Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ИХ СУЩНОСТЬ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ





Наука и практика управления выработали систему способов (методов) воздействия на объект управления для достижения своей конечной цели. Методы управления персоналом - это совокупность действий и способов достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность по эффективному функционированию человеческого капитала в организации.

В системе методов необходимо различать (а) методы науки управления персоналом, под которыми следует понимать совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления персоналом; (б) методы непосредственного управления персоналом, т.е. совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия субъекта управления персоналом на социально-экономические отношения по поводу накопления и использования человеческого потенциала.

Методы науки управления персоналом объединяются в две группы: первая - общенаучные методы познания, которые применяются практически во всех теоретических исследованиях. К данной группе относятся метод материалистической диалектики, научная абстракция, логический и исторический методы отображения действительности в мышлении, анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д.

Вторую группу методов науки управления персоналом образуют специальные методы познания - особенные и единичные (таблица 2.4).

Таблица 2.4.

Специальные методы науки управления персоналом

методы сбора первичной информации методы анализа методы формирования методы обоснования методы внедрения
самообследование системный анализ системный подход метод аналогий обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления
активное наблюдение рабочего дня метод декомпозиции функционально-стоимостной анализ метод сравнений;  
моментное наблюдение метод последовательной подстановки метод структуризации целей нормативный материальное и моральное стимулирование нововведений
изучение мнений метод сравнений опытный функционально-стоимостной анализ привлечение общественных организаций
анализ документов метод структуризации целей метод творческих совещаний расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов функционально-стоимостной анализ
интервьюирование нормативный метод метод контрольных вопросов
анкетирование метод коллективного блокнота
эксперимент
функционально-стоимостной анализ  

Методы непосредственного управления персоналом опираются на познание законов общественного развития, интересов субъектов рынка труда, на правовые нормы, регламентирующие основные принципы поведения этих субъектов в сфере использования возрастающего человеческого капитала. Среди этих методов различают методы прямого и методы гибкого воздействия:

- административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях (методы кнута): формирование структуры и органов управления, установление госзаказов, утверждение административных норм и нормативов, правовое регулирование, издание приказов и распоряжений, инструктирование, подбор и расстановка кадров, утверждение методик и рекомендаций, разработка положений, должностных инструкций и стандартов деятельности организации, разработка регламентирующей документации, установление административных санкций и поощрений.

- экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов (методы пряника): технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование, планирование, экономическое стимулирование, мотивация трудовой деятельности, оплата труда, капиталовложения, ценообразование, участие в прибылях и капитале, участие в собственности, налоговая система, экономические нормы и нормативы, страхование, установление материальных санкций и поощрений;

- социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей (методы убеждения ): социально-психологический анализ, социальное планирование, создание творческой атмосферы, участие работников в управлении, социальное и моральное стимулирование, удовлетворение культурных и духовных потребностей, установление социальных норм поведения, установление моральных санкций и поощрений, социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на работников.

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Под принципом управления персоналом следует понимать правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.

Принципы управления персоналоммогут быть сгруппированы в две группы:

Ø общесистемные принципы, присущие всем системам независимо от их типа (см. табл.2.5);

Ø принципы построения системы управления персоналом.

Таблица 2.5

Общесистемные принципы

Принципы системы 3.1.2 Описание
1. Функциональность   Создание системы обусловлено объективной необходимостью, она существует для выполнения определенной функции в среде.
2. Целостность Общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы; она означает также преобразование компонентов, входящих в систему, соответственно ее природе. Принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, зависимость каждого от его места, функций внутри целого
3. Иерархичность Система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой. Принцип иерархии внутри системы заключается в наличии в системе нескольких уровней, подчиненных по нисходящей, со своими зонами ответственности, ресурсами, локальными целями. Иерархичность – функциональная и структурная дифференциация систем.
  1. Организованность
Элементы (части) системы имеют связи друг с другом, взаимосвязаны и взаимодействуют определенным образом, организованы в пространстве и времени.
  1. Интегративность
Принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов. Обладание системой свойствами, отсутствующими у ее элементов. Верно и обратное - элементы обладают свойствами, не присущими системе.
  1. Структурность
Возможность описания системы через установление ее структуры
  1. Взаимозависимость структуры и среды
Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия

Принципы построения системы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления при формировании системы управления персоналом организации (таблица 2.6).

Таблица 2.6.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.