Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОБОРЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.





До времени правления князя Ярослава Мудрого нет сведений о соборной жизни.

1. 1051г. - соборное поставление митрополита Илариона. Епископов для поставления собирал князь Ярослав и собор созывался по его воле. Жили они в Киеве и, возможно, собирались для решения каких-либо церковных вопросов.

2. 1091г. - 13 августа двое печерских иноков тайно открыли мощи преподобного Феодосия. По этому случаю в монастыре появляется епископ Стефан Владимирский. Он явился из Кловского монастыря в Киеве. На следующий день собирается ещё несколько епископов: Ефрем Переяславский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский. Все они в этот момент находились в Киеве.

3. 1093г. - 13 апреля скончался князь Всеволод и на следующий день его хоронят епископы, игумены и духовенство. Князя Ростислава хоронили епископы и духовенство.

Иногда в летописях содержатся сведения о прибытии епископов по особым случаям. Например, прибытие епископов на освящение соборной церкви КПМ. Иногда летописи упоминают митрополита и игуменов, а об епископах нет речи. Иногда игуменов и белое духовенство. Чаще других в летописях упоминаются епископы ближайших епархий к Киеву: Переяславский, Черниговский и Юрьевский. Но при освящении Печерской церкви присутствовал епископ Исайя Ростовский. Известно, что в Киеве бывали владыки Новгородские, а Стефан и Герман скончались здесь.

Епископов призывал митрополит. При освящении Печерской церкви митрополит спрашивает: "Зачем вы пришли, не будучи званы?".

Далее известно около 4 Соборов.

1. 1147г. - созван князем Изяславом, который хочет поставить Климента Смолятича. В 1146г. Изяслав Мстиславич прибывает на княжение в Киев по приглашению киевлян. Митрополита в то время не было, потому что в 1145г. митрополит Михаил II отбыл в Константинополь (почему - неизвестно). К тому же Изяслав получил весть о том, что Михаил умер. Тогда князь указывает на Климента, русского родом, схимника (!). На соборе мнения епископов разделяются. Епископ Онуфрий Черниговский: "Я узнал, что епископам, вместе собравшимся, достоит поставлять митрополита". Епископ Нифонт Новгородский: "Нет того в законе, чтобы епископам ставить митрополита без патриарха. Митрополита ставит патриарх". Он придавал этому сакральное значение. Его сторонники сказали Клименту, что не подчинятся ему, потому что у него нет благословения патриарха. Онуфрий Черниговский: "Мы можем поставить митрополита главою святого Климента Римского". Он приводит в пример Византию, где ставили рукою Иоанна Предтечи. Мануил Смоленский, грек, ничего на это не возразил. Епископы согласились и 27 июня поставили Климента Смолятича главою св. Климента.

По летописи упоминаются: Онуфрий Черниговский, Федор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Федор Владимирский, Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский. В житии Нифонта Новгородского называются ещё два епископа: Иоанн Туровский и Косьма Полоцкий. Такое же число называет 4-я Новгородская, Софийская и Лаврентиевская летописи,

Шесть епископов согласились на поставление, а два отказались (Мануил и Нифонт, их ещё поддержал Косьма Полоцкий). Затем они все втроём встречали митрополита, прибывшего из Греции. Мануил был греком, поэтому понятно, почему он не поддержал поставление Климента. А Нифонт бывал в Греции. Был связан с Юрием Долгоруким, противником Изяслава. Когда последний заключил Нифонта в темницу, то Долгорукий освободил его в 1149г., захватив Киев. Нифонт встречал митрополита Константина (+1159г.).

В 1161г. прибывает митрополит Феодор (+1163г.). После его смерти князь Ростислав просит благословения для Климента, но греки уже рукоположили Иоанна IV. Только к 1164г. смута уляглась. Князь Ростислав смирился, но сказал, что в следующий раз, если патриарх вмешается, они будут сами ставить митрополита.

2. 1160г. - князь Андрей Боголюбский изгнал из епархии Ростовского епископа Нестора (спор о постах). Собор признал епископа Нестора невиновным.

3. 1168г. - собор о разрешении вопроса о посте. Игумен Поликарп разрешал пост в Господские, Богородичные и великие праздники, а также, по старой практике, во всю Пятидесятницу. Митрополит Константин представлял более жёсткую позицию. Собор епископов, игуменов и священников собрался в Киеве (150 участников). Присутствовал Феодорец, который поддерживал Поликарпа.

Было три партии: 1) епископы Антоний Черниговский и Антоний Переяславский поддерживали т.зр.: митрополита (разрешать пост только в Рождество и Богоявление); 2) епископы Смоленский, Владимирский, Галицкий поддерживали Поликарпа и Феодорца; 3) умеренные, которые советовали представить дело на патриарший суд.

Когда сторонники Поликарпа удалились в свои епархии, то Поликарпа заключили в темницу. В 1170г. освободил Андрей Боголюбский, который взял Киев.

4. 1169г. - собор, осудивший Феодорца на казнь как еретика.

Упоминания о собраниях епископов в Киеве.

В 1151г. Изяслава в Киеве после победы над Долгоруким встречают митрополит Климент и многие епископы.

В 1182г. в пострижении в игумена КПМ попа Василия учавствовали Туровский епископ Лаврентий и Полоцкий епископ Николай.

В 1183г. великий князь Святослав Всеволодович, после освящения церкви святого Василия, позвал на пир митрополита Никифора II с епископами.

В 1197г. при освящении новой Васильевской церкви присутствовали митрополит Никифор II и неизвестные по имени епископы Белгородский и Юрьевский.

ХРАМЫ И ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО.

До Крещения на Руси были Никольская церковь на Аскольдовой могиле и соборная церковь пророка Илии.

ПВЛ: "Повеле Владимир рубити церкви и поставляти по местом, где стояли кумиры и постави церковь святого Василия на холме, идеже стояше Перун и все прочие" (если в летописи говорится "постави", то это значит деревянный храм, а если "созда", то каменный). Церковь святого Василия, сначала деревянная, а потом каменная, исполняла роль соборного храма.

Десятинная церковь стояла к юго-западу от княжеского терема на месте мученической кончины варягов Феодора и Иоанна. Постройка началась в 989г. с благословения митрополита Михаила мастерами-греками и продолжалась 7 лет. Мних Иаков говорит: "минувшу лету после Крещения посла за мастерами". При освящении князь Владимир произнёс вроде торжественной молитвы и учредил десятину. В церкви служило духовенство из Корсуня. Главным был Анастас Корсунянин. В алтаре была мозаика. При облицовке стен использовались мрамор, яшма и стекло. Стены украшены фресками и мозаикой. Было много золота и серебра. В память об освящении храма установлено было празднование 11 или 12мая. Титмар называл Десятинную церковь храмом св. Климента. Храм Преображения в Василёве, который поставлен по обету. На княжескую резиденцию напали печенеги. Князь Владимир спасся бегством. Дал обет поставить церковь в Василёве. Это первый обыденный храм. Сначала был деревянным, а затем каменным. Освящение князь Владимир праздновал с боярами 8 дней.

Преп. Нестор и мних Иаков упоминают ещё церковь в Вышгороде, которую построил Владимир, и в которой были сначала мощи святых Бориса и Глеба. Сгорела в 1020г. Все вышеупомянутые храмы были построены князем Владимиром и имеют упоминание в современных источниках.

По другим памятникам Владимир построил ещё: 1) храм св. Георгия в Киеве, через год после Васильевской; 2) каменную церковь Преображения в Берестове, которая после Батыевого нашествия была восстановлена митр. Петром (Могилой); 3) по Никоновской летописи и Степенной книге - храм Преображения в Белгороде; 4) по преданию - собор Рождества Богородицы в Суздале; 5) храм Петра и Павла в Берестове; 6) Татищев - Крестовоздвиженский храм в Переяславле.

НОВГОРОД: 989г. - дубовая церковь святой Софии, которая сгорела в 1045г., и храм свв. Иоакима и Анны.

РОСТОВ.

Дубовый кафедральный храм Успения Пресвятой Богородицы (995г.), который простоял 160 лет. Он упоминается в Воскресенской лет-си, Степенной книге и летописце Переяславль-Суздальском.

В Степенной книге упоминается некая Турова божница на месте крещения киевлян. Под 1147г. в ПВЛ упоминается Турова божница в Киеве (божница и церковь - это синонимы в то время).

Кто такой Тур? Митр. Макарий говорит, что церковь именовалась либо по урочищу, где находилась, либо по строителю. Рожнецкий приводит следующий ряд: Тур - Утор - Федор, и храм назван в честь мученика Феодора.

Количество храмов: митр. Иларион о князе Владимире говорит, что он "по всей земле воздвиг церкви Христу и поставил Ему служити ". Титмар пишет о более, чем 400 храмах. Никоновская летопись упоминает о 700 храмах к 1017г. Митр. Макарий считает, что это ошибка переводчиков и переписчиков. Возможно было множество домовых храмов.

Преемники св. Владимира.

Мстислав Тмутараканский. Около 1022г. отправился в поход на касогов. Князь Редедя предложил решить вопрос поединком. Мстислав дал обет построить храм и строит его в Тмутаракане, который был там до Нестора. С 1026г. Мстислав становится князем Черниговским и начал строительство каменной Преображенской церкви. После его смерти достраивал храм сын Ярослава Мудрого. Храм был выстроен из дикого камня. По швам раствор красного цвета. В западной части находились хоры, а по северной и южной сторонам - палаты, опирающиеся на 8 колон. Храм поставлен на месте кумиров. Высота от пола до купола - 15 сажен.

Ярослав Мудрый. В 1036г. он находился в Новгороде, а Киев в это время осадили печенеги. Ярослав берёт варягов и новгородцев и идёт к Киеву, где соединяется с местным войском. Выходит против врагов. Бой длился целый день, печенеги бежали и больше не появлялись на Руси. И в память об этом событии и была заложена церковь Святой Софии. Заложена в открытом поле, где была битва с печенегами. Это первый храм-мемориал. Внешний вид сильно искажён перестройками XVI-XVIIвв. Это крестово-купольный храм. Размеры 37 на 35 метров, высота 29 метров. Было 5 апсид, 5-ти нефная структура, внутри 2-ух ярусные галереи. Купола сферические. На западном фасаде - лестницы в двух башнях. В этом храме были похоронены князь Ярослав, его сын Всеволод, Владимир Мономах и другие князья. 260 кв. метров мозаики, 3000 кв. метров фресок. Сейчас осталась 1/3 былого великолепия. Полы в центральной части мозаичны. Знаменитые мозаики - Оранта, Благовещение. На хорах изображён князь Ярослав с дочерьми, охота на вепря. Освящение - 4 ноября.

Владимир Ярославич. Строит храм Святой Софии в Новгороде. Заложен в 1045г. Освящение - 14 сентября, в этот день устанавливается праздник. Год постройки - 1050-1052гг. (?). Освящал Лука Жидята Новгородский. Новгородская София проще Софии Киевской. Храм сохранился в первоначальном виде: 2 престола, есть придел Иоакима и Анны. Только росписи. Храм 5-главый. Длина - 15 сажен (1 сажень равняется 2.1336 м.). Ширина - 17, высота - 18. Росписи в начале XXв. были покрыты масляной живописью.

Не сохранились: Успенский собор КПЛ (строился в 1073-78гг.), собор Выдубицкого монастыря в Киеве.

XII-XIII вв.

Это период феодальной раздробленности, но строительство идёт интенсивное. Киевский образец храмостроительства, приглашают киевских мастеров. В этих условиях формируются русские архитектурные школы: Новгородская, Псковская, Владимирская, Галицкая.

Храмы менее торжественны, в архитектурном плане упрощены, храмы строятся только из кирпича, простой и строгий стиль постройки, отсутствие росписи в интерьере.

Киево-Черниговская школа оказала влияние на дальние школы (Рязань).

В это время строятся храм Спаса на Берестове (XI-XIIвв.), церковь Успения на Подоле (1112г.).

Собор Кириллового монастыря, построен в 1140г. Основатель монастыря князь Всеволод Ольгович. Это 3-х нефный храм (3 свода), 3 апсиды и 6 столпов, один купол. Высота 28 м., длина и ширина 31 м. и 18 м. Есть хоры в западной части, лестница в стене. Очень высокое подкупольное пространство. В XVII-XVIIIвв. перестраивали, добавили ещё 4 купола, но затем убрали.

В Переяславле в 80-е гг. XIв. митрополит Ефрем строит собор, надвратные храмы, но ничего не сохранилось.

В XIIв. строят каменные храмы, 4-х столпные. Характерны фреска и керамичные полы. Появляется также тип безстолпных храмов: церковь в Переяславле, храм пророка Илии в Елецком монастыре.

В конце XIIв. князь Святослав Всеволодович строит Благовещенский собор в Чернигове. Известен по раскопкам. Были мозаичные полы, белокаменный надпрестольный киворий. Тип храма - соборный. Пышное декоративное убранство, употребление белого резного камня.

Со временем пышность исчезает. Фасад только кирпичный. Строят русские мастера.

ЧЕРНИГОВ. Храм Пятницы на Торгу. Отличительная черта - стремление ввысь, 3 апсиды, 4 столпа, 1 глава, 3 входа, отсутствуют башни. Строил Петр Мелонек (строитель князя Рюрика Ростиславича Смоленского).

Проявляются 2 тенденции: 1) распад на архитектурные школы; 2) вырабатывается национальный стиль.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ШКОЛА. Связана с Киевом. В 1160г. во Владимире-Волынском построен Успенский собор. Разрушен. В XIXв. восстановлен из руин.

ГРОДНЕНСКАЯ ШКОЛА (ответвление Галицко-Волынской). Храм Бориса и Глеба. Сохранился в сильно разрушенном виде. Храм построен из тонкой плинфы (кирпича) с использованием голосников.

ГАЛИЧ. Влияние романской архитектуры. Церковь святого Пантелеимона (XIIв.). В Холме ничего не сохранилось.

ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО. Софийский собор (вторая половина ХIв.). Искажён перестройками униатов. Был 5-ти нефный храм. Сохранились руины церкви Бориса и Глеба, построенной мастером Иоанном. Сохранился также собор "Спасо-Евфросиниевского монастыря, построенный до 1159г. Новый приём: барабан купола на 4 постаментах приподнят вверх. Есть хоры.

СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО. Первый каменный храм - Успенский собор (1101г.) построен Владимиром Мономахом. Не сохранился.

С ХIIв. строят много. Не сохранились постройки Борисо-Глебского монастыря (1145-46гг.). В перестроенном виде до нашего времени дошли церковь Иоанна Богослова (1173г.), храм Петра и Павла. Храмоздатель – Рюрик Ростиславич. Великокняжеский храм Архангела Михаила (1191-1194гг.) построен Давидом Смоленским.

Владимиро-Суздальская Русь.

Первый каменный храм построен в конце XIв. - начале XIIв. Успенский собор в Ростове и Богородице-Рождественский в Суздале строил Владимир Мономах по образцу Великой Церкви КПЛ. Ростовский Успенский собор не сохранился. В Суздале постройка XIIв. лежит в основе нынешнего собора (6-столпный, использовался кирпич). При Владимире Мономахе центр строительства - Владимир на Клязьме. После его смерти перерыв до XIIв.

Юрий Долгорукий. В 1152г. строит 1) храм Спаса в Суздале: 2) церковь Бориса и Глеба на Нерли (Жидекша); 3) Георгиевский собор во Владммире н е сохранился, в XVIIIв. был разобран); 4) храм Спаса в Переяславле, 5) церковь святого Георгия в Юръеве-Польском1230-е гг. перестроен).

Все эти храмы принадлежат к типу небольших по объёму 4-столпных крестово-купольных одноглавых храмов с тремя полукруглыми апсидами и хорами. Объём представляет почти куб. Высота меньше ширины. Очень тяжелые апсиды, массивный барабан, внутри узкие окна. Тяжёлые хоры, не пропускают света.

Андрей Боголюбский. Во Владимире с 1158г. по 1164г. проходит интенсивное строительство. В Ипатьевской летописи под 1175г. (год смерти Андрея Боголюбского) даётся некролог, в котором упоминаются двоё ворот: Золотые и Серебряные (не сохранились), которые были построены в 1164г. и перестроены в XVIIIв.

Успенский собор: первоначальное строительство - 1158-1161гг. Затем в 1185-1189гг. перестраивался после пожара. Первоначально храм был расписан по окончании строительства. Пол отражал падающий свет. Кованные золоченные двери, амвон украшен золотом и серебром. Посеребрённое паникадило. Сейчас иконостас XVIIIв.

Церковь Покрова на Нерли (1165г.): 4-столпный одноглавый храм, но не производит впечатления массивности. Лёгкие апсиды, белокаменная резьба. Раньше был другой купол, шлемовидный и вокруг была каменная паперть.

Монастырь в Боголюбове, где остановились кони с повозкой, на которой везли Владимирскую икону Божией Матери: в 1158-1165гг. здесь строятся церковь Рождества Богородицы, дворец и лестничная башня. Coбоp был заново построен в 1722г. Ипатьевская летопись под 1175г. сообщает о том, что церковь Рождества Богородицы была украшена разнообразно.

Всеволод Большое Гнездо (1176-1212гг.) во Владимире строит Дмитровский собор (1193-1197гг.), Рождественский монастырь (1192-1195гг.), Успенский или Княгинин монастырь (1200-1201гг., построен супругой князя).

Лаврентиевская летопись под 1197г. сообщает о церкви святого Димитрия, для которой князь привёз гробовую доску и сорочку святого Димитрия. Храм устремлённый вверх, нарядный, но несколько тяжёлые апсиды. До XVIIIв. существовали лестничные башни, которые были разобраны.

Собор Рождественского монастыря сохранился. Его разобрали в ХIХв. В 1850-60-е гг. создали новый, который разрушили после революции.

Успенский собор в Ростове (1213-1231гг.), к нашему времени не сохранился.

Церковь Бориса и Глеба в Ростове, не сохранилась. В Ярославле 1215г. строится Успенский собор, до нас не дошедший.

Богородице-Рождественский собор в Суздале был разобран князем Юрием Всеволодовичем, который в 1222-1225гг. возводит новый храм Рождества Богородицы, который сохранился до нашего времени. В 1445г. верх собора рухнул и в 1525г. собор достроили до конца. Храм Спаса в Нижнем Новгороде. Георгиевский собор в Юръеве-Польском (1230-1234гг.).

Новгород.

В XIIв. Новгород становится вечевой республикой. Князья переселяются в Ярославово дворище и пытаются создать свой храм - княжеский. В 1103г. князь Мстислав строит церковь Благовещения, которая не сохранилась, а в 1113г. он же строит Николо-Дворищенский собор. Храм этот сохранился. Это тип большого городского собора: 5-купольный, 3-нефный, с большими хорами. В настоящее время один купол.

1117г. - собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. До нашего времени сохранился в сильно перестроенном виде. Напоминает собой Николо-Дворищенский собор.

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Монастырь основан в начале XIIв., а в 1119г. князь Всеволод строит 3-главый Георгиевский собор. Потом упадок строительства. Князья строят мало.

Иоанновская церковь (1127г.) и храм Успения на Торгу (1135г.) построены князем Всеволодом.

Храм Спаса на Нередице, разрушенный в войну, а затем восстановлен. Построен в 1198г. Маленький, 4-столповый, представляет собой куб.

Бурное строительство разворачивается во второй половине XIIв. Инициаторами выступают уличане, бояре и купцы. Возникает новый тип новгородского храма: маленький, уютный, квадратный, без столпов.

Церковь Благовещения у деревни Аркажи (1179г.). Сохранилась до половины своей высоты.

Церковь Петра и Павла, которую построили жители Лукиной улицы (1185-1192гг.). Несколько храмов сохранилось в перестроенном виде: собор Кириллова монастыря (XIIв.), собор Илии на Славне (ХII-ХIIIв.), церковь Параскевы Пятницы на Торгу, построенная заморскими купцами.

В Старой Ладоге сохранилось полностью два храма XIIв.; церковь святого Георгия за стенами - большой 3-апсидный храм с хорами, сохранились фрески (Георгия Победоносца, свт. Николая) и храм Успения.

Псков.

Сообщение источников достаточно поздние. 1-я Псковская летопись 1524г. сообщает о 1-й камен. Ц-ви, кот. построена в 1144г., была построена Ц-вь св. Димитрия. ~ 1156г. новг. Архиеп. Нифонт построил Церковь Спаса в Мирожском монастыре, построена из известняка, расписана фресками – 4-х купольный, 4-х столпный, одноглавый.

Троицкий собор в Пскове (кон. ХIIв.), построен кн. Всеволодом – Гавриилом, по преданию. Но есть сведения, кот. позволяют датировать 1193г., т.е. > его смерти. Перестраивался в XIV и XVIIвв. Был похож на церковь Михаила Архангела в Смоленске и на Собор Спасо-Ефросиньева м-ря в Полоцке.

Голубинский: в Киеве - 17 монастырей, во Владимире - 7, в Смоленске - 5, в Полоцке - 3, в Ростове - 3, в Новгороде - 5. А всего в домонгольский период было около 85 монастырей.

Всего на Руси в то время известно 239 городов. Население Киева было 50-70 тысяч человек, Новгорода - 20-30 тысяч. Во Владимире и Ростове на 500 человек приходился один храм. Всё население Киевской Руси в домонгольский период составляло 6-8 миллионов человек.

Храмы – центр. место. Они – святыня целой земли. Кафедральные соборы были по началу Софийскими. В большинстве строились Успенские храмы (возможно, под влиянием Великой церкви КПЛ). В домонгольский период отмечаются не храмовые праздники, а дни освящения храмов.

В Пскове долго не было еп-и, есть предание об основании Троицкого Собора самой кн. Ольгой. В обычае обетные (обыденные) храмы; патрональные – в честь небесных покровителей храмоздателей. Графити – настенные надписи.

 

МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО.

КПМ становится общерусской святыней, школой благочестия, рассадником архиереев. Одним из критериев будущего архиерея считается его молитвенный настрой и аскетическое делание. Самое древнее свидетельство о русском монашестве относится ко времени митрополита Илариона, – он пишет о более ранних монастырях: "Монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася". Существует предание – " Синопсис " Киево-Печерского архимандрита Иннокентия Гизеля. Сообщается, что митрополит св. Михаил основывает монастырь с деревянной церковью в честь архистратига Божия Михаила там, где прежде стоял Перун.

" История российской иерархии " (Амвросия Орнатского – без ссылок на источники) говорит об иноках-выходцах из Греции, основавших монастырь в честь Спасителя близ Вышгорода. Затем говорится, что в местной топонимике сохранились следы названия бывшего монастыря - Белый Спас или Спасщина, поселение на месте монастыря.

КИЕВ. Супрасльская летопись под 996г. ясно указывает на то, что св. Владимир создал при Десятинной церкви монастырь, правда в некоторых списках вместо "монастырь" стоит "мастеры". Титмар упоминает монастырь св. Софии, который сгорел в 1017г. Правда термином "монастырь" мог быть обозначен и кафедральный собор по общежитию клириков- monasterium cliricoruм. Речь здесь идёт о деревянном храме св. Софии, и что подразумевается под термином "монастырь"- не ясно. Лаврентьевская летопись под 1037г. отмечает: " При сем (т.е. Ярославе) черноризцы почаша множитися, не монастыреве начинаху быти". В одном из списков - "монастыреве многи". Доподлинно известно, что Ярославом Мудрым было основано два монастыря в Киеве при построенных им храмах – св. вмч. Георгия и св. мч. Ирины. Это были ктиторские княжескиемонастыри.

НОВГОРОД. О монастыре Владычнем упоминает Супрасльская летопись, рассказывая об Иоакиме Новгородском, будто бы он "уряди себе монастырь десятинный". У этих монастырей был особый статус. Супрасльская летопись и " История российской иерархии " упоминают об одном предании о том, что на месте Перуна в Новгороде был построен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и при нём монастырь, именовавшийся в народе Перынским. Ещё знаменит в Новгороде Георгиевский или Юрьев монастырь на месте впадения Волхова в Ильмень. Он был основан Ярославом Мудрым в 1030г. Из Новгородских летописей известно, что в 1119г. игумен Кириак и князь Всеволод заложили каменную церковь в честь вмч. Георгия в Новгороде.

Легендарный момент: Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что преп. Сергий и Герман Валаамские могли быть проповедниками, посланными князем Владимиром в Карелию. Основанием для этого мнения служит житие Авраамия Ростовского, где говорится, что он постриженник Валаамский. Др. источник – один из поздних списков Софийской летописи, сообщающей про обретение мощей преподобных в 1163г.

Еще один источник XVI-XVII вв. – " Сказание о перенесении мощей из Новгорода на Валаам ": в 1163г. мощи были обретены, в 1164г. из-за нападения шведов их перенесли в Новгород, а затем возвратили обратно на Валаам. Других сведений об основании монастыря в X-XI вв. на о. Валааме нет: ничего не сохранилось на Валааме из-за неоднократных нападений, в современной науке этот вопрос вообще не рассматривался.

Есть при этом ясные свидетельства о том, что преподобные Сергий и Герман жили в XIV в. Сам митр. Макарий (Булгаков) указывает на это, но больше склоняется к версии, что Валаамский монастырь основан при князе Владимире.

Монастыри Северо-Восточной Руси:

1) Новоторжский Борисоглебский монастырь в г. Торжке. Преп. Ефрем Новоторжский - это брат отрока Георгия и преп. Моисея Угрина. Они служили у св. Бориса. Георгий был убит со св. Борисом, а Ефрем занимал должность главного конюшего. Георгия убили из-за шейной гривны, которая в качестве награды была возложена на него св. Борисом. Ефрем искал тела брата на берегах Альты, но обрёл лишь его главу. Он принял монашество и поселился в уединении близ Торжка, на свои средства построил странноприимный дом, превратившийся в монастырь после постройки каменной церкви. Умер преп. Ефрем в 1053г. и перед смертью завещал похоронить с собой главу брата. Житие преп. Ефрема очень позднее – XVI в., но оно написано на основании более раннего, существовавшего ещё в XIV в. Едва ли точны даты основания монастыря (1037г.) и кончины преподобного, но тем не менее это один из древнейших монастырей Северо-Востока.

2) КПМ - обитель возникает на русской почве. Дата основания монастыря точно не определена, неизвестно точно и когда преп. Феодосий был поставлен на игуменство, потому что все даты, приводимые в разных изданиях можно оспаривать. Софийская 1-я летопись поставление преп. Феодосия на игуменство относит к 1057г. Занимавшийся этим вопросом исследователь Гетц приводит 1062г., и эта дата наиболее распространённая. В любом случае, с 1057 по 1074гг. монастырь становится общежительным, получает свое особое устроение, а высший расцвет обители относится к 1074-1145гг.

У истоков русского монашества стоит личность преп. Антония (в миру Антипы), уроженца г. Любеча, афонского насельника. Когда он был на Афоне, один из игуменов пророчески нарёк его Антонием, как будущего отца русских иноков. Он жил отшельником близ Есфигмена, и после того как он пришёл в определенную меру духовного возраста, игумен сказал ему: "Антоний, иди опять на Русь, да пребудет с тобой благословение св. Горы, ибо многие черноризцы от тебя должны произойти". Вернувшись домой, он долго ходил по разным монастырям, не находя для себя подходящего. Нашёл он пещеру будущего свт. Илариона близ села Берестова. Это произошло около 1051г. Он копает пещеры день и ночь, пребывая в подвиге поста и молитвы. Первый пребывает к нему Никон, а затем преп. Феодосий, уроженец Курска, обнаруживший очень раннее стремление к подвижничеству. Ещё в отрочестве он ежедневно ходит в храм, носит бедные одежды, несмотря на своё происхождение, что воспринимается его родителями как унижение их рода, учится книгам. В 13 лет он лишается отца. Его усердие в подвигах вызывает противление матери, Феодосий начинает ходить на труды с рабами, не носит светлых одежд, не общается со сверстниками и тайно хочет уйти в Иерусалим. Пытается уйти со странниками, но за ним учреждают погоню, мать избила его и посадила в оковы, но затем материнское сердце мягчеет. Преп. Феодосий печёт просфоры, затем бежит из Курска и живёт у некоего пресвитера, но мать и там его находит, возвращает и запрещает ему печь просфоры. Здесь он вызывает симпатию у некоего "властелина града" - княжеского чиновника или наместника, который берёт юношу к себе в домовую церковь, старается его одарить, даёт одежды, которые Феодосий раздает нищим, а сам ходит в рубище, веригах, мать замечает, что сын носит вериги, и начинается большой скандал. После того, как Феодосий слышит в храме слова Спасителя: "Иже любит отца или мать паче Мене, несть Мене достоин", он уходит с купеческим обозом в Киев, обходит все монастыри, но его не берут, т.к. носит худую одежду. В конце концов он находит преп. Антония, который тоже не хочет его принимать, говорит о том, что его пещера тесна, а сам Феодосий юн и не в состоянии выносить трудов. Феодосий говорит, что Сам Христос привёл его к Антонию, и соглашается выполнять любое повеление Антония. Совершается постри г. Через 4 года мать находит Феодосия и в конце концов успокаивает свою ревнивую любовь тем, что принимает постриг в женском монастыре св. Николая в Киеве.

Возможно, в это время в монастырь приходит преп. Моисей Угрин, – единственный из свиты св. Бориса, которому удалось спастись. В 1018г. он попал в плен во время взятия Болеславом Киева и 6 лет жил в доме знатной польки, приняв там от инока Афонской горы тайный постри г. С этим временем связано изгнание черноризцев из Польши и гнев Божий, постигший эту страну, смута и история с полькой, всячески пытавшейся соблазнить пленника. После этих испытаний преп. Моисей пришёл к преп. Антонию и 10 лет подвизается в его обители.

Широкая известность преп. Антония начинается при князе Изяславе (сын Ярослава), правившего после 1054г. В монастырь приходит много желающих принять здесь постриг и подвизаться. Среди желающих принять монашество - сын боярина Иоанн, который был женат, часто приходил для бесед с преп. Антонием и, в конце концов, ушёл в монастырь, где был наречён Варлаамом. Есть ещё один монах из вельмож - Ефрем. Т.е. стремление к монашеству охватывает даже высшее общество. За то, что в монахи переманили нужных князю знатных людей, монастырь постиг гнев Изяслава, монахи хотели уйти, но жена Изяслава напоминает своему супругу о несчастной участи Польши, которую постиг гнев Божий за изгнание монашествующих из её пределов. Отец забирает Варлаама насильно домой, пытается нарядить в лучшие одежды и накормить яствами, прельстить молодецкими забавами, но ничего не может с ним поделать.

В этот период многие иноки уходят из монастыря. Преп. Никон является в Тмутаракань, где подвизается и основывает монастырь с церковью Пресвятой Богородицы. Через несколько лет, где‑то после 1066г. возвращается обратно, в Печерский монастырь. Один черноризец отправляется в Константинополь и, по преданию, тоже основывает там монастырь. В Константинополе подвизается Ефрем Кожевник или Скопец в одном из монастырей и затем возводится на Переяславскую кафедру; став одним из титулярных митрополитов времён триумвирата ярославичей. После ухода этих иноков пресвитером становится преп. Феодосий, на этот момент число братии не превышает 12-15 человек, иноки живут в пещерах. Затем преп. Антоний уходит в затвор, игуменство принимает Варлаам, а Антоний отходит на соседний холм и устраивает там новые пещеры.

Следующий этап - возводится церковь на поверхности, потому что подземная крайне тесна, однако кельи ещё находятся под землёй. И только когда число братии увеличивается, монастырь выходит на поверхность. Монахи просят у Изяслава подарить им гору, князь с радостью соглашается, и по свидетельству преп. Нестора, это совершилось в 1062г.

Известно кое-что о внутреннем распорядке обители. Питались иноки хлебом и водой, а по субботам и воскресеньям полагалось сочиво. На первоначальном этапе монастырь содержал себя сам: монахи продавали рукоделия, получали зерно и по ночам сами мололи для себя хлеб. Полагалась утреня, затем иноки занимались рукоделием для продажи, работали на огороде, затем была литургия и трапеза.

3) Примерно в 1057г. князь Изяслав построил Димитриевский монастырь и перевёл туда преп. Варлаама. С уходом Варлаама обычно и связывают игуменство преп. Феодосия. Этот монастырь упразднён в 1127 г. (им завладел Печерский монастырь).

Заботами преп. Феодосия на Русь попадает экземпляр Студийского устава, присланный ему Ефремом Скопцом. Ещё один неполный (не было глав о монашеской жизни) экземпляр доставил на Русь инок Михаил, прибывший вместе с митрополитом Георгием.

Управление монастырём осуществлял игумен. Существовали должности:

- Доместик - заведовал пением и чтением в храме.

- Церковные строители - пономари, заведовавшие вином, маслом и отвечавшие за церковный звон.

- Эконом - заведовал казной и имуществом монастыря.

- Келарь - заведовал трапезной, просфорней и хранением съестных припасов.

- Ключник - помощник келаря, державший ключи от погребов.

- Начальник хлебопёков

- Вратарь - неизменно находился при вратах обители.

Братия делилась на 4 класса:

1) Те, кто только пришёл в монастырь, не получил пострига и ходил в своей одежде.

2) Те, кто получал одежду монашескую.

3) Постриженные в мантию.

4) Схимники.

Т. е. мы видим, что малая и великая схима различалась, чего не было в Студийском уставе.

Принцип жизни в монастыре - жизнь по благословению. Преп. Феодосий имел обыкновение говорить братии поучение, скорбел о том, кто терпел искушения и обличал их, с радостью принимал возвращающихся. Великий Пост, вплоть до Вербного Воскресения, он проводил в пещере, которая до сего дня именуется Феодосиевой, иногда уходил в более отдалённые места вокруг монастыря, где посвящал время подвигам поста и молитвы. Житие преп. Феодосия написано по свежим ещё преданиям, даёт живую и полную биографию этого человека.

Из его учеников можно назвать Исаию, впоследствии епископа Ростовского, Стефана, епископа Владимирского, Никона, Иеремию, старца, который помнил крещение Руси и обладавшего даром прозорливости.

В монастыре практиковался особый и труднейший вид подвига - затворничество, но при этом мы видим, что такой затворник, как Антоний, людей не чуждается, даёт советы братии, наставления. Один раз Антоний был вынужден покинуть монастырь, – в 1069г. Изяслав отвоевал Киев у Вышеслава, гневался на преп. Антония, и Святослав прислал людей, которые ночью отвезли Антония в Чернигов, где он подвизался на Болдиной горе (там тоже был монастырь). Скончался Антоний, вернувшись в Печерский монастырь в ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.