Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА





ОСНОВЫ ЭНИОСТИЛЯ

 

Базовая концепция учения о гармонии энерго-информационного общения с людьми и природой

 

 

Институт психологической культуры и ментальной медицины

1995 г.


 

Введение. 3

Глава 1. 7

АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА.. 7

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ТИПА.. 7

ЧЕТЫРЕ ВИДА ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ.. 8

О «СУМАСШЕДШИХ» И «ПОМЕШАННЫХ». 10

ЗАКОН СМЕНЯЕМОСТИ МЕТАФОР. 12

О КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕТАФОР. 12

Глава 2. 13

СЕМЬ ЛЕПЕСТКОВ ЭНИОСТИЛЯ, СООТНОШЕНИЕ МЕТАФОР. 13

КОРРЕКЦИЯ ЭНИОСТИЛЯ.. 18

Глава 3. 20

ЭГО И СУПЕРЭГО, ЦЕНА «ПОМЕШАННОСТИ». 20

ЗОЛОТОЙ ЗАКОН ЭНИОСТИЛЯ.. 21

ЦЕНА «ПОМЕШАННОСТИ»- 2. 22

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ: «БЕСПЛАТНЫХ ПИРОЖНЫХ НЕ БЫВАЕТ» 22

Глава 4. 23

«ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ» ОТНОШЕНИЯ ФИГУР. 23

ПРАВИЛА УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ.. 24

Глава 5. 27

«ФОРМУЛЫ ЭНИОТИПОЛОГИИ». 27

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ЧЕТЫРЕ МЕТАФОРЫ... 27

ПРИРОДА ВОСПРИЯТИЯ.. 28

ПОСТРОЕНИЕ ЭНИОСТИЛЯ.. 29

ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРОВЕРСИЯ.. 31

Глава 6. 33

ДВИЖЕНИЕ ЭНЕРГИИ.. 33

ЭНЕРГО- ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С . ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДОЙ.. 33

РАБОТА ЭКСПЕРТА ЭНИОСТИЛЯ.. 34

ЗАКОНЫ РЕАГИРОВАНИЯ.. 35

ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ.. 37

 


Введение

 

Эниостиль - принципиально новое социокультурное явление, одновременно и неразрывно является наукой, искусством, магией и религией здорового и гармоничного стиля жизни и энерго-информационного общения с людьми и природой. Ключевые концепции эниостиля разработаны Тамарой и Анатолием Панченко в 1982-1994 годах на основе изучения здоровья, гармоничности и успешности людей методами аналитической психологии, нейролингвистического программирования, эриксоновской модели, трансакционного анализа, соционики, телесного психоанализа, парапсихологии и других наиболее действенных технологий Востока и Запада. В результате созданы эффективнейшие технологии гармонизации личности, раскрытия и реализации ее творческого потенциала, обучения продуктивному, здоровому и успешному общению с самим собой, другими людьми и природой. Психологическая культура Эниостиль находит все более широкое распространение в психологии, педагогике, медицине, искусстве, управлении, бизнесе и семейной жизни.



Из интервью Тамары и Анатолия Панченко для телекомпании "Новый регион" г. Ижевска. Вопросы задает Александр Бурцев А.Б.:

- Ваши знания представляются мне страшным оружием, которое может попасть к людям, которые сумеют его использовать не в самых лучших целях. Ведь это же опасно, согласитесь!

- А.П.: Я раньше тоже так думал. И думали люди, которые в 30- е годы запретили психологию в нашей стране. И в результате масса людей оказалась без помощи квалифицированных психологов. А ведь не меньше половины людей нуждаются не в лечении, а в эмоциональной коррекции. Так и думали люди, многое запрещающие. Так думали и мы с Тамарой. Пока один человек на нашем семинаре в Калининграде не рассказал нам сказку о кузнеце, смастерившем три замечательных топора. Один топор попал в руки мастера, и тот построил великолепный храм без единого гвоздя. Другой топор попал в руки мясника, и он столь же великолепно рубил им мясо. А третий - в руки палача, который выполнял свою работу на эшафоте. Мясо-то как-нибудь бы разрезали и без топора. Голову камнем бы расшибли, а вот храма-то не построить. Поэтому я считаю, что эниостиль, который мы, наш институт, создали, это, прежде всего, технология построения самого себя. Причем, не такого, каким ты хочешь быть, не такого, каким тебя призывает быть кто-то, а такого, каким ты прислан на эту землю. И чтобы ты понял, кто ты, как и где тебе жить, на какой грядке расти, чтобы ты стал самим собой. Потому что, если ты - роза, и каким-то воспитанием тебе срезали колючки, то ты уже не совсем роза. Но и непонятно кто. И мы даем техники и технологии, которые позволяют розе вырастить колючки, если они ей свойственны по природе, убрать лишние расцветки с листьев. Но это только одна сторона проблемы. Ведь как только она поняла, что она роза, ей нужно найти и свое место в этом мире, свое окружение. Если роза призвана радовать окружающих своим видом, красотой, защищаться колючками, то как ей жить под кленом, рядом с которым она, вдруг себя обнаружила? Клен - замечательное дерево, но у него другое предназначение в этой жизни. Клен затеняет розу, и от него она меняет свой цвет и болеет. Эниостиль отвечает на эти вопросы.

- А.Б.: То есть эта наука необходима каждому?

- А.П.: Безусловно! Хотя эниостиль - это не наука, и в то же время наука. И это не искусство, хотя и искусство. Это не религия, хотя и религия. И это не магия, хотя и магия человеческих отношений. Это всё вместе. И они связаны неразрывно. И мы бы хотели, чтобы эти знания попали в руки людей до того, как они сделают два главных выбора в жизни: это выбор спутника жизни и работы. Потому что каждому стилю, каждому типу соответствует своя работа, свои интертипные отношения с другими людьми.

- А.Б.: Значит, эниостиль уже сегодня надо преподавать в школах?

- А.П.: Совершенно верно! И мы очень много внимания уделяем тому, чтобы в первую очередь готовить людей, которые будут работать с детьми. Во многих школах эниостиль уже преподается. Но этого пока недостаточно. И мы считаем главной целью своих семинаров - обучить взрослых людей для того, чтобы они обучали этому своих детей. Нам-то уже поздновато себя менять. И чем раньше наши дети научатся этому, тем лучше. Ведь мы - родители - странный народ. Когда мы садим растение в своем огороде, мы знаем, что по какой агротехнике выращивать. А когда у нас рождается ребёнок, мы галлюцинируем, будто знаем, что это родилось. Например, мы считаем, что это василёк и выращиваем его по агротехнике василька. Просто потому, что нам так хочется. И мы - родители, педагоги - создаём неких гибридов, мутантов. Большинство нас с вами - мутанты. И государству выгодно иметь мутантов. Ими же легко управлять. Гораздо легче управлять стаей дворовых, чем стаей породистых собак. И конечная цель эниостиля - создать общество "породистых" людей. Но, в отличие от идей, которые исповедовал Гитлер и многие другие, их ни в коем случае нельзя делать по какому-то образу и подобию. Потому что каждый человек рожден совершенным. Мы рождаемся идеальными, и только потом нас воспитывают по технологии, которая правильна для одного типа и совершенно не подходит для остальных. И так нас всех уравнивают.

- А.Б.: Вы считаете, что наше общество уже в состоянии принять эниостиль?

- Т.П.: Все очень по-разному относятся к идее эниостиля. Есть люди, принимающие ее "на ура", они становятся ее проповедниками: идут в школы, проводят тренинги, семинары, чаще всего бесплатно. А ортодоксальная педагогика воспринимает эниостиль "со скрипом"...

- А.П.: Члены общества, я бы сказал, конечно, готовы принять это, а... например, руководители готовы учиться, но своим подчиненным хотят пересказывать сами. Каждый хочет быть свободной и развитой личностью, а из своей структуры сделать одинаковых людей. Так же и государство в целом. Любое государство на словах признает, что личность нужно развивать, а на самом деле заинтересовано в том, чтобы сделать всех своих членов одинаковыми, усредненными, серыми. Ведь средненькие люди хорошо внушаемы, хорошо управляемы. Так что восприятие двояко. Наверное, так и должно быть.

- А.Б.: То есть те, кто узнают о вашем "детище", все же принимают его, по крайней мере, для себя, считая, видимо, достаточно надежной эту технологию гармонизации своей личности и жизни?

- А.П.: Эниостиль имеет очень жесткую технологию определения кто ты и для чего предназначен в отличие от многих других теорий, на базе которых он создан. И он говорит о том, что есть люди, которые работают в разных метафорах. Метафорах магии, религии, искусства и науки. И каждый из представителей этих метафор воспринимает мир по-своему. Каждый имеет свой ЭНИОСТИЛЬ.

- Т.П.: И очень сложно жить не в своем эниостиле, очень болезненно и энергоемко. Мы описываем шестнадцать таких стилей. У каждого свое предназначение, свои силы, свои слабости. Человек, живущий не в своем стиле, платит за это нездоровьем, неуспехами. Люди подсознательно ему не доверяют: его родной тип посылает одни сигналы, а искусственно приобретенный - другие. Поэтому с такими людьми очень трудно общаться.

- А.П.: Поэтому задача эниостиля с одной стороны - гармонизировать человека: чтобы его "корни" соответствовали "стволу", "кроне"... А с другой стороны, эниостиль - это энерго-информационное общение с людьми и природой, значит, гармонизация отношений с людьми, одному из нас комфортно жить в дорогой обстановке, другому - в строгой, третьему нужна мягкая удобная мебель, значит, гармонизация окружения, обстановки...Свои стили имеют дома, улицы, города, страны... В некоторых городах определенным стилям жить некомфортно. И в принципе-то все люди хорошие. И между ними никогда не было бы конфликтов, если бы не несовпадения по стилям энерго-информационного обмена. А ведь всё в нашем мире - энергия и информация. Свет, проникающий сквозь сетчатку глаза - энергия, звук, возбуждающий мембрану уха - энергия и информация, и так далее. Это у нас в стране большой перекос в понимании слова "энергия". Как будто это колдовство какое-то.

- А.Б.: А представьте себе человека, который, переключая программы телевизора, неожиданно услышит все это. Как ему просто передать суть эниостиля?

- Т.П.: Я расскажу сказку... про ситар. Сказка про ситар:

В одной стране жил человек. Пытливый, ищущий. У него были дети, жена. Жил себе и жил. Но один вопрос не давал ему покоя: "Кто я и зачем я здесь? " Этот вопрос мешал ему жить, пока он не встретил человека, который сказал, что ответы на такие вопросы можно найти только в далеких горах Алтая. Живет там старик, который сможет помочь. Наш герой, не долго думая, собрал вещи и отправился в путь. Он приехал на Алтай, нашел старика и задал ему свой вопрос. Но тот сказал: "Я покажу тебе дорогу к древней пещере. Ты найдешь там колодец, этот колодец волшебный. Крикни в него свой вопрос и слушай ответ". Он так и поступил. Найдя пещеру, он обнаружил в ней волшебный колодец, в который и крикнул: "Кто я? Зачем я здесь? " И колодец ответил: "Иди на развилку двух дорог и ты увидишь там три маленьких магазинчика. Там ты и получишь ответ на свой вопрос". Наш герой обрадовался и, вдохновленный, побежал на развилку, где и увидел три, непонятно как тут оказавшихся магазинчика. Он вошел в первый и увидел, что там продаются какие-то деревяшки: плоские, круглые, маленькие и большие. Во втором он нашел непонятные железки. Уже ничего не понимая, он вошел в третий магазин и увидел, что там продаются тонкие металлические нити. Он с недоумением постоял там, понял, что в очередной раз обманулся. И совершенно непонятно, где теперь искать эту истину. И без ответа он вернулся домой. Однажды ночью он вдруг проснулся от каких-то звуков. Он открыл глаза и прислушался. Звучала совершенно удивительная волшебная мелодия. Как загипнотизированный, он встал и пошел, стараясь не нарушить эту гармонию. Вскоре он отыскал источник удивительных звуков. На пороге соседнего дома сидел незнакомый человек и держал в руках старинный музыкальный инструмент - ситар и извлекал из него неземные мелодии. Наш герой уселся рядом и весь отдался потоку этой гармонии. Непроизвольно его глаза опустились с лица музыканта на его инструмент. И вдруг его пронзило понимание. Он узнал те самые деревяшки, металлические штучки и тонкие нежные струны - то, что продавалось в тех трех магазинах на развилке горных дорог. И он все понял. И вам не нужно искать гуру, учителей для того, чтобы стать совершеннее. В нас есть все, мы уже совершенны.

- А.П.: И нет смысла строгать, усовершенствовать эти палочки, что-то делать со струнами. Нужно только понять: ты - ситар или ты гитара, или ты флейта?

- Т.П.: Потому что каждый из этих инструментов создан для своей музыки. А когда ты поешь свою песню, играешь свою музыку, ты становишься более здоровым, более успешным, счастливым, и ты совсем не устаешь. Делая какую-то работу, ты даже энергетически подпитываешься от нее. Потому что каждый из нас создан для своей музыки.

 

Глава 1.

"О духовной практике, или четыре кита эниостиля"

ЗАКОН СМЕНЯЕМОСТИ МЕТАФОР

Когда рождается ребёнок, он воспринимает мир интуитивно. Пока не дифференцировано зрение, слух, ощущения. Его состояние вписывается в систему жизненных реалий представителя магической метафоры. Потом семья начинает его кормить по режиму. В школе на урок по звонку. Идёт обучение: как правильно, что правильно, почему. В школьном возрасте вся информация научная. Над нами довлеет S-метафора. К концу института появляются новые проблемы: пора делать карьеру, нужно создавать и обеспечивать семью. Нарабатывается R-форма поведения. Ориентация на завоевание своего места под солнцем. И только к старости приходит понимание - зачем это всё? Впрочем, всё уже достигнуто или не достигнуто, но той энергии уже нет. Так хорошо дома с внуками. По этому же циклу проходит каждый день. Косматый каннибал просыпается с первыми лучами солнца, проникшими в пещеру. Встаёт, шарохается, ещё не пришедший в себя. Запинается об свою людоедку, выходит, радуется солнцу. Чем не Маг? Но тут даёт знать о себе желудок. Пора бы покушать. Надо думать, где взять еды. В голове появляется мысль, он долго её думает. Ага, придумал! (Узнали S-метафору?) Хватает копьё или дубинку и в погоню за мамонтом. Верит, что догонит, верит, что забьёт. Есть-то ведь хочется, а так - смерть. Бежит, кричит: «У- у- у!». Загнал, забил мамонта. А потом вечерком у костерка: мясо, девчонки пятки чешут. Хорошо! Приятно! Потом спать. А наутро снова... У каждого из нас есть всё. Но кому-то больше нравится мечтать, а кому-то подумать, напланировать, делом заняться. А другой: что тут думать - прыгать надо! А кто-то в общении, эмоциях... Конечно, фаза жизни ставит свои отпечатки. Даже если он Артист, а занят деланием карьеры, он поневоле нарабатывает R-черты характера. И тут Вы можете помочь. Вы ведь знаете, что более всех успешны в этом визуалы, блеймеры, психопаты и т.д. Или есть необходимость стать успешным в творческой работе, нужны идеи. Значит надо наработать черты М-метафоры. И помощь эксперта эниолога может быть бесценна.

 

О КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕТАФОР

Мы уже выяснили, что каждая метафора описывает мир только на четверть. Соответственно, представители каждой из метафор обладают исключительными знаниями, недоступными людям, исповедующим другие метафоры. У каждого есть свои сильные стороны. Что же они из себя представляют? Давайте посмотрим:

- R. Исповедующие религиозную метафору великолепно умеют выделить главное и знают ответы на вопросы: что здесь главное и кто тут главный. Они созданы, чтобы понять: что-то есть! Они способны отсеять ворох второстепенной информации и выделить фигуру из фона.

- S. А с помощью сайенс-метафоры мы обозначаем и классифицируем то, что выделили через R-взгляд. Сайентисты дают название: это стол, это Федя, и анализируют: кто и что к какому виду принадлежит. Четыре ножки, крышка - значит, стол. Нос крючком, уши торчком - Федя. Задача Учёного решить, что же это такое перед ним.

- А. Артисты сильны в оценке. Они всегда оценивают: хорошо ли это для меня, приятен ли этот Федя? Удобен ли этот стол?

- М. А вот Маги всегда знают, откуда это. И что из этого будет. За счёт моментального прохода в прошлое и будущее. Изменения во времени - вот в чём они сильны.

Поэтому, если Вы не относитесь к арт-метафоре, Вы никогда ничего не сможете правильно оценить. Если Вы не относитесь к магической метафоре, Вы никогда не сможете решить, перспективно это или нет, что с этим будет в будущем. Если Вы не относитесь к S-метафоре, Вы не опознаете, что это и к какому классу принадлежит с большой достоверностью. Ведь Учёные хорошо видят отличия. А если Вы не Верующий, Вы скорее всего пропустите главное. Не увидите нечто. Поэтому, если Вы хотите точного ответа на любой из этих вопросов, обращайтесь по адресу: о главном - к Верующему, об оценке - к Артисту, и т.д. Они специалисты в этих вопросах.

 

Глава 2.

САЙЕНС-МЕТАФОРА

1. Во-первых, это, безусловно, квадрат. Человек в рамках, правильный человек. В рамках тело (положено быть стройным), в рамках походка (бум! бум!), в рамках поведение. В рамках до такой степени, что на работу всегда приходят вовремя! И вовремя уходят. Для них работа, значит работа - это серьезно, но если праздник, значит, надо праздновать и это тоже серьезно: положено наливать, веселиться, гулять... Поэтому на гулянках "квадраты" нередко сильно напиваются - положено же, праздник! "Квадраты" любят праздновать Новый Год, что совсем непонятно "зигзагам": это надо же, ждать двенадцати часов! На работу не идти, значит, с утра и нужно праздновать, думает "зигзаг". А "квадрат"! Часы начинают бить, они достают шампанское (оно у них еще цело!), открывают. Не важно, любят они его или нет - положено. Все правильно. Что еще можно сказать о "квадратах"? Это консервативно одетые, нередко худощавые, опрятные люди. На работе несколько казенный вид. Каждая вещь лежит на своем месте. Последовательная, логичная, ясная речь. "Квадраты" пользуются точной профессиональной терминологией, не пренебрегают речевыми штампами. Их характеризует несколько "зажатая", скованная и напряженная поза, точные жесты и бесстрастное лицо. Это очень пунктуальные организованные люди, склонные к планированию и строгому соблюдению всяческих правил и инструкций. Очень рациональны, осторожны, практичны. Ориентированы на факты, цифры. Трудолюбивы и тверды в решениях.

2. Во-вторых, представители метафоры науки - "компьютеры". Слова суперрациональные и очень длинные. "Компьютер" корректен и не выражает никаких чувств. Этот человек кажется спокойным, холодным и собранным. Его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем. Голос монотонный, слова в основном абстрактны. Внутри чувство уязвимости.

3. Третий лепесток. Эго-состояние, конечно же, взрослый. Это человек, который постоянно метамоделирует, уточняет: Кто сказал? Когда сказал? Больше чего? Насколько больше? Состояние взрослый - это своеобразный банк данных. Взрослый активно, трезво, по-деловому взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей, использует ранее полученный опыт. Диктор, читающий новости, выдает информацию, соответствующую состоянию взрослого. Сам способ подачи информации допускает возможность дискуссии.

4. Четвертое. По модальности сайентисты - аудиалы. Видят, только письменную речь, текст. Прекрасно слышат оттенки голоса, голос хорошо смодулирован. В общении предпочитают среднюю дистанцию. Для них типична телефонная поза. Во время разговора стоят полубоком.

5. Наиболее развита вишудхачакра. Это чакра голубой энергии, которая находится в передней проекции позвоночника, на уровне щитовидной железы. Хотите стать логичнее, носите ожерелье на шее. Стимулируя вишудху, Вы измените свое тело, потеряете улыбку: в колье - какие уж тут улыбки!

6. По Юнгу - это логики. Очень последовательны и рациональны. Все рассчитывают. Если одноклассник дернул девчонку за косичку, значит не любит, обижает. Это только Артисты понимают, что так может проявляться любовь. Встретил несколько раз гуляющих по улице, понимает - скоро свадьба. И если Вы проводили логичную девчонку домой, имейте ввиду, она уже все посчитала и имеет какие-то виды. Для нее важна причинно-следственная связь. Логики оперируют словами: разумно - неразумно, правильно - неправильно. Используют объективные критерии оценки.

7.Ригидный тип телесной защиты. Очень красивое, пропорциональное, правильное тело со сбалансированным энерготоком сверху и снизу. И только в области сердечной чакры – анахаты - блок. Безанахатные они, и это понятно: как только полюбили кого-то, форма тела меняется с ригидного на любой другой тип телесной защиты. Перестаньте любить других и Вы заметите, как становитесь все более красивыми и все более бездушными, безэмоциональными. Они ищут любовь, но не чувствуют ее. Ригидный тип постоянно меняется в зависимости от моды. Ригидное тело - это тело, которое модно сегодня.

МЕТАФОРА ВЕРЫ

1. Психогеометрическая фигура - треугольник. Ходят как треугольники, расталкивая всех по жизни. Самый яркий, самый броский тип. Очень жестко и точно идут к цели. Волевой характер. Носят модные, шикарные, дорогие вещи. На рабочем месте подчеркнуты символы статуса и успеха. Говорят очень властно, уверенно, громко, ориентируясь на суть проблемы. Часто используют жаргон и различные присловья. Движения уверенные, энергичные. Непроницаемая маска, сжатые губы, пронзительный взгляд. Безусловная тяга к лидерству и установка на победу. Способность концентрироваться на цели. Импульсивная, неукротимая энергия, нередко толкающая к риску. Великолепные "политики". Высокая трудоспособность. Нередко решают проблемы с помощью кулака.

2. Стиль общения - блеймер. Человек-босс с указующим перстом. Человекобвинитель. Постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он - диктатор, хозяин, который ведет себя надменно и словно упрекает. Блеймер говорит максимально резко и жестко, часто обрывает, не давая высказаться по- иному. Всегда стремится завоевать любыми способами авторитет у окружающих. Его тело обвиняет. Всегда кажется, что он здесь главный. Внутри неугасаемое чувство: "Я одинок и несчастлив".

З. Эго-состояние - родитель. По любому поводу при более или менее близкой дистанции общения начинают поучать. И это многих раздражает. Этакая милая симпатичная девчонка. Вы с ней подружили пятнадцать минут, а на шестнадцатой она начинает учить Вас жить. Поучение может быть и заботливое: надень шапку, шарфик, а то простудишься. В коллекции Родителя записаны все наставления и правила, которые ребенок слышал от своих родителей и видел в их образе жизни. Эти сведения восприняты и записаны "непосредственно", без проверки.

4. Верующие предпочитают визуальную модальность. Поэтому они ценят все красивое. Сами одеваются очень модно, красиво, престижно. В общении предпочитают длинную дистанцию - им же надо видеть того, с кем они разговаривают. Рядом не садятся, обычно напротив, чтобы видели, с кем имеют дело. Не любят танцевать в темноте - их же не видно! Им даже сексом в темноте заниматься не просто.

5. Доминирует желтая чакра лидерства. Манипурачакра. Любят брать на себя ответственность. Чакра может быть как гипертрофировано развита, так и заблокирована, на ней стоит акцент.

6. Самая развитая функция - волевая сенсорика. Эта сенсорика направлена на завоевание пространства, на расположение себя в пространстве. Чтобы, с одной стороны, им всех хорошо было видно, с другой всем - их. К цели любой ценой! Настойчивость, решительность в действиях и поступках. Железная выдержка и хладнокровие характеризуют этот аспект. Эстетический вкус и стремление к власти.

7. Психопатический тип телесной защиты. Диспропорция между верхней и нижней частями тела. Обычно, короткие ноги. Много энергии, особенно в голове. Притягивает других, цепляет взглядом. Все это нужно для самоутверждения. Боятся свержения, боятся совершить ошибку. Пока психопат сидит за столом - представительный начальник, а вышел - лучше бы не выходил. Бывает пропорциональная фигура с очень большой головой. Такому телу всегда хочется что-нибудь долепить.

 

АРТ-МЕТАФОРА

1. Фигура представителя А-метафоры - круг. Самая подхалимистая и, говорят, самая гармоничная фигура. Они ходят как круги - катятся. Смысл их жизни - общение. Гении коммуникации без всякой психологии. Они не слова слушают, а ловят энергетику. В отношении к себе, к другим. Самое загадочное в "кругах" то, что они, глядя на зал, чувствуют не только, кто как к ним относится, но и кто как относится друг к другу. И совершенно безошибочно. Они очень неофициально одеваются, часто полные. Работать любят в уютной домашней обстановке. Говорят эмоционально, но непоследовательно, низким голосом, медленно. Поза очень расслаблена и свободна. Кивают головой в знак согласия. Предпочитают не выражать несогласия. Очень компромиссные люди, как кот Леопольд. Подчеркнуто доброжелательны, жизнерадостны. Потребность в общении сочетается со способностью к сопереживанию. Уступчивость и склонность к самообвинению. Ориентация на мнение окружающих. Слабые "политики". Любят поболтать о том и о сем, посплетничать. Имеют широкий круг друзей и знакомых. Склонны к общественной деятельности.

2. Плакатор или, как еще называет его В. Сатир, заискивающий, миротворец. Разговаривают в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это человек-согласие. Ему постоянно требуется чье- то одобрение. Человек, который счастлив просто от того, что ему разрешили пожить. Лучше со всем соглашаться, лишь бы никого не обидеть. Самым малоценным существом плакатор считает себя. Просит, спрашивает и ждет одобрения. Люди для них настолько важны, что не дай бог их потревожить. Ощущают себя ничтожеством. Тело выражает беспомощность.

3. Соответственно, это адаптивный ребенок (АР). Приспосабливающееся существо. Ищут одобрения. Покорное, скромное, подавленное, боязливое. Думает о последствиях. Придерживается хороших норм обращения, любит пожаловаться. Вид нерешительный, подобострастный. Виноватым считает только себя. При этом может вписаться в любой коллектив - ему хорошо и коллективу с ним хорошо. Поладит со всеми и в очереди, и в автобусе, и везде. Послушный ребенок. Праздник, а он в уголке сидит и даже торт не ворует, что для него уже подвиг.

4. Предпочитаемая модальность - кинестетика. Мир постигают не через логику, не через глаза, не через уши, а через все тело: через желудок, сердце, пятку... ощущения. Ощущения - главный способ общения с миром.

5. Свадхистханачакра. Чакра оранжевой эротической энергии земли. Все эмоции происходят от главной сексуальной энергии.

6. Чувственно-эмоциональная сфера. Основной критерий: приятно – не приятно.

7. Мазохистский тип телесной защиты. Энергия бурлит как в закрытом чайнике. Особенно в нижней части тела. Тело часто полное. Красноватый оттенок лица. Энергетика может быть, как сбалансирована, так и нет. Тело очень эмоциональное.

 

МЕТАФОРА МАГИИ

1. Зигзаг есть зигзаг: он ничего не видит, ничего не слышит. И походка у него зигзагообразная и жизнь. Вид обычно растрепанный, неряшливый, иногда супермодный. Рабочее место в беспорядке или оформлено по-театральному демонстративно. Ассоциативная непоследовательная речь, образная, эмоциональная. Любит острить и использовать жаргон. Очень оживленно жестикулирует, стремительно передвигается. Внутри его сидит неуемная жажда знаний, деятельности. Его поведение объясняется отсутствием здесь и сейчас, он всегда в прошлом или будущем. Одержим своими идеями, позитивно настроен на все новое. Непосредственней, непрактичен, импульсивен, непостоянен, не дисциплинирован и, главное, непредсказуем.

2. В. Сатир определила бы Мага как дистрактора. Синонимы: отстраненный, безумный. Его слова неадекватны, то есть, или не имеют смысла, или касаются отвлеченной темы. Его внутренние ощущения сродни головокружению. Он может расхаживать взад и вперед без причины, так как его внимание ни на чем не сфокусировано. Движется как бы во всех направлениях одновременно, поэтому создается впечатление, что части тела живут сами по себе: руки идут вперед, а ноги уже назад и голова смотрит вбок. Где-то внутри его чувство одиночества и полной бессмысленности существования. Он как бы потерян во времени.

3. Конечно, это бунтующий ребенок. Протест против более сильных и авторитетных. Непослушен, агрессивен в своей бунтарской философии. Бунт для него защита.

4. Модальность. Самое сложное. Скорее всего, это внутренний диалог и какая-то галлюцинаторная визуальность. Маг все время разговаривает сам с собой, моделируя какие-то образы, что и позволяет ему, путешествуя во времени, конструировать и выдавать идеи: он видит привычные вещи под другим углом зрения, часто из будущего. Постоянно трансовое состояние. Мир воспринимает вне органов чувств, как бы через космос с помощью трансовых блужданий мысли.

5. Аджначакра управляет синей энергией интуиции, творчества, телепа- тии. Космическая энергия.

6. Это интуитивный тип. Живет во вчера или завтра. Сегодня для него не существует.

7. Шизоидный тип телесной защиты. Худое, часто высокое тело. Психика и ум неуверенны. Постоянный страх. Неустойчив, часто хватается за одно, потом за другое. Участки тела живут самостоятельно. Тело дезинтегрировано от того, что энергия негармонизирована, течет спонтанно.

 

КОРРЕКЦИЯ ЭНИОСТИЛЯ

Если Вы видите человека, у которого все лепестки совпадают - он гармоничен, к психотерапевту такой человек, наверное, и не обращается. Он конгруэнтен. Эниостиль вводит понятие конгруэнтности отличное от известных вам понятий в НЛП. Согласно НЛП, конгруэнтный человек - левелер. Согласно эниостилю, конгруэнтный человек - это тот, у которого все лепестки соответствуют его родной метафоре. Это беспроблемный человек. А если все совпадает, кроме одного, например, он не этик, а логик, возникают проблемы. Он ведь не такой. Ему не доверяют подсознательно. Или всё в порядке за исключением одного несовпадения: наработана стойка блеймера вместо плакатора. Те же проблемы: кто тебя боится? И, как Вы уже поняли, задача эксперта эниостиля - не лечить, а привести в соответствие. Если он некстати блеймер, научите его быть всего на всего "компьютером" или плакатором, в зависимости от родной метафоры. Это не трудно. Вы просто играете с ним в какую-то игру. Или ваш клиент визуал, а ему нужна аудиальная сфера. Он начинает видеть, а ему видеть не надо, это не его мир. Уютнее ему в мире звуков, а не цветов. От этого у него проблемы с семьей, с начальством, со здоровьем. Ваша задача, как эксперта эниостиля - развить в нем недостающие лепестки. И проблемы уйдут, притом навсегда. Это принципиальное отличие нашей психотерапии от всех других, которые лечат симптомы: иди я тебе боль уберу. А боль - это ведь сигнал о том, что что-то не в порядке. Боль можно убрать, а непорядок останется. Очень легкая ситуация соотношения лепестков 6:1. Нелегкая 5:2. Совсем плохо 4:3. Вам нужно очень хорошо проанализировать со своим клиентом его жизнь его окружение. И принять решение вместе с ним. Чтобы Вы вместе взяли на себя ответственность за его главную метафору. Возможно, его жизнь такова (4:3), что лучше его перевести на другую метафору. Может быть такова его профессия. Скорректировать не три, а четыре лепестка. Но это очень ответственный момент. Необходимо объяснить ему, что он приобретет и что потеряет. И есть такой закон перевода: Сайентисты с удовольствием переходят на R-метафору, Верующие не против "округлиться", Артисты с удовольствием "оквадрачиваются". Маг только хочет остаться Магом. Или, допустим, все в порядке, но вдруг Артистка решила корректировать избыточный вес. В общем, ничего страшного. Делайте из нее логика, развивайте аудиальную сферу. Вырабатывайте стойку "компьютер" и так далее по таблице. Но сначала спросите, надо ей это или нет. Это же совсем другая жизнь! Нужна ли она такая в семье? Муж может сказать: худая-то лучше, но тогда он получит женщину-логика без чувств, женщину, нудно умничающую, как компьютер. Она перестанет быть ребенком и быстро "повзрослеет". Нужно ей это? Если все оставить как есть, а убавить тело, то ей или всю жизнь придется бороться со своим весом, или он снова вернется сразу же, как она расслабится. Природа такова, что сделать человека стройным несложно, но несете ли Вы за это ответственность? Наши лепестки развивает в нас окружение. Нас заставляют блеймировать и это входит в привычку. "Сыпятся" остальные лепестки. Или работа такая, что нам необходимо вести разговоры по телефону - развивается аудиальная модальность. Проблемы формируются под влиянием ситуации, в которой мы живем. На нашем эниостиле оставляет свой отпечаток и фаза жизни: нужно делать карьеру или учиться, или... Тут Вы можете помочь. Вы знаете, что больше всего преуспевают в делании карьеры визуалы, блеймеры и так далее. На эниостиль оказывают влияние еще многие факторы. Один из самых ярких - "алкогольная семья". Настолько яркий, что мы иногда выделяем ее в отдельный лепесток. Если Артист - "герой", он может быть даже успешным, но он будет болеть. "Геройство" - это форма поведения "треугольника". Чуждая для Артиста энергетика, чуждые лепестки, соответственно проблемы. Работа эксперта эниостиля проста и трудна. Исправлять ошибки не трудно. Но несете ли Вы ответственность?

 

Глава 3.

ЗОЛОТОЙ ЗАКОН ЭНИОСТИЛЯ

Итак, у нас есть два блока: блок эго, или индивидуализирующий блок и блок суперэго, или социализирующий. Одна из очень сложных задач эксперта эниостиля - решить, что развивать. С рождения и на протяжении всей жизни с человеком происходят два процесса: процесс индивидуализации, или наработка эго, и процесс социализации, или наработка суперэго. Чего бы Вы хотели для своего ребёнка? Если Вы разовьёте эго, это будет творческое существо, очень способное, талантливое, неординарное, даже самодостаточное, но абсолютно не вписывающееся в социум. С огромными проблемами в школе, институте. Армия - это крест, они там погибнут. С огромными трудностями в коллективе, куда бы они не пришли. Потому что это же эго... центризм, это же пупы Земли! Берёте ли Вы за это на себя ответственность? А зато, если Вы развиваете социальный блок. И бог с ним, с творчеством, зато компанейский, душа общества. В школе будут любить, на работе уважать и т.д. Но в индивидуальном смысле - серая мышка. Ваша задача упростится, если Вы посмотрите, какая метафора у него наиболее развита. Если в эго S - это нормально. Акцент на эго, и он станет академиком. А если эго - А. Куда Вы этого Артиста в своей деревне? Или эго - М. Этим-то легче, их же никто не замечает. А вот если в эго мощный R? Хорошо, вырастите Верующего. Но знайте, что это Вы будете у него ребёнком. Если ему 5-6 лет, он уже Верующий - сдавайтесь, а то затопчет. Мы очень боимся этой науки. Сделать можно всё что угодно. Но несёте ли Вы ответственность? Причём, изменения можно сделать настолько невинными играми и упражнениями, что человек и догадываться ни о чём не будет. Он полностью изменится.

 

ЦЕНА «ПОМЕШАННОСТИ»- 2

Допустим, что это идеальный тип: Это если мы никаких помешанностей на себя не нахватали. А так как мы нахватали от разных типов, от разных лепестков, то вот он у нас такой: Энергия та же. Добавили внизу, убавилось вверху. А кто-то ещё больше нахватал. А кто-то так: Убирайте "помешанности" - становитесь очень яркой, талантливой, загадочной и мало кому понятной личностью. Накладываете "помешанности" - становитесь всем очень понятной, но с низким интеллектуальным уровнем развити личностью. Чем меньше "помешанностей", тем выше потенциальные творческие способности человека. Есть такая профессия - актёры. Эта профессия связана с нарабатыванием "помешанностей": они ведь должны играть разные роли, разные стили. И чем талантливее они их исполняют, тем ниже они опускают свою самую сильную метафору. До такой степени, что многие, особенно способные, страдают оттого, что не могут найти себя и решить, а где же они: A, R, S или М? И это ни хорошо, ни плохо. Просто это другой класс проблем.

 

Глава 4.

«ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ» ОТНОШЕНИЯ ФИГУР









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.