|
Религия и культовое зодчествоСтр 1 из 8Следующая ⇒ Религия и культовое зодчество Материал для подготовки к практическому занятию № 1
Тема 1-я: Религия и культовые сооружения. Культовое зодчество в типологическом и историческом аспектах. Вопросы (план практического занятия): 1. Религия, обряд и культовые сооружения. Мировые религии. 2. Эпохи в истории культового зодчества (историческая типология). 3. Планировка внутреннего строения храма как архитектурное решение религиозно-обрядовых и религиозно-проповеднических потребностей (на примере православного храма) 4. Символика архитектуры храма (на примере православного храма) 5. Каноническая традиция в храмостроительстве (на примере православного зодчества). Символика православного храма как образа церковной вселенной. 6. Основные типы культовых сооружений в структурном, конфессиональном и ином отношении: святилища, пещерные и наземные храмы, пантеон, католическая базилика и православный крестово-купольный храм, шатровые храмы, ярусные храмы, храм-ротонда, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы и пагода. Ступа. Культовый (храмовый) ансамбль. Часовня. Монастырь. 7. Архитектурное убранство культовых зданий. 8. Основные термины культовой архитектуры.
Материал к вопросам:
Планировка внутреннего строения храма как архитектурное решение религиозно-обрядовых и религиозно-проповеднических потребностей (на примере православного храма)
Культовое сооружение (его объемно-планировочные, композиционные и иные решения) предназначается для совершения религиозных обрядов, имеющих характер или коллективный (по преимуществу; например Евхаристия и Литургия как религиозные обряды и церковные службы в христианстве) или частный (молитва в храме отдельного верующего). Храм как «дом Бога» и культовое здание обслуживает все религиозно-обрядовые и проповеднические потребности паствы и служителей. Христиане в период церковных служб молятся вместе, а отдельное моление в храме предполагает соборность. В буддийском храме центральное действо для верующего – личная медитация. Для этого верующий обращается к центру буддийского храма, где центр – скульптура Будды в позе нирваны, занимая аналогичную позу нирваны. Древние святилища (под открытым небом) не являлись культовыми зданиями, об их обрядовой функциональности мы можем лишь догадываться (принцип реконструкции обряда). Предположения строятся и относительно мегалитических сооружений – менгиров, дольменов и кромлехов. В Древнем Египте, в Древней Греции, в Мезоамерике обряды включали процессии. Например, в Древнем Египте обрядовый ритуал начинался от Нила (река жизни) к храмам (и пирамидам); и то же самое имело место в Доколумбовой Америке. Древнегреческий храм не был вместилищем молящих, коллективный обряд совершался вокруг него (поэтому так гармонично храмы древней Греции завершены в экстерьере). Устройство христианских храмов рассчитано на совершение обрядности внутри культового сооружения (здания). Это случилось после того, как христиане после периода гонений в Римской империи вышли из катакомбных церквей и стали занимать под храмы римские базилики. Затем уже накапливался опыт и традиции в проектировании, обустройстве храмов в строгом соответствии с каноническими требованиями конфессий (шире – религий). И это относится в полной мере не только к христианству, но и к другим религиям.
Устройство культового сооружения определяется содержанием обрядности, религиозными представлениями верующих (и здесь многое зависит от религии, канонических традиций, в том числе и местных). Внутреннее устройство культового здания непосредственно связано с богослужением, с его особенностями. Например, планировка и убранство внутреннего пространства мечети. В исламе существует исторический запрет на изображение человека и всего живого (одушевленного), дабы не уподобляться этим (изображением) самому Аллаху, поэтому в интерьере развивается орнамент. Внутреннее пространство мечетей чаще всего центричное. Основной ритм внутреннего пространства мечетей не такой, как в христианских храмах (от запада к востоку и в подкупольное пространство), он как бы «кружит» зрителя, не давая ему остановить взгляд на чем-либо и что-нибудь разглядывать. Даже строки из Корана и сунны как бы «вплетаются» в орнамент и сливаются с ним, так что их поначалу трудно разглядеть. Эта самая характерная особенность интерьера исламской архитектуры. Но при этом большой молитвенный зал (с галереями по краям) в обрядовом отношении определяется Киблой. Кибла – молитвенная ориентация на Мекку, куда обращаются взором молящиеся в мечети. Структурирует обрядовое пространство ниша в стене (михраб), фиксирующая обращенность на Каабу в Мекке. Здесь же, рядом, место для хранения Корана и справа (как правило) кафедра (минбар) проповедника-учителя - муллы. У протестантов, носящим «храм в душе», не принята пышная и разветвленная обрядность. Храм – простой в исполнении молитвенный дом, где главное – крест и Евангелие, кафедра (и надо расставить стулья или скамьи). Как было отмечено выше, основной целью пребывания верующего в буддийском храме является не знакомое нам богослужение с его церемониалом и пышной ритуалистикой, а личная медитация отдельного человека, для достижения им состояния «нирваны». Исходя из этого построение внутреннего пространства четкое и направлено вглубь храма, где располагается большая статуя, изображающая фигуру Гаутамы Будды в таком же состоянии медитации с полуоткрытыми глазами.
Православный храм состоит из трех основных частей: алтаря, средней части (собственно «храма» или помещения для молящихся) и притвора (см. Схема православного храма). Храм может состоять и из одного помещения, разделенного перегородкой-иконостасом на две части: собственно храм и алтарь, предназначенный только для священнослужителей. Алтарь – это самая главная часть храма (святилище, означает Царство Небесное; см. Схема алтаря). Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами (см. Иконостас и план храма, б). Православное церковное богослужение состоит из чтения и пения молитв, чтения Евангелия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину во главе со священнослужителем. Основной смысл совершающихся в храме богослужений - моление о прощении грехов и обретении Царства Небесного, возвращении Рая. По церковной иерархии священнослужители в Православной Церкви делятся на три разряда: архиерей, священник и диакон. Священники в большинстве своем совершают богослужение на приходе в приходских храмах, городских и сельских, больших и малых. Архиерей, управляющий епархией, состоящей из множества приходов, совершает богослужение в городском храме, называемом собором, который бывает, как правило, наиболее вместительным и богато украшенным. Кроме приходских храмов и кафедральных (епископских) соборов, церкви бывают также монастырские, кладбищенские, усадебные, при учреждениях, мемориальные и домовые. Православное богослужение может быть частным или общественным.
Общественное богослужение совершается постоянно по общим потребностям от лица всей Церкви. Оно состоит из молитв и песнопений и должно совершаться, как правило, в особо устроенном и освященном здании - храме по установленному Церковью уставу в соответствии с каноническими правилами и церковной традицией. Православные богослужения совершаются клириками и мирянами стоя, крестясь правой рукой (в некоторых случаях, держа в левой руке зажженную свечу), с поклонами, а иногда с коленопреклонениями, что следует учитывать при расчете необходимой площади храма требуемой вместимости. Сидеть разрешается только в редкие, определенные Уставом моменты службы, а также определенным категориям прихожан (больным, инвалидам). В притворе должны стоять оглашенные (готовящиеся к крещению) и кающиеся; в средней части храма - верные (крещеные христиане), в алтаре - священнослужители, на клиросе – певчие (см. Схема православного храма, Схема алтаря). Во время богослужения внимание молящихся обращено в основном в сторону алтарной преграды (иконостаса – см. Иконостас и план храма) с иконами святых и в направлении движения священнослужителей. Ничто, ни элементы строительных конструкций - визуально, ни средства архитектурной декорации - эмоционально не должны мешать или отвлекать молящихся от совершающегося в храме богослужения.
Иконостас и план храма. а - иконостас; б - план храма; 1 - алтарь; 2 - средняя часть храма; 3 - боковые приделы; 4 - притвор; 5 - паперть; 6 - престол; 7 - жертвенник; 8 - Горнее место; 9 - солея; 10 - амвон; 11 - место клироса.
Частное богослужение совершается периодически по потребностям отдельных лиц, так называемые требы (чин крещения, венчания, погребения, освящение воды, молебны и др.). Каждое частное богослужение совершается по определенному чину и требует соответствующего пространства для размещения молящихся, священнослужителей, элементов церковной утвари. Чин крещения совершается в храме или в крещальне; чин венчания - в храме; чин погребения, освящения воды, молебны - в храме или часовне; молебны и панихиды могут совершаться на открытом месте. В монастырских, соборных и городских храмах, имеющих несколько священников, богослужение должно совершаться ежедневно, а в храмах сельских и имеющих одного священника - по возможности чаще и обязательно в воскресные и праздничные дни. Постоянных служб всего девять: вечерня, повечерие, полуночница, утреня, часы (1, 3, 6, 9-й) и Литургия, составляющие суточный круг и несколько видоизменяемые в течение недели и года. В современной Православной Церкви практикуются три главные суточные службы: вечерня, утреня и Литургия, к которым присоединяются остальные службы. В предпраздничные дни вечерня и утреня могут объединяться во всенощное бдение. Амвон завершает солею, он выдвинут ближе к средокрестию, к подкупольному пространству, здесь сходятся все горизонтали и вертикали храма как церковной вселенной - в обряде (и условия создает планировка) и в символике, здесь помещается всё необходимое для священников, совершающих службу в молитвенном зале – посреди паствы. Солея и амвон приподнимают как бы священнослужителей над молящимися, и это обеспечивает архитектурная продуманность в планировке внутреннего пространства храма как пространства обрядового (культового). Амвон как центр богослужения (обрядового действа) соединяет в единое целое священников и паству, а главное – в религиозной вселенной верующих, совершающих обряд, соединяет в единое целое «Небо» и «Землю» (см. ниже: Символика православного храма).
Основные типы культовых сооружений в структурном, конфессиональном и ином отношении: святилища, пещерные и наземные храмы, пантеон, католическая базилика и православный крестово-купольный храм, шатровые храмы, ярусные храмы, храм-ротонда, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы и пагода. Ступа. Культовый (храмовый) ансамбль. Часовня. Монастырь.
Краткие ответы:
Святилище - священное место или алтарь, посвященный божеству (святая святых). Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых. Древние культовые места преимущественно были святилищами под открытым небом.
Пещерный храм – храм, представляющий структурно оформленное пространство с культовым назначением в горных породах (в пещере). Пещерные храмы, например, в древности были широко распространены в буддизме, в индуизме (чайтьи).
Наземный храм – культовое здание, наземные храмы появляются в период формирования, письменной культуры, первых городов и государств. Например, это храм Амона-Ра в Карнаке (Древний Египет).
Пантеон (греч. - храм, посвященный всем богам), единственное сохранившееся в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение.
Католическая базилика – см. материал к 5-му вопросу.
Православный крестово-купольный храм. Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест (католическая базилика в планировке и объемах представляет собой латинский крест). В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля. Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло (см. материал к вопросу по архитектурному убранству храма).
Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». Церковь Вознесения в Коломенском: Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма. Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры. Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар. Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.
Ярусные храмы состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов. Церковь Покрова Богородицы в Филях: Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками. Храмы (церкви) - ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям - жилому зданию, павильону, залу и т.п. Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве (см. ниже), Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу. Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест (см. материал к вопросу о терминах к дисциплине «Религия и культовое зодчество).
Мусульманская мечеть. Мечеть - мусульманское богослужебное сооружение. Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом в Медине (622 г.) и представляла собой просто огороженное место для молитвы. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоеваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб - ниша, которая указывала киблу - направление к Каабе. В Средние века мечеть помимо религиозных функций выполняла и социальные: в ней происходило обучение студентов, собрание жителей, давался приют странникам и т. д. Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Святилища строились как обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор - айван. В исламе одна из главных мечетей – мечеть аль-Харам ("Запретная") в Мекке. Голубая мечеть (Султанахмет), Турция (Стамбул).
Иудаистская синагога (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת, бейт кне́сет - «дом собрания»; идиш שול, шул - «школа»), после разрушения Иерусалимского храма - основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет ее микдаш меат - «малое святилище». Старонова синагога в Праге, 1270 г. Старейшая действующая синагога в мире.
Буддийский храм. Как отмечалось выше, основной целью пребывания верующего в буддийском храме является не знакомое нам богослужение с его церемониалом и пышной ритуалистикой, а личная медитация отдельного человека для достижения им состояния «нирваны» - абсолютного покоя и блаженства. Исходя из этого построение внутреннего пространства четкое и направлено вглубь храма, где располагается большая статуя, изображающая фигуру Гаутамы Будды в таком же состоянии медитации с полуоткрытыми глазами. Пространство храма (молельный зал) мало декорируется, так как весь акцент делается на скульптуре Будды. Вокруг него могут быть индийские росписи с сюжетами из жизни Будды или просто орнаменты с антропоморфными и растительными мотивами. Снаружи храмы чаще всего многоярусные, некупольные, с ярко раскрашенными фасадами. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота. В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае - одно и то же. В любом буддийском храме живут монахи, и это комплекс зданий. Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисатв и других почитаемых существ. Пагода, то:, предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке. Пагода шести гармоний, Ханчжоу (Китай).
Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений», ко:до:. Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило, эти помещения обустроены в галереях. Начиная с VIII в. при многих храмах стали обустраивать место для почитания «родных богов», ками. Святилище может находиться на территории храма или вне ее, боги мыслятся как защитники храма. Устройство храма «Четырех небесных государей» (Ситэнно:дзи), одного из самых древних в Японии. В храме может быть несколько пагод, иногда бывает несколько «Золотых залов», но расположены они почти всегда в таком порядке, как на рисунке.
Модульная сетка, иллюстрирующая принцип симметричности планировки восточного храмового комплекса.
Буддийский храм – преимущественно культовый ансамбль (см. об этом ниже).
Ступа - буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. Ступа – это погребальный и мемориальный памятник, имеющий реликварное, символическое и молитвенное значение. Слово «ступа» - санскритское и означает «вершина», «верхушка». В Индии есть ступы-реликварии, где хранится либо пепел Будды, либо пепел (иногда мумии) признанных деятелей буддизма, но имеются ступы-мемориалы, воздвигнутые в честь какого-либо события буддийской истории. В качестве ступы может выступать как природный предмет (дерево, камень с углублением и пр.), так и искусственное сооружение, различные части которого символизируют все фазы движения Будды по пути к Просветлению и преодолению этого мира. Буддисты полагают, что Будда пребывает вечно – в каждый момент времени – и может проявить себя в мире в разных формах. В этой связи ступа рассматривается как видимая внешняя манифестация Будды. Во время праздничного ритуала у ступы события, происшедшие когда-то с Буддой, интерпретируются верующими как имеющие место здесь и сейчас. Ступа в Лхасе, Тибет (на фоне дворца Потала) Ступа Просветления, 7 микрорайон, Элиста, Калмыкия.
Культовый ансамбль. В истории деревянного зодчества различают два типа композиций культового ансамбля. Первый – включал церковь и поставленную затем около нее колокольню. Второй состоял из летней церкви, зимней и колокольни, так называемый северный «тройник». В ансамбле церковь - колокольня XVII в. здания располагались не по оси церкви, а по диагонали, что позволяло обе постройки воспринимать раздельно с различных сторон (церковь Иоанна Златоуста в селе Саунино, Богоявленская церковь деревне Погост села Ошевенского и др.). Храмовый или культовый ансамбль – это уникальный, композиционно законченный архитектурный памятник, который строился на протяжении многих десятков лет и включал комплекс культовых сооружений (например, Акрополь в древних Афинах).
Часовня - небольшая христианская постройка без специального помещения для алтаря. Православная часовня - обычно отдельно стоящее здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах. Название «часовня» происходит от слова «час», «часы». Часами называются краткие службы, совершающиеся в Православной и Католических Церквях. На Руси, как и во всем мире, часовни стали сооружать на местах, где похоронены подвижники веры, на местах явления чудотворных икон, в местах явления источников, в других местах, где это уместно. Литургия в часовне по общему правилу не совершается, но в особых случаях это допускается. У католиков близким аналогом православной часовни является капелла.
Монастырь (греч) - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных (культовых) зданий и сооружений, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих. Аббатство - католический монастырь. Лавра - название некоторых крупнейших мужских православных монастырей. Пустынь - монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удаленное от основного монастыря. Все они могли представлять собой культовые ансамбли.
Религия и культовое зодчество Материал для подготовки к практическому занятию № 1
Тема 1-я: Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|