Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей[146] (Рис. 10.1). Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным взаимодействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов[147]. Компенсация – совокупность всех факторов, мотивирующих работников к эффективному труду[148].

 

 

Рис. 10.1. Процесс мотивации

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека.

Большое значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. С тимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов: принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение.

Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в., хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы:

· первоначальные теории мотивации ("Х", "У" и "Z"), в основе которых акцент делается на отношении человека к труду (Ф. Тейлор, Д. Мак Грегором, В. Оучи). Теории складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика "кнута и пряника";

· содержательные теории мотивации (теория потребностей Маслоу; теория существования, связи и роста Альдерфера; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга). Акцент в этих теориях делается на анализе факторов, лежащих в основе мотивации, и практически не уделяется внимание анализу процесса мотивации;

· Процессуальные теории (теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Адамса и теория Портера-Лоулера) рассматривают то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Поведение личности является функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения (Рис. 10.2).

 

 

 


Рис. 10.2. Модель мотивации по Вруму

С точки зрения эффективного управления персоналом наибольшее значение приобретает социальная типология личностей, которая базируется на трех слагаемых: хочу, знаю, умею. Сочетание слагаемых хочу, знаю, умею свидетельствует о различной мотивации и квалификации человека и предполагает различные производительность и качество труда и применение разных стимулов к труду (табл.10.1).

Таблица 10.1

Социальная типология личностей

Социальная типология Потребности и стимулы к труду Результаты труда Обучение и воспитание
1. Хочу, знаю, умею Высокий уровень потребностей. Самовыражение и моральное поощрение Высокие производительность и качество труда Высокое самообразование. Помощь со стороны предприятия
2. Хочу, знаю, не умею Высокий уровень потребностей. Моральное поощрение и самовыражение Средние производительность и качество труда Необходимость профессионального обучения
3. Хочу, не знаю, умею Средний или высокий уровень потребностей. Моральное и материальное поощрение Средние производительность и качество труда Обучение по специальности. Получение хорошего образования (вуз, техникум)
4. Хочу, не знаю, не умею Средний уровень потребностей. Материальное и моральное поощрение, принуждение Низкие производительность и качество труда (брак) Воспитание и профессиональное обучение. Повышение культуры
5. Не хочу, знаю, умею Средний или низкий уровень потребностей. Материальное или моральное поощрение Высокие производительность и качество труда Повышение уровня культуры и человеческих ценностей
6. Не хочу, знаю, не умею Средний или низкий уровень потребностей. Принуждение или вознаграждение Низкая производительность и среднее качество труда Воспитание и профессиональное обучение
7. Не хочу, не знаю, умею Низкий или средний уровень потребностей. Принуждение и материальное поощрение Средняя производительность и низкое качество труда Воспитание и обучение по специальности. Повышение уровня культуры
8. Не хочу, не знаю, не умею Низкий уровень потребностей. Принуждение и жесткий контроль Низкие производительность и качество труда (брак), хищения Практически бесполезны. Полная неготовность к труду

Стимулирование – это целенаправленное воздействие на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. Это - совокупность требований и соответствующая система поощрений и наказаний[149].

Стимулирование труда – способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии[150].

Особенность стимулирования заключается в том, что выбранная работником форма поведения соответствует целям субъекта стимулирования, целям тех, кто эту ситуацию создавал[151].

Стимулирование как механизм регуляции трудового поведения выполняет функции:

o экономическую, т.е. содействует повышению эффективности производства;

o социальную, т.е. способствует формированию социальной структуры общества и производственно-хозяйственных комплексов через дифференциацию доходов населения;

o социально-психологическую, т.е. воздействует на формирование внутреннего мира работника – потребностей, ценностей, ориентаций и т.п.;

o нравственная, т.е. способствует формированию нравственных качеств работников, трудовой морали;

o воспитательная, т.е. формирует целесообразное для организации трудовое поведение, достигает согласования личных, групповых и общественных потребностей и интересов.

Стимулирование труда может быть эффективным в случае, если его организация отвечает ряду требований: комплексность, дифференцированность, гласность, гибкость, оперативность, участие наемных работников в организации стимулирования.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.