Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.1. Генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории





ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников

по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

1 курс

 

 

Одобрено ЦМК учетно-экономических дисциплин Протокол № ___ от «___» ____________ 201_ г. Председатель ЦМК ____________ Т.Н. Воробьева   «УТВЕРЖДАЮ»   Заместитель директора по МР   _______________ А.М.Кортелева «__» ________________201__г.

 

 

 

Содержание

 

1. Введение 3

2. Методические указания по изучению дисциплины 5

3. Методические указания к выполнению контрольной работы 11

4. Задания для контрольных работ 13

5. Перечень практических занятий 24

6. Перечень рекомендуемой литературы для изучения 25

Приложение 1. Вопросы к зачету 26

Введение

Методические указания составлены на основании рабочей программы учебной дисциплины Основы экономической теории для специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», утверждённой зам. директора ГОУ СПО НТЭТ в 2014г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г. № 486

В результате изучения дисциплины студент должен:

уметь:

-оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

-использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

-строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

-анализировать статистические системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

-разбираться в основных принципах ценообразования;

-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

знать:

-генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

-ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

-рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

-роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

-задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

-закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик

Методика изучения данной дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения.

Преподавание дисциплины "Основы экономической теории" тесно связано с изучением дисциплин: «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы экономики».

Итоговый контроль проводится в виде контрольной работы и экзамена.

 

2. Методические указания по изучению дисциплины

Раздел 1. Предмет и история экономической науки

Тема 1.1. Генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории

Содержание учебного материала

Предмет экономической теории как общественной науки о производ­ственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Генезис экономической науки. Структура общей экономической теории: микроэкономика и макроэконо­мика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, эко­номико-математического и абстрактного методов. Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Инструменты экономической теории.Политическая экономия и экономика - две ветви экономической науки. Исторические этапы развития экономической теории: основные поло­жения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: не­оклассического, неокейнсианского, монетаристского

Раздел 2. Производство, экономические системы и формы собственности

Тема 2.1. Ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности

Содержание учебного материала

Производство - процесс создания полезного продукта. Типы и фазы воспроизводст­ва. Воспроизводство простое и расширенное. Экономическое производство, понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда. Производство - основа жизни человеческого общества. Ресурсы и факторыпроизводства, их классификация. Противоречия системы "ресурсы-потребности" и механизм их разрешения. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельно­сти. Закон возрастания потребностей.

Тема 2.2. Типы экономических систем, формы собственности

Содержание учебного материала

Три основных вопроса экономической теории: производить Что? Как? Для кого? Основные типы экономических систем: традиционная, командно-административная ирыночная. Их отличительные черты Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения. Многообразие форм собственности - основа перехода российской экономики к рынку.

Раздел 3. Микроэкономика

Тема 3.1. Рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования

Содержание учебного материала

Рынок как разви­тая система отношений товарно-денежного обмена. Виды рынков. Призна­ки, принципыи функции рынка. Понятие инфраструктуры рынка. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Товар как экономическая категория. Потребительная стоимость и стоимость товара. Стоимость и цена товара. Альтернативная стоимость. Различия экономических школ в теоретиче­ском обосновании стоимости и цены товара. Полезность товара. Объективная и субъективная стороны полезности материального блага. Теория "предельной полезности". Цена как рыночная форма стоимости, ее денежное выражение. Сущность и функции денег. Законыденежного обращения. Уравнение И. Фишера. Спрос и предложение - важнейшие экономические рычагирыночного механизма. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне. Рыночное равновесие. Сущность и значение ценообразования, методы ценообразования. Равновесная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия.

Содержание учебного материала

Закон стоимости в механизме рынка. Трансформациястоимости в ры­ночную цену. Сущность принципа " невидимойруки" рынка. Конкуренция и монополия: модели современногорынка. Роль конкуренции в монополии. Сущность и формы монополий. "Плюсы" и "минусы" монополии. Антимонопольная политика.

Содержание учебного материала

Рациональность потребителя исвобода выбора. Теория поведения потребителя. Понятие "потреби­тельского равновесия","эффекта замещения" и "эффекта дохода". Бюджет­ная линия и кривые безразличия.

Содержание учебного материала

Особенности рынка труда. Цена труда. Номинальная и реальная зара­ботная плата.

Механизм равновесия нарынке труда. Рынок капитала. Капитал - одна из ключевых экономических катего­рий. Основной иоборотный капитал. Понятие процентного дохода. Субъ­екты спроса на капитал ипредложения капитала. Равновесие на рынке ка­питала.

Рынок земли.Особенности земли как фактора производства. Земле­владение иземлепользование. Рента. Дифференциальная и абсолютная рента. Равновесие на рынке земли. Цена земли. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предприни­мателя как "остаточныйдоход".

Раздел 4. Макроэкономика

Содержание учебного материала

Роль и функции государства в рыночной экономике. Макроэкономикакак составная часть общей экономическойтеории. Понятие "макрорынка", его агенты и связи. Международная система национальных счетов. Способы измерения результатов экономической деятельности. Макроэко ­ номические показатели состояния экономики: национальный объем производства, общий уровень цен в стране, процентная ставка, занятость. Методы подсчета валового национального продукта (ВНП).

Содержание учебного материала

Экономическое равновесие на макроуровне. Экономическая динамика как процесс развития рыночной экономики. Совокупный спрос и совокупное предложение,факторы, влияющиена них. Классическая экономическая теория о роли процента как регуляторе макрорынка. Теоретическая модель "инвестиции - предложение". Роль совокупного предложения в классической теории. Достоинства и недостатки классической модели равновесной динамики. Особенности кейнсианского подхода к проблеме макроэкономическо­го равновесия. Роль совокупного спроса в достижении относительного равновесия. Теоретическая модель "национальный доход - совокупные расходы" и ее значение. "Политика экспансии" и "политика сдерживания" по Кейнсу. Достоинства и недостатки кейнсианской модели. Роль кейнсианской теории в становлении и развитии макроэкономической науки. Отличительные особенности монетаристской модели равновесной ди­намики. "Политика сдерживания" и "политика либерализма". Значение теоретических моделей макроэкономического равновесия в понимании экономических процессов в России.

Содержание учебного материала

Экономический рост как положительная составляющая экономической динамики.

Показатели экономического роста. НТП как факторэкономического роста. Издержки экономического роста. Источники и типы экономического роста.

Содержание учебного материала

Экономические потрясения на макрорынке. Понятие экономического цикла, фазы цикла. Основные причины кризисов перепроизводства. Соци­ально-экономические последствия кризисов. "Длинные волны" Н.Д. Конд­ратьева. Особенности современного кризиса в России и проблемы его пре­одоления.

Раздел 5. Макроэкономическая политика

Содержание учебного материала

Задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства.

Содержание учебного материала

Механизмы взаимодействия инструментов денежно- кредитной и бюджетно-налоговой политики. Денежная система. Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Предложение денег. Основные модели спроса на деньги. Механизм функционирования денежного рынка. Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на ве­личину ВНП. Кейнсианскаяи монетаристская оценки роли государства в регулировании денежного рынка. Понятие кредитной системы. Принципы кредита. Функции Централь­ного Банка России в кредитной системе. Понятие финансов. Госбюджет. Функции налогов.Принципы налого­обложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование эконо­мики посредством бюджетно-налоговой политики государства. Основные направления социальной политики государства в современ­ных условиях.

Содержание учебного материала

Доход как экономическая категория. Денежное содержание доходов. "Функциональные" и "вертикальные" доходы общества. Заработная плата, ее связь с ценами, номинальная и реальнаязарплата. Прибыль, ее экономическая природа. Основные направления распре­деления прибыли. Норма прибыли. Проблема неравенства доходов. "Кривая Лоренца" и "коэффициентДжини". Проблемы перераспределения доходов. Теоретическая значимость "закона Парето". Государственное регулирование доходов. Понятие "потребительской корзины". Главные источники денежных доходов. Заработ­ная плата, доходы от собственности, социальныевыплаты.

Содержание учебного материала

Закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.

 

 

ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр личного дела (шифра) студента.

В таблице по вертикали (А) размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является предпоследней цифрой шифра студента.

По горизонтали (Б) размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является последней цифрой шифра студента. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет номер варианта контрольной работы.

А Б ПОСЛЕДНЯЯ ЦИФРА ШИФРА
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

 

Задания для контрольных работ

 

Вариант 1

Вопрос 1. Производство и экономика. Воспроизводственный цикл и его фазы. Производство простое и расширенное, материальное и нематериальное.

Вопрос 2. Конкуренция, ее виды и функции.

Задача 1.

Сделайте необходимые расчеты и заполните пропуски в таблице.

 

Год Номинальный ВНП (млрд. долл.)   Реальный ВНП (млрд. долл.)   Индекс уровня цен
     
     
    …    

Задача 2.

Кривая спроса на яблоки описывается следующим уравнением:

Qс =1000-25Р, где Qс - объем спроса (кг. в неделю); Р - цена 1 кг яблок(руб.).

Кривая предложения яблок описывается уравнением: Qп=-500 + 50Р, где Qп - объем предложения (кг в неделю).

а) определите равновесную цену и объем продаж на рынке яблок;

б) определите объем дефицита (или перепроизводства), который будет иметь
место при цене 15 руб. за 1 кг.

Вариант 2

Вопрос 1. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.

Вопрос 2. Место России в международном товарном обмене, ее конкурентные преимущества и слабые стороны.

Задача 1.

Соотношение цены и величины спроса задано таблицей. Определить коэффициент эластичности. Дать оценку действиям продавца.

Варианты Цена за единицу продукции Объём продаж Выручка  
Исходное положение 40 руб. 20 шт  
Измененное положение 45 руб. 18 шт.  

Задача 2.

 

1) 5 семей имеют доход 3 000р. 8 семей – 5 000р. 10 семей – 10 000р. 20 семей – 15 000р. 25 семей – 30 000р. 9 семей – 50 000р. 6 семей – 100 000р. 3 семьи – 150 000р. 2) 5 семей имеют доход 3 000р. 8 семей – 4 500р. 10 семей – 7 000р. 20 семей – 8 500р. 25 семей – 10 000р. 9 семей – 11 000р. 6 семей – 15 000р. 3 семьи – 18 000р.

 

Используя данные, постройте 2 графика с изображением кривой Лоренца. Сравните оба графика и сделайте вывод.

Вариант 3

Вопрос 1. Кривая производственных возможностей. Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки.

Вопрос 2.

Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах.

Задача 1.

Заполните таблицу

№п/п спрос предложение графики Ре
      =      
      =      
  =          
  =          

Задача 2.

Заполните таблицу

Тип экономических систем Основные черты Преимущества Недостатки
       

Вариант 4

Вопрос 1. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.

Вопросы 2. Налоги: сущность, виды, функции. Кривая Лаффера.

Задача 1.

По данным таблицы постройте кривую спроса и предложения на рынке. Определите и покажите на графике:

1) равновесную цену;

2) равновесный объем производства;

3) величину дефицита, если цена равна 20д.ед.;

4) величину избытка, если цена равна70ден. ед.

Объем, тыс. шт. Цена, д.ед.
           
Спроса            
Предложения            

Задача 2.

На основании данных, приведенных в таблице, определите следующие величины:

а) реальный объем ВНП в расчете на душу населения;

б) оптимальную численность населения в данной стране;

в) абсолютную величину прироста ВНП во 2-ом году по сравнению с 1-м
годом;

г) прирост ВНП (в процентах) в 4-ом году по сравнению с 3-м годом;

Год Население (млн.чел,) Реальный объем ВНП (млрд. долл.) Реальный объем ВНП на душу населения (долл.)
      ?  
       
       
       
       
       
    ....................................  

Вариант 5

Вопрос 1. Финансы. Госбюджет и его виды. Бюджетный дефицит.Государственный долг.

Вопрос 2. Теория «предельной полезности».

Задача 1.

Выполните расчет общей и предельной полезности по данным таблицы

Постройте график постоянной, переменной, общей и предельной полезности.

 

Объем продукции, ед. Постоянная полезность Переменная полезность Общая полезность Предельная полезность
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Задача 2.

Какой будет спрос и что произойдет с общей выручкой, если цена возросла с 5 д.ед. до 6д.ед., а величина спроса уменьшилась с 15 до 10.

Какой будет спрос и что произойдет с общей выручкой, если цена уменьшилась с 10 д.ед. до 9д.ед., а величина спроса увеличилась с 100 до 110.

Какой будет спрос и что произойдет с общей выручкой, если цена увеличится с 6 д.ед. до 9д.ед., а величина спроса уменьшилась с 60 до 50.

Какой будет спрос и что произойдет с общей выручкой, если цена снизилась 6,5 д.ед. до 6д.ед., а величина спроса увеличилась со 100 до 200.

Какой будет спрос и что произойдет с общей выручкой, если цена снизилась с 4д.ед. до 3,75д.ед., а величина спроса увеличилась с 300до 400.

 

Вариант 6

Вопрос 1. Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара.

Вопрос 2. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса.

Задача 1.

Заполните таблицу.

 

 

 

Основные черты рыночной структуры Рынок совершенной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
монополия олигополия монополистическая конкуренция
Количество фирм        
Тип продукции        
Степень сложности входа в рынок        
Доступность экономической информации        
Контроль над ценами        

 

Задача 2.

В магазине работает 5 человек. Они продают тетради и книги. В день каждый продавец может продать либо 20 тетрадей, либо 10 книг. Начертите границу производственных возможностей магазина и рассчитайте альтернативную стоимость 1 книги и 1 тетради. Как изменится граница производственных возможностей и альтернативная стоимость, если смогут продавать 15книг.

 

 

Вариант 7

Вопрос 1. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия.

Вопрос 2. Предложение. Закон предложения. Факторы, воздействующие на предложение. Эластичность предложения.

Задача 1.

Выполните расчет общей и предельной полезности по данным таблицы

Постройте график постоянной, переменной, общей и предельной полезности.

 

Объем продукции, ед. Постоянная полезность Переменная полезность Общая полезность Предельная полезность
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Задача 2.

Допустим: функция спроса равна Q d = 100 - Р, а функция предложения Qs = 2Р - 50, где: Р - цена в руб., a Qd и Qs - величины соответственно спроса и предложения в тыс. шт.

Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет?

а) найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) определите величины спроса и предложения. Каков объем

потребления.

Вариант 8

Вопрос 1. Доход как экономическая категория. «Функциональные» и «вертикальные» доходы. Проблема перераспределения доходов.

Вопрос 2. Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровеньбезработицы. Закон Оукена.

Задача 1.

Заполните таблицу

№п/п спрос предложение графики Ре
           
           

Задача 2.

Бригада студентов работает на практике в мясном цехе предприятия общественного питания. Они изготавливают чебуреки и беляши. Рабочий день длится 8 часов. Мария делает 30 чебуреков в час или 35 беляшей. Елена делает 20 чебуреков в час или 45 беляшей. Артем делает 25 чебуреков в час или 40 беляшей.

Как бригаде распределить работу, чтобы сделать как можно больше чебуреков с обязательным условием изготовить 180 беляшей?

Сколько чебуреков будет изготовлено?

Вариант 9

Вопрос 1. Рынок труда и его особенности. Цена труда.

Вопрос 2. Теория потребительского поведения: кривые «безразличия» и «бюджетные» линии.

Задача 1.

Найдите равновесие в экономике, если совокупный спрос и совокупное предложение имеют следующие значения:

Объем национального производства, на который предъявлен спрос (млн р.) Уровень цен Объем национального производства, предложенный для продажи (млн р)
     
     
     
     
     

 

Постройте график. Допустим, что совокупный спрос уменьшился на 50 млн. р. при каждом значении уровня цен. Покажите на графике, к каким последствиям это приведет.

Задача 2.

Постройте график производственных возможностей исходя из следующих данных:

Вид продукции Производственные возможности
А Б В Г Д
Строительство школ          
Автомобили, тыс.шт.          

Что показывают точки на кривой?

Обозначьте точку М внутри кривой и точку Н вне кривой. Что показывают эти точки? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, которое показано в точке Н?

Начертите кривую производственных возможностей для случая, когда строительство школ усовершенствовалось (увеличилось), а технология производства машин осталась неизменной.

Вариант 10

Вопрос 1. Модели современного рынка, их характеристика. Ценовая и неценовая к онкуренция

Вопрос 2. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).

Задача 1.

Установите соответствие между авторами, данными их жизни и
экономическими взглядами, которые они обосновали. Например, 1-3-2.

№ п/п Авторы Даты жизни Экономические взгляды
       
  Альфред Маршалл 1883-1946 Сторонник монетаризма считал, что деньги, их движение является главным фактором, определяющим направление самих рыночных процессов, включая развитие производства.
  Милтон Фридмен 1842-1924 Родоначальник неоклассической школы в экономической теории. Обосновал определяющую роль в функционировании частнокапиталистической экономики стихии рынка, взаимодействия спроса и предложения на товары и услуги при ценообразовании, но с учетом издержек производства в сочетании с признанием их предельных характеристик.
  Джон Мейнард Кейнс 1818-1883 Основоположник теории прибавочной стоимости, доказывает, что существует противоположность антагонистического характера между трудом и капиталом, а капиталистический строй с его частной собственностью - только временное явление.
  Карл Маркс род. 1912 Основоположник развития теории эффективного спроса на потребительские товары и инвестиции, а также необходимости участия государственного вмешательства в экономику в целях его стимулирования, широкого использования рычагов регулирования экономики на микроуровне, в силу чего обосновывалась возможность предотвращения трудностей в рыночной капиталистической экономике.
         

Задача 2.

Заполните таблицу

№п/п спрос предложение графики Ре
             
             

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников

по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

1 курс

 

 

Одобрено ЦМК учетно-экономических дисциплин Протокол № ___ от «___» ____________ 201_ г. Председатель ЦМК ____________ Т.Н. Воробьева   «УТВЕРЖДАЮ»   Заместитель директора по МР   _______________ А.М.Кортелева «__» ________________201__г.

 

 

 

Содержание

 

1. Введение 3

2. Методические указания по изучению дисциплины 5

3. Методические указания к выполнению контрольной работы 11

4. Задания для контрольных работ 13

5. Перечень практических занятий 24

6. Перечень рекомендуемой литературы для изучения 25

Приложение 1. Вопросы к зачету 26

Введение

Методические указания составлены на основании рабочей программы учебной дисциплины Основы экономической теории для специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», утверждённой зам. директора ГОУ СПО НТЭТ в 2014г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г. № 486

В результате изучения дисциплины студент должен:

уметь:

-оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

-использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

-строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

-анализировать статистические системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

-разбираться в основных принципах ценообразования;

-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

знать:

-генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

-ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

-рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

-роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

-задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

-закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик

Методика изучения данной дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения.

Преподавание дисциплины "Основы экономической теории" тесно связано с изучением дисциплин: «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы экономики».

Итоговый контроль проводится в виде контрольной работы и экзамена.

 

2. Методические указания по изучению дисциплины

Раздел 1. Предмет и история экономической науки

Тема 1.1. Генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории

Содержание учебного материала

Предмет экономической теории как общественной науки о производ­ственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Генезис экономической науки. Структура общей экономической теории: микроэкономика и макроэконо­мика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, эко­номико-математического и абстрактного методов. Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Инструменты экономической теории.Политическая экономия и экономика - две ветви экономической науки. Исторические этапы развития экономической теории: основные поло­жения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: не­оклассического, неокейнсианского, монетаристского

Раздел 2. Производство, экономические системы и формы собственности







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.