной власти

Виды органов исполнительной власти.

1. Орган исполнительной власти - учреждение, созданное в соответствии с
требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполни­
тельной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномо­чиями.

Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система ор­гана исполнительной власти регулируются Конституцией РФ и рядом норматив­но-правовых актов.

Органы исполнительной власти:

- самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства органов исполнительной вла­сти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;

- обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;

- их деятельность носит подзаконный характер;

- находится на бюджетном финансировании.

2. Вилы органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти
можно классифицировать по ряду признаков:

1. В зависимости от государственного устройства:

- Федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства,
федеральные службы и федеральные агентства);

- Органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2. По организационно-правовым формам:

- правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-11етербурга);

- федеральные службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства,
администрации, мэрии и г. д. (на различных уровнях).

3. По характеру компетенции выделяют:

- Органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют па определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);

- Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции: выполняют
общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управ­ления (например, Министерство промышленности, науки и технологий);

- Органы исполнительной власти внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.

4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:

- единоначальные: право решать принадлежит руководителю;

- коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персо­нальная ответственность за их исполнение.

Система федеральных органов исполнительной власти и органов ис­полнительной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов исполнительной власти выглядит в виде триады:


1) федеральные министерства;

2) федеральные службы;

3) федеральные агентства.

Причем все три вида в соответствии с Указом президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», определены как федеральные органы исполнительной власти с конкретными функциями и полномочиями, позволяющими определить общие принципы орга­низации и деятельности каждой из структур. При этом полагается, что не только министерства, но и федеральные службы и федеральные агентства являются са­мостоятельными федеральными органами исполнительной власти.

Лекция 3. Понятие и виды государственной службы и методы государст­венного управлении. Органы местного самоуправления как субъекты адми­нистративного права. План лекции:

Понятие и виды государственной службы, правовые основы







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.