Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Укажите о каких выдающихся деятелях эпохи идет речь.





1. Родился в крестьянской семье. Стал священником, но после смерти всех своих детей постригся в монахи. В 1642 – 1646 гг. был игуменом Кожео-зерской пустыни. Приехав однажды по делам монастыря в Москву, он явился с поклоном к царю. Алексею Михайловичу понравился Кожеозерский игумен, и был посвящен в сан архимандрита Новоспасского монастыря в Москве. В 1652 году стал патриархом. В 1654 г. он провел церковные реформы.

2. Общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт, один из зачинателей русской поэзии и драматургии. Известен своей полемикой с деятелями раскола и организацией типографии в Кремле. Он был наставником детей царя Алексея Михайловича, в частности, учителем будущего царя Федора Алексеевича и царевны Софьи.

3. Князь, военный и политический деятель, глава второго ополчения, восстановившего российскую государственность. Службу начал в 1593 при дворе Федора Ивановича, при Борисе Годунове стал стряпчим, при Лжедмитрии I (присягнув ему) – стольником. В 1610 назначен Василием Шуйским воеводой в Зарайск и получил 20 деревень. Впоследствии не играл видной роли в избрании царя Михаила Романова, новый царь возвел его из стольников в бояре в 1613 году, но крупных вотчин не получил. Во время русско-польской войны 1614 года принимал участие в сражении под Орлом против польского авантюриста Лисовского. Затем ведал в Москве «казенными деньгами», оборонял от литовских налетчиков Калугу, участвовал в военных операциях против королевича Владислава, служил воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском, заведовал Судным приказом.

4. Писатель, один из основателей русского старообрядчества. Входил в «кружок ревнителей благочестия». В 1652 г. выступил против реформы Церкви, проводимой Никоном, за что был арестован и через год выслан в Тобольск. В 1666 г. решением Церковного собора лишен сана и предан проклятию, а в 1667 г. с тремя единомышленниками сослан в Пустозерск и посажен в «земляную тюрьму». Но и там выказывал непризнание новой, никонианской Церкви, отстаивал «древлее византийское благочестие». В тюрьме написал 80 посланий, писем и челобитных с разъяснениями причин своего противостояния «никонианам». Еще сочинил автобиографическое «Житие» и «Книгу бесед», которые распространились по России рукописными копиями его сторонников. В апреле 1682 г. вместе с союзниками был заживо сожжен в срубе в Пустозерске.



5. Был холопом князя Телятевского, в детстве попал в плен к татарам, продан туркам, работал на турецких галерах, по освобождении попал в Венецию. Предводитель восстания 1606-1607 в России. Нанес ряд поражений царскому войску, но двухмесячная осада Москвы не увенчалась успехом. 2 декабря 1606 года его отряд был разбит и отступил в Калугу. В 1607 году он перешел в Тулу и здесь был разбит воеводами Шуйского. В феврале 1608 года был сослан в Каргополь, а вскоре ослеплен и утоплен.

Напишите эссе на тему: «Старообрядчество – несостоявшийся русский протестантизм?»

Список литературы

1. Андреев, И. Нетихий Тишайший: (Царь Алексей Михайлович Романов) // Родина. 1998. №9.

2. Богданов, А.П. Патриарх Никон //Вопросы истории. -2004.– №1.

3. Даннинг, Ч. Была ли в России в начале XVII века крестьянская война? // Вопросы истории. 1994. № 9.

4. Демидова, Н.Ф., Морозова, Л.Е., Преображенский, А.А. Первые Романовы на российском престоле. М.: Институт российской истории, 1996. – 218 с.

5. Ключевский, В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. – 624 с.

6. Кобрин, В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. – М., 1991. – С.163 – 185.

7. Морозова, Л.Е. Смута на Руси: Выбор пути. - М.: Аст пресс, 2007. – 270 с.

8. Нефёдов, С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII века.// Вопросы истории. 2004. № 4.

9. Платонов, С.Ф. Смутное время. СПб :Лань, 2001.- 479 с.

10. Скрынников, Р. Г. Минин и Пожарский - М.: Молодая гвардия, 2007.— 368 с.

11. Скрынников, Р. Г. Русская история IX-XVII веков. — СПб: Издательство СПбГУ, 2006. — 582с.

12. Скрынников, Р.Г. 1612 год. М.: АСТ, 2007. – 798 с.

13. Соловьев, В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность – М.: Тимр, 2010 – 252 с.

Семинар 7

Россия в первой четверти XVIII века. Реформы Петра I

Дайте определение понятий/Охарактеризуйте явление: абсолютизм, «Табель о рангах», приписные крестьяне, мануфактура, модернизация, «посессионные» крестьяне, протекционизм, меркантилизм, Сенат, модернизация, Синод, коллегия, губерния, уезд

Вопросы к семинару

Причины и предпосылки петровских реформ

1.1 Каковы причины проведения модернизации в России в первой четверти XVIII в.?

1.2 Были ли реформы обусловлены предшествующим развитием страны? Какими последствиями грозил отказ от политики реформ?

1.3 Какую роль оказала личность Петра I на темпы, характер и направление модернизации? Дайте характеристику личности Петра I. Можно ли утверждать, что без его инициативы реформы не состоялись бы?

Экономические, социальные и военные реформы первой четверти XVIII века. Окончательное оформление абсолютизма

2.1 Охарактеризуйте основные направления реформ в области военного дела, промышленности и торговли, финансовой политики.

2.2 В чем состояли особенности социальной политики Петра I? Какие изменения произошли в социальной структуре и социальных отношениях в результате реформ?

2.3 Что такое «Табель о рангах»? Опишите ее сущность и значение.

2.4 Каковы место и роль государства в петровских преобразованиях? Что такое абсолютная монархия и почему она складывается именно в этот период?

2.5 Перечислите последствия модернизации первой четверти XVIII в. для дальнейшего развития России в экономическом, политическом и социокультурном плане?

Внешняя политика Петра I

3.1 Почему необходимость выхода к морю обусловила начало реформ в России? В чем состояли причины неудач Азовских походов Петра I?

3.2 Охарактеризуйте причины, ход событий и основные сражения Северной войны. Какое значение имела война для проведения реформ и становления России как империи?

3.3 Был ли для России предопределен имперский путь? Каковы причины появления Российской империи?

Задания и упражнения

Подготовьте письменное сообщение на тему: «Петр I - исторический портрет».

2. Схематично изобразите структуру власти Российской Империи, сложившуюся в результате преобразований первой четверти XVIII века, обозначив следующие элементы:

- Император;

- Сенат;

- генерал-прокурор;

-коллегии;

- Синод.

3. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Отрывок из какого указа Петра I приведён ниже? С какой целью царь запрещал продавать и закладывать вотчины, поместья, лавки и дворы? Как предлагалось делить движимое и недвижимое имущество одного владельца между детьми? В чьих интересах был принят указ?

"1. Всех недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хочет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет по своей воли, кроме одного, который в недвижимых наследником будет... Тоже разумеется и о дочерях"[29].

Что такое абсолютизм? Перечислите признаки абсолютизма. Чем абсолютизм отличается от сословно-представительной монархии и самодержавия? Охарактеризуйте особенности складывания абсолютизма в России. Когда абсолютизм утвердился в России? Как проявился абсолютизм в экономической, социальной и политической сферах жизни государства?

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил встречную государю речь. В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии. Почему при проведении реформ Петр опирался на малороссийское духовенство?

6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Как изменил Петр I традиционную форму наследования верховной власти в России? Каковы причины появления этого документа? Какие последствия он имел?

Устав о наследии престола, 5 февраля 1722 г.

«Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божией, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит…Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет»[30].

Петр I умер 28 января 1725 г., не назначив себе преемника. При составлении распоряжения Петра о престолонаследии с его же указом о единонаследии получалось, что при отсутствии сыновей престол занимает старшая из дочерей. Так как старшая дочь Петра Анна в свое время под присягой отказалась вместе с женихом от русского престола, законное наследство логически переходило ко второй дочери Петра - Елизавете. Однако Елизавета в 1725 г. императрицей не стала, ею стала вдова императора Екатерина I. Почему?

8. Основа развития любого государства - экономика. В то время, как многие европейские страны шли по пути освобождения крестьян и образования промышленного и торгового сословия, по пути замены физического принуждения на экономическое, реформы Петра пошли в противоположном направлении и закабалили все податные сословия. Почему? Мог ли Пётр I отменить крепостное право?

9. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. О какой битве Северной войны идёт речь в данном отрывке? Каковы её итоги и значение? Какова роль в целом Северной войны в реформаторской деятельности Петра I?

«А корпус баталии командовал сам его царское величество... и при том господин генерал-фелтьмаршал Шереметев, також генералы от инфантерии князь Репнин и Аларт... А артиллериею управлял генерал-порутчик от артиллерии Брюс. И всякой в своем назначенном месте управляли со изрядным опыты мужества и воинского искусства своего. И как войско наше таковым образом в ордер баталии установись, на неприятеля пошло, и тогда в 9-м часу перед полуднем атака и жестокой огонь с обоих сторон начался, которая атака от наших войск с такою храбростию учинена, что вся неприятелская армея по получасном бою с малым уроном наших войск... как кавалерия, так и инфантерия веcма опровергнута, так что швецкая инфантерия не единожды потом не остановилась, но без остановки от наших шпагами, багинетами и пиками колота, и даже до обретающегося вблизи лесу, яко скоты, гнаны и биты...»[31].

10. Заполните таблицу:

Северная война 1700-1721 гг.

Дата Событие Результат. Значение
     
     
     
     
     
     

11. Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор. Прочитайте приведённые ниже отрывки из сочинений историков. Какая из точек зрения кажется вам наиболее убедительной?

Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славные подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы. Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей.

Н.М. Карамзин.

Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации…. Ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, Петр не усумнился подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать политическое значение России и средства для его поддержания.

С.М. Соловьев.

Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена, заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!

П.Я. Чаадаев.

Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу! Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносятся газеты — Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом от соленых сельдей и картофелю, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного — все блюда будут говорить вам о Петре Великом.

После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. Вы получаете чин — по Табели о рангах Петра Великого. Чин доставляет вам дворянство — так учредил Петр Великий. Мне надо подать жалобу — Петр Великий определил ее форму. Примут ее — перед зерцалом Петра Великого. Рассудят — по Генеральному регламенту. Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо — Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение и проч., и проч., и проч.

М.П. Погодин

Во внешней политике Петр строго шел по старым путям, боролся со старыми врагами, достиг небывалого успеха на Западе, но не упразднил своими успехами старых политических задач по отношению к Польше и к Турции. Он много сделал для достижения заветных помыслов Московской Руси, но не доделал всего. <...> В политике внутренней Петр недалеко ушел от XVII века. Государственное устройство осталось прежним: полнота верховной власти, формулированная царем Алексеем в словах Деяний Апостольских, получила более пространное определение при Петре в Регламенте воинском, в указах, наконец, в философских трактатах Феофана Прокоповича. Земское самоуправление, не имевшее политического характера и имевшее характер сословный до Петра, осталось таким и при Петре. Над органами сословного управления, как и раньше, стояли учреждения бюрократические, и хотя внешние формы администрации были изменены, общий тип ее оставался неизменным: как и до Петра, было смешение начал личного с коллегиальным, бюрократического с сословным.

Деятельность Петра не была и общественным переворотом. Государственное положение сословий и их взаимные отношения не потерпели существенных изменений. Прикрепление сословий к государственным повинностям осталось во всей силе, изменился только порядок исполнения этих повинностей. Дворянство при Петре не достигло еще права владения людьми как сословной привилегии, а владело крестьянским трудом лишь на том основании, что нуждалось в обеспечении за свою службу. Крестьяне не потеряли прав гражданской личности и не считались еще полными крепостными. Жизнь закрепощала их все более, но... началось это еще до Петра, а окончилось уже после него.

В экономической политике Петра, в ее задачах и результатах также нельзя видеть переворота. Петр ясно определил ту задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него — задачу поднятия производительных сил страны. Его программа развития национальной промышленности и торговли была знакома в XVII веке теоретически — Крижаничу, практически — Ордину-Нащокину. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народного хозяйства на новое основание. Главным источником народного богатства и при Петре остался земледельческий труд, и Россия, имея после Петра более 200 фабрик и заводов, была все-таки земледельческой страной, с очень слабым торговым и промышленным развитием.

И в культурном отношении Петр не внес в русскую жизнь новых откровений. Старые культурные идеалы были тронуты до него; в XVII веке вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным вопросом. Царь Алексей — отчасти и царь Федор —вполне являлись уже представителями нового направления. Царь Петр в этом прямой их преемник. Но его предшественники были ученики киевских богословов и схоластиков, а Петр был ученик западноевропейцев, носителей протестантской культуры. Предшественники Петра мало заботились о распространении своих знаний в народе, а Петр считал это одним из главных своих дел. Этим он существенно отличался от государей XVII века. Так, Петр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром. Но не следует, однако, преувеличивать эти результаты. При Петре образование коснулось только высших слоев общества и то слабо; народная же масса пока осталась при своем старом мировоззрении.

С.Ф. Платонов

12. Заполните таблицу:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.