Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эпохи в истории культового зодчества (историческая типология).





 

Историческая типология - научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры, в т.ч. архитектурной, по наиболее общим признакам и свойствам.

Культовое зодчество надо рассматривать в рамках исторического развития архитектуры в целом, а также применительно к развитию культуры, составной частью которой является архитектурное (и собственно культовое) зодчество.

 

В истории обычно выделяются четыре основные части:

1. Древний мир — от выделения человека из животного мира около 2 млн лет тому назад до падения Западной Римской империи (5 век н.э.). Эпоха включается в себя два периода: «доисторическое» (первобытная культура) и «историческое» время (античная и другие культуры); в Мезоамерике, например, древний мир продолжался до эпохи великих географических открытий, когда появление европейцев на новом континенте разрушило естественный ход развития цивилизаций инков, ацтеков, майя.

2. Средние века - от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения (в Древней Руси – до 18 века).

3. Новое время — от эпохи Возрождения до Первой мировой войны (для Европы, для России – с 18 столетия до Первой мировой войны).

4. Новейшее время – 20 век (точка отсчета – Первая мировая война) и начало 21 века.

В основу такой периодизации положен принцип европоцентризма, но его нельзя распространять на все народы и на все области земного шара, так как это ведет к искажениям реального историко-культурного развития народов неевропейских стран. Но что касается европейских народов, то развитие их культур действительно более или менее вписывается в последовательность перечисленных ниже исторических эпох.



Первобытный период Древнего мира. Существа семейства Homo появились около 4 млн лет назад, Homo habilis (умевшие изготовлять каменные орудия труда) - около 2 млн лет назад, a Homo sapiens - около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов - Иерихон - возник около 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства образовались на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры являлся синкретизм (от греч. syncretis - соединение) - нерасчлененность, недифференцированность ее форм, которая соответствовала их неразвитому состоянию. Первобытная культура была традиционалистской. Мир смыслов, в котором жил человек, задавался ритуалами. Они являлись невербальными (несловесными) «текстами» его культуры. Подражательность ритуального поведения требовала от каждого индивида следования образцам и исключала творческую самостоятельность. Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось слабо и почти полностью сливалось с коллективным. Индивид не то чтобы должен был вести себя «как все», он просто не мог отступать от ритуального поведения.

Это культура мегалитическая, основные культовые сооружения – менгиры, дольмены, кромлехи.

Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древняя Индия и т.д. – это время ранних государств, ранней истории человечества. Появляются первые государства, города, складываются народы и народности, появляются письменность и развиваются ремесла. И это время масштабных культовых сооружений (пирамиды, зиккураты и т.п. как бы продолжают мегалитическую культуру) и первых храмов (пещерных, катакомбных, а главное – наземных культовых зданий).

К данному периоду древней сакральной архитектуры относится и культовая архитектура античности. Эпоха античной культуры начиналась с образования греческих полисов - городов-государств - на присредиземноморских землях Эллады и Малой Азии в начале I тысячелетия до н.э. и завершилась с падением Римской империи в V в. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развивались ремесла, торговля. Распадалась патриархальная родоплеменная организация общества. Античная культура на протяжении всего своего времени опиралась на мифологию. Разрозненные племенные мифы интегрировались в единую религиозно-мифологическую систему. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требовала замены неписаных племенных норм поведения, закрепленных в мифах, логически четкими и упорядоченными кодексами законов. Совершенствование производственно-ремесленного труда, городского строительства, военного искусства все дальше выходило за рамки освященных мифом ритуально-обрядовых образцов. Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождался борьбой против архаических традиций мифологического сознания. Чувства и разум, вера в «ананке» (судьбу, рок) и дух «агона» (стремление к активной борьбе, состязанию, испытанию своих сил), общественные и личные интересы, зависимость от социума и развитие индивидуальности - таковы противоположности, в попытках гармонично сочетать которые развивалась античная культура.

Древние греки создали шедевры в культовом зодчестве, древнегреческие храмы обрели ордерную систему, основные культовые сооружения концентрировались на древнегреческой агоре, в акрополях. В Древнем Риме создавались величественные форумы, на территории которых возводись храмы, в римский период был создан купольный храм (Пантеон).

Средневековая культура. Средневековье - это тысячелетие, условными историческими рамками которого являются V и XV вв.; в Древней Руси средневековье завершилось в 17 столетии.

Культура европейского Средневековья возникла на руинах Римской империи. Ослабление и распад центральной имперской власти сопровождались смутами, войнами, упадком нравов и хозяйственной разрухой. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело ее будущее: дряхлевшая греко-римская культура, варварство и христианство. Самой могущественной из них было последняя.

Возникнув из иудаизма, христианство опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира. От иудаизма оно унаследовало не только идею единобожия (монотеизма) и ветхозаветное Священное Предание, но и отраженные в нем элементы древних восточных культов. Вместе с тем учение Иисуса Христа ввело в сознание людей принципиально новые гуманистические установки. Христианское движение, когда рухнула Римская империя, уже имело иерархическую централизованную церковную организацию, сумевшую сосредоточить в своих руках немалые имущественные ресурсы. Все это позволило христианству занять главенствующее положение в европейской культуре, одержать победу над греко-римским многобожием и варварским язычеством. Около пяти веков («темные столетия», как иногда называют VI-X вв.) длился период становления новой культуры. 1000-й год может быть условно принят за веху, с которой она вступила в пору зрелости. Долгая и упорная борьба с греко-римским и варварским язычеством придала специфический облик средневековому христианству и всей основанной на нем средневековой культуре. Христианство вывело народы Европы из варварского состояния, но при этом само выливалось в фанатизм, запрещающий любое инакомыслие, что препятствовало свободному развитию общества, рядом с религиозным человеком должен был появиться человек творческий.

В средневековой Европе доминировали два больших архитектурных стиля – романская и готическая архитектура, это время романских и готических соборов.

Христианство распалось на две большие ветви – католичество (западное христианство, Рим, романские страны) и православие (Константинополь, Византия, греки, некоторые славянские страны, в частности Русь). Это время создания культовых архитектурных образцов и шедевров – в романском, готическом и православном исполнении (романские и готические соборы, православные крестово-купольные соборы – София Константинопольская, София Киевская и т.д.).

Возрождение. Ренессанс (Возрождение) возник в Италии, уже в XIV в., но в мощное культурное движение он превратился в XV-XVI вв. Возрожденцы использовали античные традиции. Искусство, в особенности живопись, скульптура, архитектура, заняло в ней ведущее место и стали главной ареной творческих достижений. Основой содержания новой культуры стал гуманизм. Понятие «гуманизм» ввели в XV в. сами творцы новой культуры. Богословскому знанию, учению о Боге, церковно-схоластической учености - studia divina - они противопоставили studia humana - «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека». Называя себя гуманистами, они выражали этим направленность своих интересов не на божественные, а на человеческие дела. В центре их внимания находилась живая человеческая личность. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений. Они полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, не аскетическим умерщвлением плоти, а, прежде всего, гуманистической ученостью. Гуманизм не был народным движением.

Вернувшись к античным традициям, в Италии стали проектировать и строить соразмерные, гармоничные купольные храмы.

В эпоху Возрождения и впоследствии стали появляться архитектурные школы, больше внимания стало уделяться индивидуальному подходу, в т.ч. в культовом зодчестве

Реформация: гуманизм расчистил путь для нее тем, что подорвал престиж церкви, ослабив ее контроль над искусством и возвысив светскую ученость. Реформация была восстанием не только против католической церкви, но и против гуманизма: ее фанатической религиозности и крестьянско-бюргерскому умонастроению был враждебен дух интеллектуальной и нравственной свободы, который несла в себе гуманистическая культура итальянского Возрождения. Борьба между католичеством и протестантством имела для судеб ренессансной культуры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию контрнаступлением: усилением действий инквизиции по преследованию инакомыслящих, введением жесточайшей цензуры и индекса запрещенных книг, основанием ордена иезуитов. Атакуемая со всех сторон, культура Возрождения задохнулась в атмосфере религиозной нетерпимости. Но эпоха Ренессанса оставила после себя наследие, во многом обусловившее характер дальнейшего культурного развития Европы. Попытка гуманистов синтезировать античную и средневековую культуру привела к созданию необычного, оригинального явления: культура Возрождения была переходной культурой, ее оригинальность заключалась в том, что она представляла собой диалог культур («Ренессанс - это культура общения культур», Л.М. Баткин). И если Европа в последующие столетия сумела построить цивилизацию, занявшую ведущее положение в мире, то немалую роль в этом сыграл опыт культурного синтеза, накопленный Возрождением, - опыт усвоения, переработки и соединения в единое целое элементов различных культур.

Это время оставило нам храмы барочного стиля. Протестантизм как результат Реформации привел к тому, что появляются протестантские храмы. Для них характерны минимум убранства и обрядового обустройства здания (теология: «Храм должен быть в душе»).

Культура Нового времени. В Европе с XVII в.до второго десятилетия ХХ в. (в России с 18 столетия)-историческая эпоха, когда культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую обычно имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом как об особом типе культуры. В это время сформировались основные признаки европейской культуры: динамизм, опора на научную мысль и на техническое развитие, гражданские права, светские законы и многое другое. Такие же процессы происходили в России, хотя и в меньшей степени (однако в полной мере состоялось обмирщение культуры и заимствование европейских традиций и творческих завоеваний).

В архитектуре стремительно, меняя друг друга, развиваются стили, что повлияло непосредственно на облик культовых зданий (при сохранении религиозно-обрядовых функций): барокко, классицизм, ампир, историзм, эклектика и др.).

В Новейшее время тенденции эти развивались, современная мировая культура, если исходить из европоцентризма, характеризуется следующими признаками: доминирование научно-технического прогресса и его резкое убыстрение, рационализм (индустриальное общество), акцентирование бесконечности познания мира, трансформация знания в информацию (постиндустриальное информационное общество), прагматика в деятельности, в т.ч. и творческой, примат экономики и производства, техницизм, жесткая специализация, демократизация общественных отношений и др. Практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов и образуют хотя и полный противоречий, но единый человеческий мир. Локальные культурно-исторические процессы сливаются в целостный мировой культурно-исторический процесс. Антропологическое единство человечества как биологического рода дополняется его культурным единством. Это выражается в том, что различные культуры развиваются во все большем взаимодействии друг с другом: увеличивается степень знакомства людей с культурами других народов, углубляется понимание специфики других культур, складываются общие оценки культурных эпох.

Это время модернизма и постмодернизма, в т.ч. в архитектуре, в культовом зодчестве. На культовое зодчество интенсивно влияют архитектурные стили, а не только имеющийся или складывающийся строительный (храмовый) канон и национальные традиции. В постмодернизме размываются и стили, поскольку он стремится к универсальности, к диалогу разных культур (тенденции, наиболее характерные для Европы и северной Америки).

 

Архитектурный стиль может определяться, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приемы архитектурной композиции). В меньшей степени это затронуло культовое зодчество, но однозначно – в новое и новейшее время храмы проектировались и строились в стилевой манере, свойственной эпохе, национальным традициям, техническим возможностям прогресса.

Наиболее значимые архитектурные стили:

Романский стиль. X-XII вв.

Готика. XII-XV вв.

Возрождение. Нач. XV - нач. XVII в.

Барокко. Кон. XVI века - кон. XVIII в.

Рококо. Нач. XVIII - кон. XVIII в.

Классицизм, в том числе палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII-XIX в.

Эклектика. 1830-е - 1890-е гг.

Модерн. 1890-е - 1910-е гг.

Модернизм. Нач. 1900-х - 1980-е гг.

Конструктивизм. 1920-е - нач. 1930-х гг.

Постмодернизм. С сер. XX в.

Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.

 

Планировка внутреннего строения храма как архитектурное решение религиозно-обрядовых и религиозно-проповеднических потребностей (на примере православного храма)

 

Культовое сооружение (его объемно-планировочные, композиционные и иные решения) предназначается для совершения религиозных обрядов, имеющих характер или коллективный (по преимуществу; например Евхаристия и Литургия как религиозные обряды и церковные службы в христианстве) или частный (молитва в храме отдельного верующего). Храм как «дом Бога» и культовое здание обслуживает все религиозно-обрядовые и проповеднические потребности паствы и служителей. Христиане в период церковных служб молятся вместе, а отдельное моление в храме предполагает соборность. В буддийском храме центральное действо для верующего – личная медитация. Для этого верующий обращается к центру буддийского храма, где центр – скульптура Будды в позе нирваны, занимая аналогичную позу нирваны.

Древние святилища (под открытым небом) не являлись культовыми зданиями, об их обрядовой функциональности мы можем лишь догадываться (принцип реконструкции обряда). Предположения строятся и относительно мегалитических сооружений – менгиров, дольменов и кромлехов.

В Древнем Египте, в Древней Греции, в Мезоамерике обряды включали процессии. Например, в Древнем Египте обрядовый ритуал начинался от Нила (река жизни) к храмам (и пирамидам); и то же самое имело место в Доколумбовой Америке. Древнегреческий храм не был вместилищем молящих, коллективный обряд совершался вокруг него (поэтому так гармонично храмы древней Греции завершены в экстерьере).

Устройство христианских храмов рассчитано на совершение обрядности внутри культового сооружения (здания). Это случилось после того, как христиане после периода гонений в Римской империи вышли из катакомбных церквей и стали занимать под храмы римские базилики. Затем уже накапливался опыт и традиции в проектировании, обустройстве храмов в строгом соответствии с каноническими требованиями конфессий (шире – религий). И это относится в полной мере не только к христианству, но и к другим религиям.

 

Устройство культового сооружения определяется содержанием обрядности, религиозными представлениями верующих (и здесь многое зависит от религии, канонических традиций, в том числе и местных). Внутреннее устройство культового здания непосредственно связано с богослужением, с его особенностями.

Например, планировка и убранство внутреннего пространства мечети.

В исламе существует исторический запрет на изображение человека и всего живого (одушевленного), дабы не уподобляться этим (изображением) самому Аллаху, поэтому в интерьере развивается орнамент.

Внутреннее пространство мечетей чаще всего центричное. Основной ритм внутреннего пространства мечетей не такой, как в христианских храмах (от запада к востоку и в подкупольное пространство), он как бы «кружит» зрителя, не давая ему остановить взгляд на чем-либо и что-нибудь разглядывать. Даже строки из Корана и сунны как бы «вплетаются» в орнамент и сливаются с ним, так что их поначалу трудно разглядеть. Эта самая характерная особенность интерьера исламской архитектуры.

Но при этом большой молитвенный зал (с галереями по краям) в обрядовом отношении определяется Киблой. Кибла – молитвенная ориентация на Мекку, куда обращаются взором молящиеся в мечети. Структурирует обрядовое пространство ниша в стене (михраб), фиксирующая обращенность на Каабу в Мекке. Здесь же, рядом, место для хранения Корана и справа (как правило) кафедра (минбар) проповедника-учителя - муллы.

У протестантов, носящим «храм в душе», не принята пышная и разветвленная обрядность. Храм – простой в исполнении молитвенный дом, где главное – крест и Евангелие, кафедра (и надо расставить стулья или скамьи).

Как было отмечено выше, основной целью пребывания верующего в буддийском храме является не знакомое нам богослужение с его церемониалом и пышной ритуалистикой, а личная медитация отдельного человека, для достижения им состояния «нирваны». Исходя из этого построение внутреннего пространства четкое и направлено вглубь храма, где располагается большая статуя, изображающая фигуру Гаутамы Будды в таком же состоянии медитации с полуоткрытыми глазами.


Православный храм, как и чин богослужения, ведут свое происхождение из Византии святоотеческого периода, когда вместе со сложением чина богослужения сложился и идеально соответствующий ему архитектурный тип храма. Высокое значение православного храма заключено в выражении в архитектурных формах сущности Церкви: быть местом, достойным для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств. Православный храм, его устройство, убранство, утварь, иконы, росписи, - всё в храме имеет свой глубокий смысл и литургическое значение. С момента своего освящения храм (дом Божий) становится особым местом присутствия Бога. Исходя из догматического учения Православной Церкви о будущем преобразовании неба и земли в Царство Божие, храм для верующего - это место особого присутствия Божия на земле, «Дом Господень», место богослужения, молитвенного общения с Богом и соединения с ним при совершающемся в храме таинстве Евхаристии. Храм является также прообразом гармоничного мира, созданного Богом, и будущего Царства Небесного, возвращенного человеку Рая. Архитектура храма, его декоративное убранство и все виды искусств, сопровождающие богослужение, направлены на то, чтобы выразить эти идеи каждый своими особыми средствами, соединенными в храме вместе для получения наибольшего эффекта. Воздействуя на человеческую душу, христианское искусство и храмовая архитектура помогают участвующим в богослужении обрести то духовное состояние, которое необходимо для совершающегося в храме богообщения.

Православный храм состоит из трех основных частей: алтаря, средней части (собственно «храма» или помещения для молящихся) и притвора (см. Схема православного храма). Храм может состоять и из одного помещения, разделенного перегородкой-иконостасом на две части: собственно храм и алтарь, предназначенный только для священнослужителей. Алтарь – это самая главная часть храма (святилище, означает Царство Небесное; см. Схема алтаря). Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами (см. Иконостас и план храма, б).

Православное церковное богослужение состоит из чтения и пения молитв, чтения Евангелия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину во главе со священнослужителем. Основной смысл совершающихся в храме богослужений - моление о прощении грехов и обретении Царства Небесного, возвращении Рая.

По церковной иерархии священнослужители в Православной Церкви делятся на три разряда: архиерей, священник и диакон. Священники в большинстве своем совершают богослужение на приходе в приходских храмах, городских и сельских, больших и малых. Архиерей, управляющий епархией, состоящей из множества приходов, совершает богослужение в городском храме, называемом собором, который бывает, как правило, наиболее вместительным и богато украшенным. Кроме приходских храмов и кафедральных (епископских) соборов, церкви бывают также монастырские, кладбищенские, усадебные, при учреждениях, мемориальные и домовые.

Православное богослужение может быть частным или общественным.

Схема православного храма. Схема алтаря.

 

Общественное богослужение совершается постоянно по общим потребностям от лица всей Церкви. Оно состоит из молитв и песнопений и должно совершаться, как правило, в особо устроенном и освященном здании - храме по установленному Церковью уставу в соответствии с каноническими правилами и церковной традицией.

Православные богослужения совершаются клириками и мирянами стоя, крестясь правой рукой (в некоторых случаях, держа в левой руке зажженную свечу), с поклонами, а иногда с коленопреклонениями, что следует учитывать при расчете необходимой площади храма требуемой вместимости. Сидеть разрешается только в редкие, определенные Уставом моменты службы, а также определенным категориям прихожан (больным, инвалидам). В притворе должны стоять оглашенные (готовящиеся к крещению) и кающиеся; в средней части храма - верные (крещеные христиане), в алтаре - священнослужители, на клиросе – певчие (см. Схема православного храма, Схема алтаря). Во время богослужения внимание молящихся обращено в основном в сторону алтарной преграды (иконостаса – см. Иконостас и план храма) с иконами святых и в направлении движения священнослужителей. Ничто, ни элементы строительных конструкций - визуально, ни средства архитектурной декорации - эмоционально не должны мешать или отвлекать молящихся от совершающегося в храме богослужения.

 

Иконостас и план храма. а - иконостас; б - план храма; 1 - алтарь; 2 - средняя часть храма; 3 - боковые приделы; 4 - притвор; 5 - паперть; 6 - престол; 7 - жертвенник; 8 - Горнее место; 9 - солея; 10 - амвон; 11 - место клироса.

 

Частное богослужение совершается периодически по потребностям отдельных лиц, так называемые требы (чин крещения, венчания, погребения, освящение воды, молебны и др.). Каждое частное богослужение совершается по определенному чину и требует соответствующего пространства для размещения молящихся, священнослужителей, элементов церковной утвари. Чин крещения совершается в храме или в крещальне; чин венчания - в храме; чин погребения, освящения воды, молебны - в храме или часовне; молебны и панихиды могут совершаться на открытом месте.

В монастырских, соборных и городских храмах, имеющих несколько священников, богослужение должно совершаться ежедневно, а в храмах сельских и имеющих одного священника - по возможности чаще и обязательно в воскресные и праздничные дни.

Постоянных служб всего девять: вечерня, повечерие, полуночница, утреня, часы (1, 3, 6, 9-й) и Литургия, составляющие суточный круг и несколько видоизменяемые в течение недели и года. В современной Православной Церкви практикуются три главные суточные службы: вечерня, утреня и Литургия, к которым присоединяются остальные службы. В предпраздничные дни вечерня и утреня могут объединяться во всенощное бдение.

Амвон завершает солею, он выдвинут ближе к средокрестию, к подкупольному пространству, здесь сходятся все горизонтали и вертикали храма как церковной вселенной - в обряде (и условия создает планировка) и в символике, здесь помещается всё необходимое для священников, совершающих службу в молитвенном зале – посреди паствы. Солея и амвон приподнимают как бы священнослужителей над молящимися, и это обеспечивает архитектурная продуманность в планировке внутреннего пространства храма как пространства обрядового (культового). Амвон как центр богослужения (обрядового действа) соединяет в единое целое священников и паству, а главное – в религиозной вселенной верующих, совершающих обряд, соединяет в единое целое «Небо» и «Землю» (см. ниже: Символика православного храма).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.