Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Извращение исторических законов социал-дарвинизмом





Свою фальсификацию исторических законов многие буржуазные социологи пытаются облечь в мнимонаучную одежду. Одним из излюбленных приемов является при этом подмена социальных законов законами биологии. Сторонники этого направления, возникшего в 19 веке и получившего название социал-дарвинизма, рассуждают следующим образом. Так как человек, говорят они, есть часть природы, то, следовательно, развитие человеческого общества подчинено тем же законам, что и развитие других биологических видов; в природе мы имеем естественный отбор, выживание сильнейшего на основе борьбы за существование; следовательно, то же самое происходит и в обществе. Отсюда делается вывод, что классовая борьба — лишь одно из проявле-

 

 

ний извечной борьбы за существование, а система капиталистической эксплуатации, колониальный гнет и т. п. — явления, заложенные в самой биологической сущности человека. Сильный всегда побеждает слабого, и иначе быть не может. Так законы капиталистических джунглей приобретают биологическое обоснование и провозглашаются неустранимыми и вечными.

Однако не может быть ничего более ложного, чем подобные теории, на которых основываются самые отвратительные расистские и иные предрассудки. «Нет ничего легче, — писал В. И. Ленин, — как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие» 9. Законы развития человеческого общества — это особые законы, качественно отличные от законов природы. В отличие от животных, которые пассивно приспосабливаются к природным условиям, человек сам производит необходимые ему материальные блага. Поэтому, в частности, все попытки объяснить законами биологии те бедствия, которые несет трудящимся капитализм, не выдерживают никакой критики. Вопреки утверждениям некоторых буржуазных социологов, последователей реакционера Мальтуса, о «перенаселенности» земли, человечество имеет все возможности для удовлетворения своих растущих материальных потребностей. Система эксплуатации человека человеком и порождаемая ею классовая борьба — не проявление биологической «борьбы за существование», а следствие определенного, исторически преходящего общественно-экономического строя. Капиталист может эксплуатировать рабочего не потому, что он имеет более высокую биологическую организацию, а потому, что он владеет средствами производства, которых лишен рабочий. Как показал опыт построения социализма в СССР и странах народной демократии, социалистический строй уничтожает и классовое неравенство, и конкуренцию, которую буржуазная социология провозглашает вечным двигателем прогресса, не говоря уже о безработице, которую буржуазные социологи считают доказательством перенаселенности земли. Точно так же пробуждение колониальных и зависимых народов Востока и их быстрый прогресс в социально-экономическом и культурном отношении — это факт, который не оставляет камня на камне от гнусных «теорий» о «неполноценности» «цветных» народов, о «биологическом праве» белой расы господствовать над миром.

Таким образом, попытки буржуазной социологии опорочить материалистическое понимание истории и противопоставить ему свои антинаучные, идеалистические взгляды — это попытки с негодными средствами, доказывающие лишь банкротство самого буржуазного обществоведения,

 

 

Значение материалистического понимания истории для других общественных наук и для общественной практики

Исторический материализм и общественные науки

Из сказанного ясно, какое огромное значение имеет исторический материализм для специальных общественных наук и для практической деятельности революционных партий рабочего класса. Науки об обществе — история, политическая экономия, юридические науки, этика, эстетика и другие — изучают отдельные стороны общественной жизни или конкретную историю отдельных стран и народов. Политическая экономия изучает законы развития общественного производства и распределения материальных благ, юридические науки — политическую надстройку общества — государство и право, этика — общественную мораль и т. д. Исторический материализмэто наука об общих законах развития общества. В выводах и положениях исторического материализма — о зависимости общественного сознания от общественного бытия, об изменениях общественного строя в зависимости от изменений производительных сил, о взаимоотношении базиса и надстройки и т. д. — сформулированы законы жизни общества как целого. Ни одна из конкретных общественных наук не имеет дела с такими широкими обобщениями, как исторический материализм. Поэтому он является основой для всех наук об обществе. Исторический материализм не претендует заменить собой другие общественные науки, а служит для них методом познания и в свою очередь опирается на них в своих обобщениях. Знание общих законов, раскрываемых историческим материализмом, дает возможность понять развитие отдельных сторон общественной жизни, конкретную историю той или иной страны. Ни одна из общественных наук не сможет правильно понять изучаемую ею область общественной жизни, если не уяснит себе ее связь с другими сторонами жизни общества, не выяснит ее место в ряду всех явлений общественного развития.

Вместе с тем материалистическое понимание истории — это не универсальная отмычка, которую стоит только приложить к любой исторической ситуации, к любому историческому явлению, как оно будет сразу же объяснено. Исследователь, владеющий материалистическим пониманием истории, имеет в своих руках верный компас, который помогает ему прийти к правильному пониманию исторических событий. Но сами эти события и условия, их породившие, должны быть еще изучены во всей их конкретности. Это каждый раз предполагает доскональное исследование исторического материала, всех фактов, относящихся к той или иной эпохе. Только таким путем можно найти внутреннюю связь исторических со-

 

 

бытии и объяснить каждое из них, с тем чтобы не только понять прошлое и настоящее, но и научно предвидеть будущее.

О научном предвидении

Буржуазные философы и социологи, отрицающие объективную закономерность общественного развития, считают научное предвидение будущего невозможным, ссылаясь на то, что будущее зависит от намерений и желаний людей, которые никто не может предсказать заранее.

Но, как мы уже убедились, планы и стремления масс людей определяются объективными условиями их жизни. Поэтому знание закономерных тенденций развития современного общества позволяет нам предвидеть и будущий ход событий. Ведь будущее не падает с неба, а лишь реализует возможности, заложенные в настоящем.

Конечно, знание законов развития общества дает возможность предвидеть лишь общее направление исторического развития, но не его детали, не его конкретные формы. Конкретная форма и сроки протекания многих общественных процессов складываются под действием множества случайных обстоятельств, предвидеть которые не может и самый гениальный человек. Однако предвидение общей линии развития имеет громадное практическое значение.

Маркс и Энгельс более столетия назад, еще в период восходящего развития капитализма, предсказали его неизбежный упадок и гибель в результате присущих ему внутренних противоречий. Это предвидение неуклонно осуществляется в наше время.

Задолго до первой мировой войны Энгельс предсказал возможность ее возникновения и ее последствия. Он писал, что в результате грядущей всемирной войны в Европе будут свергнуты многие монархи и короны будут валяться дюжинами, что наступит полное расстройство механизма торговли и промышленности и т. д. «...Один результат, — писал тогда Энгельс, — абсолютно несомненен: всеобщее истощение и создание условий для окончательной победы рабочего класса» 10. И действительно, в результате первой мировой войны цепь империализма была прорвана в ее наиболее слабом звене — в России, где к власти пришел рабочий класс.

Более полувека тому назад Ленин предвидел, что в связи с перемещением центра мирового революционного движения на восток русский пролетариат станет в авангарде социалистической революции. В период первой мировой войны он предвидел возможность победы социализма первоначально в одной или нескольких странах. История блестяще подтвердила оба эти предвидения.

Марксисты неоднократно предсказывали за многие годы вперед такие события, как победу национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, победу

 

 

революции в Китае, крах фашистского режима в Германии, победу демократических стран во главе с СССР во второй мировой войне и многое другое. Все эти предсказания оправдались, поскольку онибыли основаны на объективном, строго научном анализе действительности в свете ее ведущих, закономерных тенденций. Напротив, бесчисленные пророчества буржуазных политиков и социологов о неизбежности гибели социализма, о наступлении нового расцвета капитализма и т. п. позорно провалились, поскольку они игнорировали законы реальной истории и выдавали желаемое за действительное. Такова же будет судьба и многочисленных современных кликуш, твердящих о «кризисе коммунизма» и предсказывающих «гибель человеческой культуры».







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.