|
Правовые основы построения бюджетной системы. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 В соответствии с ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. В ее ведении находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; внешнеэкономические отношения РФ. Статья 132 Конституции РФ определяет полномочия органов самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ (ФЗ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) как бюджетное законодательство, регулирующее в государстве ряд бюджетных отношений. Как и любой кодифицированный акт, Бюджетный кодекс РФ позволил собрать воедино значительную часть норм финансового права, создал более стройную систему их размещения и основу для применения. К сожалению, целый ряд проблем с принятием вышеупомянутого Кодекса решить не удалось, в нем встречаются внутренние противоречия, серьезно усложняющие правоприменительную практику. Вместе с тем, нельзя недооценивать его роль в деле совершенствования регулирования бюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. В Бюджетном кодексе РФ приведены общие принципы финансового регулирования, функционирования бюджетной системы в Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Весь бюджетный процесс и прочие вопросы для федерального уровня описаны в Кодексе весьма детально (например, вопросы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, процедура рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджете, внесение изменений в этот закон, вопросы исполнения федерального бюджета, процедуры подготовки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета). Что касается других уровней бюджетной системы, то для них, обязательными являются описанные в БК РФ основы регулирования тех или иных правоотношений, однако соответствующие органы власти регионального и местного уровня вправе самостоятельно урегулировать целый пласт правоотношений в бюджетной сфере. Отнесение финансового регулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов, к каковым относятся средства бюджета области, областных внебюджетных фондов, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета. Названное регулирование, осуществляемое субъектом Российской Федерации в пределах своей компетенции, согласуется с федеративной природой государства и конституционным статусом субъекта Российской Федерации и не может трактоваться как вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации. Таким образом, можно однозначно утверждать, что правовые основы регулирования бюджетной системы формируются всеми уровнями власти, базируются на Бюджетном кодексе и могут принимать формы как законов о бюджете соответствующего уровня, так и иных законов и подзаконных актов, регулирующих бюджетные отношения в пределах закрепленных за различными уровнями власти полномочий.
Бюджетная классификация. Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Бюджетная классификация необходима для определения: - целей расходования бюджетных средств; - задач и курса финансовой политики государства; - источников бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация необходима также для составления и исполнения бюджетов, для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация включает: § классификацию доходов бюджетов РФ - представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Группы доходов состоят из статей доходов. Статьи доходов объединяют конкретные виды доходов по источникам получения; § функциональную классификацию расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств па выполнение государством основных функций. Первым уровнем классификации являются разделы. Вторым — подразделы, которые конкретизируют направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Классификация целевых статей расходов образует третий уровень функциональной классификации. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям; § экономическую классификацию расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Выделяют текущие расходы - закупки товаров, оплата услуг; капитальные расходы — капитальные вложения, капитальный ремонт § классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на внутреннем рынке для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; § классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ на внешнем финансовом рынке для финансирования дефицита федерального бюджета; § классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований - это группировка их долговых обязательств (например, государственный внутренний долг РФ, принятый отбывшего СССР): § классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ — это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ, например государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам и т. п.; § ведомственную классификацию расходов федерального бюджета - это группировка расходов бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета. Межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения — отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Межбюджетные отношения основываются на принципах: - распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы; - разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы; - равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; - выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектовРФ, муниципальных образований; - равенства всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ. Бюджетный процесс. Бюджетный процесс. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов, а также по утверждению исполнения и контролю за их исполнением. Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий: - составление проекта бюджета; - рассмотрение и утверждение; - исполнение бюджета; - составление отчета об исполнении и утверждении отчета об исполнении. Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. В большинстве стран продолжительность бюджетного процесса составляет около трех лет. Составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимает около 20 месяцев. Исполнение - один год. Как правило, он совпадает с календарным и носит название бюджетного периода. Следующий за бюджетным периодом первый месяц нового года называется льготным периодом. Он предназначен для завершения операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Бюджетный и льготный периоды составляют отчетный период. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение занимает около пяти месяцев. Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|