Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 13. Метод синектики в исследовании управления





ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Как мобилизовывать и мотивировать творческий потенциал исследователя?

Какую роль формирование группы играет в мобилизации творчества исследователя?

Как социально-психологические факторы совместной деятельности исследователей влияют на ее результат?

Понятие и идеи синектики

Синектика — греческое слово. Оно означает соединение различных, даже несовместимых элементов.

Идея синектики возникла в практике использования метода "мозгового штурма" и в процессах изучения индивидуального и коллективного творче­ства. Суть ее заключается в поиске и реализации возможности аккумулиро­вания творческой активности исследователей на основе включения бессозна­тельных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной дея­тельности.

Идея синектики по замыслу ее автора и основателя этого метода амери­канского ученого Уильяма Гордона заключается в формировании "группо­вого мышления", в специально созданной "группе синекторов". Он считал, что каждая организация должна иметь такие группы, чтобы непрерывно ис­следовать проблемы развития, постоянно вести поиск нового.

Главным отличием синектики от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление неза­вершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, обра­зов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливается отказ от стан­дартных подходов. Это определяется не только двумя факторами: подбором группы и организацией ее работы.

В отборе группы главным критерием является эмоциональный строй че­ловека, способность "включить" эмоции в процессы интеллектуальной сов­местной деятельности. На это способен не каждый человек. Необходимо ис­пользовать специальные тесты для формирования группы. Конечно, не ис­ключаются наличие разнообразных знаний, определенный уровень образова­ния и практический опыт исследовательской деятельности.

В состав группы часто включают эксперта, который является специалис­том в той области знаний, к которой относится проблема или которая отра­жает наиболее существенные черты проблемы. Роль эксперта в исследова­тельской деятельности группы может быть различной. В зависимости от си­туации он выполняет или роль "энциклопедии", корректируя понятия и да­вая справки об их специфике, или роль "адвоката дьявола", внося возмуще­ние в идеи, понятия, образы и т. д.

В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических ее состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности, эмоционального единства, социаль­но-психологического взаимодействия. Это состояние, во-первых, отрешен­ности — вовлеченности, во-вторых, откладывания — осторожности, в-третьих, размышления — раскованности, в-четвертых, достижения — удов­летворенности.

Первое состояние характеризуется отчуждением, дистанцированием от проблемы и постепенным вхождением в ее суть, содержание, особенности.

Второе проявление осторожности в суждениях, отказ от категоричес­ких и окончательных выводов, сдержанность в оценках.

Третье ощущение раскованности в размышлениях, обыгрывание раз­личных ситуаций и подходов к решению.

Четвертое ощущение близости рационального решения, удовлетво­рения совместной деятельностью и ее результатом.

Эти состояния не обязательно чередуются в представленной последова­тельности, однако всегда существуют в работе синектической группы.

В синектической группе, как правило, нет (и может быть, лучше, если нет) явного лидера. Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера настроить группу на творческое восприя­тие проблемы, отключить стереотипы мышления, социально-психологически активизировать деятельность. Это достигается следующими действиями пси­хофизиологической активизации.

1. Анализ понятий, их значений и дефиниций, преобразование проблемы посредством обобщения понятий или их инверсии, трансформации, комбинации.

2. Попытки отрицания существующего понятия, закономерности или за­кона, отрицания тенденции или принципа.

3. Поиск аналогов проблем и понятий, их образного выражения отожде­ствления или противопоставления, попытка сделать известное неизве­стным и наоборот.

Эти действия характеризуют операторы синектики или механизм, сред­ства синектической деятельности.

Главное в синектике — добиться превращения некоторых бессозна­тельных механизмов в сознательно используемые тогда, когда в этом воз­никает необходимость. Этому можно научиться и научить.

В синектике результаты исследования рациональны, но процесс их до­стижения нерационален.

Группа должна влиять на творческую активность индивида таким обра­зом, чтобы каждый в нее входящий стремился отказаться от стандартных подходов, был готов к риску в высказывании идей, боролся за психологиче­ский престиж.

Операторы синектики

Операторы синектики — это конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы. Их следует отличать от психологических состояний — эмпатия, аффект, вовле­ченность, игра и пр., которые являются следствием этих факторов. Операторы предназначены для пробуждения и мотивации этих состояний.

Технология синектики предполагает три этапа ее осуществления:

• превращение неизвестного в якобы известное;

• превращение известного в якобы неизвестное;

• превращение неизвестного в известное.

Когда возникает проблема, то первым подходом к ее решению всегда яв­ляется стремление ее понять, осмыслить, т. е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда является условным, ограниченным, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее решения. Вот почему мы это рассматриваем как сведение неизвестного к якобы известному. Всегда пер­вый шаг, первая реакция на проблему проявляются как попытка ее объяснения в рамках привычных моделей, известных знаний.

Но далее возникает сомнение в том, что этого достаточно для решения проблемы и исследователь стремится превратить известное в якобы неизве­стное, т. е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний. Здесь тоже существует некоторая условность, потому что осмысление существующих знаний осуществляется с позиций новой, еще не решенной проблемы.

В этой работе всегда есть перенос знаний из одного поля проблем в дру­гое. Это перенос делается сначала с сохранением существующих трактовок, потом с их трансформацией или модификацией. В этом процессе и проис­ходит возникновение нового знания.

Может показаться, что знание само дает новое знание, достаточно только сформулировать и поставить проблему и реализовать технологию синектического поиска решений. Но в действительности это не так. При переносе знаний и их трансформации, при поиске решений проблем большую роль играет информация о практике возникновения, проявления и существования проблемы. Трансформация знаний и происходит на основе практической или экспериментальной их проверки по признакам и факторам новой про­блемы.

Информационная база творческой работы предполагает использование не только багажа знаний, но и оперативной информации, в том числе специ­ально запрашиваемой и инициируемой. Эта информация играет важную роль в стимулировании творчества.

Для того чтобы превратить известное и якобы неизвестное, необходимо, быть может, даже искусственно, исказить существующее представление, пе­ревернуть привычный взгляд на вещи и явления действительности. В творче­ской деятельности всегда необходимо уметь взглянуть на известное как на неизвестное, усомниться в истинности существующих знаний. Здоровый скептицизм — основа творчества.

Существует пять операторов превращения известного в якобы неизве­стное (схема 49):

• субъективная аналогия;

• прямая аналогия;

• символическая аналогия;

• образная аналогия;

• фантастическая аналогия.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Субъективная аналогия заключается в своеобразном "перевоплощении" исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противопо­ложные силы противоречия, в противодействующие аспекты проблемы. Бе­зусловно, это не легкая операция, она отражает определенные стороны ис­кусства исследовательской деятельности, способности творческого вообра­жения, индивидуальные особенности личности. Но практика показывает, что при некоторых обстоятельствах и при определенном классе проблем это может быть очень продуктивной операцией поиска решений и исследования. Такой оператор помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их — это значит увеличить вероят­ность решения проблемы.

Можно привести такой пример субъективной аналогии из области иссле­дования системы управления. Исследователь представляет в своем воображе­нии систему управления как разветвляющиеся потоки информации. При на­растании ее количества размываются каналы движения. А это установленные связи подразделений, звеньев, отделов и пр. Неумеренное накопление ин­формации в том или ином звене переполняет резервуары. Информация по­добна воде в период весеннего паводка — мутная, грязная, засоренная. Ис­следователь, воображая такую ситуацию, отождествляет себя с щепкой, плы­вущей в мутной воде, и остро ощущает опасность, возникающую во всей си­стеме движения информации, т. е. в системе управления. Он пытается пере­плыть из одного потока в другой, ищет необходимый островок, думает: "Где и как можно укротить стихию, как перестроить систему управления, чтобы упорядочить это захлестывающее движение?"

Такой прием субъективной аналогии возбуждает мысли и чувства, стиму­лирует поиск и, что самое важное, будит интуицию, включает ее потаенные механизмы.

Аналогичный пример можно привести и из области, скажем, исследова­ния инфляционных явлении: угроза банкротства. А разве менеджер, обдумы­вающий стратегию развития, не может перевоплотиться в птицу, летящую осенью на юг, распределяющую свои силы и определяющую направление и ориентиры для передышки. А некоторым, может быть, ближе аналогия с движением самолета или космического аппарата. Все это определяется субъ­ективными качествами исследователя.

Этот оператор можно использовать не только в регулировании индивиду­альной творческой деятельности. Наибольший эффект он может дать при групповом исследовании, когда воображение отдельного человека мотивиру­ется и включается в групповое воображение.

Прямая аналогия заключается в сравнении фактов из двух параллельно су­ществующих областей знании или процессов, ситуации, проблем. Эта аналогия работает на механизмах памяти, анализе подобии и тождества, переносе параме­тров с одного объекта на другой. Наиболее известным примером использования прямой аналогии в исследовательской деятельности является перенос свойств биологического объекта на объекты техники, природы в целом или даже обще­ства. Именно так возникала идея кибернетики

Для эффективного использования прямой аналогии необходимо иметь широкое образование, разносторонние знания, богатые творческие интересы Специалист узкопрофильной подготовки и сугубо специализированной дея­тельности, как правило, ограничен в возможностях успешного использова­ния прямой аналогии, потому что он не может выйти за границы своей спе­циализации, посмотреть на проблему с позиции другой области знании, ква­лифицированно перенести свойства одного явления на другое. В этом польза широкой образованности. Конечно, понятие образованности не тождествен­но поверхностности понимания окружающей действительности. Не "понемногу обо всем и ничего о конкретном", а "главное о многом и все о конкретном" — вот формула образования современного менед­жера исследовательского типа.

Применение оператора прямой аналогии является ассоциативным поис­ком тождеств среди явлений окружающего мира.

Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий в известном, неясного в ясном, бесспорном. Это оператор здорового скептицизма.

Механизм символической аналогии заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие. Можно привести такой пример: управление — насилие. Отсюда возникает потребность более глубокого пони­мания того, что такое управление. Иначе: управление — пламя. Здесь воз­никает ощущение теплоты, света, маяка, фактора объединения людей, общ­ности интересов и пр. Какую роль играет управление в жизни и деятельнос­ти людей? Каким должно быть управление? Как оно развивается? Каковы закономерные тенденции этого развития? Как изменяются свойства управле­ния и почему? Каково разнообразие его типов? Вот какие вопросы рождает эта символическая аналогия.

Подобный эксперимент символической аналогии можно провести с лю­бой категорией науки управления и увидеть посредством таких операций новые проблемы, или новые грани известных проблем, неизвестное в извест­ном. А именно это и нужно исследователю.

Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и, опираясь на нее, определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание, что добавляет нам это сочетание в более глубоком понимании сущности исследуемого объекта.

Соединение субъективной и символической аналогии дает нам еще один оператор — образную аналогию. Ее особенность заключается в превращении первоначального объекта исследования в некоторый образ, который сопос­тавляется в последующем с образом — критерием, с образом функциональ­ного тождества, образом — развития и т. д.

В использовании этого оператора большую роль играет художественное воображение, возникающее из эмоциональных посылок. Особенностью опе­ратора является построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств и качеств и сопоставление с подобным образом. "Фирма подобна морскому лайнеру", "Государство — это я" (Людовик XVI), "Экономика — это среда обитания человека", "Информация — это поле коммуникаций людей" и т.д.

Фантастическая аналогия отличается предельной свободной оперирования символами, образами. Здесь ведущую роль играет символ или образ-идеал, то, что является явлением желаемого будущего, недостижимым в реальном, но рождаемым реальностью, противоречащим объективным законам, кото­рые "мешают" найти решение. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например, управление (менеджер) только мешает работать, современная техника уничтожает чело­века, чем совершеннее управление, тем оно опаснее для природы и т. д.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.