|
Тема 1.1. Генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теорииСтр 1 из 3Следующая ⇒ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» 1 курс
Содержание
1. Введение 3 2. Методические указания по изучению дисциплины 5 3. Методические указания к выполнению контрольной работы 11 4. Задания для контрольных работ 13 5. Перечень практических занятий 24 6. Перечень рекомендуемой литературы для изучения 25 Приложение 1. Вопросы к зачету 26 Введение Методические указания составлены на основании рабочей программы учебной дисциплины Основы экономической теории для специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», утверждённой зам. директора ГОУ СПО НТЭТ в 2014г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г. № 486 В результате изучения дисциплины студент должен: уметь: -оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; -использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; -строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; -анализировать статистические системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; -распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; -разбираться в основных принципах ценообразования; -выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях. знать: -генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; -ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; -рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов; -роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; -задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; -закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик Методика изучения данной дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения. Преподавание дисциплины "Основы экономической теории" тесно связано с изучением дисциплин: «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы экономики». Итоговый контроль проводится в виде контрольной работы и экзамена.
2. Методические указания по изучению дисциплины Раздел 1. Предмет и история экономической науки Тема 1.1. Генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории Содержание учебного материала Предмет экономической теории как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Генезис экономической науки. Структура общей экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, экономико-математического и абстрактного методов. Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Инструменты экономической теории.Политическая экономия и экономика - две ветви экономической науки. Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского Раздел 2. Производство, экономические системы и формы собственности Тема 2.1. Ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности Содержание учебного материала Производство - процесс создания полезного продукта. Типы и фазы воспроизводства. Воспроизводство простое и расширенное. Экономическое производство, понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда. Производство - основа жизни человеческого общества. Ресурсы и факторыпроизводства, их классификация. Противоречия системы "ресурсы-потребности" и механизм их разрешения. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей. Тема 2.2. Типы экономических систем, формы собственности Содержание учебного материала Три основных вопроса экономической теории: производить Что? Как? Для кого? Основные типы экономических систем: традиционная, командно-административная ирыночная. Их отличительные черты Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения. Многообразие форм собственности - основа перехода российской экономики к рынку. Раздел 3. Микроэкономика Тема 3.1. Рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования Содержание учебного материала Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена. Виды рынков. Признаки, принципыи функции рынка. Понятие инфраструктуры рынка. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Товар как экономическая категория. Потребительная стоимость и стоимость товара. Стоимость и цена товара. Альтернативная стоимость. Различия экономических школ в теоретическом обосновании стоимости и цены товара. Полезность товара. Объективная и субъективная стороны полезности материального блага. Теория "предельной полезности". Цена как рыночная форма стоимости, ее денежное выражение. Сущность и функции денег. Законыденежного обращения. Уравнение И. Фишера. Спрос и предложение - важнейшие экономические рычагирыночного механизма. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне. Рыночное равновесие. Сущность и значение ценообразования, методы ценообразования. Равновесная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия. Содержание учебного материала Закон стоимости в механизме рынка. Трансформациястоимости в рыночную цену. Сущность принципа " невидимойруки" рынка. Конкуренция и монополия: модели современногорынка. Роль конкуренции в монополии. Сущность и формы монополий. "Плюсы" и "минусы" монополии. Антимонопольная политика. Содержание учебного материала Рациональность потребителя исвобода выбора. Теория поведения потребителя. Понятие "потребительского равновесия","эффекта замещения" и "эффекта дохода". Бюджетная линия и кривые безразличия. Содержание учебного материала Особенности рынка труда. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата. Механизм равновесия нарынке труда. Рынок капитала. Капитал - одна из ключевых экономических категорий. Основной иоборотный капитал. Понятие процентного дохода. Субъекты спроса на капитал ипредложения капитала. Равновесие на рынке капитала. Рынок земли.Особенности земли как фактора производства. Землевладение иземлепользование. Рента. Дифференциальная и абсолютная рента. Равновесие на рынке земли. Цена земли. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя как "остаточныйдоход". Раздел 4. Макроэкономика Содержание учебного материала Роль и функции государства в рыночной экономике. Макроэкономикакак составная часть общей экономическойтеории. Понятие "макрорынка", его агенты и связи. Международная система национальных счетов. Способы измерения результатов экономической деятельности. Макроэко номические показатели состояния экономики: национальный объем производства, общий уровень цен в стране, процентная ставка, занятость. Методы подсчета валового национального продукта (ВНП). Содержание учебного материала Экономическое равновесие на макроуровне. Экономическая динамика как процесс развития рыночной экономики. Совокупный спрос и совокупное предложение,факторы, влияющиена них. Классическая экономическая теория о роли процента как регуляторе макрорынка. Теоретическая модель "инвестиции - предложение". Роль совокупного предложения в классической теории. Достоинства и недостатки классической модели равновесной динамики. Особенности кейнсианского подхода к проблеме макроэкономического равновесия. Роль совокупного спроса в достижении относительного равновесия. Теоретическая модель "национальный доход - совокупные расходы" и ее значение. "Политика экспансии" и "политика сдерживания" по Кейнсу. Достоинства и недостатки кейнсианской модели. Роль кейнсианской теории в становлении и развитии макроэкономической науки. Отличительные особенности монетаристской модели равновесной динамики. "Политика сдерживания" и "политика либерализма". Значение теоретических моделей макроэкономического равновесия в понимании экономических процессов в России. Содержание учебного материала Экономический рост как положительная составляющая экономической динамики. Показатели экономического роста. НТП как факторэкономического роста. Издержки экономического роста. Источники и типы экономического роста. Содержание учебного материала Экономические потрясения на макрорынке. Понятие экономического цикла, фазы цикла. Основные причины кризисов перепроизводства. Социально-экономические последствия кризисов. "Длинные волны" Н.Д. Кондратьева. Особенности современного кризиса в России и проблемы его преодоления. Раздел 5. Макроэкономическая политика Содержание учебного материала Задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства. Содержание учебного материала Механизмы взаимодействия инструментов денежно- кредитной и бюджетно-налоговой политики. Денежная система. Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Предложение денег. Основные модели спроса на деньги. Механизм функционирования денежного рынка. Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину ВНП. Кейнсианскаяи монетаристская оценки роли государства в регулировании денежного рынка. Понятие кредитной системы. Принципы кредита. Функции Центрального Банка России в кредитной системе. Понятие финансов. Госбюджет. Функции налогов.Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства. Основные направления социальной политики государства в современных условиях. Содержание учебного материала Доход как экономическая категория. Денежное содержание доходов. "Функциональные" и "вертикальные" доходы общества. Заработная плата, ее связь с ценами, номинальная и реальнаязарплата. Прибыль, ее экономическая природа. Основные направления распределения прибыли. Норма прибыли. Проблема неравенства доходов. "Кривая Лоренца" и "коэффициентДжини". Проблемы перераспределения доходов. Теоретическая значимость "закона Парето". Государственное регулирование доходов. Понятие "потребительской корзины". Главные источники денежных доходов. Заработная плата, доходы от собственности, социальныевыплаты. Содержание учебного материала Закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.
ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр личного дела (шифра) студента. В таблице по вертикали (А) размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является предпоследней цифрой шифра студента. По горизонтали (Б) размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является последней цифрой шифра студента. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет номер варианта контрольной работы.
Задания для контрольных работ
Вариант 1 Вопрос 1. Производство и экономика. Воспроизводственный цикл и его фазы. Производство простое и расширенное, материальное и нематериальное. Вопрос 2. Конкуренция, ее виды и функции. Задача 1. Сделайте необходимые расчеты и заполните пропуски в таблице.
Задача 2. Кривая спроса на яблоки описывается следующим уравнением: Qс =1000-25Р, где Qс - объем спроса (кг. в неделю); Р - цена 1 кг яблок(руб.). Кривая предложения яблок описывается уравнением: Qп=-500 + 50Р, где Qп - объем предложения (кг в неделю). а) определите равновесную цену и объем продаж на рынке яблок; б) определите объем дефицита (или перепроизводства), который будет иметь Вариант 2 Вопрос 1. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег. Вопрос 2. Место России в международном товарном обмене, ее конкурентные преимущества и слабые стороны. Задача 1. Соотношение цены и величины спроса задано таблицей. Определить коэффициент эластичности. Дать оценку действиям продавца.
Задача 2.
Используя данные, постройте 2 графика с изображением кривой Лоренца. Сравните оба графика и сделайте вывод. Вариант 3 Вопрос 1. Кривая производственных возможностей. Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. Вопрос 2. Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах. Задача 1. Заполните таблицу
Задача 2. Заполните таблицу
Вариант 4 Вопрос 1. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена. Вопросы 2. Налоги: сущность, виды, функции. Кривая Лаффера. Задача 1. По данным таблицы постройте кривую спроса и предложения на рынке. Определите и покажите на графике: 1) равновесную цену; 2) равновесный объем производства; 3) величину дефицита, если цена равна 20д.ед.; 4) величину избытка, если цена равна70ден. ед.
Задача 2. На основании данных, приведенных в таблице, определите следующие величины: а) реальный объем ВНП в расчете на душу населения; б) оптимальную численность населения в данной стране; в) абсолютную величину прироста ВНП во 2-ом году по сравнению с 1-м г) прирост ВНП (в процентах) в 4-ом году по сравнению с 3-м годом;
Вариант 5 Вопрос 1. Финансы. Госбюджет и его виды. Бюджетный дефицит.Государственный долг. Вопрос 2. Теория «предельной полезности». Задача 1. Выполните расчет общей и предельной полезности по данным таблицы Постройте график постоянной, переменной, общей и предельной полезности.
Задача 2. Какой будет спрос и что произойдет с общей выручкой, если цена возросла с 5 д.ед. до 6д.ед., а величина спроса уменьшилась с 15 до 10. Какой будет спрос и что произойдет с общей выручкой, если цена уменьшилась с 10 д.ед. до 9д.ед., а величина спроса увеличилась с 100 до 110. Какой будет спрос и что произойдет с общей выручкой, если цена увеличится с 6 д.ед. до 9д.ед., а величина спроса уменьшилась с 60 до 50. Какой будет спрос и что произойдет с общей выручкой, если цена снизилась 6,5 д.ед. до 6д.ед., а величина спроса увеличилась со 100 до 200. Какой будет спрос и что произойдет с общей выручкой, если цена снизилась с 4д.ед. до 3,75д.ед., а величина спроса увеличилась с 300до 400.
Вариант 6 Вопрос 1. Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара. Вопрос 2. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса. Задача 1. Заполните таблицу.
Задача 2. В магазине работает 5 человек. Они продают тетради и книги. В день каждый продавец может продать либо 20 тетрадей, либо 10 книг. Начертите границу производственных возможностей магазина и рассчитайте альтернативную стоимость 1 книги и 1 тетради. Как изменится граница производственных возможностей и альтернативная стоимость, если смогут продавать 15книг.
Вариант 7 Вопрос 1. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия. Вопрос 2. Предложение. Закон предложения. Факторы, воздействующие на предложение. Эластичность предложения. Задача 1. Выполните расчет общей и предельной полезности по данным таблицы Постройте график постоянной, переменной, общей и предельной полезности.
Задача 2. Допустим: функция спроса равна Q d = 100 - Р, а функция предложения Qs = 2Р - 50, где: Р - цена в руб., a Qd и Qs - величины соответственно спроса и предложения в тыс. шт. Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет? а) найдите равновесную цену и равновесное количество. б) определите величины спроса и предложения. Каков объем потребления. Вариант 8 Вопрос 1. Доход как экономическая категория. «Функциональные» и «вертикальные» доходы. Проблема перераспределения доходов. Вопрос 2. Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровеньбезработицы. Закон Оукена. Задача 1. Заполните таблицу
Задача 2. Бригада студентов работает на практике в мясном цехе предприятия общественного питания. Они изготавливают чебуреки и беляши. Рабочий день длится 8 часов. Мария делает 30 чебуреков в час или 35 беляшей. Елена делает 20 чебуреков в час или 45 беляшей. Артем делает 25 чебуреков в час или 40 беляшей. Как бригаде распределить работу, чтобы сделать как можно больше чебуреков с обязательным условием изготовить 180 беляшей? Сколько чебуреков будет изготовлено? Вариант 9 Вопрос 1. Рынок труда и его особенности. Цена труда. Вопрос 2. Теория потребительского поведения: кривые «безразличия» и «бюджетные» линии. Задача 1. Найдите равновесие в экономике, если совокупный спрос и совокупное предложение имеют следующие значения:
Постройте график. Допустим, что совокупный спрос уменьшился на 50 млн. р. при каждом значении уровня цен. Покажите на графике, к каким последствиям это приведет. Задача 2. Постройте график производственных возможностей исходя из следующих данных:
Что показывают точки на кривой? Обозначьте точку М внутри кривой и точку Н вне кривой. Что показывают эти точки? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, которое показано в точке Н? Начертите кривую производственных возможностей для случая, когда строительство школ усовершенствовалось (увеличилось), а технология производства машин осталась неизменной. Вариант 10 Вопрос 1. Модели современного рынка, их характеристика. Ценовая и неценовая к онкуренция Вопрос 2. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП). Задача 1. Установите соответствие между авторами, данными их жизни и
Задача 2. Заполните таблицу
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» 1 курс
Содержание
1. Введение 3 2. Методические указания по изучению дисциплины 5 3. Методические указания к выполнению контрольной работы 11 4. Задания для контрольных работ 13 5. Перечень практических занятий 24 6. Перечень рекомендуемой литературы для изучения 25 Приложение 1. Вопросы к зачету 26 Введение Методические указания составлены на основании рабочей программы учебной дисциплины Основы экономической теории для специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», утверждённой зам. директора ГОУ СПО НТЭТ в 2014г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г. № 486 В результате изучения дисциплины студент должен: уметь: -оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; -использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; -строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; -анализировать статистические системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; -распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; -разбираться в основных принципах ценообразования; -выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях. знать: -генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; -ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; -рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов; -роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; -задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; -закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик Методика изучения данной дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения. Преподавание дисциплины "Основы экономической теории" тесно связано с изучением дисциплин: «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы экономики». Итоговый контроль проводится в виде контрольной работы и экзамена.
2. Методические указания по изучению дисциплины Раздел 1. Предмет и история экономической науки Тема 1.1. Генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории Содержание учебного материала Предмет экономической теории как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Генезис экономической науки. Структура общей экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, экономико-математического и абстрактного методов. Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Инструменты экономической теории.Политическая экономия и экономика - две ветви экономической науки. Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского Раздел 2. Производство, экономические системы и формы собственности Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|