Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предложение. Закон предложения





Предложение — количество товара, которое будет предложено рынку при разных ценах.

Закон предложения - прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем выше предложение и наоборот.

В общем виде функция предложения будет иметь вид:

(6.3)

где - объём предложения;

P – цена товара или услуги;

- цены на ресурсы;

Т – технология;

Н – другие факторы.

Функция предложения, заданная аналитическим способом, имеет следующий вид:

(6.4)

где - функция предложения по цене;

c, d – константы.

Индивидуальное предложение – объем или кривая предложения товара либо услуги отдельного продавца.

 

 

Рисунок 6.3 - Функция индивидуального предложения

На графике функция индивидуального предложения представлена в виде восходящей кривой SS, поскольку между величиной предложения и ценой существует прямая связь: по закону предложения производители производят большее количество продукта, если цена на него растет.

 

 

Рисунок 6.4 - Изменения в предложении

 

Увеличение уровня предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2. Уменьшение уровня предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3. Передвижение от а до в означает изменение величины предложения.

Следствия из закона предложения

· при росте цен предприниматели получают дополнительную прибыль, которую можно инвестировать в расширение производства;

· при росте цен, в отрасль могут войти предприниматели, у которых более высокие издержки. Это способствует развитию конкуренции.

Факторы, влияющие на предложение

Ценовые факторы, влияющие на предложение

· Цена на товары.

· Цены на ресурсы. Если цены на ресурсы растут, то предложение сокращается и наоборот.

· Цены на сопряженные товары. Сопряженные товары – это товары заменители (субституты) и товары взаимодополняемые (комплиментарные). Субституты - рост цены одного товара увеличивает предложение другого. Комплиментарные – рост цены одного приводит к уменьшению предложения другого.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

· Количество производителей на рынке. Чем больше производителей данного товара на рынке, тем выше предложение и наоборот

· Совершенствования техники и технологии. Применение новейшей техники и технологий приводит к росту производительности труда и предложение увеличивается.

· Уровень налогообложения. Высокий уровень налогообложения приводит к сокращению доходов предпринимателей и уменьшению предложения.

· Ожидание производителей изменения цен на рынке. Если производители ожидают роста цен, то задерживают отгрузку готовой продукции. Это сокращает предложение.

Названные факторы смещают кривую предложения влево вверх (при снижении предложения) или вправо вниз (при увеличении предложения), как показано на рис. 6.5.

 

Рисунок 6.5 - Изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество продукта: а — увеличение спроса; б — уменьшение спроса; в — увеличение предложения; г— уменьшение предложения

 

Эластичность спроса

 

Эластичность спроса — реакция спроса на изменение цены. Определяется как прирост объема спроса, возникающий в результате сокращения цены на 1%, при условии неизменности всех остальных факторов, влияющих на уровень спроса.

Эластичный спрос - спрос, для которого коэффициент эластичности больше единицы; процент изменения величины спроса больше процента изменения цены товара.

Эластичность спроса характеризуется коэффициентом эластичности.

Существует три вида эластичности спроса: эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестная эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене

(6.5)

(6.6)

(6.7)

где - коэффициент эластичности;

- процентное изменение объема спроса;

- процентное изменение цены;

D, P – первоначальный спрос и цена соответственно;

- изменения спроса и цены.

(6.8)

где - средняя цена;

- средний объём спроса;

- изменение цены и объёма спроса соответственно.

Например, цена выросла на 10%, а спрос снизился на 5%, тогда 5%: 10% = 0,5. Кэл.< 1, следовательно, спрос не эластичен.

Цена выросла на 10%, а спрос снизился также на 10%, тогда 10%: 10% = 1. Кэл. = 1 -это спрос единичной эластичности.

Цена выросла на 10%, а спрос снизился на 15%, тогда 15%: 10% = 1,5. Кэл. > 1, следовательно, спрос эластичен.

 

Эластичность спроса по доходу

= (6.9)

где - коэффициент эластичности спроса по доходу;

- величина спроса до и после изменения дохода;

- доход до и после изменения соответственно.

Перекрестная эластичность спроса

(6.10)

где - коэффициент перекрёстной эластичности спроса;

- процентное изменение спроса на товар x;

- процентное изменение цены товара y;

Неэластичный спрос - коэффициент эластичности такого спроса меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема спроса.

 

 

Рисунок 6.6 - Совершенно неэластичный и совершенно эластичный спрос

 

Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него и наоборот. При повышении цен на основной товар люди смогут перейти на потребление товара-субститута, поэтому спрос на основной товар будет эластичным. При отсутствии заменителей – спрос не эластичен.

Удельный вес в доходе потребителя. Чем большую долю занимает данный товар в бюджете потребителя, тем эластичнее спрос на него и наоборот

Предметы роскоши и предметы первой жизненной необходимости. Спрос на предметы роскоши более эластичен, чем на предметы первой жизненной необходимости.

Фактор времени. Чем больше времени имеет покупатель для обдумывания решения о покупке, тем эластичнее спрос.

Доступность товара или услуги. Чем менее доступен товар, тем ниже эластичность спроса на него (например, в условиях дефицита).

 

 

Эластичность предложения

 

Эластичное предложение - предложение, для которого коэффициент эластичности больше единицы; а процент изменения величины предложения больше процента изменения цены товара.

Эластичность предложения — реакция предложения на изменение цены. Определяется как прирост объема предложения товара в результате роста его цены на 1%, при условии неизменности всех остальных факторов, влияющих на уровень предложения.

Эластичность предложения характеризуется коэффициентом эластичности.

(6.11)

где - коэффициент эластичности предложения по цене;

- процентное изменение величины предложения;

- процентное изменение цены.

Например, цена выросла на 10%, а предложение увеличилось на 5%. Тогда 5%: 10% = 0,5. Кэл.< 1, следовательно, предложение не эластично.

Цена выросла на 10%, а предложение также увеличилось на 10%. Тогда 10%: 10% = 1. Кэл. = 1, следовательно, это предложение единичной эластичности.

Цена выросла на 10%, а предложение увеличилось на 15%. Тогда 15%: 10% = 1,5. Кэл. >1, следовательно, предложение эластично.

Неэластичное предложение - коэффициент эластичности такого предложения меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.

Факторы эластичности предложения:

· фактор времени;

· уровень загрузки производственных мощностей предприятий;

· скорость перелива капитала из одной отрасли в другую;

· уровень издержек предприятия и др.

Основные области практического применения эластичности спроса и предложения:

1. анализ реакции потребителя на изменение цены;

2. подготовка производства к изменению спроса;

3. определение ценовой политики фирм;

4. принятие решений о соответствующей маркетинговой политике фирмы;

5. разработка структуры налогообложения;

6. проведение операций на внешнем рынке, валютном рынке;

7. выработка мероприятий государственного регулирования экономики и др.

 

 

Рыночное равновесие

Покупатели и продавцы выходят на рынок с разными целями и интересами. Покупатели стремятся купить товар подешевле, а производители желают продать его подороже. Поэтому покупатели предлагают цену спроса, т.е. такую цену, которая является максимально возможной. Выше она подняться не может, т.к. у покупателей больше нет денег. Производители и продавцы предлагают цену предложения, т.е. минимально возможную цену, ниже она опуститься не может, т.к. не покроет издержек на производство продукции. Взаимодействие покупателей и продавцов, цены спроса и цены предложения приводит к установлению на рынке цены равновесия.

Рыночное равновесие означает:

1. рыночная цена стала ценой равновесия;

2. спрос равен предложению.

В равновесном состоянии величина спроса равна величине предложения:

т.е. (6.12)

 

 

Рисунок 6.7 - Рыночное равновесие

 

Если спрос может измениться мгновенно, то для увеличения предложения требуется время, обусловленное необходимостью расширения производственных мощностей, закупки оборудования, приобретения технологий и т.д. В связи с этим различают следующие виды рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное, долгосрочное.

Рисунок 6.8 - Мгновенное равновесие

Рисунок 6.9 - Краткосрочное равновесие

Рисунок 6.10 - Долгосрочное равновесие

Продажа некоторого товара по завышенной цене приводит к избытку его на рынке, а если продукт продается по заниженной цене, то на рынке сложится дефицит этого товара.

 

Рисунок 6.11 - Установление потолка цен приводит к устойчивому дефициту

 

Потолок цен представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу.

 

 

Рисунок 6.12 - Установление нижнего уровня цены приводит к устойчивому избытку продукции

Нижний уровень цены Pf, ведет к образованию устойчивого излишка продукции, величина которого измеряется отрезком ОdOs. Правительство должно либо выкупать этот излишек, либо принимать меры к его ликвидации путем ограничения предложения или расширения спроса на данный продукт.

 

 








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.