Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интуиция в деятельности человека





Исследовательская деятельность — это всегда творческий процесс. В этом процессе значительную роль играет интуиция.

Интуиция — это способность человека к неосознанному предопределе­нию решений, событий, ситуаций. Это работа подсознания, происходящая в виде некоторого "озарения ", импульса мысли или идеи.

В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуи­ция, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, по­иском решений. И не всегда это происходит на основе логики, обработан­ной информации, конкретного анализа. Действие интуиции в исследователь­ской деятельности может быть выражено в различной степени, но она всегда присутствует как необходимый элемент творчества.

Принято считать, что интуиция — это индивидуальное качество иссле­дователя, это его природные способности, особенности, талант предпо­ложений и предвидения. Это верно, но лишь в определенной мере. Способ­ность к интуиции можно воспитывать и развивать, мотивировать и созна­тельно вызывать. В определенной мере можно осваивать механизмы и алго­ритмы использования интуиции в творческой работе и исследовательской деятельности.

В исследовательской деятельности существуют проблемы различного ти­па. Одни проблемы можно решать по типовым схемам решения, отработан­ным в предыдущих исследованиях, другие требуют, ввиду своей сложности, творческого подхода. Творческий подход существует тогда, когда повышает­ся роль интуиции в исследовательской деятельности, точнее говоря интуи­тивного поиска решений. Чем меньше информации на начальном этапе ис­следования, тем выше потребность в интуитивном поиске. Вообще в любом исследовании существует определенное сочетание интуитивной и логичес­кой компоненты. Это можно показать на следующей схеме (схема 46).

Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности

Можно выделить несколько стратегий исследования, которые предпола­гают различные степени использования интуиции: стратегия случайного по­иска, стратегия целенаправленного поиска, стратегия систематизированного поиска, стратегия интуитивного поиска, стратегия алгоритмического (упоря­доченного) поиска (схема 47).

Стратегия случайного поиска характеризуется упрощенным анализом информации по обобщенным критериям. Она ориентирована на обработку большого количества информации без ее специальной классификации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать проблему или решение, показать факторы появления и проявле­ния противоречий.

Стратегия целенаправленного поиска предполагает формулировку це­ли обработки информации, классификацию ее по целевым факторам иссле­дования, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений ис­следовательской деятельности.

Стратегия систематизированного поиска является некоторым разви­тием и дополнением вышеназванной стратегии. Ее особенность заключается в том, что она требует не просто наличия цели, а систематизации поиска по определенной методологии. Такая систематизация требует построения дерева целей или конкретизации исходной цели в исследовательских задачах. Об­работка информации должна осуществляться в соответствии с этой системой целей или задач.

Стратегия алгоритмического поиска строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования. Эта разработка имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, дей­ствий, обработки информации и т. д. Эта стратегия построена на установле­нии этапов проведения исследования, каждый из которых означает шаг его успешного осуществления и продвижения.

Стратегия интуитивного поиска заключается в последовательном вы­движении и дальнейшей проверке различных идей и гипотез. Их коррект­ность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществля­ется их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследова­ния, практической значимости и реальности.

Можно выделить и стратегию интуитивно-целевого поиска. Она яв­ляется сочетанием стратегии систематизированного и интуитивного поиска. Однако это предполагает усиление компоненты системного анализа и пре­дельно четкую формулировку цели исследования.

Выбор стратегии интуитивного поиска

Эти стратегии различаются не только методологией их осуществления, но и организационными факторами. Они не обязательно предполагают алгоритм индивидуальной исследовательской деятельности, но используются и при коллективном исследовании, где могут иметь наибольший эффект. Напри­мер, интуитивная и интуитивно-целевая стратегии являются наиболее эф­фективными, когда они строятся на разделении функций между различными исследовательскими группами в целях аккумулирования и презентации идей, их строго и тщательного системного анализа.

Стратегии различаются не только сочетанием логики и интуиции, но и по следующим параметрам: цель исследования и характер проблемы, что де­лать для ее решения, какими средствами решать, как решать (схема 47).

Важным фактором выбора стратегии является также наличие информа­ции на начальном этапе исследования, возможность и необходимость ее на­копления, формы использования (количественные данные, систематизиро­ванное описание, свойства, характеризующие качество и пр.) Чем меньше первоначальной информации, тем больше потребность в стратегии интуи­тивного поиска.

Может показаться, что интуитивный поиск полностью построен на слу­чайных озарениях и по сути своей является противоположностью методам системного анализа, формальной логики, "технологии разума". Это не сов­сем верно. Любая мыслительная, а тем более, творческая деятельность имеет две составляющие — сознательную и бессознательную. У каждого человека по-разному строится их сочетание, и у всех людей оно по-разному проявля­ется в зависимости от конкретных обстоятельств, в которых они оказывают­ся.

До определенных пределов этим сочетанием можно управлять и можно развивать бессознательную составляющую мышления, можно мотивировать ее проявление. На этом и построены различные стратегии творческого поис­ка.

Один из классиков американского менеджмента Джеймс Марч писал: "Нам нужно дополнить технологию разума технологией безрассудства. Ин­дивидам и организациям требуется возможность делать то, для чего у них нет никаких разумных оснований. Не всегда, не как правило. Но иногда им нужно действовать прежде, чем они успеют подумать".

Менеджеру и исследователю менеджмента тем более всегда должна быть присуща готовность к случайности, риску, импровизации. Им необходимо развивать способности улавливать интуитивные сигналы своего мозга, дейст­вовать иногда "по наитию".

Вопросы

Что такое интуиция, и какую роль она играет в исследовательской деятельности?

Какую роль играют в исследовании методы интуитивного поиска?







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.