Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ.





III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ.

Сущность и функции государственного кредита.

Понятие государственного кредита.

Кредит - совершенно иная форма денежных отношений. Нежели государственный бюджет и страхование. Специфика кредита в том, что:

- деньги переходят от плательщика к получателю на возмездной и возвратной основе;

- прямая сделка через определенное время обязательно дополня­ется обратной сделкой - фигуры плательщика и получателя меняются местами;

- время между прямой и обратной сделкой всегда конечно, и оно устанавливается сторонами сделки;

- право временного владения заемными деньгами продается за деньги - занимаешь одну сумму, возвращаешь ее с процентами;

- заемщик дает кредитору конкретную гарантию возврата заемных денег.

Государственный кредит - экономические отношения между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой стороны, когда государство выступает в качестве заемщика, кредитора, гаранта.

Если государство приобретает деньги физических и юридических лиц в свое временное владение, то оно выступает как заемщик.

Если государство предоставляет деньги физическим и юридическим лицам в их временное владение, то оно выступает как кредитор.

Наконец, если государство берет на себя ответственность за исполнение обязательств по возврату денег юридическими и физическими лицами как заемщиками, то оно выступает как гарант.

Государство - особый участник экономических отношений. Его масштабы, финансовые возможности, его способность проконтролировать любую сделку, наконец, его умение взыскивать долги - все это определяет специфику государственного кредита по сравнению с обычным частным кредитом. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством
обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Функции государственного кредита.

В соответствии со своими особенностями, государственный кредит выполняет следующие функции:

· распределительная – она состоит в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства. Государственные займы – второй после налогов источник финансирования российского государственного бюджета; отметим, что гораздо разумнее занимать деньги не на текущие, а на капитальные расходы, распределяя эффект кредита и соответствующее долговое бремя между годами и поколениями людей. В ряде случаев государство вынуждено заниматься рефинансированием (размещением новых займов в целях погашения прежних займов; важно, чтобы новые займы по стоимости своего обслуживания были дешевле прежних);

· регулирующая – государственный кредит воздействует на денежное обращение, валютные курсы, процентную ставку на рынке ссудного капитала, а также на занятость и предпринимательскую активность. Это очень мощный инструмент государственной финансовой и экономической политики. Мобилизация денежных сбережений физических и юридических лиц с помощью государственного займа превращает эти сбережения в инвестиционные ресурсы. Тем самым изменяется структура спроса в пользу его увеличения на инвестиционные товары. Но кредит – это палка о двух концах. Занимая все больше и больше, государство поднимает цену кредита, процентную ставку.

· контрольная - эта функция обеспечивает прозрачность самих денежных заимствований, их использования, процентных расчетов и возврата заемных средств. Осуществляя контрольную функцию, государство опирается как на возможности своей бюджетной системы, так и на возможности банковской системы страны.

Государство как заемщик.

Государственные и муниципальные займы.

Государственные и муниципальные займы — это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.

Государственные займы можно классифицировать следующим образом:

1) в зависимости от субъектов заемных отношений:

- размещаемые центральными органами управления;

- размещаемые местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения:

- внутренние;

- внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке:

-рыночные - свободно обращаются на рынке ценных бумаг и обычно используются для финансирования дефицита бюджета;

-нерыночные - не могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг;

4) в зависимости от срока привлечения средств:

- краткосрочные — займы со сроком погашения до одного года;

- среднесрочные — со сроками погашения от одного года до пяти лет;

- долгосрочные — со сроками погашения от пяти лет и выше;

5) и зависимости от обеспеченности долговых обязательств:

-закладные – обеспечиваются конкретными доходами или имуществом;

- беззакладные - обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента;

6) в зависимости от характера выплачиваемого дохода:

- процентные - подразумевают доход в виде начисления процента;

- выигрышные - доход в виде выигрышей в момент погашения;

- процентно-выигрышные - облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть - в форме выигрыша;

- беспроигрышные - гарантируют выигрыш на каждую облигацию;

- беспроцентные (целевые) - не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию на получение дефицитных товаров;

7) в зависимости от условий обращения:

- с правом досрочного погашения;

- без нрава досрочного погашения;

8) по методам размещения:

- размещаемые на добровольной основе;

- размещаемые по подписке;

- размещаемые принудительно.

Государство как кредитор.

Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные учре­ждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление внутреннего государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетные кредиты и ссуды.

Государственные и муниципальные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам, региональ­ным и местным органам власти, иностранным государствам, меж­дународным организациям. При этом в зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и соб­ственно государственные кредиты. Средства, предоставляемые на возвратной основе российским юридическим лицам, получили на­звание бюджетные кредиты. Если заемщиком на срок до 6 месяцев является российский орган власти, то это — бюджетная ссуда. Фи­нансовую помощь иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям называют государственны­ми кредитами.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридиче­ским лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

В Бюджетном кодексе установлено, что бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, по­ручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом, который проводит также проверку целевого использования бюджетного кредита.

Возврат предоставленных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые преду­смотрены соответствующими бюджетами.

Под дотациями понимаются бюджетные средства, предостав­ляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предостав­ляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Государство как гарант.

Государственный долг РФ.

Региональный кредит.

Финансовые отношения, которые характеризуют государствен­ный кредит органов власти субъектов РФ, составляют отдельное (второе) звено региональных финансов. На сегодняшний день это звено характеризуется кризисным состоянием, поскольку сис­тема выпуска ценных бумаг большинства субъектов РФ построе­на по принципу рефинансирования краткосрочных заимствова­ний и не имеет резервов для погашения облигаций из собствен­ных источников. После объявления дефолта по федеральным цен­ным бумагам (ГКО, ОФЗ) многие субъекты РФ заяви­ли о принудительной реструктуризации своих облигаций, принад­лежащих юридическим лицам. Среди других недостатков регио­нальных займов можно отметить весьма низкий уровень раскры­тия финансовой информации о займах; слабую законодательную базу (региональный заем представляет собой простое обещание администрации выплатить все надлежащие суммы в срок без ка­ких-либо дополнительных гарантий); отсутствие четкого опреде­ления направлений использования заемных средств (в основном проспект эмиссии содержит пространную формулировку «на об­щегосударственные цели»), то есть, нет привязки к конкретным инвестиционным проектам и источникам доходов.

Таким образом, привлечение новых заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, для большинства регио­нов, ранее осуществивших значительные эмиссии краткосрочных облигаций, сегодня представляется маловероятным.

Муниципальный кредит.

Следующим звеном местных финансов является муниципаль­ный кредит, который представляет денежные отношения, возни­кающие у органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свобод­ных денежных средств в их распоряжение и их использованием на финансирование соответствующих расходов данного муници­пального образования.

В соответствии с бюджетным законодательством органы мест­ного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципаль­ных облигаций, который обеспечивается муниципальным имуще­ством и средствами местных бюджетов. Государство не несет от­ветственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обяза­тельствам государства. Исполнение обязательств по муниципаль­ным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. При этом сумма расходов на обслуживание муниципального долга в текущем фи­нансовом году не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

 

IV. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ.

Внебюджетные фонды.

Единый социальный налог.

Единый социальный налог введен в действие Налоговым ко­ксом РФ с 1 января 2001 г. Предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Его налогоплательщиками являются две группы лиц:

группа 1 — работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствова­ния; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

группа 2 — индивидуальные предприниматели, родовые, се­мейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фер­мерские) хозяйства, адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к несколь­ким вышеуказанным категориям налогоплательщиков, он призна­ется отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взято­му основанию.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведен­ные на уплату налога на вмененный доход для определенных ви­дов деятельности, освобождены от уплаты социального налога в части доходов, получаемых от осуществления этих видов дея­тельности. Объектом налогообложения для исчисления налога яв­ляются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового харак­тера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг); авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

Для второй группы налогоплательщиков объектом налогооб­ложения для исчисления социального налога являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпри­нимателей, принимающих упрощенную систему налогообложе­ния, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Не подлежат обложению государственные пособия, компенса­ционные выплаты, суммы страховых платежей, выплачиваемых организацией по договорам добровольного пенсионного обеспе­чения, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, и некоторые другие виды доходов, установленные Налоговым кодексом РФ. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате социального налога для отдельных налогоплательщиков.

Ставки социального налога дифференцированы для различ­ных групп и категорий налогоплательщиков. С 1 января 2005 года ставки ЕСН снижаются с 35,6% до 26%. При этом планка налоговой базы увеличена со 100 тыс.руб. до 280 тыс.руб.

Так, для налогопла­тельщиков первой группы — работодателей, производящих вы­платы наемным работникам, за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств — общая суммарная ставка при доходе на каж­дого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. составляет 26%,

в том числе в Федеральный бюджет – 20% (ФБ-6%, ПФ – 14%),

в Фонд социального страхования — 3,2%,

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,8%,

в террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%.

Для организаций, занятых в производстве сельскохозяйствен­ной продукции и т. д. (т. е. исключенных из первой группы), суммарная ставка при доходе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. установлена в размере 26,1%, в том числе в Пенсионный фонд — 20,6, в Фонд социального страхования — 2,9, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно 0,1 и 2,5%.

Для второй группы налогоплательщиков ставка социального налога при налоговой базе нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. составляет 20%,

в том числе в Федеральный бюджет — 15,8%,

в Фонд социального страхования – 2,2%,

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,8,

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 1,2%. Для данной категории налогоплательщиков социальный налог не предусматривает отчислений в Фонд социального страхования.

Для адвокатов Налоговый кодекс предусматривает особый по­рядок как уплаты, так и установления ставки налога.

Сумма социального налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соот­ветствующая доля налоговой базы.

Отличительной особенностью социального налога является регрессивный характер установления ставки налога для всех кате­горий налогоплательщиков: с ростом налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года ставка налога уменьшается.

Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд России - это своеобразный механизм государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения, которые находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.

Основной принцип, положенный в основу создания пенсионных фондов, - принцип солидарности поколений. Его суть состоит в необходимости обеспечения заработанного конкретным человеком материального уровня путем перераспределения средств как во времени, так и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми страховыми отчислениями уже обеспечил себе определенный прожиточный уровень в будущем, который должен быть гарантирован в независимости от наличия средств в конкретном фонде.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собственностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Источниками формирования средств Пенсионного фонда выступают:

- средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;

-средства федерального бюджета, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;

- добровольные взносы юридических и физических лиц;

- доходы от коммерческих операций.

Страховые взносы граждан, работодателей, концентрируемые в Пенсионном фонде, используются:

- на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет);

- оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни;

- содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;

-участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;

- осуществление коммерческих операций фонда;

- другие мероприятия, предусмотренные уставной деятельностью фонда.

Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

-выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

- пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;

- организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Более 90% расходов по выплате государственных пенсий производится органами социальной защиты населения через Уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводят­ся отделениями Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального налога собираются на счетах регио­нальных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляет­ся финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств между региональными отделениями ПФ для обеспече­ния сбалансированности доходов и расходов осуществляет Правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчеты об ис­полнении бюджета представляются Правлением Пенсионного фонда на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.

Мировые финансовые центры.

Указанные в предыдущем вопросе факторы ограничивают круг национальных рынков, которые выполняют международные операции. В результате конкуренции сложились следующие мировые финансовые центры – Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур и др.

Мировые финансовые центрыцентры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Исторически они возникли на базе национальных рынков, а затем – на основе мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, рынков золота.

США первыми начали либерализацию национальных валютных, кредитных и финансовых рынков с середины 70-х годов прошлого века. В 1978-1986 гг. постепенно были отменены ограничения на выплату процентов по депозитно-ссудным операциям, введены проценты по вкладам до востребования. В 1984 г. отменен 30%-й налог ан доход по облигациям, выпущенным в США и принадлежащим нерезидентам. В 1981 г. была создана свободная банковская зона, в которой иностранные банки освобождались от американского налогообложения и банковской регламентации.

Либерализация деятельности американских банков, упрощение процедуры их банкротства и концентрации капитала (в США действует достаточно жесткое антимонопольное законодательство) дали толчок развитию финансовых инноваций и технологий.

Страны ЕС давно стремились создать собственный финансовый центр. Однако интеграция валютных, кредитных, финансовых рынков долгое время отставала от интеграции в области промышленности, сельского хозяйства, внешней торговли. Это было обусловлено нежеланием стран-членов поступиться своим суверенитетом в проведении бюджетной, кредитной, инвестиционной политики в пользу наднациональных решений. В 90-х годах прошлого века в соответствии с «планом Делора» о создании экономического и валютного союза страны ЕС активно формировали единое финансовое пространство путем отмены всех валютных ограничений. В соответствии с Маастрихтским договором, вступившим в силу с ноября 1993 года, вершиной интеграции стал западноевропейский рынок капиталов и финансовых услуг.

С введением в 1999 году общей валюты - евро – фондовый рынок ЕС стало вторым в мире по масштабам после американского. Поскольку ценные бумаги и деривативы (производные ценные бумаги) номинированы в одной валюте, у инвесторов на первый план выходит выбор не страны, а сектора фондовых операций. Исчезает валютный риск.

Мировым финансовым центром является Цюрих, который оспаривает первенство у Лондона по операциям с золотом, а так же Люксембург.

Мировым финансовым центром стал Токио в результате усиления позиций Японии в мировом хозяйстве и мировой торговле в ходе конкурентной борьбы, создания за рубежом мощной банковской сети, внедрения иены в международный экономический оборот, отмены валютных ограничений.

Появление финансовых центров на периферии мирового хозяйства таких, как Багамские острова, Сингапур, Сянган (Гонконг), Панама, Бахрейн и др., обусловлено в известной мере более низкими налогами и операционными расходами, незначительным государственным вмешательством, либеральным валютным законодательством.

Мировые финансовые центры, где кредитные учреждения осуществляют операции в основном с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте, получили название финансовых центров «оффшор». Этот термин примерно соответствует понятию еврорынка. Такие финансовые центры служат также налоговым убежищем, поскольку операции в них не облагаются местными налогами и не скованы валютными ограничениями.

В настоящее время в 13 мировых финансовых центрах сосредоточено более 1000 филиалов и отделений иностранных банков.

Разновидностью банковской оффшорной зоны являются международные банковские зоны, обособленные географически или экстерриториально. Их специфика заключается в особых условиях банковских операций, отличающихся от национального кредитного рынка, строгой специализации, частым освобождением от налогов. На международные банковские зоны не распространяется ряд банковских нормативов, в том числе система обязательных резервов, участие в фонде страхования банковских вкладов (табл.).

 

Таблица

Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки:

Участники и структура

Национальные участники Структура рынков Международные участники
Корпорации Банки и специализированные кредитно-финансовые институты, в том числе страховые компании Фондовые и товарные биржи Государство   Валютные рынки, в том числе рынок евровалют Рынки ссудных капиталов: - денежный рынок; - рынок капиталов; - еврорынок Финансовые рынки Страховые рынки Рынки золота Международные корпорации, ТНК Международные банки, ТНБ Специализированные кредитно-финансовые институты, в том числе страховые компании Крупнейшие фондовые и товарные биржи Международные валютно-кредитные и финансовые организации  

 

Финансовая система США.

Современная система государственных финансов США состоит из:

· финансовой системы федерации;

· финансовых систем 50 штатов;

· финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);

· специальных фондов.

Такая организация государственных финансов характеризуется отсутствием единства, означающим, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты – в бюджет штатов.

Центральное место в системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет, о чем свидетельствуют сложившиеся в последние три десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами трех уровней:

· около 65% совокупных расходов консолидированного бюджета страны проходят через федеральный бюджет;

· 35% -доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2: 1.

За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения:

· на военные цели;

· международные дела;

· финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства;

· содержание федерального государственного аппарата;

· управление федеральным государственным долгом и т.п.

На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата.

Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов – поимущественные налоги.

В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам:

· из федерального бюджета - в бюджеты и местные бюджеты;

· из бюджетов штатов – в местные бюджеты;

· между местными бюджетами.

В базе собственных доходов властей штатов и местных властей наблюдается постоянно растущая зависимость от федеральных дотаций. Федеральная помощь штатам (примерно 23%) и местным властям (около 6%) носит ярко выраженный программно-целевой характер.

Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций даст основание утверждать, что «федеральная помощь» (примерно треть общей суммы доходов штатов и местных органов) превратилась в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.

Федеральный бюджет в США – весьма сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств.

В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

Наиболее крупным в составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение (примерно 35% от расходной части бюджетов), социальное обеспечение (примерно 13%), здравоохранение (9%), дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.

Основной источник доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, - налоговые поступления. В послевоенные годы в составе налоговых доходов возросла роль подоходного налога с населения и обязательного взноса в фонды обязательного страхования (доля этих налогов увеличилась с 1/5 до 1/3). Главный источник доходов бюджетов штатов – налог на продажу (до 30% от доходной части). А индивидуальный подоходный налог составляет примерно 17%. Недостаток собственных средств штатов компенсируется за счет финансовой поддержки из федерального бюджета и поступлений из бюджетов местных органов власти.

Важное место в системе государственных финансов отводится специальным фондам США, которые функционируют обособленно как самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение. Доходы этих фондов формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет средств федерального бюджета.

Наиболее значительными являются фонды социального страхования.

В целом современная система государственных финансов США характеризуется следующими моментами:

· она состоит из финансовой системы федерации; финансовых систем 50 штатов; финансовых систем 12,7 тыс. административных единиц; специальных фондов;

· структура расходов и доходов федерального бюджета непосредственно зависит от того, кто находится у власти – республиканцы или демократы, поскольку они устанавливают различные бюджетные приоритеты, которые и определяют статьи расходов и доходов федерального бюджета США;

· в 90-е годы прошлого века в структуре расходов преобладали затраты на социальное страхование, а основным источником доходов федерального бюджета выступал индивидуальный подоходный налог;

· при единстве налоговой системы США каждая административная единица выбирает себе собственную структуру налогов с учетом разнообразия местных условий и уровня жизни населения;

· специальные фонды США имеют целевой характер и формируются счет налоговых, неналоговых поступлений и за счет средств федерального бюджета;

· с начала 90-х годов до 2001-2002 годов в США наблюдалась тенденция к снижению бюджетного дефицита (не путать бюджетный дефицит с внутренним государственным долго, который в США растет из года в год и достиг астрономических размеров в несколько трлн долл.) при общем подъеме экономики и росте темпов ВВП.

Финансовая система Франции.

Франция – высокоразвитая страна с рыночной экономикой. В структуре ее ВВП на долю промышленности приходилось 25%, сельского хозяйства – 3%. Наиболее крупные отрасли страны относятся к сфере услуг: некоммерческие услуги (административное управление) и торговля.

Если сравнивать финансовую систему Франции и финансовую систему России, то можно отметить, что звенья, входящие в финансовую систему, одинаковы, одинаковы и проблемы, стоящие перед обеими странами: дефицит бюджета, распределение полномочий между уровнями власти, распределение расходов и доходов бюджета между бюджетными звеньями. Принципиальное отличие Франции от России заключается в том, что там 2-уровневая бюджетная система, а в России – 3-уровневая.

Финансовая система Франции характеризуется:

· многозвенностью и высокой степенью централизации. Центральный бюджет, включающий общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства, аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции. Бюджеты нижестоящих административных единиц утверждаются исполнительной влас







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.