Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психологические, юридические и экономические аспекты предпринимательской деятельности





Становление предпринимательства как особого вида деятельности связано с развитием рыночных отношений, хотя некоторые его элементы имели место в период плановой экономики. Столь поздний переход к предпринимательству, особенно на базе негосударственной формы собственности, связан со многими объективными и субъективными факторами. Наличие объективных факторов обусловлено тем, что предпринимательство не «вписывается» в командно-административные методы управления, присущие плановой экономике.

Выделяют 3 психологические проблемы предпринимательства:

1) политико-психологическую проблему взаимоотношений предпринимательства с государством,

2) проблему образа предпринимателя в массовом сознании,

3) проблему изучения психологического портрета предпринимателя.

Действуя в условиях неопределенности, отсутствия гарантий, создавая новые, часто рискованные комбинации, позволяющие удовлетворить общественные потребности, предприниматель берет на себя функцию риска и прогресса в экономике. Функция контроля возлагается на государство, чтобы сохранить надежность и стабильность экономики. Именно так распределяются функции между этими необходимыми взаимодополняющими друг друга элементами хозяйственного организма.

Нарушение оптимального соотношения и функционирования элементов единой системы приводит к экономическим кризисам. От государства ожидается такая форма регулирования, которая, с одной стороны, давала бы достаточные возможности для проявления экономической инициативы и творчества, с другой, устанавливала бы в интересах общества и потребителя барьеры против произвола.

Если образ предпринимателя в зеркале социологического анализа скорее негативен, то «автопортрет», или образ предпринимателя в собственных глазах, получился со знаком плюс. Это свидетельствует о ярко выраженной профессиональной удовлетворенности предпринимателя.



Существует два подхода к проблеме поиска субъективных психологических предпосылок успешной экономической деятельности. Первый относит предпринимателей к особой категории людей, наделенных определенными психологическими качествами. Согласно другому, предпринимательской активностью обладают все, но в разной степени. Поскольку круг предпринимателей невелик, то господствует первый подход.

К важным для психологического портрета предпринимателя группам качеств относят следующие:

интеллектуальные качества: компетентность, развитое воображение, фантазия, развитая интуиция, креативность, перспективное мышление;

коммуникативные качества: талант координатора усилий людей, способность и готовность к социально лояльному общению и в то же время готовность идти против течения;

мотивационно-волевые качества: склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Для предпринимателя признаются наиболее существенными следующие психологические качества.

Особенности мышления

1. Способность к экстраполяции. Обладая глубокими и широкими знаниями, предприниматели интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации.

2. Способность к разработке нескольких проблем одновременно. Слишком высокий показатель упорства для успешно действующих предпринимателей нежелателен. Требуется гибкость, составляющая важнейший аспект поведения.

Для нормального развития предпринимательства необходима благожелательно настроенная политическая среда. В периоды устойчивого экономического роста вновь созданные предприятия нуждаются, возможно, даже в большей внешней помощи и поддержке государства и общества, нежели в периоды спада.

Социология рассматривает предпринимательство не как свод абстрактных принципов, а как составляющую конкретных культурно-исторических типов. Последние для социолога различаются по хозяйственным эпохам и специфичны для разных сообществ, будь то Россия или Китай, Германия или Англия, в пространстве которых разворачивается свой особый хозяйственный дух.

История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает более 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса. Как известно, малое предпринимательство является движущей силой экономического развития любой страны. Не создав условий для развития предпринимательства, нельзя преобразовать крупные промышленные предприятия, сельское хозяйство, наш быт. Малое предпринимательство мобильно в рыночных условиях, способно насытить рынок товарами и значительно пополнить государственный бюджет налоговыми поступлениями. Оно активизирует население к ведению собственного дела, поиску финансовых и материальных ресурсов.

Разработка и привязка локальных программ по малому предпринимательству к конкретной территории позволяет эффективно использовать ограниченные внутрирегиональные ресурсы, нерентабельные для крупных объектов. Оптимальная по занятости населения масса малых предприятий может даже стать аналогом крупных градообразующих производств. В такой ситуации малый бизнес перерастает в большой.

Одним из базовых законов для развития предпринимательства является закон "О поддержке малого и среднего предпринимательства", принятый 1 июля 2010 г. (изменения и дополнения 12 июля 2013 г.) Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства. Закон определяет систему государственной поддержки через формирование торгово-промышленных палат, центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, фондов финансовой поддержки предпринимателей, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, государственные программы поддержки малого предпринимательства, целевые фонды нежилых помещений. Закон обязывает местные органы власти оказывать системную поддержку малому предпринимательству.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 года №260 "О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям" создано Министерство предпринимательства и инвестиций.

В функции Министерства входит:

– методическое обеспечение, прогноз и планирование предпринимательских структур;

– инвестиционная деятельность;

– поддержка предпринимательства, в том числе и через инфраструктуру поддержки предпринимательства;

– антимонопольное регулирование;

– развитие конкуренции;

– контроль за рекламной деятельностью.

16 января 2009 г. № 1 был принят декрет Президента РБ «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (изменения и дополнения: 25.02.2014).

Факторы предпринимательства в разрезе социальной и экономической сред:

– стремление людей к улучшению своего благосостояния, расширению круга запросов и потребностей. Желание жить лучше, богаче – естественное стремление человека. Предпринимательская деятельность в различных сферах жизни человека – самый короткий путь к благополучию и процветанию;

– повышение материального и культурного уровня жизни приводит к росту денежных доходов и накоплений, которые можно вложить в «дело» и получить дополнительный доход. Этот фактор способствует расширению предпринимательской деятельности, накоплению капитала и увеличению возможностей предпринимательства в решении крупномасштабных задач, т.е. это уже может перерасти в возможность решения некоторых социальных задач странового характера. Собственное «дело» является одной из форм связи работника (человека) с собственностью (материально-вещественными факторами производства). Социально ориентированная рыночная экономика посредством предпринимательства содержит внутренний потенциал, способный изменить связь человека и средств производства;

– безработица, которая появляется как следствие банкротства или закрытия убыточных государственных предприятий, при рассмотрении в определенных условиях и ситуациях, может служить источником квалифицированных кадров для предпринимательской деятельности. Что приведет к снятию социального напряжения в обществе. И, пожалуй самый важный фактор, – человек. Человек, по своей природе и сущности, всегда стремится быть независимым, самодостаточным, самовыразиться, добиться уважения, альтруизма и взаимопомощи. Без «желания» не возможен ни один бизнес, ни одна сделка;

– простая организационная структура, небольшая численность работающих, быстрое принятие решений способствует мобильности производства малых предприятий. Они способны в короткие сроки менять и расширять номенклатуру товаров и услуг, занимать свое место во всех областях экономики, а это значит, что они могут быстро преобразовать страну, улучшить жизнь людей.

Среда предпринимателей складывается, в основном, из среднего класса. Из людей которым есть к чему стремиться и что терять. Нередко к предпринимательской деятельности человека подталкивают сложные обстоятельства, к примеру, потеря работы или неспособность прокормить семью за одну «среднестатистическую» зарплату, увеличение числа предпринимателей намного чаще оказывается проявлением кризиса, и совершенно не говорит о «расцвете». Иногда же он просто хочет ни от кого не зависеть и иметь будущее сделанное своими руками, с гарантией в завтрашнем дне. Но, естественно, как только будущий «бизнесмен» подходит к началу своей деятельности, он начинает понимать, что не все тут зависит от него, от желаний и решимости. Главным фактором влияющим на дальнейшие перспективы, конечно же, выступает государство.

 

3. Сущность технологического предпринимательства. Типы
и виды предпринимательства

Сущность технологического предпринимательства см. п.1.

В зависимости от правового статуса лица различают:

1. Предпринимательскую деятельность, осуществляемую без образования юридического лица или индивидуальное предпринимательство.

Индивидуальное предпринимательство означает, что предпринимательство осуществляется гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с порядком, установленном законодательством. Гражданин может участвовать в деятельности коммерческой организации, являясь индивидуальным предпринимателем, и в этом случае надо различать деятельность этого гражданина как индивидуального предпринимателя и деятельность коммерческой организации как самостоятельного субъекта предпринимательства. Гражданин может участвовать в деятельности коммерческой организации и не являясь индивидуальным предпринимателем, например, работая по трудовому договору (контракту) в акционерном обществе, но участвуя в управлении этого акционерного общества посредством принадлежащих ему акций. В этом случае субъектом предпринимательства будет само акционерное общество.

Индивидуальное предпринимательство возможно в порядке, предусмотренном действующим законодательством с учетом запретов и ограничений на занятие предпринимательской деятельностью установленных в отношении граждан, выполняющих работы или занимающих должности несовместимые с занятием предпринимательством. Так, ст. 22 Закона Республики Беларусь
«О государственной службе в Республике Беларусь» установила ограничения, связанные с государственной службой. Государственный служащий не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного или подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде; выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде.

2. Предпринимательскую деятельность, осуществляемую с образованием юридического лица или коллективное предпринимательство.

Коллективное предпринимательство должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством о юридических лицах, коммерческих организациях. По общему правилу выбор той или иной организационно-правовой формы юридического лица осуществляется самими гражданами или юридическими лицами. При этом для отдельных видов предпринимательской деятельности наиболее эффективными могут оказаться вполне определенные организационно-правовые формы коммерческих организаций.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: предпринимательство государственное и предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства – основная, определяющая.

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника – соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Таким образом, в РБ существует несколько видов предпринимательской деятельности. Каждый из этих видов – государственное и частное предпринимательство – имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. В том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.