|
Модель мира в философии неопозитивизма⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Для гносеологии позитивистов характерен эмпиризм, основанный на принципах редукционизма (сведения теоретического знания к эмпирическому) и верификации (утверждение, что истинность знания можно доказать путем эмпирической проверки, то есть сведения любого теоретического положения к высказываниям о фактах). Неопозитивизм, сознательно ограничив круг философских проблем, сконцентрировав все внимание на методологии науки, внес большой вклад в развитие логики, математики, информатики. Лингвистики и других конкретных наук.
Экзистенциализм Экзистенциализм (от existentia - существование) – философия существования – иррационалистическое направление в современной философии. Родиной экзистенциальных идей считается Россия – Федор Достоевский, Лев Шестов, Николай Бердяев. После мировой войны экзистенциализм развивается в Германии – М. Хайдгер, К. Ясперс, М. Бубер; и после Второй Мировой Войны классические формы приобретают в сочинениях французов – Ж.П. Сартр, Г. Марсель. А. Камю.
Что отличает философию экзистенциализма?
Поворот к человеку. “Много писали оправданий бога Но наступает пора писать оправдание человека - антроподицеею”. Н. Бердяев “Главная проблема философии - это проблема самоубийства”. А. Камю “Существование человека - вот первая проблема философии” Э. Мунье Особенность экзистенциального подхода к человеку заключается в том, что изучается не человек вообще (человеческий род), а конкретный единичный живой человек трагичность существования человека в том, что он всегда чем-то поглощался какой-то тотальностью - родом, государством, церковью; в XX веке человек поглощается технической цивилизацией, которая ведет с собой обезличивание связей, мировые формы и катастрофы. Отсюда идея конечности, абсурдности человеческого бытия, его потерянность в этом мире и пессимистическая окраска всей экзистенциальной философии. Например, существом экзистенции называется, рождение, смерть, судьба, любовь, отчаяние, раскаяние, модусами существования: забота, страх, решимость, совесть, вера, ненависть, тоска. Одна из центральных проблем в философии экзистенциализма - проблема жизни и смерти. Угроза смерти, конечности бытия человека заставляют его задуматься о смысле жизни, повернуться от быта, от повседневности к самому бытию, экзистенции.
2. Трактовка свободы вытекает из понимания сути человеческого бытия. Свобода это существо экзистенции. Это проявляется в том, что человек сам творит, создает себя. Ж.П. Сартр по этому поводу пишет: “...Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это, прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень, и не цветная капуста”[110]. У человека существование предшествует сущности; он сначала существует, а потом обретает свою сущность. Но если это так, то человек полностью ответственен за то, что он есть Экзистенциализм, - говорит Сартр, - отдает каждому человеку на владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Человек осужден быть свободным.
3. Иррационализм. Иррациональные способы постижения действительности. Существование (экзистенция) - это внутреннее, субъективное бытие человека; оно не поддается рациональному познанию, и единственный способ постигнуть его состоит в том, чтобы его пережить и описать так, как оно открывается в непосредственном переживании внутреннему чувству. Познание как переживание бытия. Отсюда особенности стиля экзистенциалистов: литературно-художественный стиль; роман, эссе, миф. Если неопозитивизм повлиял на развитие науки в XX веке, то экзистенциализм - на искусство (театр, литература), сформулировал оригинальную эстетику экзистенциального искусства, для которого характерен тонкий психологизм. Глубокое проникновение во внутренний мир личности.
4. Индивидуальные задания
Характер задания: анализ философского текста. Прочитав предложенный Вам фрагмент текста, ответьте на вопросы: Какое направление в философии представляет автор? Какие философские проблемы отражены в тексте? Как эти проблемы решаются в других философских концепциях?
Задание 1. “На сцене один играет князя, другой советника, третий слугу, солдата, генерала и т.д. но различия эти имеют чисто внешний характер; во внутренней же сущности такого явления у всех скрывается одна и та же сердцевина; бедный актер с его заботой и нуждой. То же самое в жизни. Различия ранга и богатство каждому отводят свою роль, но ей вовсе не соответствует внутренняя разница в счастье и довольстве: и здесь в каждом скрывается тот же бедняк с его нуждой и заботой. Правда, по своему содержанию эти последние у каждого свои, но по форме, то есть по своей истинной сущности, они у всех почти одинаковы, хотя они и различаются в степени, но различие это вовсе не определяется положением и богатством человека, то есть его ролью. Именно: так же все. что для человека существует и случается, непосредственно существует все-таки лишь в его сознании и случается для этого последнего, то наиболее существенное значение имеет природа самого сознания и в большинстве случаев она играет большую роль, чем те образы, которые в нем возникают. Вся роскошь и наслаждения. Отражающиеся в тупом сознании глупца, очень бедны в сравнении с сознанием Сервантеса, когда он писал “Дон-Кихота” в своей печальной тюрьме”. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992. – С.263-264.
Задание 2. “Где кончается одиночество, там начинается рынок; а где кончается рынок, там начинается так же шум великих актеров и жужжание ядовитых мух. В мире лучшие вещи ничего не стоят, раз нет того, кто их впервые представил; этих представителей народ называет великими людьми. Мало понимает народ великое, то есть творческое. Но он имеет понятие о всех создателях и актерах великих дел. Мир вертится около изобретателей новых ценностей, невидимо вертится он. Около же актеров кружится народ и слава; в этом заключается “мировое движение”... Беги, мой друг, в свое уединение, туда, где свежий, здоровый воздух! Не твоя задача быть метелкой для мух. Так говорил Заратустра”. Ницше Ф. Собр. Соч. В 2-х т. – М., 1991. – Т.1. – С.41, 43.
Задание 3. Идеал Тем идеал священен и велик, Что мы достичь его вершин не в силах, Но юноша, и дева, и старик Перестают томиться им... в могилах. Как радуга сияет идеал... Мы знаем все, что радуга виднее, Но идеал так мощно б не блистал, Когда свои мы поняли стремленья... Он навсегда, как метеор, угас, Когда мы б все пришли к его вершине... И вера в жизнь и свет исчезли б в нас, И мы все умерли б, тоскуя о святыне. Ницше Ф. Собр. Соч. В 2-х т. – М., 1991. – Т.1. – С.426.
Задание 4. “Душа человека - своеобразный сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно - частичное, ограниченное эгоистическое, а другое - всеобщее, бесконечное и беспристрастное. Конечная жизнь, которая одинакова у человека и у животных, привязана к телу и взирает на мир с позиции “здесь” и “теперь”. Любовь и ненависть, основанные на служении своему “я”, принадлежат конечной жизни. Любовь мужчины и женщины, родителей и детей, пока она не выходит за рамки инстинкта остается животной, она становится бесконечной, когда она преодолевает инстинкт и перестает подчинятся только целям конечного “я”. Ненависть к врагам и любовь к союзникам люди разделяют с другими стадными животными; они считают Вселенную расположенную вокруг одного центра, одного борющегося “я”. Конечная жизнь содержит в себе все, что отделяет нас от других людей и от Вселенной; она порождает мысли и желания, которых не может быть у других, все заблуждения и ошибки, все амбиции, приводящие к вражде”. Рассел Б. Почему я не христианин. – М., 1987. – С.23-24.
Задание 5. “Не помню, кто-то назвал человека животным, создавшим богов и поклонившимся им. Эта характеристика не лишена известной доли верности и как нельзя более подходит в данном случае. Из простого факта последовательности и сосуществования явлений, полученного путем наблюдения над совокупностью фактов, человек создал судьбу, рок закона, с железной необходимостью правящий в себе прошлое, настоящее и грядущее. Как самоед, вырезав из дерева своими реками идола, делает его богом, приносит ему жертвы и падает перед ним ниц, так же и человек, гипостазируя обычные гипотетическое обобщение, создал из него неумолимого Мойру, в книгах которой написано будущее. Этим мы не хотим сказать, что мы отрицаем причинность и открещиваемся от закона, как черт от ладана: плавать в туманных облаках метафизического детерминализма и абсолютной свободы воли - дело безнадежное... Но мы хотим...”. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. – С.515.
Задание 6. “Человек чувствует себя товаром, предназначенным привлекать покупателей на самых благоприятных, дорогих условиях. Человек-товар с надеждой выставляет бирку, пытается выделиться из ассортимента, лежащего на прилавке, он старается быть достойным самого дорогого ценника, но если его не замечают, а других берут, то он может быть обвинен в неполноценности и никчемности. Какими бы высокими не были его человеческие качества... С раннего детства человек узнает, что быть молодым значит пользоваться спросом и что ему тоже придется “выйти” на рынок личностей. Ничего удивительного, что в этих условиях чувство самоценности человека сильно страдает. Условия для самоуважения - не в его власти. В рыночной ориентации человек теряет тождество с собой, он становится отчужденным от себя”. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – М., 1989. – С.209-210.
Задание 7. “... Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это прежде всего проект, переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста... Если существование предшествует сущности то человек ответственен за то, что он есть. Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование... Человек - это тревога. Человек ответственный за себя, а значит и за человечество, не может не испытывать тревогу... Человек осужден быть свободным... Мы одиноки и нам нет извинений...” Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989. – С.323
Задание 8. “Итак, во всех технических прогрессах господствует смысл, который располагает всеми человеческими поступками и поведением, и не человек выдумал или создал этот смысл. Мы не понимаем значения зловещего участия власти атомной техники. Смысл мира техники скрыт от нас. Но давайте же специально обратимся и будем обращены к тому, что этот сокрытый смысл повсюду вас затрагивает в мире техники, тогда мы окажемся внутри области. Которая и прячется от нас, и, прячась, выходит к нам. А то, что показывается и в тоже время уклоняется - разве не это мы называем тайной? Я называю поведение. Благодаря которому мы открываемся для смысла, потаенного в мире техники, открытостью для тайны...” Если отрешенность от вещей и открытость для тайны пробудятся в нас, то мы выйдем в путь, который ведет нас к новой почве для коренения и стояния. На этой почве творчество может пустить новые корни и принести плоды на века. Так в другой век и несколько по другому сбываются вновь слова Иогана Петера Гебела: “Мы растения, которые - хотим ли мы осознать это или нет - должны крепиться в земле, чтобы, поднявшись, цвести в эфире и приносить плоды”. Хайдгер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991. – С.110-111.
Задание 9. “Существование человека - не круговорот, просто повторяющийся в поколениях, и не ясное, открывающееся себе существование. человек прорывается через пассивность постоянно вновь возникающих тождественных кругов, и от его активности зависти продолжение движения к незнакомой цели. Поэтому человек расщеплен в глубине своей сущности. Как бы он не мыслил себя, он противостоит самому себе, он противостоит самому себе и всему остальному. Все вещи он видит в противоречиях. Каждый раз смысл становится иным. Расщепляется ли он как дух и плоть, как рассудок и чувственность, как душа и тело, как долг и склонность, противопоставляет ли его бытие и его явление, его деятельность и мышление, то, что он делает, и то, что он полагает делать. Решающее в этом - что он все время должен противопоставлять себя себе. Нет человеческого бытия без расщепления. Но он не может на этом остановиться. То, как он себя преодолевает, составляет способ проникновения в себе...”. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С.387.
Задание 10. “Зрелище - петля, - говорит Гамлет, - чтоб поймать сознанье короля”. Отлично сказано: поймать. Здесь сознание либо стремительно движется, либо замыкается в себе. Его приходится ловить на лету, в тот едва различимый миг, когда оно окидывает самого себя беглым взглядом. Обыкновенный человек не очень-то любит медлить. Напротив, его все торопит. Но, с другой стороны, ничто не занимает его больше, чем он сам, в особенности то, кем он мог бы быть. Отсюда его пристрастие к театру, к зрелищу, где ему предлагается столько судеб, поэзию которых он вбирает в себя, не страдая при этой от заключенной в них горечи. По крайней мере, в таких случаях можно наблюдать бессознательно живущего человека, и то, как он спешит на встречу, невесть какой надежде. Человек абсурда начинается там, где кончается человек. Питающий надежды, где дух. Перестав восхищаться игрой со стороны, хочет сам в нее вступить”. Камю А. Миф о Сизифе. – М., 1993. – С.517.
Задание 11. “Боги обрекли Сизифа вечно вкатывать на вершину горы огромный камень, откуда он под собственной тяжестью вновь и вновь низвергается обратно к подножию. Боги не без оснований полагали, что нет кары ужаснее, чем нескончаемая работа без пользы и без надежды впереди... можно лишь представить себе предельное напряжение мышц, необходимое, чтобы сдвинуть огромный камень. Покатить его вверх и карабкаться вслед за ним по склону, стократ все, повторяя сызнова; можно представить застывшее в судороге лицо, щеку, прилипшую к камню, плечо, которым подперта глыба. Обмазанную глиной, ногу, поставленную вместо клина, перехватывающие ладони, особенную человеческую уверенность двух рук, испачканных землей. В самом конце долгих усилий, измеряемых пространством без неба над головой и временем без глубины, цель достигнута. И тогда Сизиф видит, как камень за несколько мгновений пролетает расстояние до самого низа, откуда надо снова поднимать его к вершине. Сизиф спускается в долину. Как раз во время спуска, этой краткой передышки Сизиф меня и занимает. Ведь застывшее от натуги лицо рядом с камнем само по себе уже камень! Я вижу, как этот человек спускается шагом тяжелым, но ровным, навстречу мукам, которым не будет конца. Час, когда можно вздохнуть облегченно и который возобновляется столь же неминуемо, как и само страдание. Есть час просветления ума. В каждое из мгновений после того, как Сизиф покинул вершину и постоянно спускается к обиталищам богов, он возвышается духом над своей судьбой. Он крепче обломка скалы”. Камю А. Миф о Сизифе. – М., 1993. – С.541-543. [1] Фейербах Л. Фрагменты и характеристики моей философской биографии Соч., Т. 1. – С. 248. [2] Трубецкой С.Н. Чему нам надо учиться у материализма // Вопросы по философии 1989. – №5 – С.109. [3] Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки // Собрание сочинений в 8-ми томах – М.: Правда, 1981. – С. 110. [4] Анимизм (от лат. Anima – дух, душа) одухотворение природы, наделение ее свойствами, присущими человеку. [5] Фетишизм (от fetiche – идол, талисман) – поклонение материальным предметам, фетишам, которым приписывается сверхъестественные свойства. [6] Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989.- С.269 [7] Там же [8] Термин «метафизика» в философии употребляется в двух значениях: 1) «метафизика» как синоним «философия». Аристотель все науки делил на две группы: физика – наука о природе; метафизика (над физикой) - наука о человеке; 2) метафизика как противоположный диалектический метод познания. [9] Соловьев В.С. Исторические дела философии //Вопросы философии - 1988. - №8. – С.125. [10] Бабушкин В.И. О природе философского знании. - М., Наука, 1978, - С.143-189. [11] Веды – древнеиндийский памятник литературы, сборник текстов, созданных с середины II-го тысячелетия до н.э. по VI в. до н.э.; в них сформулированы понятия, составляющие основу индийского религиозного и философского мировоззрения; брахман и Атман, Рита, сатья, драхма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья. [12] См.: Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. – 1988. – №8. – С.119–125 [13] Здесь и далее цит. По: Рогальская П. Основы буддизма // АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. – №4. – 1990. – С.286-306. [14] Источник: АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. – №4. – 1990. – С.286-306. [15] Цит. по: Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23. [16] Подробнее см.: Маслов А.А. Традиции духовного и физического воспитания Китая. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 78 с. [17] Цит. по Человек. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23. [18] Цит. по Человек. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23. [19] Цит. по Лосев А.Ф.. Страсть к диалектике. – М.: Советский писатель, 1990. – С.57-58. [20] Платон. Сочинения. – М., 1971. – т.3 – ч.1. – С.539. [21] Гераклит // Антология мировой философии. – Киев: УМК ВО, 1991. – т.1 – ч.1 – С. 55. [22] Герцен А.И. Письма об изучении природы // Сочинения в 2-х томах. – М.: Мысль, 1985. – т.1. – С.287. [23] Телеология – учение об объективной целесообразности. [24] Источник: Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986 – 607 с. [25] Позже, в эпоху Возрождения и Просвещения термин «схоластика» приобрел негативный смысл и стал означать бесплодное и бессодержательное умствование, пустую словесную игру. [26] Аверроизм – философское учение, восходящее к идеям арабского философа Ибн Рушда (Аверроэс), материалистическая трактовка учения Аристотеля, утверждается вечность материи и движения, бог рассматривается лишь в качестве первопричины сущего. Рассматривая душу как форму материи, аверроисты отрицали бессмертие индивидуальной души, призывая единство и вечность мирового разума. [27] Здесь Арабская философия понимается как арабоязычная, включающая в себя все страны, бывшие под влиянием Арабского Халифата. [28] Фома Аквинский Сумма теологии // Антология мировой философии – М.:, 1969. - Т.1 - Ч.2 - С. 841 [29] Цит. по Боргош Ю. Фома Аквинский – М.: Мысль, 1975. – С.73. [30] Цит. по Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, - С.75. [31] Там же. – С.43. [32] Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С.159. [33] Михаил Пселл. О душе и уме // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.149. [34] Библия. Бытие 3; 5 [35] Библия. Второзаконие, 29; 19 [36] Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. [37] Здесь «Источник» будет употребляться в двух значениях: как исторические, общекультурные причины возникновения отечественной философии и как древние философские тексты, служащие нам первоисточником в изучении философии. [38] См.: например: Введение в философию – М.: ИПЛ, 1989. – Ч.1. – С. 192-223. [39] Там же: С. 212. [40] См.: Костомаров М. Книга буття українського народу // Кирило-Мефодіївське товариство: В 3 т. К., 1990. – Т.1. – С. 162-169. [41] Россия: Энциклопедический словарь. – Л.: Лениздат, 1991. – С.833. (словарь составлен на основе материалов Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона – тт. 5, 4, 55). [42] Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. – М.: Советский писатель, 1991. – С.74. [43] Костомаров М.І. Слов’янська міфологія. – Київ: Либідь, 1994. – С.201. [44] Илларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати // Златоструй. – М., 1990. – С.113-114. [45] Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние. [46] Апокрифы – произведения, написанные на сюжеты Ветхого и Нового заветов, но не вошедшие в канонический текст Библии, признанные официальной церковью “ложными” и запрещенными для чтения. [47] Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и о теле // Златоструй. – М., 1990. – С.193-194. [48] Речь философа // Повесть временных лет // Златоструй. – М., 1980. – С.62-63. [49] Туровский К. Слово о расслабленном // Златоструй. – М., 1980. – С.211. [50] Туровский К. Притча о человеческой душе и о теле // Златоструй. – М., 1980. – С.199. [51] Владимир Мономах. Поучение // Златоструй – М., 1980. – С.165. [52] Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: Антология в 2 т. – М:., 1981. – Т.1. – С.249. [53] Монтень. Опыты. – М.: Правда, 1991. – С.61. [54] Энгельс Ф. Диалектика природа. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.20. – С.346-347. [55] См.: Там же. – С.346-347. [56] Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. – М., 1955. – С.23. [57] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. 2-е изд. – Т.20 – С.347. [58] Гелиоцентризм (греч. hlvz – солнце) – солнце в центре системе планет. [59] Кампанелла Т. Город Солнца // Утопический социализм. Хрестоматия. – М.: ИПЛ, 1982. – С.83-84. [60] Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. – М., 1990. – С. 75-76. [61] Бэкон Ф. Новый Органон// Антология мировой философии. – Киев, 1991. – Т.1. – Ч.2. – С. 9-11. [62] Декарт Р. Рассуждение о методе // Антология мировой философии. – Киев, 1991. – Т.1. – Ч.2. – С. 78. [63] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – Т.20. – С.349. [64] Спиноза Б. Избр. произв. в 2-х т. – М., 1957. – Т.1. – С.384. [65] Гольбах П. Избр. Произв. в 2-х т. – М., 1963. – Т.1. – С.492. [66] Гольбах П. Система природы // Избр. Произв. – М., 1963. – Т.1. – С.57. [67] Гольбах П. Система природы // Избр. Произв. – М., 1963. – Т.1. – С..112. [68] Ламетри Ж.О. Человек-машина // Сочинения. – М., Мысль, 1983. – С.183, 221. [69] Горький М. – // Полн. собр. соч. – Т.7. – С.364. [70] См. Біднов В. Школа й освіта на Україні // Українська культура: Лекції за редакцією Дмитра Антоновича. з К.: Либідь, 1993. – С. 50-59. [71] Українська культура. – К.: Либідь. 1993. – С. 55-56. [72] Цит. по: Українська культура. – Київ, Либідь, 1993. – С.171. [73] Сковорода Г. Твори в двох томах. – Київ, 1961. – Т.1. – С.536. [74] Сковорода Г. Твори в двох томах. – Київ, 1961. – Т.1. – С.16. [75] Сковорода Г. Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К.: УМК ВО, 1991. – Т.1., ч.2 – С.262. [76] Цит. по: Українська культура. – Київ: Либідь, 1993. – С.174. [77] Сковорода Г.С. Наркисс // Твори в 2-х т. – К., 1961. – С.41. [78] Сковорода Г.С. Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К.: УМК ВО, 1991. – Т.1., ч.2 – С.262. [79] Трансцендентальное (от лат. Truscendens - перешагивающий, выходящий за пределы) – то, что находится за пределами эмпирического бытия; у Канта – за пределами опыта. [80] Кант И. Сочинения в 6-ти томах. – М.: 1963-1966. – Т.3. – С.591. [81] См.: Нарский Н. С. Западно-европейская философия XIX века. – М., Высшая школа, 1976. – С.61. [82] Антиномия – сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование. [83] См.: Кант И. Критика чистого разума // Антология мировой философии. – К., 1992. – Т.1. – Ч.3. – С.13. [84] Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6-ти томах. – М., 1963-1966. – Т.4. – Ч.1. – С.279. [85] Гегель Г.В. Сочинения в 14-ти томах. – М., - Л., 1929-1959. – т.VIII. – С.414. [86] Гегель Г.В. Сочинения в 14-ти томах. – М., – Л., 1929-1959. – т.VIII. – С.414. [87] Фейербах Л. Избран. филос. произв. в 2-х т. – М., 1955. – т.1. – С.202. [88] Там же. – Т.II. – С.713. * Так обозначены работы, написанные совместно с Ф.Энгельсом. [89] Отчуждение – превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. [90] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.3. – С. 4. [91] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.332. [92] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.333. [93] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.216. [94] Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.42. – С.290. [95] Кирилло-Мефодиевское братство – тайное общество, созданное в 1845 году с целью создания федерации свободных славянских республик; в 1847 году по доносу члены общества были арестованы и высланы, среди них: Н. Костомаров, П. Кулиш, Т. Шевченко. [96] Костомаров М.І. Закон Божий (Книга буття українського народу). – К.: Либідь, 1991. – С.22. [97] Потебня А. А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - С.180-181. [98] Цит. по кн.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР в 2-х томах – М., 1956. – Т.11. – С.602. [99] Цит. по кн.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР в 2-х томах – М., 1956. – Т.11. – С.605. [100] Франко И. Избр. соч. – Т.1. – С.367. [101] Франко І. Твори. – Т. 13. – С.324-325. [102] Франко И. Избр. соч. – М., 1948-1951. – Т.1. – С.145. [103] Франко І. Зібр. творів: 50 т. – К., 1988. – Т.45. – С.40. [104] Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе // Философские произведения. – М., Правда, 1990. – С.181. [105] Цит. по Г. Шад. Философское наследие П.Д. Юркевича // Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.585. [106] Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.634. [107] Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.636. [108] Юркевич П. Д. Философские произведения. – С., 1990. – С.637-638. [109] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1958. – С.44. [110] Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989. – С.323. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|