Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опыт 1 Тепловой эффект растворения





Выполнение опыта: налейте в фарфоровый стаканчик 1/2 по объему воды, замерьте термометром температуру. Засыпьте в стаканчик 2-3 лопаточки соли NH4NO3, NaCl, NH4Cl. Перемешайте, чтобы образовался раствор, замерьте снова температуру.

Запись данных опыта: как изменяется энтальпия в процессе растворения этих солей? С чем это связано?

 

Опыт 2 Дегидратация медного купороса и гидратация сульфата меди.

Выполнение опыта: в сухую пробирку поместить 2-3 лопаточки медного купороса. Закрепите пробирку в штативе, так чтобы дно ее было чуть выше, чем отверстие. Нагрейте соль, находящуюся в пробирке (в начале нагревают всю пробирку, а потом дно, т.е. саму соль.) Какие изменения происходят с солью? Когда вся соль изменит свой цвет, прекратите нагревание, дайте пробирке остыть. Затем к остывшей соли добавьте несколько капель воды. Что наблюдается?

Запись данных опыта: объясните происходящие в пробирке явления уравнением реакции. Объясните различие цвета безводной соли и кристаллогидрата

 

Опыт 3 Окраска некоторых кислотно-основных индикаторов в кислой, нейтральной и щелочной средах.

Выполнение опыта: налейте в 6 пробирок по 10 капель дистиллированной воды. В две крайние левые добавьте 2 капли 2н. раствора НСl, в две крайние правые 3 капли 2н. раствора NaOH, а в две средние ничего не добавляйте. Теперь в три пробирки внесите по 1 капле фенолфталеина, в другие три по 1 капле метилоранжа. Отметьте окраску индикаторов в каждой из пробирок.

Запись данных опыта: результат опыта запишите в виде таблицы:

Таблица 1

Окраска индикаторов в зависимости от рН среды

Индикатор Интервал Окраска индикатора в среде
кислой Щелочной Нейтральной
1 фенолфталеин 2 метилоранж 8,0 - 9,8 3,1 - 4,4      

 

В каком интервале шкалы рН метилоранж имеет желтую окраску, а фенолфталеин бесцветен? Объясните изменение цвета индикаторов в различной среде.

 

Реакции обмена в растворах электролитов

Опыт 4 Смещение ионного равновесия

Выполнение опыта: а) в две пробирки внесите по 5-7 капель 0,1н раствора уксусной кислоты и по 1 капле метилового оранжевого. В одну из пробирок внесите по 1-2 лопаточки сухой соли ацетата натрия.Что происходит? Объясните.

б) в две другие внесите по 5-7 капель 0,1н раствора аммиака и по одной капле фенолфталеина. В одну из пробирок внесите 1-2 лопаточки сухой соли хлорида аммония.

Запись данных опыта: Отметьте в обоих опытах наблюдаемые явления. В каком направлении наблюдается смещение равновесия диссоциации слабых электролитов уксусной кислоты и гидроксида аммония, при добавлении к их растворам сильных электролитов с одноименным ионом?

Составьте уравнения диссоциации уксусной кислоты, гидроксида аммония и выражение константы их равновесия. Увеличивается или уменьшается степень диссоциации уксусной кислоты, гидроксида аммония в результате добавления солей?

 

Опыт 5 Реакция с образованием слабого электролита.

Выполнение опыта: а) внести в пробирку по 2-3 капли хлорида железа и такое же количество едкого натра. Во вторую пробирку внести несколько капель ацетата натрия и несколько капель серной кислоты (1:1), перемешать раствор стеклянной палочкой и слегка нагреть. Определите по запаху, что образовалась уксусная кислота.

б) в третью и четвертую внесите по 5-7 капель раствора карбоната натрия. Проверьте наличие в растворе иона СО32-, для чего в одну пробирку добавьте несколько капель хлорида кальция. Какое вещество выпало в осадок? В другую пробирку добавьте несколько капель серной кислоты (1:1) и наблюдайте выделение газа. Пробирку слегка подогрейте, дождитесь конца реакции и добавьте несколько капель раствора хлорида кальция.

Запись данных опыта: выпадает ли осадок? Почему? Составьте в ионном виде все происходящие реакции.

 

Опыт 6 Условия выпадения и растворения осадков. Произведение растворимости.

Выполнение опыта: а) в две пробирки поместить по 15-20 капель 0,005н раствора нитрата свинца. В одну из них добавить такой же объем 0,05н раствора иодида калия, в другую такой же объем 0,05н раствора хлорида калия. В какой из пробирок выпал осадок?

Запись данных опыта: составьте уравнения происходящих реакций. Вычислив концентрацию ионов Pb2+ и Cl-, Pb2+ и J- и сравнив с произведением растворимости соответственно PbCl2 и PbJ2, объясните образование осадка только в одном случае. Полученные данные свести в таблицу:

Таблица 2

Возможности образования осадка

Малорастворимое соединение ПР солей Концентрация ионов Произведение концентрации ионов
PbCl2 PbJ2 1,6×10-5 1,1×10-10 [Pb2+] = [2Cl-]= [Pb2+] = [2J-]= [Pb2+] × [2Cl-]= [Pb2+] × [2J-]=

Выполнение опыта: б) налейте в пробирку 2-3 капли раствора хромата калия и добавьте 1-2 капли нитрата серебра. Отметьте цвет образовавшегося малорастворимого хромата серебра, после чего добавьте к содержимому пробирки 2-3 капли раствора хлорида натрия. Как изменился цвет осадка? Добавьте 3-4 капли сероводородной воды и отметьте изменение цвета осадка.

Запись данных опыта: составьте ионные уравнения реакций. Зная ПР хромата серебра, хлорида серебра, сульфата серебра, вычислите в каждом отдельном случае концентрацию ионов серебра. Обоснуйте последовательные переходы малорастворимого соединения в менее растворимые. Результаты расчетов оформите в таблице:

 

Таблица 3

 

Малорастворимое соединение ПР солей Концентрация ионов Аg+  
Ag2CrO4 AgCl Ag2S 4×10-12 1,8×10-10 6,3×10-50  

 

Опыт 7 Гидролиз солей, факторы, влияющие на гидролиз

 

Выполнение опыта: в четыре пробирки насыпать по одной лопаточке солей: карбоната натрия, сульфата алюминия, ацетата аммония и хлорида калия. Добавьте в каждую пробирку дистиллированную воду до полного растворения солей. Определите при помощи универсальной индикаторной бумаги рН полученных растворов.

Запись данных опыта: какие из названных солей подвергаются гидролизу? Составьте ионно-молекулярные уравнения реакций гидролиза. Зная константы диссоциации слабых электролитов, вычислите константу гидролиза по 1-ой ступени каждой соли. На основании полученных данных, определите какая из солей больше гидролизуется.

 

Вопросы и задачи

1. Объяснить, почему растворы солей могут иметь:

а) кислую реакцию;

б) щелочную;

в) нейтральную.

Привести примеры.

2. Написать ионные молекулярные уравнения реакции гидролиза с указанием изменения рН при растворении в воде следующих солей: сульфата цинка, нитрата калия, хлорида цезия, сульфата хрома (Ш).

3. Закончить уравнение реакции с учетом возможности необратимого гидролиза образуемых солей:

AlCl3 + Na2CO3 + H2O →

4. К 330 мл Н2O было прибавлено 1 мл 72% азотной кислоты (d=1,43). Определить рН полученного раствора.

5. К 55 мл 0,2н раствора КОН прибавили 45 мл 0,2н раствора HCl. Чему равен рН полученного раствора?

6. Чему равен рН раствора содержащего 2×10 г-ион/л Н+?

7. pН раствора 2,63. Чему равны в нем концентрации Н+ и ОН-?

8. Во сколько раз увеличится концентрация ионов водорода, если величина рН раствора уменьшилась от 7 до 4?

9. Какие ионы в растворах , , , , , , , , , , проявляют свойства кислот или оснований?

10. Как влияет температура на гидролиз солей?

11. Напишите уравнения реакций и рассчитайте константы гидролиза по первой ступени следующих солей: , , , , , . В какую сторону смещено равновесие реакций?

 

Лабораторная работа № 6







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.