Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обоготворение природы, поклонение светилам, воде, деревьям.





По свидетельству Льва Диакона, воины Святослава погружали в воды Дуная петухов и младенцев. Церковное правило митр. Иоанна II упоминает тех, которые "жрут бесам, болотам и кладезям". Св. Кирилл Туровский радуется, что не нарекается богом ни стихия, ни солнце, ни огонь, ни деревья. Житие св. Константина Муромского рассказывает о язычниках, которые приносили жертвы озёрам и рекам.

Почитание камней (фетишизм).

Св. Иринарх Ростовский (XVI-XVII века) повелел диакону зарыть камень на Плещеевом озере, который почитали местные жители.

Архиеп. Феофан Прокопович в " Духовном регламенте " говорит о практике совершения молебнов перед деревьями, (в Регламенте содержися запрет). Существует обычай, когда вешают ленточки, лоскутки, особенно на деревьях, растущих близ источников. Оставляют куски хлеба на источниках или на воде, бросают монетки.

Почитание Матери-сырой земли.

Пословицы: «Мать-сыра земля», «Земля - Мать, небо - отец».

Земля бывает именинницей на Духов День или Симона Зилота (10 мая по церковному календарю). Земля – это женское начало. Матерные слова оскорбляют землю. Начиная пахать, крестьянин просит у неё прощения. Землю ели, клялись ею. На землю старались не проливать кровь. Лекари на Руси имели специальной сосуд, если надо было пустить кровь. Старались умирать на земле. Она даёт силу, она населена духами. Стригольники исповедывались земле: у попов нельзя исповедываться, «они на мзде ставлены». Культ земли относится к числу культов древнейших в сознании народа.

Вся природа населена разного рода духами. В лесу леший, в реках русалки. Русалки - существа высшего порядка, они человекообразны. Во времена христианства – переосмысление: это души младенцев, умерших без Крещения, и девушки, которые купались без креста и которых утащил водяной. Образ романтизированный. Это девушки с зелеными волосами, которые они постоянно расчёсывают. Зимой они спят в глубоких омутах, когда лёд тает, прилетают птицы – они пробуждаются. После Троицы они греются на солнышке, поэтому до Троицы, по народным представлениям, купаться нельзя, т.к. они ещё в воде. С культом русалок связан Семик - седьмой четверг по Пасхе. Три дня после Троицы называются «Русальной неделей» или «зелёные святки». Русалки враждебны человеку, они хотят человека защекотать и утащить в воду. На земле водят хороводы, бегают по полям, хлопают в ладоши и поют песни. После Петрова дня совершаются проводы русалок. Берегини - живущие на берегах (их ассоциируют с русалками). Упыри - пили кровь. Памятник XIV-XV века «Слово Иоанна Златоуста о идолах». Сообщается здесь, что упыри встают из могил и сосут кровь из живых людей. Раньше - чужой покойник. Пришло племя, осело на берегу какой-то реки, рядом заброшенное древнее кладбище или курган. Оттуда приходит чужой покойник или упырь и у этих людей (пришельцев) сосёт кровь. И для того, чтобы с этим справиться, надо вбить осиновый кол. Позже - это самоубийцы и неверующие. Домовой – хозяин, который живёт во дворе, бережёт скотину, отгоняет ведьм, предупреждает об опасностях и несчастьях, но бережёт только свой дом и землю. Если надо устроить новое жилище, его туда перевозят. Кладут еду или же перевозят его в лапте. Сейчас он переезжает на кошке. Суеверные люди в новый дом сначала впускают кошку, думая, что она возьмёт на себя все несчастья.

Языческие праздники.

Многие из них остались, остались очень смутные, связанные с ними представления, но они уже приурочены к христианскому календарю. Зависели они от солнца, от солярного культа, и связано было с почитанием умерших, которые зимой спят, а летом возвращаются.

Коляда - поворот Солнца от зимы к лету (отмечалось приблизительно в районе Рождества). От слова "коло" - круг, колесо, так считает Костомаров. По мнению некоторых других исследователей, от слова " колода "- горящее полено, вокруг которого собирались празднующие. Соловьёв считает, что «коло» - это Лада и даже производит от латинского «календа». От аграрной магии дошли колядки и щедривки, гадания, главным образом о женитьбе, о судьбе. Масленица - праздновалась после весеннего дня равноденствия. Поминались умершие, полагался разгул, поедание блинов (толкуется по-разному, что это значит). В языческие времена праздновался позже, сейчас он приурочен к мясопустной неделе. Красная Горка – игра в горелки, праздник в честь Солнца. Радоница. По представлениям, в этот день «родители из могил теплом дохнули». В этот день происходили оклички. Окликали на краю деревни, селения покойников, совершали поминки на могилах, жгли костры, устраивали песни и пляски. Семик - седьмой четверг по Пасхе. Так называемые «Зелёные святки». Плели венки, завивали берёзку. Всё это сохранялось, пока сохранялся традиционный семейный быт. Купала (23-24 июня), Ярилин день - сбор целебных трав и растений. Более поздняя романтическая легенда о цветке папоротника, который цветёт раз в год в эту ночь. Надо его найти, тогда откроются все клады. Умыкание невест, блуд происходит в этот день, что вызывает критику архипастырей, пастырей. В этот же день скатывают с горы колесо, прыгают через огонь и солнце поворачивается.

Научно занимались этим Афанасьев, Сахаров и в наше время Рыбаков.

БОРЬБА С ЯЗЫЧЕСТВОМ.

Осуществлялась Церковью совместно с государством. Искоренению язычества способствовало само распространение христианства. С пережитками язычества Церковь борется при помощи канонических постановлений, методом объяснений. В основном, посредством слов, проповеди, посланий архипастырей. Опирались на опыт греков, на постановления Вселенской Церкви, на правила, которые содержала Славянская Кормчая. Объясняли догматы. Уставы князей регламентировали отношение к остаткам язычества. Государственная власть передала Церкви суд над некоторыми преступлениями.

Устав Владимира определяет сферу деятельности церковного суда. Многие из этих явлений не являлись чем-то предосудительным до принятия христианства. Теперь Церковь занимается «роспустом» - развод, смилноем (брачный договор с назначением неустойки), заставанием (прелюбодеяние), умычкой невест, изнасилованием, спорами об имуществе между мужем и женой, чародеянием, волхованием, еретичеством (еретицами назывались те люди, которые занимались колдовством), побои родителей детьми, брань, споры о наследстве, церковная кража, гробовые тати (те, кто ворует одежду и вещи из могилы), порчи изображений креста, оскорбление чистоты и святости храма, скотоложство, кто под овином молится, или во ржи молится или у воды (проявление язычества), тем, кто дитя повержет.

Устав Ярослава определяет размер взысканий и порядок судопроизводства. За блуд отправляли в церковный дом (что-то вроде смирительного дома, где трудятся, налагают епитимьи); за самовольный развод (даже если брак не венчанный) полагался штраф. Венчанный брак у нас на Руси долго входил во всеобщее употребление и был привилегией имущих слоёв, людей знатных. За блуд иноверца с русской, женщину отправляли в церковный дом на работу; мужчина, грешивший с беременной или жидовкой, если не прекращал, то отлучался; за блуд с черницей – епитимья; за чародейство, блуд в степени родства, воровство, драку – отправляли в церковный дом; общение в пищи и питии с некрещёнными, иноверцами и отлучёнными, за употребление нечистой пищи – конятины и медвежатины - штраф.

Суду Церкви принадлежат дела, которые не приносили вреда ближним, - волхование, браки в родстве, общение в пище, недозволенной пище. То, что приносило вред окружающим судили совместно. Митрополит и князь совместно судят за умычку невест, самовольный развод, оскорбление. Грех считался нарушением нравственного закона общества, поэтому подлежал уголовной и гражданской ответственности. В грехе видели нарушение прав личности и всего общества.

Устав Новгородского князя Всеволода Мстиславича (ХIIв.) - есть случаи 3 и 4 брака, но детям от этих браков наследство выдавалось, называлось «прелюбодейная часть в животе». Но устав имел только местное значение.

Уставная грамота князя Ростислава Мстиславича Смоленской епископии (1150г.) - важный памятник, вскоре после образования Смоленской епархии. Суду епископа передавались развод, двоежёнство, брак в родстве, душегубство, похищение девицы, все проступки духовенства, драки среди женщин. В качестве наказания использовались штраф в пользу судьи - основное, епитимья, помещение в церковный дом – эти наказания в основном за грехи против седьмой заповеди. За скотоложство и колдовство - телесные наказания.

Церковное правило митрополита Иоанна II. Это канонические ответы Якову Черноризцу. Здесь упоминаются языческие жертвы, волшебство, бесовские песни, мирские развлечения, языческий брак (без благословения).

Устав Белеческий или Устав Святых Отец. Автор - митрополит Георгий, один из наиболее образованных предстоятелей этого периода, относится к XI в. Здесь упоминается брак без церковного благословения, празднование коляды, вера во встречу (например, встретить монаха - к несчастью, женщину с пустыми вёдрами – пути не будет).

Вопрошания Кирика - это ответы на вопросы новгородских духовников по разным недоуменным случаям епископа Нифонта (1129-1156). Во время конфликта он остался верен канонически законной власти Константинополя. Упоминаются жертвующие Роду и Рожанице (хлеб, сыр и мёд), открыто живущие с наложницами, носившие детей к волхвам (старым епитимья - 6 недель, молодым - 3 недели), привораживание.

Поучение Иоанна Ильи Новгородского – упоминается пьянство, ростовщичество, игра в кости, хождение к волхвам, святочные игры, кулачные бои, брак без венчания.

С помощью убеждений с язычеством боролись Серапион Владимирский, митр. Даниил, Максим Грек, Симеон Полоцкий. Они обличали пережитки язычества, суеверия.

Само язычество исчезло рано, но оставалось много предрассудков, суеверий. Некоторые языческие обряды совершают с помощью христианских молитв, некоторые заговоры принимают форму текстов близких к богослужебным. Христианские образы наложились на языческие: Власий – Велес - по созвучию; Илия - Перун - по функциям; рожаницы, мать-сыра-земля - на образ Божией Матери. Двоеверие обличает «Слово христолюбца о правой вере». Сохраняющаяся вера в Перуна, какие-то реальные религиозные представления - Хорса, Мокошь, Вил, Род, Рожаница, - которым кладут требы и караваи, в их честь режут кур, молятся огню, называя его Сварожичем. Обличают в этом людей образованных, т.к., по его мнению, виноваты в этом книжницы и попове, которые из корыстных целей потакали языческим привычкам народа (что любопытно тропарь празднику Рождества Пресвятой Богородицы исполняли в честь Рода и Рожаниц – это через 200 лет после крещения Руси!). Имена богов ещё помнят, однако смысл древнего язычества уже прочно забыт, потому что упоминая этих богов, некий христолюбец, который об этом пишет обличающее послание, ничего не говорит о языческом культе. Государство уничтожает идолов, капища, помогает распространять христианство среди язычников. Главный вклад государства – это вклад в распространение веры и просвещение народа. Учреждаются кафедры, училища, строятся храмы, которые имели огромное значение в связи с воздействием богослужения. Встречаются единичные случаи подавления сопротивления волхвов. В 70-х годах ХI века явился некий волхв и объявил, что он перед всеми перейдет реку. В Новгороде поднялось волнение. Епископ сказал, что тот, кто верит волхву, пусть идёт за ним, кто верит во Христа, пусть идёт ко Кресту. Получилось так, что масса народная пошла за волхвом, а у епископа оказались только князь Глеб Святославович и дружина. Князь под полой своего плаща спрятал топор на длинной ручке. Он разрубил волхва пополам и народ, видя что волхв не обладает нечеловеческой силой, разошёлся. Люди быстро в это поверили. В 1024г. был голод в ростовской земле: по дворам собирают жертвенные припасы. Во главе сборов этих жертв женщины – старшие, замужние, - которые несут за спиной мешок с мукой. Сборщик ножом колет в спину и плечи 5 раз, режет тесёмки и забирает ношу. В этом заключалось совершение некоего обряда.

Более опасно было пассивное сопротивление. Язычники из Новгорода уходят в леса. Те, кто вроде бы крещение принимал охотно, продолжают верить в старых богов, что распространено в глухих и отдалённых местах. У женщин проявляется особая склонность к волшебству, магии, к скорому решению жизненных вопросов таким путём. Здесь не идёт речь о сознательном сопротивлении, скорее это нежелание знать основы нового христианского вероучения. Внешнее принятие христианства - это упрёк, который существует в адрес Церкви. Сила язычества проявляется в невежестве, а потом люди воспринимают это как часть христианского мироощущения, христианского быта. В основном это магия аграрная (скотину погоняли вербой, пасхальным яичком скотинку «окатывали»). Волхвы могли спровоцировать людей на неповиновение власти. Митр. Макарий (Булгаков) считает, что вряд ли они были религиозными вождями, скорее всего эти люди (как они сами утверждают) обладают особым тайным знанием, знанием в народной медицине. Это кудесники, знахари. Они не были защитниками прежней веры. Был ещё случай, когда новгородцы сожгли на Ярославовом дворе 4-х волхвов за волшебство.

 

Здесь надо, в качестве лирического отступления упомянуть земли, приграничные области, где распространяется христианство, где инородцы соприкасаются с русскими.

Преп. Герасим, пришедший из Киева в 1147г. (Этот год считается основанием города Вологды). Он основывает монастырь в честь Живоначальной Троицы и, 38 лет подвизаясь там, просвещает местное население. Монастырь этот до нашего времени не сохранился. Вяткой новгородцы завладели в 1174 г, хотя новгородцы много не разбойничали в своих «колониях», тем не менее, они строят города, сёла, христианские храмы, объективно внося свой вклад в распространение христианской веры и среди других племен.

Лифляндия. В ХII веке на Двине появляются русские крепости, а в 1030г. Ярославом Мудрым основывается город Юрьев (ныне г. Тарту).

Карелия. 1227г. миссионеры направляются по инициативе отца Александра Невского князя Ярослава Всеволодовича. Как говорится в летописном известии, что крестили почти всех карел.

Литва. Мы видим православных князей. Это князья Новогрудко-Литовского княжества (сейчас это западная Белоруссия). Там есть православные князья Кирилл, Кимвилл или Георгий, его же называют Юрием Милгаевичем, скончавшийся в 1199г. Сын его Борис (скончался 1206г.), а так же внук Василий (Рогвалд, +1223г.) - два имени так же как и у русских князей - языческое и христианское, упоминается ещё брат Глеб.

Половцы. В 1169г. потерпели поражение от русских и 1500 половцев попали в плен. Многие из них крестились, были случаи принятия монашества. 1223г. теснимые монголами половцы бегут на Русь. Многие растворяются приняв крещение, по сути, становятся русскими. Надо вспомнить миссионерские усилия св. благоверного кн. Андрея Боголюбского, который обращал евреев, волжских болгар. Он выделил храм, и место в этом храме, куда допускались иноверцы для того, чтобы они могли видеть православное богослужение. Им давались соответствующие пояснения и комментарии. Случай с Евстратием постником Печерским, который был убит в Крыму своим хозяином-евреем за отказ отречься от Христа. После этого обрушилась большая беда на иудеев, и некоторые восприняли это как наказание за смерть замученных монахов, после этого многие крестились.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.