Правила поведения на аудиторных занятиях
Во время занятий НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ заниматься посторонними делами, а именно:
- пользоваться мобильным телефоном;
- разговаривать друг с другом на посторонние темы;
- слушать музыку;
- жевать резинку;
- читать постороннюю литературу; играть.
Категорически воспрещается:
- трогать кабели и провода компьютерной техники в аудитории;
- вставлять в компьютер диски без разрешения;
- самовольно устанавливать программы;
- приносить на занятия еду и напитки;
- включать, выключать, перезагружать компьютер без разрешения преподавателя.
В случае нарушения правил поведения студент удаляется с занятия
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«Менеджмент»
учреждения «Университет «Туран»
Протокол № __ от «____»________ 2015 г.
Заведующая кафедрой
______________________Сисенова А.Т.
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ И СДАЧИ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
В качестве заданий для самостоятельной работы студентов предусматриваются: эссе, рефераты, презентации, составление блок-схем, подготовка письменных конспектов, докладов по проблемам, анализ информации, анализ проблемных ситуаций т.д.
ТЕМАТИКА И ГРАФИК СДАЧИ СРСП
№
п/п
| Наименование темы
Содержание задания
| неделя
| Вид работы
| Трудоемкость
| Форма защиты
| Срок сдачи
|
|
| очное
| заочн
|
| очное
| заочное
|
| очн
| заочное
|
| Послание Президента страны «Казахстан-2050» и его значение для выработки перспектив развития.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 1/1
|
| Сильные и слабые стороны экономического развития.
|
|
| Эссе, рефераты
|
|
| презентация, устный опрос
| 2/1
|
| Модель развития казахстанской экономики.
|
|
| анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 3/1
|
| Роль государства в рыночной экономике РК.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 4/1
|
| Государственное управленческое воздействие - основной фактор устойчивого развития рыночной экономикой РК.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 5/1
|
| Роль государства в реализации приоритетов социально-экономического развития рыночной экономики.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 6/2
|
| Социальная инфраструктура.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 7/2
|
| Необходимость структурной перестройки промышленности.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 8/2
|
| Развитие приоритетных отраслей промышленности.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 9/2
|
| Гражданский кодекс РК, Законы РК о новых формах хозяйствования.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 10/2
|
| Развитие конкуренции.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 11/3
|
| Программа государственных инвестиций.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 12/3
|
| Классификация программ, стадия разработки национальных программ
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 13/3
|
| Структура экспорта и импорта, тенденции ее изменения в долгосрочной перспективе.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 14/3
|
| Необходимость структурной перестройки промышленности.
|
|
| рефераты, анализ информации
|
|
| презентация, устный опрос
| 15/3
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
| 15/3
|
См. методические указания
ГРАФИК СДАЧИ СРС И ВРЕМЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ
Самостоятельная работа студентов проводится вне рамок учебного расписания и предназначена для закрепления лекционного материала и ознакомления с рекомендованной литературой. Студенты защищают свою выполненную работу. Форма контроля – защита реферата, презентация.
ПЕРЕЧЕНЬ СРС ПО КУРСУ
№ темы
| Наименование темы
| Содержание СРС
| Форма защиты
| Объем часов
очн / заочн
| Неделя
очн / заочн
| 16.
| Особенности геополитического и геоэкономического положения Казахстана
| Определить особенности геополитического и геоэкономического положения Казахстана
| Защита реферата
| 5 / 5
| 1 / 1
| 17.
| Фундамент экономического прогресса Казахстана. Этапы приватизации.
| Определить особенности экономического прогресса в Казахстане и этапы приватизации
| Презентация
| 5 / 5
| 2 / 1
| 18.
| Выбор мирового опыта при управлении экономикой РК.
| Определить особенности управления экономикой РК в мировом сообществе
| Защита реферата
| 5 / 5
| 3 / 1
| 19.
| Макроэкономическое регулирование-основа роста экономики.
| Особенности регулирования экономики на макро уровне
| Защита реферата
| 5 / 5
| 4 / 1
| 20.
| Прогнозирование уровня жизни
| Особенности прогнозирования уровня жизни
| Защита реферата
| 5 / 5
| 5 / 1
| 21.
| Продовольственная стратегия страны
| Особенности продовольственной программы в развитии страны
| Защита реферата
| 5 / 5
| 6 / 2
| 22.
| Развитие приоритетных отраслей промышленности
| Особенности приоритетных отраслей в условиях рыночной экономики
| Защита реферата
| 5 / 5
| 7 / 2
| 23.
| Привлечение иностранных инвестиций и инвесторов в промышленность.
| Особенности привлечения иностранных инвестиций и деятельность иностранных компаний в промышленном секторе экономики
| Защита реферата
| 5 / 5
| 8 / 2
| 24.
| Структурная перестройка промышленности
| Особенности структурной перестройки промышленности
| Защита реферата
| 5 / 5
| 9 / 2
| 25.
| Хозяйственный механизм малого предприятия.
| Особенности хозяйственного механизма в малом предприятии
| Защита реферата
| 5 / 5
| 10 / 2
| 26.
| Анализ финансовых возможности для государственного инвестирования.
| Особенности финансового механизма для государственного инвестирования
| Защита реферата
| 5 / 5
| 11 / 3
| 27.
| Индустриально-инновационная программа правительства
| Инновационное развитие РК в условиях рыночной экономики
| Защита реферата
| 5 / 6
| 12 / 3
| 28.
| Методы в управлении внешнеэкономическими связями.
| Особенности внешнеэкономической деятельности РК
| Защита реферата
| 5 / 5
| 13 / 3
| 29.
| Основные направления внешнеэкономической политики Казахстана.
| Особенности внешнеэкономической политики Казахстана
| Защита реферата
| 5 / 5
| 14 / 3
| 30. 15
| Проблемы экспорта в Республике Казахстан
| Особенности экспорта в РК в условиях рыночной экономики
| Защита реферата
| 5 / 5
| 15 / 3
| ИТОГО
| 75 / 76
| 15 / 3
|
См. методические указания
Преподаватели: ________________________А.Т. Бекназарова,
------------------------------------З.Ж. Сагындыкова
«ТҰРАН» УНИВЕРСИТЕТІ»
МЕКЕМЕСІ
|
| УЧРЕЖДЕНИЕ
«УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН»
| КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ»
|
КОНТЕНТ
(ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)
по дисциплине: «Управление экономикой Казахстана»
Специальность: 5B050700 – «Менеджмент»
Автор: к.э.н., доцент_______________ Букейханова Т.К., университета
(подпись) Сагындикова З.Ж,, университета
Кол-во кредитов: 3
Форма обучения: очная
Язык обучения: русский
Алматы, 2015
ГЛОССАРИЙ*
Автократичный руководитель {autocratic leader) — руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это не колеблясь.
Адаптивная структура (adaptive structure) — организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.
Административные принципы (administrative principles) — одна из областей классического направления менеджмента, приверженцы которых уделяют основное внимание не отдельным сотрудникам, а организации в целом и таким управленческим функциям, как,планирование, организация, управленческая цепочка, координация и контроль производительности труда отдельных сотрудников.
Аппарат (штаб) (staff) подразделения или функционеры, выполняющие некоторые специальные функции и являющиеся в них абсолютно компетентными. Базисные потребности (основные, первичные) (primary needs) — обычно врожденные потребности, такие как потребность выжить.
Бихевиористстй научный подход (behavioral scienes approach) — одна из областей гуманистического менеджмента, предполагающая применение социальных наук (социологии* психологии, антропологии, экономики) в организационном контексте. Бюрократические организации (bureaucratic organizations) — одна из областей классического направления менеджмента, в котором основное внимание уделяется безличному, рациональному управлению посредством четкого определения должностных обязанностей и ответственности сотрудников, ведения формальной отчетности, разделения собственности и управления.
Бюрократия (bureaucracy) — тип организации, для которой характерно специализированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основанные на компетентности сотрудника. Валентность (valency) — ценность или привлекательность полученных результатов для индивида. Верификация (verification) — подтверждение достоверности чего-либо. Вертикальная интеграция (vertical integration) в организации выражается в том, что создаются подразделения, формирующие все необходимое для производства конечного продукта внутри организации.
Вертикальная команда (vertical time) — формальная команда, включающая менеджера и его официальных подчиненных в соответствии с командной цепочкой организации. Вертикальное разделение труда (vertical division of labor) — разделение и координация усилий и выполнения составляющих работу компонентов (управление и производство). Вертикальное разделение труда создает уровни управления. Виноградная лоза (grapevine) — неформальная, объединяющая всех сотрудников организации коммуникативная сеть.
Власть (power) — возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.
Влияние (influence) — поведение какого-либо человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей.
Внешнее вознаграждение (extrinsic reward) — все, что в рамках мотивации имеет ценность для сотрудника организации и может быть предложено ему в качестве стимула к работе: заработная плата, социальный пакет, престижное помещение для работы и т. п. Внешняя траектория контроля (external locus of control) — убежденность сотрудника в том, что будущее находится вне сферы его контроля, определяется скорее внешними силами. Внутреннее вознаграждение (intrinsic reward) — ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы, например удовлетворение от достижения поставленных целей. Внутреннее вознаграждение удовлетворяет потребности высшего порядка. Внутренняя траектория контроля (internal locus of control) убеждение сотрудника в том, что будущее находится в его руках и что внешние силы не могут серьезно повлиять на него. Вторичные потребности (secondary needs) — потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность, власть.
Гигиенические факторы (hygiene factors) — согласно двухфакторной теории Герцберга, это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение. Горизонтальное разделение труда (horizontal division of labor) — разделение работы в организации на составляющие компоненты.
Делегирование (delegation) — процесс передачи менеджерами властных полномочий и ответственности сотрудникам, занимающим позиции на нижележащих уровнях иерархии. Департаментализация (departmehtation) — процесс деления организации на отдельные блоки (отделения, отделы, секторы).
Дерево решений (decision tree) — схематическое представление сложного процесса принятия решения по какой-либо задаче.
Децентрализация (decentralization) - смещение властных полномочий по принятию решений в направлении нижних уровней организации.
Децентрализованный контроль (decentralized control) — основывается на социальных ценностях, традициях, общих для сотрудников воззрениях и доверии, способствующих формированию приверженности сотрудников целям организации. Диверсификация — расширение сферы деятельности с точки зрения производимой продукции и предоставляемых услуг.
Дивизиональная структура (divisional structure) — организационная структура, при которой в качестве основного критерия объединения в отдел выступает выпускаемая продукция. Дистанция власти (power distance) — степень, в которой члены общества принимают как должное неравенство властных полномочий различных государственных институтов, организации, людей.
Дисфункциональные последствия конфликта (dysfunctional conf- lict) — приводят к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффективности деятельности организации.
Должностные инструкции (job description) — краткое изложение ос- новных задач, требующихся навыков и полномочий различных долж- ностей в организации. Единомыслие (groupthink) — тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление, с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Единоначалие (unity of command) — принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.
Закон эффекта (law of effect) — концепция теории мотивации, согласно которой люди стремятся повторять тип Доведения, позволяв- ющий по их оценкам, удовлетворить их потребности и избегать по- ведения такого типа, которое не приводит к удовлетворению потреб ностей.
Законная (легитимная) власть (legitimate power) — власть, происте- кающая из официальной должности менеджера и сопряженных с ней полномочий. Иерархическая структура (tallstructure) — организационная структура, характеризуемая многоуровневым правлением и незначительным объемом управления на каждом уровне. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом (от лат. scalaris — лестничный, ступенчатый).
Имитация (simulation) — процесс разработки модели реальной си-туации выполнения экспериментов с целью понять, как будет реально изменяться ситуация. Интеграция (integration) — процесс объединения усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации.
Интерактивная группа (interactive group) — форма группового принятия решений, когда выбор осуществляется во время встречи имеющих конкретную задачу и цели сотрудников. Интерактивный руководитель (interactive leader) — руководитель, уделяющий большое внимание достижению консенсуса, участию в работе всех членов коллектива, их взаимодействию и взаимопониманию.
Канал связи (channel) — применительно к обмену информацией — средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи.
Классическая школа управления (classical school of management) — подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.
Команда вертикальная (vertical team) — формальная команда, включающая в себя менеджера и его официальных подчиненных в соответствии командной цепочкой организации. Команда горизонтальная (horizontal team) — формальная команда, состоящая из работников примерно одного и того же уровня, но из разных отделов. Коммуникации (Communication) — процесс, в ходе которого два человека или более обмениваются информацией и осознают получаемую информацию, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения или воздействия на него. Компенсационная справедливость (compensatory justice) - концепция, утверждающая, что ответственная сторона обязана возместить пострадавшим от ее действий людям причиненный ущерб. Более того, люди не должны нести ответственность за события, которые лежат вне сферы их контроля.
Конкурентоспособность (competitiveness) — способность делать что-либо лучше, чем другие. Контроль (controlling) — управленческая функция, предполагающая наблюдение за действиями сотрудников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесением необходимых корректив. Конфликт (conflict) — несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или. цели, и помешать другой стороне сделать то же самое. Концепция справедливости (justice approach) — этическая концепция, утверждающая, что этически корректное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости. Критический путь (critical path) — самая длительная последовательность событий при выполнении проекта.
Последовательность событий, обеспечивающая завершение проекта в возможно кратчайшие сроки.
Кружок качества (quality circle) — группа сотрудников, которые на добровольных началах собираются для обсуждения проблем качества и выработки идей по повышению качества. Культура (culture) — набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации.
Либеральный руководитель (laissez-faire leader) — руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроле за своей работой. Лидерство (руководство) (leading) — управленческая функция, предполагающая использование влияния менеджера для мотивации сотрудников к достижению целей организации. Линейные властные полномочия (line authority) — форма властных полномочий, означающая, что менеджеры имеют формальное право управлять и контролировать действия непосредственных подчиненных.
Линейные полномочия (line authority) — полномочия, которые передаются от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации.
Масштаб отклонений (range of deviation) — заранее установленная величина, на которую реально достигнутые результаты могут отличаться от запланированных; при этом не требуется принятия мер для корректировки.
Матричная организация (matrix organization) — тип адаптивной структуры, в которой члены Сформированной группы несут ответе ственность за свою деятельность и перед руководителем конкретного проекта, и перед руководителем отдела, где они работают постоянно. Менеджмент (management) — эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над ресурсами организации.
Механистическая структура (mechanistic structure) — традиционно-бюрократическая форма организации в противоположность органической, или адаптивной, структуре. Миссия (mission) — в планировании основная общая цель или задача организации. Модель (model) — представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т. е. самого предмета. Модели играют полезную роль, поскольку упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние соотношения. Модель Портера—Лоулера (Porter-Lawler model) — ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Включает пять переменных: усилия, ожидания, результативность, вознаграждение, удовлетворение. Модель принятия решений Врума—Йеттона (Vroom-Jetton leadership decision model) — вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.
Модель Хоманса (Romans model) — теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия. Мотиваторы (motivators) — в двухфакторной теории Герцберга это факторы мотивации, которые в отличие от гигиенических факторов проистекают из сущности самой работы. Мотивация (motivating) — процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации. Мультипликативная защита (multiple advocacy) — используемый в процессе принятия решений метод, когда мнение меньшинства и непопулярные точки зрения должны отстаивать наиболее влиятельные сотрудники.
Невербальные коммуникации (nonverbal communication) — сообщения, которые выражаются не словами, а действиями или поведением людей. Нейтрализаторы (neutralizer) — ситуационные переменные, препятствующие демонстрации лидером определенных образцов поведения.
Неприятие неопределенности (uncertainty avoidance) — ценностная характеристика, отражающая степень неприятия членами общества неоднозначности и двусмысленности, выражающейся в чувствах дис- комфорта, тревоги, неуверенности, а значит, стремлении к определен- ности и стабильности.
Неформальная организация (informal organization) — спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Норма управляемости или объем управления (span of management) — число сотрудников, непосредственно подотчетных менеджеру; определяет степень, в которой руководитель отслеживает действия подчиненных.
Обратная связь (feedback) — реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации, определить, воспринята ли отправленная им информация. Обучающаяся организация (learning organization) — организация, в которой каждый сотрудник вовлечен в решение возникающих проблем, побуждающая всех своих сотрудников к непрерывному, основанному на накопленном опыте совершенствованию профессионального мастерства и саморазвитию.
Обязательные согласования (compulsory consultation) — форма административных полномочий, когда линейные руководители обязаны обсуждать вопросы с подчиненными, прежде чем предпринять действия или представить предложение высшему руководству («посоветоваться с народом»).
Операционный менеджмент (operations management) — формально определяется как поле деятельности менеджеров в области производства продукции и услуг, что предполагает использование методов и приемов решения производственных проблем. Организационная структура (structure, organizational) — логические соотношения уровней управления и функциональных областей, построенные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.
Организация формальная (organization, formal) — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Органическая структура (organic structure) — свободно развивающаяся организационная структура, деятельность которой регламентируется ограниченным сводом правил и требований, в которой менеджмент стимулирует командную работу, а процесс принятия решений децентрализован.
Ответственность (responsibility) — обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
Патернализм (от лат. pater — отец) — предполагает хорошее поведение и послушание со стороны сотрудников («дети») и справедливую строгость, заботу и мудрое наставничество со стороны менеджера («отец»).
Планирование (planning) — процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения. Плоская структура (short structure) — структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом управления.
Подразделение (subunit) — формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации в целом.
Политика (policy) — общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.
Портфельная стратегия (portfolio strategy) — разновидность стратегии корпоративного уровня, предполагающая наличие у компании нескольких бизнес-единиц и товарных линий, логически дополняющих друг друга, что позволяет ей воспользоваться синергетическим эффектом и конкурентными преимуществами.
Потребности (needs) — психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.
Правила (rules) — точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации. Принцип «фрустрация—регрессия» (frustration-regression principle) — идея, в соответствии с которой в случае, если удовлетворить потребность высокого уровня не удается, у сотрудника может произойти возврат к уже насыщенной потребности более низкого уровня. Проактивные действия (proactive responce) — компания берет на себя инициативу в социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и действует, не дожидаясь давления со стороны заинтересованных групп. Прогнозирование (forecasting) — метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Проектная организационная структура (project organization) — временная организационная структура, созданная для достижения конкретной, четко очерченной цели. Производительность (efficiency) — использование минимального объема ресурсов для производства данного объема продукции или получения определенного результата. Процессный подход к управлению (process approach to management) — подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций. Процесс управления (management process) — общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций.
Разумная вера (rational faith) — влияние, основанное на вере исполнителя в то, что оказывающий влияние имеет соответствующий опыт. Знания руководителя принимаются на веру.
Региональная организационная структура {territorial departmental Hon) — тип дивизиональной структуры, в которой используется географический принцип построения.
Руководители низового звена (линейные\ супервайзеры) (supervisors) — руководители в организации на уровне, находящемся непосредствен-но над уровнем неуправленческого персонала. Селективное восприятие {perceptual selectivity) — отбор людьми из всего комплекса явлений лишь некоторых, привлекающих внимание объектов и раздражителей. Семантика (semantics) — изучение способа использования слов и передаваемых ими значений. Сетка управления (managerial grid) — двухразмёрный подход к оценке эффективности руководства. Согласно этому подходу, в руководстве различаются пять основных стилей: вертикальная ось сетки представляет «заботу о людях», а горизонтальная — заботу о человеке. Система (system) — единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что динамично взаимодействуют с внешней средой. Система обратной связи (feedback system) — в управлении любой механизм, обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана. Ситуационная теория мотивации {process theory of motivation) — модель мотивации, основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и восприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного типа поведения.
Ситуационный подход (contingency approach) — модель руководства, в которой рассматриваются взаимосвязи стилей лидерства и сложившейся в организации ситуации. Содержательные теории мотивации (content theory of motivation) — теория мотивации, основанная на попытке определить в первую очередь те потребности, которые заставляют людей действовать. К числу таких теорий относятся теории А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Мак-Клелланда. Социокультурные факторы (sociocultural factors) — установки, жизненные ценности и традиции. Должны учитываться в менеджменте (например, патернализм, приверженность справедливости, чинопочитание, тендерная дискриминация, приверженность иерархичности, единомыслие).
Социотехническая система (sociotechnical system) — система, представляющая людей и технологические компоненты. Все формальные организации представляют собой социотехнические системы.
Справедливость (equity) — ситуация, возникающая, когда соотношение индивидуального выхода и входа сотрудника примерно равно пропорции входов и выходов коллег. Стиль руководства (leadership style) — обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных цейей (демократический, автократический, либеральный).
Стратегия (strategy) — общий, всесторонний план достижения целей. Субституты (substitute) — ситуационные переменные, которые делают ненужным или излишним руководство менеджера.
Теория жизненного цикла (life cycle theory) — ситуационная теория поведения руководителей, основанная на концепции, согласно которой наиболее эффективное поведение достигается тогда, когда оно меняется в зависимости от «зрелости» подчиненных, т. е. от их способности взять на себя ответственность, от их стремления достичь каких-либо целей, уровня их образования и качества профессиональной подготовки. Теория X (theory X) — термин Дугласа Мак-Грегора, относящийся к оценке автократического руководителя. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности. Главный вывод — людей надо принуждать работать.
Теория Y (theory Y) — термин Дугласа Мак-Грегора. В соответствии с этой теорией при определенных условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории, большая часть населения обладает творческим потенциалом. Теория Z (theory Z) — концепция менеджмента, объединяющая японские и североамериканские методы управления.
Теория ожидания (expectancy theory) — наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.
Теория справедливости (equity theory) — ситуационная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют; отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилим и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Технология (technology) — любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемых продукции или услуг. Управление по целям (management by objectives МВО) — метод пла- нирования, предусматривающий определение менеджерами и сотруд- никами целей для каждого отдела, проекта и работника, используе- мых для наблюдения за последующими результатами деятельности организации.
Фильтрация (filtering) — тенденция искажения сообщений по мере их движения вверх, вниз или на каком-либо уровне в пределах opra- низации. Формальная группа (formalgroup) — группа, специально сформированная руководством посредством организационного процесса. Ее це- лью обычно бывает выполнение какого-либо конкретного задания.
Функциональная организационная структура (functional departmenta-tion) — тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемых отдельными подразделениями.
Функциональные области (functional areas) — области деятельно- сти, в которых функционируют подразделения в интересах организа- ции в целом. Сюда относятся маркетинг, производство, обучение кад- ров, планирование финансовых ресурсов. Функциональные полномочия (functional authority) — форма административных полномочий, при которой персонал может начать дей- ствия по указаниям руководителя, но может также и наложить на них вето в пределах своей компетенции. Харизма (charisma) — влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.
Хоторнский эксперимент (Hawthorne experiments) — эксперимент, проводившийся во второй половине 20-х гг. XX в. на заводе Хоторна в Чикаго Элтоном Мэйо. Эксперименты показали, что поведенческие факторы и взаимоотношения в коллективе оказывают на производительность труда не меньшее влияние, чем гигиенические условия труда (освещенность, температура воздуха, заработная плата и т. п.). Результаты хоторнских экспериментов имели очень важное значение для развития теории менеджмента и становления школы человеческих отношений.
Цели (objectives) — в организации это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования.
Централизация (centralization) — условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления.
Цепь команд (chain of command) — иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных усилий. Известна также как «скалярная подчиненность», «скалярная цепь». Четыре системы Лайкерта (Likerts four systems) — постулат Рэн-сиса Лайкерта, согласно которому существует четыре системы управленческого стиля: диктаторски-авторитарный, благосклонно авторитарный, консультативно-демократический и вовлечено-демократический. Школа науки управления (management science school, MS) — подход к управлению, для которого характерно.применение научного метода, моделей и системной ориентации. Иногда называется количественным подходом.
Школа научного управления (scientific management school) — первый формальный подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть измерен перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным. Школа поведенческих бихевористических наук (behavioral science school) — концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения. Это движение сложилось после Второй мировой войны и основано на передовых концепциях психологии й социологии.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|