Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЕМЬ ЛЕПЕСТКОВ ЭНИОСТИЛЯ, СООТНОШЕНИЕ МЕТАФОР





Вы наверняка неоднократно замечали сходство между типами различных типологий. Психогеометрический "квадрат" очень похож на юнговского "логика", "блеймер" Вирджинии Сатир соответствует эго-состоянию "Родитель" по Эрику Берну. Эти совпадения не случайны. Можно утверждать, что авторы всех типологий осознанно или неосознанно крутились вокруг Магии, Искусства, Религии и Науки. Кроме того, это еще раз подтверждает факт, что типологии не надуманны, а имеют под собой реальную почву. Повторение признаков утверждает их как достаточно объективный взгляд на психологию человека. Итак, согласно нашим наблюдениям и многочисленным исследованиям можно утверждать, что каждая метафора содержит семь своих лепестков, только к ней относящихся. Какие это лепестки?

1. Психогеометрическая фигура по Сьюзен Делингер.

2. Стиль общения или категории Вирджинии Сатир.

З. Эго-состояние по Эрику Берну.

4. Предпочитаемая модальность.

5. Наиболее развитая чакра по метафоре психотроника.

6. Главная функция по Юнгу.

7. Тип телесной защиты по Александру Лоуэну.

Между этими метафорами есть жесткая закономерность, которая позволяет с очень большой достоверностью диагностировать тип человека. Определить соционический тип достаточно сложно, психогеометрическую фигуру тоже; трудно установить стиль общения или доминирующую чакру. Но в любом случае, испытывая затруднения с определением чего-то, что-то мы определяем легко. Допустим, не можем понять тип телесной защиты, но легко определяем модальность и психогеометрическую фигуру. И эти данные позволяют достаточно точно определить принадлежность клиента к какой-либо метафоре. Очень важным является и следующее. Зная, какой метафоре соответствуют те или иные лепестки, эксперт эниостиля может очень точно и легко корректировать проблемные состояния клиентов. Кроме того, любой человек, овладевший пониманием эниостиля, имеет возможность работать со своими проблемами.



САЙЕНС-МЕТАФОРА

1. Во-первых, это, безусловно, квадрат. Человек в рамках, правильный человек. В рамках тело (положено быть стройным), в рамках походка (бум! бум!), в рамках поведение. В рамках до такой степени, что на работу всегда приходят вовремя! И вовремя уходят. Для них работа, значит работа - это серьезно, но если праздник, значит, надо праздновать и это тоже серьезно: положено наливать, веселиться, гулять... Поэтому на гулянках "квадраты" нередко сильно напиваются - положено же, праздник! "Квадраты" любят праздновать Новый Год, что совсем непонятно "зигзагам": это надо же, ждать двенадцати часов! На работу не идти, значит, с утра и нужно праздновать, думает "зигзаг". А "квадрат"! Часы начинают бить, они достают шампанское (оно у них еще цело!), открывают. Не важно, любят они его или нет - положено. Все правильно. Что еще можно сказать о "квадратах"? Это консервативно одетые, нередко худощавые, опрятные люди. На работе несколько казенный вид. Каждая вещь лежит на своем месте. Последовательная, логичная, ясная речь. "Квадраты" пользуются точной профессиональной терминологией, не пренебрегают речевыми штампами. Их характеризует несколько "зажатая", скованная и напряженная поза, точные жесты и бесстрастное лицо. Это очень пунктуальные организованные люди, склонные к планированию и строгому соблюдению всяческих правил и инструкций. Очень рациональны, осторожны, практичны. Ориентированы на факты, цифры. Трудолюбивы и тверды в решениях.

2. Во-вторых, представители метафоры науки - "компьютеры". Слова суперрациональные и очень длинные. "Компьютер" корректен и не выражает никаких чувств. Этот человек кажется спокойным, холодным и собранным. Его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем. Голос монотонный, слова в основном абстрактны. Внутри чувство уязвимости.

3. Третий лепесток. Эго-состояние, конечно же, взрослый. Это человек, который постоянно метамоделирует, уточняет: Кто сказал? Когда сказал? Больше чего? Насколько больше? Состояние взрослый - это своеобразный банк данных. Взрослый активно, трезво, по-деловому взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей, использует ранее полученный опыт. Диктор, читающий новости, выдает информацию, соответствующую состоянию взрослого. Сам способ подачи информации допускает возможность дискуссии.

4. Четвертое. По модальности сайентисты - аудиалы. Видят, только письменную речь, текст. Прекрасно слышат оттенки голоса, голос хорошо смодулирован. В общении предпочитают среднюю дистанцию. Для них типична телефонная поза. Во время разговора стоят полубоком.

5. Наиболее развита вишудхачакра. Это чакра голубой энергии, которая находится в передней проекции позвоночника, на уровне щитовидной железы. Хотите стать логичнее, носите ожерелье на шее. Стимулируя вишудху, Вы измените свое тело, потеряете улыбку: в колье - какие уж тут улыбки!

6. По Юнгу - это логики. Очень последовательны и рациональны. Все рассчитывают. Если одноклассник дернул девчонку за косичку, значит не любит, обижает. Это только Артисты понимают, что так может проявляться любовь. Встретил несколько раз гуляющих по улице, понимает - скоро свадьба. И если Вы проводили логичную девчонку домой, имейте ввиду, она уже все посчитала и имеет какие-то виды. Для нее важна причинно-следственная связь. Логики оперируют словами: разумно - неразумно, правильно - неправильно. Используют объективные критерии оценки.

7.Ригидный тип телесной защиты. Очень красивое, пропорциональное, правильное тело со сбалансированным энерготоком сверху и снизу. И только в области сердечной чакры – анахаты - блок. Безанахатные они, и это понятно: как только полюбили кого-то, форма тела меняется с ригидного на любой другой тип телесной защиты. Перестаньте любить других и Вы заметите, как становитесь все более красивыми и все более бездушными, безэмоциональными. Они ищут любовь, но не чувствуют ее. Ригидный тип постоянно меняется в зависимости от моды. Ригидное тело - это тело, которое модно сегодня.

МЕТАФОРА ВЕРЫ

1. Психогеометрическая фигура - треугольник. Ходят как треугольники, расталкивая всех по жизни. Самый яркий, самый броский тип. Очень жестко и точно идут к цели. Волевой характер. Носят модные, шикарные, дорогие вещи. На рабочем месте подчеркнуты символы статуса и успеха. Говорят очень властно, уверенно, громко, ориентируясь на суть проблемы. Часто используют жаргон и различные присловья. Движения уверенные, энергичные. Непроницаемая маска, сжатые губы, пронзительный взгляд. Безусловная тяга к лидерству и установка на победу. Способность концентрироваться на цели. Импульсивная, неукротимая энергия, нередко толкающая к риску. Великолепные "политики". Высокая трудоспособность. Нередко решают проблемы с помощью кулака.

2. Стиль общения - блеймер. Человек-босс с указующим перстом. Человекобвинитель. Постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он - диктатор, хозяин, который ведет себя надменно и словно упрекает. Блеймер говорит максимально резко и жестко, часто обрывает, не давая высказаться по- иному. Всегда стремится завоевать любыми способами авторитет у окружающих. Его тело обвиняет. Всегда кажется, что он здесь главный. Внутри неугасаемое чувство: "Я одинок и несчастлив".

З. Эго-состояние - родитель. По любому поводу при более или менее близкой дистанции общения начинают поучать. И это многих раздражает. Этакая милая симпатичная девчонка. Вы с ней подружили пятнадцать минут, а на шестнадцатой она начинает учить Вас жить. Поучение может быть и заботливое: надень шапку, шарфик, а то простудишься. В коллекции Родителя записаны все наставления и правила, которые ребенок слышал от своих родителей и видел в их образе жизни. Эти сведения восприняты и записаны "непосредственно", без проверки.

4. Верующие предпочитают визуальную модальность. Поэтому они ценят все красивое. Сами одеваются очень модно, красиво, престижно. В общении предпочитают длинную дистанцию - им же надо видеть того, с кем они разговаривают. Рядом не садятся, обычно напротив, чтобы видели, с кем имеют дело. Не любят танцевать в темноте - их же не видно! Им даже сексом в темноте заниматься не просто.

5. Доминирует желтая чакра лидерства. Манипурачакра. Любят брать на себя ответственность. Чакра может быть как гипертрофировано развита, так и заблокирована, на ней стоит акцент.

6. Самая развитая функция - волевая сенсорика. Эта сенсорика направлена на завоевание пространства, на расположение себя в пространстве. Чтобы, с одной стороны, им всех хорошо было видно, с другой всем - их. К цели любой ценой! Настойчивость, решительность в действиях и поступках. Железная выдержка и хладнокровие характеризуют этот аспект. Эстетический вкус и стремление к власти.

7. Психопатический тип телесной защиты. Диспропорция между верхней и нижней частями тела. Обычно, короткие ноги. Много энергии, особенно в голове. Притягивает других, цепляет взглядом. Все это нужно для самоутверждения. Боятся свержения, боятся совершить ошибку. Пока психопат сидит за столом - представительный начальник, а вышел - лучше бы не выходил. Бывает пропорциональная фигура с очень большой головой. Такому телу всегда хочется что-нибудь долепить.

 

АРТ-МЕТАФОРА

1. Фигура представителя А-метафоры - круг. Самая подхалимистая и, говорят, самая гармоничная фигура. Они ходят как круги - катятся. Смысл их жизни - общение. Гении коммуникации без всякой психологии. Они не слова слушают, а ловят энергетику. В отношении к себе, к другим. Самое загадочное в "кругах" то, что они, глядя на зал, чувствуют не только, кто как к ним относится, но и кто как относится друг к другу. И совершенно безошибочно. Они очень неофициально одеваются, часто полные. Работать любят в уютной домашней обстановке. Говорят эмоционально, но непоследовательно, низким голосом, медленно. Поза очень расслаблена и свободна. Кивают головой в знак согласия. Предпочитают не выражать несогласия. Очень компромиссные люди, как кот Леопольд. Подчеркнуто доброжелательны, жизнерадостны. Потребность в общении сочетается со способностью к сопереживанию. Уступчивость и склонность к самообвинению. Ориентация на мнение окружающих. Слабые "политики". Любят поболтать о том и о сем, посплетничать. Имеют широкий круг друзей и знакомых. Склонны к общественной деятельности.

2. Плакатор или, как еще называет его В. Сатир, заискивающий, миротворец. Разговаривают в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это человек-согласие. Ему постоянно требуется чье- то одобрение. Человек, который счастлив просто от того, что ему разрешили пожить. Лучше со всем соглашаться, лишь бы никого не обидеть. Самым малоценным существом плакатор считает себя. Просит, спрашивает и ждет одобрения. Люди для них настолько важны, что не дай бог их потревожить. Ощущают себя ничтожеством. Тело выражает беспомощность.

3. Соответственно, это адаптивный ребенок (АР). Приспосабливающееся существо. Ищут одобрения. Покорное, скромное, подавленное, боязливое. Думает о последствиях. Придерживается хороших норм обращения, любит пожаловаться. Вид нерешительный, подобострастный. Виноватым считает только себя. При этом может вписаться в любой коллектив - ему хорошо и коллективу с ним хорошо. Поладит со всеми и в очереди, и в автобусе, и везде. Послушный ребенок. Праздник, а он в уголке сидит и даже торт не ворует, что для него уже подвиг.

4. Предпочитаемая модальность - кинестетика. Мир постигают не через логику, не через глаза, не через уши, а через все тело: через желудок, сердце, пятку... ощущения. Ощущения - главный способ общения с миром.

5. Свадхистханачакра. Чакра оранжевой эротической энергии земли. Все эмоции происходят от главной сексуальной энергии.

6. Чувственно-эмоциональная сфера. Основной критерий: приятно – не приятно.

7. Мазохистский тип телесной защиты. Энергия бурлит как в закрытом чайнике. Особенно в нижней части тела. Тело часто полное. Красноватый оттенок лица. Энергетика может быть, как сбалансирована, так и нет. Тело очень эмоциональное.

 

МЕТАФОРА МАГИИ

1. Зигзаг есть зигзаг: он ничего не видит, ничего не слышит. И походка у него зигзагообразная и жизнь. Вид обычно растрепанный, неряшливый, иногда супермодный. Рабочее место в беспорядке или оформлено по-театральному демонстративно. Ассоциативная непоследовательная речь, образная, эмоциональная. Любит острить и использовать жаргон. Очень оживленно жестикулирует, стремительно передвигается. Внутри его сидит неуемная жажда знаний, деятельности. Его поведение объясняется отсутствием здесь и сейчас, он всегда в прошлом или будущем. Одержим своими идеями, позитивно настроен на все новое. Непосредственней, непрактичен, импульсивен, непостоянен, не дисциплинирован и, главное, непредсказуем.

2. В. Сатир определила бы Мага как дистрактора. Синонимы: отстраненный, безумный. Его слова неадекватны, то есть, или не имеют смысла, или касаются отвлеченной темы. Его внутренние ощущения сродни головокружению. Он может расхаживать взад и вперед без причины, так как его внимание ни на чем не сфокусировано. Движется как бы во всех направлениях одновременно, поэтому создается впечатление, что части тела живут сами по себе: руки идут вперед, а ноги уже назад и голова смотрит вбок. Где-то внутри его чувство одиночества и полной бессмысленности существования. Он как бы потерян во времени.

3. Конечно, это бунтующий ребенок. Протест против более сильных и авторитетных. Непослушен, агрессивен в своей бунтарской философии. Бунт для него защита.

4. Модальность. Самое сложное. Скорее всего, это внутренний диалог и какая-то галлюцинаторная визуальность. Маг все время разговаривает сам с собой, моделируя какие-то образы, что и позволяет ему, путешествуя во времени, конструировать и выдавать идеи: он видит привычные вещи под другим углом зрения, часто из будущего. Постоянно трансовое состояние. Мир воспринимает вне органов чувств, как бы через космос с помощью трансовых блужданий мысли.

5. Аджначакра управляет синей энергией интуиции, творчества, телепа- тии. Космическая энергия.

6. Это интуитивный тип. Живет во вчера или завтра. Сегодня для него не существует.

7. Шизоидный тип телесной защиты. Худое, часто высокое тело. Психика и ум неуверенны. Постоянный страх. Неустойчив, часто хватается за одно, потом за другое. Участки тела живут самостоятельно. Тело дезинтегрировано от того, что энергия негармонизирована, течет спонтанно.

 

КОРРЕКЦИЯ ЭНИОСТИЛЯ

Если Вы видите человека, у которого все лепестки совпадают - он гармоничен, к психотерапевту такой человек, наверное, и не обращается. Он конгруэнтен. Эниостиль вводит понятие конгруэнтности отличное от известных вам понятий в НЛП. Согласно НЛП, конгруэнтный человек - левелер. Согласно эниостилю, конгруэнтный человек - это тот, у которого все лепестки соответствуют его родной метафоре. Это беспроблемный человек. А если все совпадает, кроме одного, например, он не этик, а логик, возникают проблемы. Он ведь не такой. Ему не доверяют подсознательно. Или всё в порядке за исключением одного несовпадения: наработана стойка блеймера вместо плакатора. Те же проблемы: кто тебя боится? И, как Вы уже поняли, задача эксперта эниостиля - не лечить, а привести в соответствие. Если он некстати блеймер, научите его быть всего на всего "компьютером" или плакатором, в зависимости от родной метафоры. Это не трудно. Вы просто играете с ним в какую-то игру. Или ваш клиент визуал, а ему нужна аудиальная сфера. Он начинает видеть, а ему видеть не надо, это не его мир. Уютнее ему в мире звуков, а не цветов. От этого у него проблемы с семьей, с начальством, со здоровьем. Ваша задача, как эксперта эниостиля - развить в нем недостающие лепестки. И проблемы уйдут, притом навсегда. Это принципиальное отличие нашей психотерапии от всех других, которые лечат симптомы: иди я тебе боль уберу. А боль - это ведь сигнал о том, что что-то не в порядке. Боль можно убрать, а непорядок останется. Очень легкая ситуация соотношения лепестков 6:1. Нелегкая 5:2. Совсем плохо 4:3. Вам нужно очень хорошо проанализировать со своим клиентом его жизнь его окружение. И принять решение вместе с ним. Чтобы Вы вместе взяли на себя ответственность за его главную метафору. Возможно, его жизнь такова (4:3), что лучше его перевести на другую метафору. Может быть такова его профессия. Скорректировать не три, а четыре лепестка. Но это очень ответственный момент. Необходимо объяснить ему, что он приобретет и что потеряет. И есть такой закон перевода: Сайентисты с удовольствием переходят на R-метафору, Верующие не против "округлиться", Артисты с удовольствием "оквадрачиваются". Маг только хочет остаться Магом. Или, допустим, все в порядке, но вдруг Артистка решила корректировать избыточный вес. В общем, ничего страшного. Делайте из нее логика, развивайте аудиальную сферу. Вырабатывайте стойку "компьютер" и так далее по таблице. Но сначала спросите, надо ей это или нет. Это же совсем другая жизнь! Нужна ли она такая в семье? Муж может сказать: худая-то лучше, но тогда он получит женщину-логика без чувств, женщину, нудно умничающую, как компьютер. Она перестанет быть ребенком и быстро "повзрослеет". Нужно ей это? Если все оставить как есть, а убавить тело, то ей или всю жизнь придется бороться со своим весом, или он снова вернется сразу же, как она расслабится. Природа такова, что сделать человека стройным несложно, но несете ли Вы за это ответственность? Наши лепестки развивает в нас окружение. Нас заставляют блеймировать и это входит в привычку. "Сыпятся" остальные лепестки. Или работа такая, что нам необходимо вести разговоры по телефону - развивается аудиальная модальность. Проблемы формируются под влиянием ситуации, в которой мы живем. На нашем эниостиле оставляет свой отпечаток и фаза жизни: нужно делать карьеру или учиться, или... Тут Вы можете помочь. Вы знаете, что больше всего преуспевают в делании карьеры визуалы, блеймеры и так далее. На эниостиль оказывают влияние еще многие факторы. Один из самых ярких - "алкогольная семья". Настолько яркий, что мы иногда выделяем ее в отдельный лепесток. Если Артист - "герой", он может быть даже успешным, но он будет болеть. "Геройство" - это форма поведения "треугольника". Чуждая для Артиста энергетика, чуждые лепестки, соответственно проблемы. Работа эксперта эниостиля проста и трудна. Исправлять ошибки не трудно. Но несете ли Вы ответственность?

 

Глава 3.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.