Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исторический материализм и практика рабочего движения





Как наука об общих законах развития общества и как метод познания общественных явлений, материалистическое понимание истории служит теоретической основой всего научного коммунизма, стратегии и тактики коммунистических партий.

Показывая закономерность, неизбежность смены капиталистической формации социалистической, марксизм-ленинизм вселяет в сердца трудящихся уверенность в конечной победе их великого дела. Он приучает деятеля рабочего движения мыслить широко, увязывать текущие интересы дня с конечными целями рабочего класса, рассматривать общественные события в их внутренней связи, видеть за отдельными событиями широкую историческую перспективу. Человек, вооруженный знанием законов общественного развития, становится сознательным участником великой исторической борьбы за коммунизм.

Вместе с тем диалектико-материалистический метод нацеливает людей на конкретный анализ каждой данной ситуации, особенностей обстановки в стране и во всем мире. Каждой революционной партии рабочего класса приходится действовать в своеобразной обстановке, в специфических национальных условиях. Успех ее деятельности в значительной мере зависит от того, насколько верно, научно может она оценивать объективные условия своей борьбы, вырабатывать цели и средства ее в соответствии с конкретным ходом исторических событий.

Овладеть этим методом — не значит заучить формулы и положения исторического материализма. Не составляет труда запомнить, например, что конфликт производительных сил и производственных отношений — основа социальной революции. Однако немного стоила бы партия рабочего класса, которая ограничилась бы констатацией только этой общей истины и не изучила бы, в каких конкретных формах выражается этот конфликт в данной стране, каково соотношение

 

 

классовых сил в ней и т. д. Овладеть материалистическим пониманием истории — это значит усвоить сущность материалистического и диалектического подхода к анализу общественных явлений, научиться пользоваться им при изучении конкретных условий борьбы рабочего класса в каждый данный момент, научиться обобщать богатейший практический опыт революционного движения.

Вот почему материалистическое понимание истории занимает такое важное место в мировоззрении революционных партий рабочего класса, в мировоззрении каждого сознательного борца за социализм, каждого человека, который хочет понять законы общественного развития и со знанием дела служить прогрессу и благу трудящегося человечества.

 

 

ГЛАВА 5

КЛАССЫ, КЛАССОВАЯ БОРЬБА И ГОСУДАРСТВО

Общественная жизнь отличается большой сложностью и многообразием. В обществе на протяжении его истории сталкивались различные, зачастую противоположные, стремления множества людей, шла борьба между ними, возникали и разрешались самые разнообразные противоречия. Борьба внутри общества дополнялась столкновениями между народами и обществами, их борьбой. В истории постоянно сменялись периоды революции и реакции, быстрого прогресса и застоя, мира и войны. Марксизм впервые дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажущемся лабиринте и хаосе, именно: теорию классовой борьбы.

Лишь на основе этой теории можно уяснить себе тайные движущие пружины всех значительных событий и перемен, совершающихся в эксплуататорском обществе. Для рабочего класса эта теория служит научной основой тактики его освободительной борьбы.

Сущность классовых различий и отношений между классами

Противоречия и столкновения между людьми разного социального положения навели передовых ученых еще до Маркса на мысль о существовании различных общественных классов и борьбы между ними. Однако их представления о классах оставались весьма расплывчатыми и неопределенными. Из многих признаков, которые отличают людей, принадлежащих к разным классам, эти ученые не могли выделить главного и решающего. В результате предлагаемые ими принципы классового деления не схватывали существа проблемы, зачастую оказывались случайными и произвольными. В еще большей степени характерно это для современной буржуазной социологии.

 

 

Буржуазные социологи признают, что общество неоднородно, что оно состоит из множества разных слоев («страт») и социальных групп. Но что лежит в основе этого расслоения? На этот вопрос отвечают по-разному. Одни социологи выдвигают на первый план духовный момент, общность психологии, религиозных взглядов и т. п. Но мы уже видели, что общественное сознание людей зависит от их общественного бытия. Другие основным принципом классового деления считают материальное благосостояние: размер доходов, жилищные условия и т. д. Но ведь размеры доходов зависят от того, какое место занимает данный класс в общественном производстве, является ли он собственником средств производства или же угнетенным, эксплуатируемым классом. От этого зависят и его роль в политической жизни, и его образовательный уровень, и его быт.

Поскольку главная и решающая сторона общественной жизни — это материальное производство, основу деления общества на классы надо искать в том, какое место те или иные группы людей занимают в системе общественного производства, в каких отношениях они находятся к средствам производства.

Наиболее полное определение классов дал В. И. Ленин в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» 1.

Именно существование классов лежит в основе социальной несправедливости, представляющей собой характерную черту эксплуататорского общества. Не «воля божья» и не индивидуальные качества людей, как это всегда пытались доказать идеологи эксплуататорских классов, а принадлежность к тому или иному классу объясняет господствующее, привилегированное положение одних и угнетение, нищету и бесправие других.

Это, конечно, не означает, что все другие различия и отношения в обществе, кроме классовых, несущественны. В ходе исторического развития человечества сформировалось немало устойчивых форм социальной общности, которые не совпадают с классовым делением. Такова, в частности, национальная общность — нация.

 

 

Класс и нация

Национальные связи отличаются большой устойчивостью. На этом основании буржуазные социологи часто пытаются представить их как «естественные», «природные» отношения, более существенные, чем отношения классовые. Такой взгляд, однако, глубоко ошибочен.

Прежде всего, национальные отношения, как и классовые, не есть нечто извечное. Они являются продуктом длительного исторического развития. Формы общности людей находятся в тесной связи с характером общественного строя и изменяются вместе с ним. При первобытнообщинном строе основной формой общности людей были род и племя. Главным признаком, отличавшим членов родового коллектива от остальных людей, было их общее происхождение, кровное родство. С разложением первобытнообщинного строя устойчивость родов и племен постепенно разрушалась, значение кровнородственных связей ослабевало. В результате слияния нескольких племенных союзов складывались народности. Люди, принадлежащие к одной народности, уже не связаны друг с другом узами родства; присущие им общие черты (общность языка, территории, культуры) имеют социальное, историческое происхождение. Однако единство народности еще весьма неустойчиво. В условиях рабовладельческого и феодального строя не могло быть того единства экономической жизни, которое является необходимым условием прочного территориального единства и устойчивой общности культуры. Только в эпоху становления капитализма, который уничтожает феодальную раздробленность и приводит к образованию единого национального рынка, складываются необходимые предпосылки для превращения народностей в нации.

Национальную общность людей нельзя также отождествлять с понятием расы, как делают многие буржуазные социологи. Деление на. расы — это деление людей по наследственным признакам строения тела. В зависимости от ряда признаков (цвета кожи, формы черепа, волос и т. д.) наука различает три основные расы: европеоидную (или белую), негроидную (или черную) и монголоидную (или желтую). В отличие от национальной общности расовые признаки имеют биологическую природу и образовались в результате длительного приспособления человеческого организма к определенным природным условиям. К одной и той же расе принадлежат различные нации, С другой стороны, в составе одной и той же нации подчас имеются люди с разными расовыми признаками (скажем, негры, белые и индейцы в некоторых латиноамериканских странах). Не существует также внутренней связи между расой и языком. Например, английский язык в США является родным и для белых, и для негров. Поэтому такие понятия, как «германская раса» или

 

 

«англо-саксонская раса» просто бессмысленны. Утверждение расистов, будто одни расы или нации стоят выше других и будто «цветные» народы уступают в способностях «белой» расе, опровергается как данными науки, так и опытом всемирной истории, который доказывает, что все народы земного шара способны к созданию культурных ценностей и размер их вклада в мировую культуру определяется не цветом кожи или формой черепа, а особенностями их исторического развития.

Под нацией марксизм-ленинизм понимает исторически сложившуюся устойчивую общность людей, возникшую на основе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры (И. В. Сталин) 2.

Национальная общность не может отменить классовых различий внутри нации. Напротив, эти различия пронизывают всю ее жизнь, раскалывают ее на враждующие части. Национальная общность, таким образом, не только не исключает классового антагонизма, но без учета его не может быть правильно понято само национальное движение.

С другой стороны, классовая солидарность выходит за рамки отдельной нации. Американские, немецкие, французские капиталисты говорят на разных языках. Но всех их сближает то, что они принадлежат к одному классу, и это сплачивает их против социализма, рабочего движения и национально-освободительной борьбы колониальных народов. Точно так же и рабочие принадлежат к разным национальностям и расам, но они остаются прежде всего пролетариями, и это определяет общность их интернациональных интересов, целей и идеологии, перед которой отступают на задний план другие различия. Сознательные рабочие, понимая, что национальная рознь и отчужденность наносят ущерб интернациональным интересам рабочего класса, ведут борьбу против любых форм национальной или расовой дискриминации.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.