|
Каноническая традиция в храмостроительстве (на примере православного зодчества). Символика православного храма как образа церковной вселенной.
ХРАМ - культовое здание, предназначенное для выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (христианской церкви, мусульманской мечети, буддийского храма и др.) исторически видоизменялась, приобретала яркое национальное содержание. Часто храмы выполняли не только религиозные, но и некоторые общественные функции: в них проходили собрания, церемонии, хранили собрания книг и т.д. В символике архитектурных частей и декоративного убранства храма раскрываются основные черты соответствующей религии. Архитектура основных типов христианских храмов складывалась постепенно. В раннем христианстве местами молений часто были катакомбы, подземелья (из-за преследований христиан в Римской империи); комнаты в жилых домах. Лишь после прекращения в Римской империи гонений христиан (IV в.) стали строиться специальные помещения для молитвенных собраний - базилики.
В каждом деле, а тем более таком, как проектирование религиозных объектов, есть свои правила, которые складываются из следующих факторов: - общие требования данной конфессии к своим культовым сооружениям; - местные и национальные особенности этой же конфессии; так, мечети в ОАЭ и Турции значительно отличаются от мечетей в Самарканде и Бухаре (турецкую мечеть не трудно угадать по минаретам – копьевидным, это как заостренный карандаш круглого диаметра, поставленный «на попа»). - стилистические особенности окружающей застройки, так как чаще всего новый объект приходится вписывать в уже сложившуюся архитектурную среду; - климатические особенности; - строительные особенности. Например, по даосским стандартам храмовые комплексы должны быть вписаны в природные ландшафты, располагаться на вершинах гор, рядом с водопадами и реками. Тем не менее следует отметить, что расположение храма на вершине горы служило в Японии еще и стратегическим оборонительным средством, потому часто храмы представляют собой настоящие крепости. Крепостями выглядели (и были) романские храмы, мощными массами и стенами они схожи с феодальными замками. По конфуцианским стандартам храмы должны строиться в соответствии со строгими принципами симметрии и обязательной центральной осью. Симметрия должна привести в согласие все постройки в визуальный баланс. Центральная ось служит для сквозной видимости всего внутреннего пространства от входных ворот. В идеале паломник, стоящий на пороге главных ворот должен был видеть главную статую золотого будды в центральном храме. Кроме того учитывалось много других факторов, но в целом они предполагали повторение космического порядка и служили целью психологически подготовить человека, вступающего в храм. Для того что бы понять особенности архитектуры конфессии, необходимо немного обратиться к истории и понять, чем же вызваны те или иные требования. Нередко они обусловлены скорее неким исключительно историческим фактом, который в определенный момент фиксируется историками и хронографами – «так исторически сложилось». В таких случаях не следует искать чрезмерного глубокого смысла в формировании тех или иных образов, они просто продиктованы модой и человеческим желанием того времени. Но многое при этом идет от так называемой канонической традиции. Особенно наглядно канонические традиции проявляются в православном зодчестве.
Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции, вобравшие в себя, в свою очередь, греческое, римское и малоазийское архитектурное наследие. Заимствованный из Византии, появившийся на Руси в Х веке и получивший широкое распространение в русской православной церкви крестово-купольный тип храма несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения. Прежде всего храм издавна рассматривался как образ мира (космогонический образ).
В отличие от иконописи, в храмоздательстве практически нет писаного канона: какой должна быть храмовая архитектура. В данном случае приходится говорить о канонической традиции, когда преемственность развития храмовой архитектуры строится с ориентацией на «образцы», принятые церковным сознанием как отражающие православное видение храма. В Церкви считается, что первый храм Единому Богу был возведен сохранившими истинную веру людьми по указанию Самого Бога. Возведение ветхозаветного храма было актом не человеческой мысли и ее архитектурного воплощения, а исполнением воли Самого Бога, который дал Моисею и Соломону подробные указания и пояснения о планировке и размерах храма, конструктивных решениях, строительных и отделочных материалах, элементах убранства и способах их изготовления. Это так называемая Скиния и в дальнейшем Иерусалимский храм, имевший трехчастную структуру (притвор - святилище - Святая Святых) и некоторые элементы убранства, которые присутствуют и в современных православных храмах. Утверждается, что первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом не в храме, а в частном доме, в специально устроенной комнате - Сионской горнице. Из истории христианства известно, что первые молитвенные собрания христиан происходили в частных домах, подземных катакомбах, приспособленных сооружениях иного назначения. В VI - IX вв., когда окончательно оформились основы веры и богослужение, раннехристианская базилика трансформировалась в храм крестово-купольного типа. Его композиция с центральным куполом, символизирующем небо, над кубическим объемом, символизирующем землю, воплощала основную мысль христианского вероучения о единении небесного (духовного) и земного (материального), ставшем возможным благодаря пришествию и крестной жертве Христа. Эта идеально найденная композиция стала каноничной для восточной (Православной) Церкви. Один из самых авторитетных исследователей церковного искусства Л.А. Успенский писал: «Если в римокатоличестве архитектура храма и его оформление отличаются большим разнообразием и, в зависимости от духовного направления, изменяется часто коренным образом.., то в православном мире руководствовались последовательными поисками наиболее точного архитектурного и художественного выражения смысла храма в соответствии с его пониманием как образа Церкви и символического образа мироздания. В противоположность римокатоличеству, при богатом разнообразии архитектурных решений, раз найденное, наиболее верное выражение в своих основных чертах устанавливалось окончательно. Храм крестово-купольного типа вместе с росписью позволяет наиболее наглядно и ясно выявить его символическое значение и, в пределах возможного, наиболее полно выразить православное учение о Церкви. Эта система постройки храма была принята в качестве основы во всем православном мире. В разных странах она видоизменялась, перерабатывалась в соответствии с художественными местными вкусами и получала новое художественное выражение...». Постепенно складывающаяся каноническая традиция продиктовала основные требования к архитектурной композиции православного храма, которой и придерживались культовые зодчие. См. Таблица 1: Требования к архитектурной композиции (из пособия «Православные храмы и комплексы», т. 2). Таблица 1 Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|