Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ





Международные аспекты таких проблем, как рост народонаселе­ния, его старение в промышленно развитых странах, загрязнение окружающей среды, непосредственным образом связаны с вопросами ' глобализации и взаимозависимостью современного мира, а также с хо­зяйственной деятельностью человека, неравномерностью распределе­ния и ограниченностью природных ресурсов на Земле. В свою очередь вопросы народонаселения и окружающей среды увязаны между собой. Рост народонаселения влияет на окружающую среду по крайней мере двояким образом. Во-первых, увеличение численности проживающих на планете влечет за собой потребление большего количества продук­тов питания, энергии и других ресурсов. Во-вторых, происходит воз­растание экономической активности, что сказывается на загрязнении окружающей среды за счет выхлопных газов, загрязнения воздуха, вод­ных ресурсов и т.п.

Увеличение численности проживающих на Земле людей, эколо­гические проблемы влияют на изменение климата, окружающей сре­ды и воздействуют не только на отдельные страны или регионы (хотя «которые в большей степени испытывают давление тех или иных проблем, но и на все человечество в целом. Именно поэтому они получили название глобальных проблем. При их анализе М.М. Максимова подчеркивает, что все они:

■ «приобрели поистине планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы народов всех государств;

■ угрожают человечеству серьезным регрессом в дальнейшем развитии производительных сил, в условиях самой жизни;

■ нуждаются в неотложных решениях и действиях по преодолению и предотвращению опасных последствий и угроз жизнеобеспечению и безопасности граждан;

■ требуют коллективных усилий и действий со стороны всех государств, всего мирового сообщества».

В то же время различные страны и регионы в разной степени под­вержены воздействию глобальных проблем и располагают различны­ми средствами для их решения. Отсюда и различные к ним подходы.

Каковы перспективы развития глобальных проблем, среди кото­рых одно из главных мест занимают вопросы демографии и экологии? Насколько они угрожают человечеству? Не будут ли демографические и экологические вопросы источником новых конфликтов? Или, воз­можно, эти угрозы сильно преувеличены?

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА

Два столетия назад английский исследователь Т. Мальтус выступил с теорией, согласно которой численность людей на земном шаре растет быстрее, чем возможности их обеспечения продуктами питания. В этом он видел серьезные политические последствия и предлагал при­нять меры, например, по ограничению рождаемости, среди которых одной из главных было позднее вступление в брак. Эти идеи вызвали бурную дискуссию, у них появились сторонники и противники, а сама теория оказала значительное влияние на развитие общественной мысли.

Затем на некоторое время идеи Мальтуса отошли на второй план, но в начале второй половины XX столетия, в связи с резким ростом численности населения в развивающихся странах, вновь заговорили о надвигающейся катастрофе перенаселения планеты. Это не просто возродило интерес к представлениям Мальтуса, а дало жизнь новому направлению в науке, которое получило название неомальтузианства.

Вопросам народонаселения были посвящены и доклады Римско­го клуба, объединившего различных по взглядам исследователей мира для решения глобальных проблем. Однако наихудшие опасения не оправдались: научно-технические инновации дают возможность, по крайней мере пока, более рациональными способами решать эту про­блему. Так, внедрение новых научных разработок в сельское хозяйство во второй половине XX столетия позволило резко повысить урожаи зерновых (производство зерна стало опережать темпы роста населе­ния) и справиться с голодом. Впоследствии это получило название зеленой революции. Еще большие возможности для производства про­дуктов питания обещают открыть биотехнологии. Правда, здесь воз­никают опасения относительно того, насколько полученные с их по­мощью продукты безвредны для здоровья человека. Но сегодня, когда от недоедания страдают около 1 млрд человек, вопрос об использова­нии биотехнологий решается скорее положительным образом.

Между тем, несмотря на возможности, открываемые научно-техническим прогрессом, проблема населения Земли, а также использования человеческих ресурсов продолжает оставаться одной из важнейших в политическом развитии современного мира. Население планеты составляет примерно 6 млрд человек, причем если обратиться к истории, то можно увидеть, что этот прирост шел неравномерно. Численности в 1 млрд человечество достиг ло к первой четверти XIX столетия, 2 млрд — в середине XX в. Затем наблюдается резкий скачок: на 1 млрд население Земли увеличивается уже каждые 11 лет. По оценкам ООН, в последующие 50 лет оно достигнет 9300 млн человек.

Однако есть и другие прогнозы. Например, австралийские демографы более сдержанны в оценках темпов роста населения. По их подсчетам, к 2070 г. оно составит 8,4 млрд, а потом будет уменьшаться и ни­когда не достигнет критической отметки в 9 млрд человек. Близкой точки зрения придерживается С.П. Капица. Он считает, что население.' 5емли находится в некоей точке, после которой его увеличения не пред- видится и начнется стабилизация.

Надо сказать, что в последние годы прогнозы относительно роста численности населения стали более сдержанными. Так, эксперты ООН еще в 1980 г. предсказывали увеличение численности планеты к 2050 г. шо 10 млрд человек. Причинами корректировок стали и более строгие методологические подходы к оценкам, о чем свидетельствуют работы С.П. Капицы, и более аккуратное обращение со статистикой. К этому можно добавить и другие факторы. Например, во многих государствах {прежде всего в Европе), в 1980-е гг. упала рождаемость, а в развиваю­щихся странах демографический рост не был столь бурным, как ожидалось. В результате всех этих тенденций некоторые панические настроения, связанные с неомальтузианскими представлениями об угрозе перенаселения планеты, пошли на спад, хотя и не исчезли вовсе.

Сегодня говорят о трех вариантах основных прогнозов изменения числа живущих на Земле: резком увеличении, умеренном и незначительном.

Однако важен не только абсолютный показатель населения земного шара, но и его состав (этнический, тендерный, по возрастным группам и т.п.), а также распределение прироста и численности населения различным регионам мира. Прирост населения осуществляется глав- VI образом за счет стран «Юга». В связи с этим демографические про- мы тесным образом связаны с отношениями «Север—Юг». Так, Ирак имел один из наиболее высоких процентов прироста населения, который составлял около 3% в год, а Индия занимала лидирующее положение по абсолютным показателям. По некоторым оценкам, она достигнет ежегодного прироста в 600 млн человек к 2050 г. и превзойдет Китай к государство, имеющее сегодня наибольшую численность населения.

В ежегодном отчете ООН за 2001 г. отмечается, что население 48 беднейших стран мира к 2050 г. увеличится в 3 раза, несмотря на то что этот рост будет сдерживать эпидемия СПИДа в Африке. Из мате­риалов ООН за предшествующие годы следует, что если с 1950 по 1955 г. на развивающиеся страны приходилось 79% ежегодного при­роста населения, то за 1990—1995 гг. этот показатель достиг 95%. По прогнозам на 2045—2050 гг., весь прирост населения будет проис­ходить за счет стран «глобального Юга». Такая неравномерность в уве­личении численности населения между развивающимися и развиты­ми странами получила название демографического разрыва между северным и южным полушариями.

Для развивающихся стран, в которых особенно актуальна про­блема увеличения численности населения, характерны высокий уровень рождаемости и многодетные семьи. Однако одновременно здесь высок и уровень детской смертности. В развитых государствах, напротив, довольно низки оба показателя — рождаемости и детской смерт­ности. В среднем если в развитых странах на одну женщину условно приходится 1,6 ребенка, то в развивающихся — 3,4. В последние годы при оценке демографической ситуации все больше внимания обраща­ют на эпидемию СПИДа, которая затронула, во-первых, прежде всего страны «глобального Юга»; во-вторых, молодое поколение.

Крайне высокий уровень рождаемости в развивающихся странах ведет к еще большей бедности населения, поскольку семьям необходимо содержать малолетних детей. Как показал еще Ф. Энгельс, бедные семьи вынуждены тратить значительно больший процент своего бюджета на питание по сравнению с теми, у кого доходы выше. Однако как только ВНП на душу населения увеличивается, начинают улучшаться условия жизни. В результате такие государства обычно проходят через так называемый демографический транзит. В начале этого процесса уровни смертности и рождаемости близки друг к другу. Затем происходит резкое превалирование рождаемости над смертностью (вследствие улучшения здравоохранения, обеспечения продуктами питания и водой). После завершения транзита две эти кривые снова сближаются, но уже за счет значительного падения рождаемости. Стран Европы и США прошли через демографический транзит в период cо второй половины XVIII по первую треть XX в. Большинство же остальных государств пока находятся на стадии демографического транзита.

Если брать в целом население земного шара, то сейчас эти две кривые сближаются. Данная тенденция получила название стабилизационного отношения и также рассматривается как основание для признания необоснованности пессимистических настроений относительно перенаселения планеты.

В период демографического транзита меняются и другие демог­рафические показатели. Например, повышается образовательный уровень населения, увеличивается средняя продолжительность жизни., Характерное для развивающихся стран преобладание молодого населения (где семьи многодетны, а продолжительность жизни относительно низка) сменяется «лидерством» более старшей возрастной группы. Кстати сказать, по данным экспертов ООН, к 2050 г. население планеты состарится, так как возрастет продолжительность жизни. В результате 60-летних станет втрое больше, чем сейчас, а число тех, чей возраст превышает 80 лет, увеличится в 5 раз. И это несмотря на то, что каждые 9 из 10 человек будут проживать в развивающихся странах. Это влечет за собой ряд экономических проблем, связанных с обеспечением людей пенсионного возраста. Для их решения предлагаются уже используются разные варианты, в том числе повышение возрастного порога при выходе на пенсию.

При анализе демографической политики в развивающихся странах некоторые авторы, например Л. Браун, обращают внимание на опасность попадания в «демографическую ловушку», когда государство Ориентируется на увеличение рождаемости для того, чтобы получить больше рабочих рук, и не обращает внимания на высокую смертность.

В низкий уровень жизни, что ведет к усилению социальной напряжен­ности и конфликтам.

Для развитых стран, прошедших демографический транзит, в отличии от развивающихся характерен либо небольшой прирост населения, либо даже его спад. Поэтому, по прогнозам ООН, к 2050 г. в раз­витых странах (за исключением США) будет отмечаться уменьшение численности населения. Ждет сокращение населения и Россию, по не­которым оценкам — до четверти, хотя есть и более оптимистичные про­гнозы.

Внутри отдельных государств также существуют различия в при­росте населения. Обычно в сельских районах он выше, чем в городс­ких. У социальных групп с высокими доходами, как правило, меньше детей в семье по сравнению с теми, кто имеет низкие доходы.

Различия в условиях жизни населения разных стран, конфлик­ты, нехватка ресурсов порождают такой феномен, как миграция насе­ления. При оценке миграционных потоков возникают сложности: не всегда, например, удается получить точные цифры, потому что доволь­но большой процент составляют нелегальные иммигранты, т.е. те, кто живет в чужой стране незаконно, а также беженцы. С ними и переме­щенными лицами — особые сложности. К последней группе принад­лежат покинувшие места прежнего проживания из-за социальных, эко­логических или политических трудностей, но не имеющие при этом статуса беженца в другой стране, либо оставшиеся в пределах своей страны. Несмотря на предпринимаемые усилия, количество беженцев, согласно только официальным данным, остается высоким.

Большое количество лиц, покидающих свою страну, например в Афганистане, обусловлено политической ситуацией и конфликтом в стране, а в Эфиопии — крайне тяжелыми условиями жизни. По оцен­кам Института мировых ресурсов, в конце.1990-х гг. за пределами сво­их стран было около 140 млн человек (в том числе нелегальные им­мигранты и беженцы). Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев приводит цифры, согласно которым в конце XX сто­летия возросло число беженцев. По этим данным, их было в 1995 г. 27,4 млн человек, хотя в 1999 г. этот показатель снизился до 21,5 млн. 11аибольшая численность беженцев и перемещенных лиц является следствием конфликтов. Так, еще до начала антитеррористической опе­рации в Афганистане эту страну были вынуждены покинуть более 6 млн человек; конфликт в Руанде в середине 1990-х гг. оставил без крова около 2 млн, что оказалось настоящей катастрофой и для сосед­них стран, а конфликты в бывшей Югославии заставили уехать из нее около 3 млн человек. Вообще, надо заметить, Европа не знала такого потока беженцев со времен Второй мировой войны.

Основные потоки эмигрантов в 1990-е гг. направлялись в США, Канаду, страны ЕС, Австралию. В Европе в начале 1990-х гг. наибольшее число иммигрантов приходилось на Германию. Они составляли примерно 7% ее жителей. Всего в европейских странах было примерно 5% иммигрантов. А США в конце 1990-х гг., согласно данным, которые приводит Барри Хагес, принимали несколько сотен тысяч человек и еще около четверти миллиона составили нелегальные иммигранты.

Иммигранты обычно имеют меньшие доходы, чем коренное население, хотя и большие по сравнению с тем, что могли бы получить на родине. Государства по-разному относятся к иммигрантам. Дефицит рабочей силы в той или иной области побуждает к приему их на работу. Однако слишком большое число приезжих нередко ведет к социальной напряженности (поскольку они занимают рабочие места) развитию ксенофобии (т.е. неприятию лиц другой этнической группы), росту националистических настроений и активизации националистических партий, конфликтам на этнической почве, ухудшению криминогенной ситуации в стране. К тому же иммигранты нуждаются правовой и социальной защите (обеспечении жильем, пенсиями, образованием детей, здравоохранением и т.п.), что лишь расширяет круг проблем.

Миграция населения происходит, как уже сказано, не только между странами, но и внутри них. В современном мире прослеживается такая тенденция к перемещению сельского населения в города, что получило название урбанизации. Например, ожидается удвоение численности горожан по сравнению с началом XXI в. к 2030 г., Причем 4 млрд человек, как предполагается, будут жить в городах развиваю­щихся стран. Это улучшит их шансы на медицинское обслуживание, доступ к чистой питьевой воде, получение образования. Однако одно­временно урбанизация ведет к повышению опасности эпидемий (осо­бенно в развивающихся странах), террористических актов, техноген­ных катастроф со значительными человеческими жертвами. Все больше становится городов с числом жителей, превышающим 10 млн, что также создает ряд проблем — экологических, муниципального управления и т.п.

Международное сообщество начинает активно заниматься про­блемами народонаселения во второй половине XX столетия. Первая конференция ООН по народонаселению в Бухаресте в 1974 г. зафик­сировала феномен, состоящий в том, что экономическое развитие го­сударства влечет за собой снижение уровня рождаемости. В связи с этим представители «глобального Юга» призвали развитые страны оказать им экономическую помощь, которая должна привести к улуч­шению жизни и, как следствие, к сокращению темпов рождаемости. Однако на Второй конференции ООН по народонаселению, прошед­шей в Мехико (1984), был поставлен вопрос о необходимости самим развивающимся государствам внимательнее относиться к контролю за численностью населения.

Проводить политику в области народонаселения можно поощре­нием рождаемости, выдачей дополнительных пособий на детей, соци­альной защитой многодетных семей и т.п. Как и наоборот: ограничи­вать рождаемость экономическими средствами или законодательными нормами. Индия одна из первых стран, которая еще в начале 1950-х гг. приняла программу планирования семьи. Ко второй половине 1990-х гг. их имели уже около 100 стран мира (хотя не все были эф­фективными). Примечательно, что у многих развивающихся стран, согласно Б. Хагесу, такие программы либо недостаточно хорошо раз­работаны, либо вообще отсутствуют.

Третья конференция ООН состоялась в Каире в 1994 г. Она носи­ла несколько иное название — по народонаселению и развитию. В са­мом уточнении названия нашли отражение новые подходы. Пробле­мы народонаселения и развития стали рассматриваться в тесной увязке. Заявлено было, например, что вопрос о стабилизации темпов увели­чения населения земного шара может быть решен только в контексте более широкого комплекса проблем экономического и социального развития. Подчеркивалось также, что при контроле за численностью населения необходимо уделять больше внимания не только экономическим, но и гуманитарным аспектам, связанным с образованием, раскрытием творческого потенциала человека, которые выходят на первый план в начале XXI в.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.