|
Русские святые, чудотворные иконы и святые мощи.Голубинский отмечает, что в этот период, кроме святых канонизированных, почитались и блаженнопочившие. Им не совершалось особого празднования, но места их захоронения особо почитались. К ним он относит: 1. Владимира и Ольгу. 2. Великого князя Мстислава Владимировича, в крещении Феодор (умер 1132г.) 3. Преп. Антония и др. угодников Печерских. 4. В Чернигове почитали Игоря Ольговича, убитого киевлянами в 1147г. Был правнуком Ярослава Мудрого. Останки перенесены из Киева в Чернигов. 5. Преп. Авраамий Смоленский. 6. Благ. князь Всеволод-Гавриил Псковский (умер 1137). В 1136г. изгнан из Новгорода, скончался в Пскове. 7. Свт. Исаия Ростовский. Его мощи были обретены одновременно с мощами свт. Леонтия. 8. Во Владимире почитался Авраамий Болгарский, богатый купец, живший у камских болгар, которые принуждали его к отречению от Христа. 1апреля 1229г. Авраамий принял мученическую кончину и был похоронен на местном кладбище, где погребались христиане, затем останки его были перенесены во Владимир, в Успенский женский монастырь. Прославление Владимира и Ольги. Голубинский полагает, что Владимир и Ольга не были прославлены в домонгольский период. КН. ВЛАДИМИР. Мних Иаков в " Похвале князю Владимиру " говорит, что он не творит чудес, но делами свят. Под 1200г. в Лаврентиевской летописи помещено событие и написано: " 15июля ". Что бы было понятно, летописец уточняет " на память Кирика и Улиты ". Это день памяти кн. Владимира и вряд ли летописец пренебрёг бы этим, если бы князь был прославлен. Под 1229г. в Ипатьевской летописи князь Владимир именуется " Великим ". Если бы был канонизирован, то именовался бы святым. Под 1240г. 15июля в 1-й Новгородской летописи описывается битва Александра Невского со шведами и также упоминается, что в этот день память Кирика и Улиты. Следовательно, в домонгольский период нет упоминания о канонизации кн. Владимира. В месяцесловах домонгольского периода также нет упоминания о его памяти. Какие можем очертить рамки его канонизации? В 1-й Новгородской летописи под 1311г. помещено сообщение: "Архиепископ Новгородский Давид поставил церковь во имя святого Владимира на воротах Новгородского Кремля ". Под 1240 г. не упоминается, а в 1311г. – уже святой. Следовательно, он был канонизирован между 1240 и 1311 г г. Есть ещё одно свидетельство. Ипатьевская летопись под 1254г. именует князя Владимира святым, но Голубинский считает это позднейшей припиской. КН. ОЛЬГА. Голубинский считает, что она вряд ли могла быть прославлена раньше Владимира. Её имя не встречается в святцах домонгольского периода и в ближайшее время после нашествия Батыя. Самые ранние службы Владимиру сохранились в списках ХIV-XV вв. Служба Ольге составлена Пахомием сербом. Возможно, в основу положена более древняя служба. В Печерском монастыре не было жития преп. Антония в домонгольский период. Следовательно, он не был канонизирован. Порядок прославления. Канонизация проводилась и утверждалась властью РПЦ. Разрешения КП-ля не требовалось. Одним из главных признаков канонизации были чудеса от останков святого. От гроба князя Владимира долгое время не было чудес. Святополк вместе с Борисом и Глебом убил ещё одного брата - Святослава. Он бежал в Венгрию, но там был убит. Тело его обретено не было, чудес не совершалось, о нём словно забыли. (Cвт. Исайя Ростовский не был канонизирован, потому что от его мощей не было чудес, каковые были от вместе с ним обретенных мощей свт. Леонтия Ростовского, который и был сразу прославлен). Самый классический пример с мощами Авраамия Смоленского. В Смоленске почитание Авраамия было таковым: написали житие, но чудес не было и он не был прославлен. Голубинский указывает на наличие чудес как на главный критерий. По такой же причине не прославлены были Владимир и Ольга. Нетление мощей не считалось главным (Борис и Глеб были прославлены до обретения их мощей). Нетленными считались хорошо сохранившиеся костные останки. Преп. Нестор сообщает об обретении мощей преп. Феодосия: "лежащи мощьми, но состави не распалися беша". Мощи свв. Бориса и Глеба, свт. Леонтия Ростовского представляли собой нетленные тела. Чтимые иконы. 1. Печерский образ Божией Матери - 1085г. - Икона Успения Божией Матери Киево-Печерская, храмовая икона Великой церкви КПЛ. Согласно Киево-Печерскому патерику, икона была чудесным образом доставлена из Константинополя Самой Божией Матерью из Влахерны с греками - зодчими и прославилась многими чудесами на Руси. Она впоследствии крепилась на шнурах над Царскими Вратами Великой церкви и опускалась на этих шнурах в определенные моменты, чтобы можно было к ней приложиться. Перед ней служили ежедневно молебен. После революции она пропала. 2. Владимирская икона Б. М. - 1154г. – Была доставлена из КП в Киев Мстиславу, или Юрию Долгорукому, а затем помещена в Вышгороде. А из Вышгорода в 1155г. Андрей Боголюбский (сын Юрия) забрал икону в Суздальскую землю во Владимир, где он закладывает новый центр государственности. Он забрал эту святыню, чтобы укрепить свой удел, Владимирскую Русь. Лаврентиевская летопись говорит, что в 1164г. Андрей Боголюбский брал эту икону в поход на волжских булгар. В домонгольский период летописи именуют эту икону чудотворной. Голубинский предполагает, что это тоже список с Константинопольской Одигитрии. 3. Новгородская «Знамение» - 1170г. 4. Смоленская "Одигитрия" - 1146г. По преданию принесена на Русь супругой князя Всеволода Ярославича, которая была дочерью имп. Константина Мономаха. Эта икона всегда считалась у нас, по преданию, в числе икон, писанных евангелистом Лукой. Среди таковых называли следующие: Владимирская, Смоленская и Полоцкая Евфросиниевская (связана с именем преп. Ефросинии Полоцкой. Княгиня Евфросиния основала в Полоцке два монастыря: мужской и женский. Для женского монастыря просила Византийского императора одну из трёх икон, принадлежавших кисти ап. Луки, а именно Эфесскую. Голубинский уверен, что ей прислали копию. Икона в любом случае древняя, очень чтившаяся у нас на Руси, оказавшаяся с течением времени в городе Торопце Псковской губернии, где и находилась до революции) иконы. Голубинский считает, что вряд ли греки расстались бы с такими сокровищами. Известно, что императоры собирали в Константинополь святыни со всей территории империи. После разорения Константинополя крестоносцами многие святыни оказались на Западе, где след их теряется. А что касается греков, то у них почитались писанными евангелистом Лукой следующие иконы: Одигитрия в Константинополе, иконы Божией Матери в Иерусалиме и в Эфесе. Предполагают, что Смоленская - это список с Константинопольской, о чём и говорит её наименование - Одигитрия или Путеводительница. В Греции, в свою очередь, по разному толкуют, это название иконы: сопровождала, путеводительствовала православному воинству греческому. В дальнейшем, уже в таком общем смысле, как водительница по жизни. Смоленская считается копией с Константинопольской. Это логичное рассуждение Голубинского, если мы опять же прибавим к тому, что ещё одна икона, относимая к авторству святого Луки у нас здесь на Руси - Владимирская, согласно данным ученых - искусствоведов содержит красочный слой, который сохранился, относится к ХII в. Скорее всего действительно искусно выполнялись копии, на которые переходила и слава, и, судя по дальнейшим событиям нашей истории, благодать оригинала. Первое время они так и воспринимались, как списки, точные копии с икон, которые традиция возводит к авторству ап. Луки. 5. Черниговская - 1160г. 6. Купятицкая близ Турова (современная Белорусия) - 1180г. 7. Свенская (Брянск) - 1208г. 8. Зарайская икона свт. Николая. (Зарайск - городок в Рязанской земле). В 1224г. священник Евстафий, по прозванию Корсунянин, привёз из своего родного города в Зарайск икону свт. Николая, которая прославилась чудесами. По этому городу получила свое название и даже целый иконографический тип: изображение свт. Николая в рост с благословляющей десницей, а в левой руке с Евангелием. Есть ещё предание, что потомки этого иерея Евстафия в течение 355 лет служили в Никольском соборе Зарайска. 9. Икона Николы Ратного. 10. Икона Божией Матери "Пирогоща" (1131г.). Эта икона доставлена вместе с Владимирской иконой для князя Мстислава Владимировича в Киев. Лаврентиевская летопись под 1131г. помещает следующее сообщение: "Заложена церковь каменная Святыя Богородицы, рекомая Пирогоща". Степенная книга поясняет название этого образа: икона была привезена купцом Пирогощей. Образ этот упоминается в " Слове о полку Игореве ". Князь Игорь Святославич после освобождения из половецкого плена отправляется в Пирогощу. 11. Икона Николы Мокрого. Этот образ помещался в Киевском Софийском соборе в Никольском приделе на хорах с левой стороны. Время прославления иконы - конец XI-начало ХIIвв. История прославления этого образа такова: некие супруги возвращались из Вышгорода в Киев на лодке по Днепру. Поднялась буря и их младенец упал в воду и утонул. Через несколько дней живой, но мокрый младенец был найден возле этой самой иконы свт. Николая. Икона находилась в Никольском приделе на полатях. 12. Икона святителя Николая "Дворищенская". После того, как республиканское начало в Новгороде стало преобладающим, Святая София перестала быть княжеским храмом и на дворище, на княжеском дворе, на другом берегу Волхова был построен Николо-Дворищенский собор. Довольно позднее сказание сообщает нам о том, что икона свт. Николая, помещавшаяся в этом соборе, была найдена плавающей в озере как раз в тот момент, когда князь Новгородский Мстислав Владимирович болел и собирался отправиться в Киев к иконе свт. Николая "Мокрого". Далеко идти не пришлось, икона была обретена в водах озера Ильмень. Икона прославилась чудесами. Голубинский полагает, что она была заказана для этого храма, построенного в 1113г. как копия иконы Николы Мокрого. 13. Икона святителя Николая "Жидичская" на Волыни. О ней мало что известно, но в Ипатьевской летописи под 1227г. упоминается о том, что к ней ездили молиться князья. Мощи Святых 1. КЛИМЕНТА РИМСКОГО и ученика его ФИВЫ. По свидетельству ПВЛ, доставлены в Киев как первые святыни. Мощи были обретены св. Кириллом и унесены в Рим. Голубинский предполагает, что раз они были унесены в Рим, то наверняка они были присланы папой св. князю Владимиру. По источникам это предположение не проходит. Это первые мощи, которые упоминаются в нашей русской церковной истории. Прослеживаются упоминания о мощах священномученика Климента до ХII в. (поставление митр. Климента Смолятича). Дальше о них ничего неизвестно. 2. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ. До революции они находились в Михайловском Златоверхом монастыре, а в настоящее время во Владимирском соборе в Киеве. Мощи были привезены супругой строителя этого монастыря князя Святополка Изяславичя Варварой. Она была дочерью Византийского императора Алексия Комнина и звали её Варварой. Это свидетельство очень позднее, XVII в. Об этом пишет игумен Михайловского Златоверхого монастыря Феодосий Стефановский. Управлял он монастырём до 1672г. Голубинский выяснил, что у императора Алексия Комнина такой дочери не было. У него были дочери, по источникам, Анна, Мария, Евдокия и Феодора и все они были замужем в Греции. А Святополк был женат на половчанке. Но то, что это мощи вмч. Варвары не подвергалось сомнению. Другое дело, откуда они появились на Руси. Этот вопрос ещё нужно изучать. 3. Под 1134г. Ипатьевская летопись помещает следующее сообщение: "Принесена бысть дека оконечная гроба Господня Дионисием, которого посла бе Мирослав". Куда принесена и какова дальнейшая её судьба, неизвестно. Но упоминается, что часть гроба Господня была принесена на Русь. Под 1197 и 1212гг. Лаврентиевская летопись сообщает о том, что великому князю Всеволоду Юрьевичу (в крещ. Димитрию) "принесена из Солуни дека гробная святого Димитрия, миро непрестанно точившая на здравие немощным" и сорочка того же мученика. Положены в Дмитровском соборе во Владимире. Доска после Батыева нашествия оказалась в Москве - её взял Дмитрий Донской, потому что Московские великие князья и цари тоже собирали, подражая Византийским императорам, святыни со всех земель. Потом это осмыслялось, как некий акт присоединения этих земель, вхождения их в состав Московского государства, когда их местные святыни помещались в иконостасе общего главного храма всей Руси. Среди этих святынь и эта доска. 5. Под 1211г. 1-я Новгородская летопись сообщает о том, что некий Добрыня Ядрейкович, который стал затем архиепископом Новгородским Антонием (оставил свою книгу " Паломник " - описание КП-х святынь) – доставил из Константинополя гроб Господень (модель). 6. Под 1231г. Лаврентиевская летопись сообщает, что епископ Полоцкий Николай (родом грек) принёс святыни великому князю Константину Всеволодовичу: часть страстей Господних, две руки св. муч. Лонгина сотника, мощи Марии Магдалины, которые были положены в Дмитровском соборе во Владимире и после монгольского нашествия, вероятно, пропали. 7. Под 1231г. Лаврентиевская летопись сообщает о том, что епископ Ростовский Кирилл внёс в свою соборную церковь "многие мощи святых в раках прекрасных". 8. Под 1091г. Никоновская летопись содержит следующее сообщение: "Того же лета прииде Феодор, грек митрополич, от папы из Рима и принесе много мощей святых". Голубинский считает, что это тот самый Феодор, который ходил к антипапе Клименту III с ответным письмом от митр. Иоанна и вернулся с мощами святых. Споры о постах. Внешние события по м. Макарию. Во второй половине ХII в. у нас на Руси существует различие практики относительно священных времён, относительно постов и это разногласие практики перешло к нам от греков. Вопрос заключался вот в чём: соблюдать ли пост в среду и пяток, если на эти еженедельные постные дни попадает Господский, Богородичный праздник или великого святого? Разрешался (т.е. отменялся) пост в то время на Руси на весь период от Пасхи до дня Св. Духа в среду и пяток (это правило Древней Церкви, потому что в эти дни великое духовное торжество). На Рождество тоже отменялся пост. Уставы Саввы Освященного, Евфимия Великого, Феодора Студита, Афанасия Афонского и некоторые другие уставы с той части, которая касалась вот этой практики, разрешают пост ради великих праздников Господских, Богородичных и некоторых святых помимо Рождества, т.е. это есть и в древних уставах. В ХI в. в самой Греции возникают споры по этому поводу. В ХII в. тоже самое, причём идут споры параллельно со спорами на Руси. Константинопольские патриархи Николай Грамматик и Лука Хрисоверг направляют послания по этому поводу. У нас тоже этот вопрос обсуждается, только несколько ранее. В ХI в. преп. Феодосий в послании к Изяславу высказывает такой несколько отличительный от общепринятого взгляд. А также Кирик вопрошает Нифонта Новгородского, когда следует разрешать посты, но до середины ХII в. у нас этому вопросу большого значения не придают. Он не выходит на общественное обсуждение. Однако во второй половине ХII в. вопрос этот вызывает сильное волнение сначала в северо-восточной Руси, а затем на юге. Северо-восточная Русь - это в данном случае Ростов Великий и дата 1157г. - это отправная точка в истории, связанной с дискуссией по поводу священных времён. Из Ростова изгоняется еп. Нестор. Он придерживался почти той практики, которая существует в настоящее время. Нестор не разрешал постов ради Господских праздников, не говоря уже о Богородичных и великих святых, кроме Рождества и Богоявления, т.е. разрешал пост в среду и пяток, если на эти дни падали эти два праздника. Практика еп. Феодора, любимца Андрея Боголюбского: разрешал ради Господских, Богородичных, великих святых и на весь период Пятидесятницы. Нестор не хотел смириться с создавшимся положением и пожаловался митр. Феодору (прислан из Греции, смута, связанная с Климентом Смолятичем, улеглась и установилась единая каноническая власть). Митрополит оправдывает Нестора, потому что является сторонником этой же практики, которая становится в Греции преобладающей. И князь Андрей посылает послов в Царьград, но туда же с послом Киевского князя направился Нестор. Наверняка, визит его туда повлиял на решение Константинополя. Патриарх Лука Хрисоверг отверг идею отдельной митрополии в северо-восточной Руси и ходатайствовал перед Андреем Боголюбским в защиту Нестора, излагая свой взгляд. Разрешать ради Рождества и Богоявления, а для прочих праздников ослаблять посты, испрашивая каждый раз благословение местного епископа, т.е. он усложняет эту практику. Как на это отреагировал Боголюбский, неизвестно. После Нестора на кафедре водворился Леон, который проповедует свое учение по этому поводу: не разрешать поста в среду и пяток, даже если на эти дни приходится Рождество или Богоявление. Его изгнали как еретика и он закончил дни свои, проживая в Чернигове и Киеве. Там его смирили, митр. Феодор его переспорил, доказав его неправоту. Есть такая история, что Леон направился в Грецию жаловаться и на пути встретил имп. Мануила, с которым был Болгарский еп. Адриан. Пытался перед ними оправдаться, но был обличён, причём в присутствии русских послов князей Киевского, Черниговского, Суздальского и Переяславского при императоре. Он везде оказался еретик и его хотели в связи с этим утопить, но видимо этого не произошло, хотя его дальнейшая судьба неизвестна, но известно, что его мнение было всеми осуждено. Однако линии, которые отстаивали Нестор и еп. Феодор, имели своих приверженцев. И спор этот возобновился через 10 лет, но уже на юге. В 1168г. Архимандрит КПМ Поликарп придерживается того же мнения, что и митр. Феодор: разрешает посты ради Господских, Богородичных и великих святых, ссылаясь на Студийский устав, введённый в монастыре преп. Феодосием. Митр. Константин II придерживается Несторовой практики, т.е. разрешать пост ради Рождества и Богоявления. В том же году (1168г.) великий князь Мстислав созывает собор в составе 150 человек, среди которых и Феодор (Феодорец). Он именуется епископом и тут о нём упоминание, как об игумене Суздальском. Все участники собора разделились на 3 партии. Два епископа явно поддержали позицию митр. Константина: Антоний Черниговский, Антоний Переяславский. Вторая группа: здесь поддержка Поликарпа в лице епископов Смоленского, Владимирского и Галицкого. Большинством являются лица, не определившиеся в своей позиции или считающие, что это не их компетенция. Они предлагают передать это дело на суд патриарха. Однако епископы, поддерживающие Поликарпа, собор покидают (Смоленский, Владимирский и Галицкий). Митрополит осуждает Поликарпа, поскольку не осталось его сторонников-епископов и запрещает его в служении. Есть даже мнение, что Поликарпа подвергли заточению. Тогда князь Святослав Черниговский выгнал епископа Антония, который поддерживал митр. Константина и действовал против Поликарпа. В 1169г. внешние события развиваются таким образом, что войска Андрея Боголюбского захватывают Киев и многие воспринимают захват города и те несчастья, которые он пережил, как наказание за митрополичью неправду. М. Макарий пишет, что постепенно, со временем без каких-либо соборных установлений этот вопрос был разрешён тем, что практика более жёсткая, которой придерживался митр. Константин, восторжествовала. Гораздо основательней разбирает этот вопрос Голубинский, поскольку он вообще делает обзор правил поста и исходит из того, что в древние времена были узаконены, как общеобязательные только Св. Четыредесятница, среда и пяток правилами 69 апостольским, 50 Лаодикийского, 19 Гангрского соборов, 1 Дионисия Александрийского, 15 Петра Александрийского. Остальные посты, имеющие древнее происхождение, утвердились посредством обычая, а не были регламентированы правилами, церковными постановлениями. Однако относительно этих постов долго существовали разногласия. Все три поста соблюдались не всеми. Сокращались многими и сокращались иногда вплоть до одного дня. С X по ХIII в. эта практика была неустойчивой, хотя эти посты существовали. Феодор Вальсамон говорит о Константинопольской практике своего времени. Там монахи и некоторые из мирян соблюдали все три поста, кроме общеобязательного - Великого поста. А остальные - Рождественский и Петровский по 4 дня, а Успенский нет. Относительно русской домонгольской практики поста сведения очень противоречивые. В Белечском уставе митр. Георгия (1065-1076гг.) это правила, касающиеся бельцов, т.е. не монахов, упоминаются все три поста, кроме общеобязательного Великого, но есть свидетельства там, что Успенский некоторые сокращают (насколько, непонятно). Студийский устав ничего не упоминает о Петровском и Успенском постах. Может быть это какой-то пропуск, потому что эти посты упоминаются в трудах самого Феодора Студита, от которого этот устав берёт свое начало. Это его слово "О постах". Относительно еженедельных постов - среды и пятка. В древности обязательно на Рождество, а с IV в. и на Богоявление пост разрешался. Первая отмена поста в среду и пяток в период святок. Затем распространяется на Богородичные праздники. Дальше неделя мытаря и фарисея и сыропустная. И как бы в замену этих дней вводится пост в среду и пяток в Пятидесятницу. Устав преп. Феодора Студита в период Пятидесятницы в среду и пяток предписывает воздержание от мяса и сыра, кроме Преполовения и последней недели перед Троицей, рыбное можно. Белечский устав: среда и пяток Пятидесятницы - ослабление, мясо на Преполовение и Троицкая неделя. В остальные дни рыба дважды в день. От Рождества до Богоявления в среду и пяток мясо. В неделю мытаря и фарисея мясо полагалось там, где есть армяне, которые в эту неделю постились (передовой пост). В неделю сыропустную разрешался сыр и ядение дважды в день. Практика с этим уставом не согласовывалась. Реально среда и пяток в период Пятидесятницы вообще не соблюдались, а также переносилось это правило на все Господские, Богородичные, на все праздники Иоанна Предтечи, кроме Усекновения, апп. Петра и Павла, Иоанна Богослова, вмчч. Георгия и Димитрия. Об этом говорится в Никоновской летописи, которая под 1168г. помещает рассказ о злоключениях Поликарпа Печерского. Откуда у нас этот обычай, неизвестно. Возможно, путём обычая, потому что у греков это тоже не регламентировано. Он был воспринят нами у греков при Крещении. Но в ХII в. эта практика вошла в противоречие с греческой практикой ХII в. Голубинский пишет, что греки ревнуют о посте, но не стараются свою практику согласовать с русской, если мы будем считать, что у нас на Руси была практика, которая когда-то была у греков. Они не пытаются согласовывать. Это пытается сделать Нестор, выступает ревнителем, за что и поплатился - был изгнан Андреем Боголюбским. Белечский устав - устав великого говения (Великого поста). Первая неделя - сухоядение один раз в день, вина не пить. Суббота и воскресенье первой седмицы - есть дважды и употреблять рыбу, а если кто болен, то в обед и ужин по две великих чаши вина. После первой недели и далее в течение поста понедельник, среда и пяток - сухоядение однажды. Во вторник и четверг полагалось сочиво с маслом деревянным и маковым один раз в день. В субботу и воскресенье всех постных седмиц полагалась дважды в день рыба. Филиппов пост: будни без варева и вина, т.е. сухоядение один раз в день. Петров пост: вторник, четверг, суббота - рыба дважды. Понедельник, среда, пятница - без варева и вина однажды. Относительно Успенского поста предписаний нет. В непостное время - среда и пяток в период Пятидесятницы, кроме Троицкой недели, где давали мясо - рыба дважды и вино в меру. Во весь год - сочиво или горох с маслом без вина однажды. Преподобный Феодосий в послании князю Изяславу говорит, что в среду и пяток бельцы, т.е. не монахи, должны воздерживаться от мяса, а монахи от сыра, а рыбу есть могут. Сведения о детском посте есть у митр. Георгия (1065-76гг.): с трёх лет молока не давать. Митр. Георгий причисляет к постным дням понедельник и у него же от Пасхи до Пятидесятницы во вторник, четверг, субботу, воскресенье - мясо. В остальное время мирянам во вторник и четверг мясо не есть, но рыбу и молоко. Откуда это, непонятно. Митр. Иоанн II не рекомендует мясо животных, затравленных собаками на охоте и птиц, которые были пойманы кречетами. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|