|
Какие идеи Просвещения отражены в приведенном ниже афоризме Екатерины II? Согласны ли вы с ним? Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать правитель?«Если государственный человек заблуждается, если он рассуждает плохо, принимает ошибочные меры, то целый народ испытывает пагубные следствия этого. Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание? Полезно ли? Прежде всего государственному человеку следует иметь в виду следующие пять предметов: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно создать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. Каждый должен быть воспитан в сознании долга перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом, и нужно преподать ему некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни»[35]. 12. По указу Екатерины II «Об уложении штатов» было проведено резкое сокращение государственных дотаций на содержание церквей и монастырей. Было упразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. Почему, будучи набожной правительницей, Екатерина решилась на такой шаг? 13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. О каком событии идёт речь в документе? Какие события предшествовали его появлению? Кратко расскажите о внешней политике Екатерины II. «И для того по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии отечества, стараясь в пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между империями Всероссийскою и Оттоманскою заключённый, который мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков наших, решилися мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону»[36]. 14. Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений историков и ответьте на вопросы. В политике внешней Екатерина была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков 18 века. Она сумела, как Петр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками московские государи. … она довела до конца свое дело, и после нее русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены. С.Ф. Платонов О каких задачах идет речь? Согласны ли Вы с тем, что Екатерина II была преемницей Петра I прежде всего во внешней политике? Свой ответ обоснуйте. Внешняя политика сего царствования (Екатерины II) достойна особенной хвалы. Россия с честию и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Петр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам Н.М. Карамзин. Согласны ли вы с оценкой Н.М. Карамзина, что именно во внешней политике Екатерина добилась наибольших успехов? Приведите примеры, иллюстрирующие данную точку зрения. Видный екатерининский вельможа И.И. Белецкой, обращаясь к императрице Екатерине II, сказал: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». Как вы понимаете данное высказывание? Согласны ли вы с ним? Дайте оценку ее вклада в российскую историю. Напишите эссе на тему, которая предложена в высказывании В.О. Ключевского, характеризующее деятельность Екатерины II. «А большие дела налицо: 7 миллионов новых подданных и сильное впечатление за границей и дома». Какие исторические лица и события упоминаются в приведённом ниже отрывке из произведения А. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Кратко охарактеризуйте их. Тут кротко или строго Царило много лиц, Царей не слишком много, А более цариц. Бирон царил при Анне; Он сущий был жандарм, Сидели мы как в ванне При нем, das Gott erbarm! Веселая царица Была Елисавет: Поет и веселится, Порядка только нет. Какая ж тут причина И где же корень зла, Сама Екатерина Постигнуть не могла. «Madame, при вас на диво Порядок расцветет, — Писали ей учтиво Вольтер и Дидерот, — Лишь надобно народу, Которому вы мать, Скорее дать свободу, Скорей свободу дать». «Messieurs, — им возразила Она, — vous me comblez», — И тотчас прикрепила Украинцев к земле.
Список литературы 1. Анисимов, Е. В. Женщины на русском престоле – М.: Питер, 2008. – 458 с. 2. Анисимов, Е. В. Куда же нам плыть? Россия после Петра Великого – М.: АСТ, 2010 – 604 с. 3. Волкова, И.В., Курукин, И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII – XX в.в. // Вопросы истории.1995. №5-6. 4. Григорьев, Ю.А. Елизавета: борьба за Петрово наследство //Наука и религия. 2003. №3. 5. Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М.: Знание, 1997. – 288 с. 6. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3 кн. Кн. 3 - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 671 с. 7. Курукин, И.В. "Государыню заколоть шпагою...": Власть глазами участников дворцовых переворотов // Родина. 2003. № 4. 8. Курукин, И.В. Из истории складывания режима «бироновщины»// Отечественная история. 2003. № 2. 9. Оболенский, Г.Л. Время Екатерины Великой: Время героев и героических дел. М.: Русское слово, 2001. – 464 с. 10. Петрухинцев, Н.Н. Дворцовые интриги 1730-х годов и "дело" А. П. Волынского // Вопросы истории. 2006. № 4.
Семинар 9 Российская империя В первой половине XIX в. Дайте определение понятий/Охарактеризуйте явление: модернизация, буржуазия, крепостничество, реформы, конституция, теория официальной народности, славянофилы, западники, либералы, консерваторы, социализм, военные поселения, кодификация законодательства, Собственная Его Императорского канцелярия, Государственный Совет, государственные крестьяне Вопросы к семинару Особенности политического и социально-экономического развития России в первой половине XIX века 1.1 Каковы обстоятельства вступления на престол Александра I? Каким образом они повлияли на дальнейшее царствование императора? 1.2 На какие периоды можно разделить царствование Александра I? В чём их особенности? 1.3 Предпринимались ли в царствование Александра I попытки решить крестьянский вопрос? Какие? Каковы их результаты? 1.4 Какие реформы в области государственного управления были осуществлены в период царствования Александра I? В чем заключались функции Государственного Совета? 1.5 Дайте характеристику проекту государственных преобразований М. М. Сперанского. 1.6 Чем можно объяснить усиление противодействия реформам в высших слоях общества после окончания Отечественной войны 1812 года? 1.7 Что такое «военные поселения»? Для чего они создавались и по чьей инициативе? 1.8 Почему Александр I в начале 20-х гг. XIX века полностью отказался от проведения реформ в стране? 1.9 Какими событиями сопровождалось вступление на престол Николая I? 1.10 Какие цели ставил император во внутренней политике? 1.11 Каковы место и роль и функции Собственной Его Императорского Величества канцелярии в системе государственного управления Российской Империи? 1.12 Охарактеризуйте значение составления Свода законов Российской Империи. 1.13 Какие попытки решения крестьянского вопроса предпринимались при Николае I? 1.14 В чем заключалась цензурная политика правительства Николая I? Чем было вызвано ужесточение цензуры в стране? 1.15 Каковы итоги внутриполитической деятельности Александра I и Николая I? Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|