|
Отделение Римо-Католической церкви от Вселенской ЦерквиВ 1054 году произошло отделение западной части Церкви (Римской Поместной Церкви) от остальной Церкви (восточной): патриархатов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Хотя в первую очередь это был конфликт между Римской и Константинопольской Церквями. Последняя была единственной из восточных Церквей, которая к тому времени не находилась под властью мусульман. Причиной раскола Восточной и Западной Церкви, в первую очередь, стали чрезвычайные притязания римских пап на преобладание в Церкви. Опираясь на авторитет ап. Петра среди других апостолов и считая ап. Петра основателем и первым епископом Римской Церкви, папы утверждали, что Петр получил от Иисуса Христа особые полномочия быть наместником Христа на земле и эти полномочия и главенство в Церкви переходят от одного римского епископа к следующему. Стремясь к главенству над всей Церковью, римские епископы поставили себя выше церковных правил и Вселенских Соборов и считали себя вправе вмешиваться в жизнь других патриархатов. К XI веку в западной церковной жизни, помимо притязаний папы на власть над всей Церковью, появились и другие отклонения: 1) распространилось и утвердилось учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (по-латински фраза «и от Сына» звучит как «филиокве»). Это учение о Филиокве, искажающее догмат о Святой Троице, на Западе было внесено в 8-ой член Символа веры, вопреки запрету Третьего Вселенского Собора вносить туда какие-либо изменения. 2) на проскомидии начали употреблять не квасный (дрожжевой) хлеб, а так называемые опресноки, т.к. хлеб без дрожжевой закваски. Восточная Церковь совершала Литургию на квасном хлебе, поскольку именно такой хлеб использовал Господь Иисус Христос при установлении Евхаристии на Тайной вечере. Последнее нововведение, конечно, менее значимо в вероучительном смысле, но именно оно стало формальным поводом для разделения Церквей. Когда константинопольский патриарх обличил это новшество, римский папа Лев, возмущенный судом над «апостольским престолом», отправил в Константинополь своих посланников, которые написали акт отлучения на константинопольского патриарха и всю Восточную Церковь. В свою очередь, Восточная Церковь, на соборе, созванном константинопольским патриархом, отлучила посланников римского папы от Церкви, а самого папу Римского перестала с тех пор поминать за богослужением, признав незаконными его притязания на главенство. Состояние схизмы (раскола) между греческой и римской Церквами было закреплено последующими событиями. Так, во время Четвертого Крестового похода[84] в 1204 г. посланные римским папой войска обратили свой меч не на мусульман, а на братьев-христиан. Крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, проявив при этом невероятную жестокость. В последующие века тенденция Римской Церкви к отступлению от православного учения проявилась в новых вероучительных отклонениях, в нововведениях в обрядах, в церковном управлении и в церковных обычаях. Среди этих нововведений были такие как: · учение о непогрешимости римского папы в делах веры · учение о непричастности Божией Матери к первородному греху · совершение богослужения только на латинском языке · введение обязательного безбрачия для священства и др. Долгое время, в соответствии с указом римского папы, мирянам-католикам даже запрещалось читать Священное Писание.
Движение Реформации Дальнейшая история церковной жизни на Западе показывает, что раскол в Церкви влечет за собой ряд других расколов. Со временем на Западе появились противники папской власти. Папы для усмирения их начали прибегать к жестоким мерам (введя инквизицию), но это еще больше раздражало недовольных. Раздражение и недовольство папством перешло на всю христианскую Церковь, что привело к распространению неверия в Бога. В XVI веке в разных странах Западной Европы зародилось движение Реформации, представители которого считали, что Католическая Церковь исказила учение Христово, переданное через апостолов, и поэтому ее необходимо преобразовать, вернувшись к идеалу евангельского первохристианства. Это движение получило название протестантизма. Реформаторы сумели отторгнуть от Католической Церкви значительную часть верующих, но т.к. они ориентировались только на свои представления о том, какой должна быть истинная Церковь Христова, и мало знали о Православной Восточной Церкви, твердо хранившей верность апостольскому преданию, протестантизм ушел от истины еще дальше, чем папство. Протестантизм был очень неоднородным движением; в разных странах он приобретал разные черты: в Германии у него были одни особенности, в Швейцарии – другие, в Англии и Франции – третьи. Однако существуют несколько положений, являющихся общими для всех протестантских течений. Они были сформулированы основателем Реформации в Германии Мартином Лютером и его сподвижниками (с ним связано наиболее значительное течение в протестантизме – лютеранство): 1) учение о спасении только верой, а не посредством дел; 2) учение о единственном источнике веры – Священном Писании (которое каждый верующий может читать и толковать по своему разумению, не учитывая никаких предшествующих традиций толкования); 3) учение о том, что все христиане – священники, поэтому нет необходимости в церковной иерархии (протестантский пресвитер – это тот же мирянин, избираемый общиной для проповеди и служения в храме). За этими положениями стоит основная идея Реформации – для обращения верующего к Богу не нужен посредник. Под посредником протестанты подразумевали Церковь. Отрицая посредническое служение Церкви, протестанты всех течений не признают Таинства (кроме Крещения и Евхаристии, которые, однако, они также превратно понимают), не почитают Пресвятую Богородицу и святых, не почитают иконы и мощи; для них неприемлемо монашество. Укажем и некоторые особенности разных течений в протестантизме. Так, младший современник отцов Реформации Жан Кальвин (активно действовавший в Женеве; с ним связано второе крупное течение протестантизма – кальвинизм или реформатство) выдвинул учение о предопределении человекак спасению или погибели. Он считал, что Бог заранее решил, кто из людей спасется, а кто погибнет. По мнению Кальвина, если человек оправдывается только верою, а вера есть дар Божий, то любой верующий уже является Божим избранником, предопределенным к спасению и Царству Небесному. Спрашивать, почему одних Бог избрал, а других отверг, бесполезно, т.к. для человека непостижима воля Бога. Еще одно крупное протестантское течение – англиканство (возникшее в Англии в XVI веке) отличалось умеренностью в реформировании Церкви: англикане – единственные из протестантов сохранили церковную иерархию (епископов, священников и диаконов). В остальном англиканство следует основным положениям протестантизма. Очевидно, что главные утверждения протестантского вероучения не согласны с православной верой. Борясь с крайностями католичества, протестанты сами впали в крайности: o отказ от богоустановленной священной иерар хии лишил протестантов апостольского преемства, и тем самым отторг от Церкви вообще. o устранение Таинств из церковной жизни лишает человека благодатной помощи в борьбе с грехом. o стремление понять Писание вне церковного Предания ведет к неправильному пониманию Библии. Священное Писание дано Церкви Духом Святым, поэтому и пониматься оно должно также в Духе, вечно пребывающем в Церкви. Выразителями такого духовного, церковного толкования являются святые отцы – люди, которые были просвещены Святым Духом. o учение о спасении только верой устраняет значение личного подвига христианина, его личного стремления к святости, что проявляется именно в делах. o учение о предопределении лишает человека основного его свойства – свободы. Если вечная участь человека заранее решена, тем, кто предопределен к спасению, нет необходимости жить по заповедям. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель. Отказавшись от церковного устроения (церковной иерархии, Таинств, церковного Предания), протестантское движение не могло долго оставаться единым: вскоре оно стало разделяться на многочисленные течения и секты, такие как баптисты, методисты, меннониты, квакеры и многие другие.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|