Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Применение нормативных документов и характер их требований





 

Руководство 2 ИСО/МЭК рекомендует два основных спосо­ба применения нормативного документа:

· непосредственное использование в соответствующей об­ласти (производстве, испытаниях, сертификации и т.д.);

· введение его в другой нормативный документ.

Последнее предполагает включение полного текста или час­ти данного нормативного документа в другой нормативный до­кумент. Посредством этого второго документа он становится применимым в производстве, торговле и т.д. либо переносится в еще один нормативный документ. Например, международное правило (норма) вводится в национальный стандарт, который может применяться непосредственно на предприятии, либо правила (нормы), содержащиеся в этом национальном стандар­те, включаются в стандарт предприятия. Необходимо различать термины «принятие» и «применение». Изложенное выше каса­ется применения, в то время как принятие — это официальное опубликование нормативного документа уполномоченным на то государственным органом. Так, если говорить о принятии международного стандарта в национальной системе стандарти­зации (т.е. в национальном стандарте)*, то следует понимать это как «опубликование национального нормативного докумен­та, основанного на соответствующем международном стандар­те». Кроме того, может быть опубликовано официальное под­тверждение статуса международного стандарта в системе на­циональной стандартизации с указанием, что его статус ана­логичен национальному нормативному документу.

* Соответствие английскому понятию «Adoption” - Adoption of an International Standard in a National standard.

 

Применение международного стандарта может быть пря­мым и косвенным.

Прямое применение международного стандарта не связано с его принятием в нормативном документе, действующем в нацио­нальной системе стандартизации. В таком случае международ­ный стандарт применяется в том виде, как он издан соответст­вующей международной организацией на языке оригинала или в переводе (официальном) на соответствующий язык, либо он может быть принят «методом обложки», т.е. содержание стан­дарта полностью сохраняется, а обложка оформляется в соот­ветствии с национальными нормами, но на титульном листе обязательно указаны реквизиты международного нормативного документа наряду с номером и шифром национального стан­дарта.



Косвенное применение международного стандарта — использование его в соответствующей области посредством включения в национальный нормативный документ. Здесь мо­гут быть варианты полного и частичного применения, т.е. соот­ветственно внесение в другой нормативный документ полного содержания международного стандарта или отдельных его по­ложений (требований).

Применение нормативных документов в РФ. Вопросы приме­нения нормативных документов в России касаются:

· использования национальных стандартов и других нор­мативных документов отечественными организациями и субъектами хозяйственной деятельности;

· применения международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ;

· применения нормативных документов на экспортируе­мую или импортируемую продукцию, а также использо­вания отечественных стандартов зарубежными странами.

Российские нормативные документы применяют государст­венные органы управления и субъекты хозяйственной деятель­ности. В зависимости от объекта стандартизации и вида дея­тельности пользователя нормативные документы необходимы при выполнении различного рода работ или оказании услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов дея­тельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цик­ла любого объекта стандартизации. Могут быть такие ситуации, когда продукция была освоена и выпускается предприятием раньше принятия нового или пересмотра государственного (от­раслевого) стандарта. Российское законодательство в таких слу­чаях допускает нераспространение новых нормативных доку­ментов на данную продукцию, если в них содержатся соответ­ствующие указания (примечания).

Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрак­том, но возможны исключения, обусловленные законодательст­вом РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. до­пускаются изготовление и поставка продукции за рубеж в соот­ветствии с требованиями международных, региональных стан­дартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фикси­руется в контракте.

Для импортируемой продукции российское законодательство устанавливает следующие правила. Импортируемая продукция не может быть реализована или передана для реализации, если она не соответствует обязательным требованиям на такую про­дукцию в отечественных действующих нормативных докумен­тах. Подтвердить это соответствие необходимо путем сертифи­кации. Если импортируемая продукция подлежит обязательной сертификации по российскому законодательству, она должна сопровождаться сертификатом соответствия и знаком соответст­вия. Сертификат и знак соответствия должны быть либо выданы российским уполномоченным на то органом, либо признаны этим органом в порядке, соответствующем Закону РФ «О сертифика­ции продукции и услуг".

Применение международных, региональных и националь­ных стандартов других стран в России возможно на основе ме­ждународных соглашений о сотрудничестве, а также по разре­шению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме правовой основы, нужно учитывать и целесообразность применения указанных нормативных доку­ментов, которая прежде всего диктуется потребностями внутри страны либо во внешнеэкономической деятельности. Очень важно также, что требования указанных выше стандартов должны способствовать научно-техническому прогрессу, не ус­тупать нормам и требованиям отечественных стандартов и соответствовать условиям их выполняемости российскими пред­приятиями и организациями.

Международные, региональные стандарты, правила, нормы ЕЭК ООН и других международных организаций, занимаю­щихся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через принятие государственного стандарта РФ (ГОСТ Р). В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учета специ­фики внутренних потребностей и др. Российское законодатель­ство допускает также применение международных, региональ­ных, зарубежных национальных стандартов, правил и норм, разработанных международными организациями, отечествен­ными отраслями, предприятиями и общественными объедине­ниями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов.

Необходимо иметь в виду, что действующие стандарты лю­бого уровня могут содержать ссылки на другие стандарты. В ситуации принятия в национальный стандарт международных и других указанных выше стандартов на содержащиеся ссылки необходимо обратить особое внимание, чтобы они не ввели в заблуждение пользователей нормативного документа. Ссылки могут носить двоякий характер:

• в том стандарте, который решено применить, могут быть ссылки на другие стандарты, которые уже применяются в стране. Тогда нужно убедиться, аналогичны ли их требо­вания соответствующим государственным стандартам. Если это так, то в оформляемом нормативном документе должна быть ссылка на государственный стандарт;

• ссылка может указывать на стандарт, который не принят в России. В этом случае принятие международного стан­дарта осложняется, поскольку требуется решение вопроса о возможности и целесообразности использования того стандарта, на который ссылаются.

Разновидность региональных стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к этим стандартам, то они применяются на ее территории без переоформления и вво­дятся постановлением Госстандарта РФ или Госстроя РФ.

Применение российских стандартов другими странами преду­смотрено отечественным законодательством, что не противоре­чит правовым международным нормам в данной области. Юри­дические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими норма­тивными документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, право­вой основой могут служить и официальные разрешения, полу­ченные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших норматив­ный документ.

Характер требований нормативных документов. Нормативные документы могут содержать: обязательные требования (Mandatory requirement), подлежащие обязательному выполнению в соответ­ствии с законом или действующим регламентом (техническим регламентом), альтернативные требования (Optional requirement) и положения.

Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, рекомендации — в сослагательном, требования содержат крите­рии, которые должны быть соблюдены.

Альтернативные требования представляются в форме выбо­рочных либо дополнительных норм. Альтернативные требова­ния могут рассматриваться как обязательные в договорных от­ношениях, а также при сертификации продукции на знак соот­ветствия национальному (или другой категории) стандарту, когда подтверждается полное соответствие всех характеристик испы­туемого изделия всем требованиям нормативного документа.

В сущности положение — обобщающее понятие, оно может быть изложено в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.