Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формулы образования менеджера





Можно сформулировать ряд формул, по которым или традиционно или инновационно строится современное образование менеджеров.

1. Что лучше: понемногу обо всем или все о немногом. Это рассматрива­ется часто как единственно возможные альтернативы образования. Ко­нечно, ни то, не другое сегодня не может быть признано эффективным:

первое поверхностно, второе узкоспециализировано. Существует дру­гая альтернатива.

2. Все о главном в области деятельности и только главное обо всем в дей­ствительности. Это формула специального образования, вмонтирован­ного в поле широкопрофильного.

3. Образование должно быть не подготовкой к определенному виду дея­тельности, а формированием необходимого мышления для распознава­ния проблем определенного класса. Современное образование должно быть таким, в котором главное: вид знаний, методология и технология образования, мониторинг качества, педагогика сотрудничества, иссле­дование себя в процессе образования.

4. Образование — это не столько получение знаний, сколько развитие способностей.Мера знаний в понимании и степени развитости своих способностей. Нет предела знаниям, есть предел возможностям их использования. А они определяются соответствием структуры спо­собностей человека и структуры его знаний.

5. Самой ценной способностью человека является способность к творче­ству. Креативное образование опирается на эту способность и развива­ет ее.Главное в креативном образовании образное и голографи-ческое мышление, развитое воображение, здоровый скептицизм, фун­даментальные знания, методологическая культура (умение мыслить ло­гично, доказательно, четко и пр.), системность знаний (сбалансирован­ность, сочетание, интеграция и пр.), умение учиться и учить, непре­рывность образования, установка на ценность истины (антиамбициоз-ность, искусство понимать и пр.), инновационный потенциал, профес­сиональная ответственность.



6. Потребность в знаниях не тождественна потребности в образовании. Потребность в образовании очень важна, и главное здесь — цель обра­зования. Не каждый ее осознает.Образование — не потребление знаний, а их аккумулирование для энергии творчества. Жизнь в твор­честве — это не работа ради жизни и не жизнь ради работы.

Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера

Давайте посмотрим на профессиональную деятельность менеджера с по­зиций тех ролей, которые он реализует в этой деятельности. Как они могут быть разнообразны? Какие немыслимые комбинации они могут составлять? В каких сложных противоречиях могут оказаться?

Командир производства, организатор, исполнитель, отец родной, арбитр, громоотвод, начальник (обратите внимание от слова "начало").

Исследователь, новатор, консультант, лидер, предводитель (хорошее сло­во), помощник, представитель, куратор.

В действительности все эти роли перемешаны, существуют в определен­ной комбинации. Но всегда есть приоритеты тех или иных ролей. Как они формируются? Какую роль здесь играет образование? Каким должно быть образование? Ориентированным не только на функции деятельности, но и на роли современного менеджера. И не на роли вообще, а на роли вполне определенные.

Вот здесь и возникает и необходимость, и потребность в креативном об­разовании, потому что только оно способно ориентировать на роли исследо­вателя, новатора, предводителя и пр.

Раньше главной задачей образования было дать необходимые знания и навыки для профессиональной деятельности. А чем определялись необходи­мость знаний и навыков? Отраслевыми или ведомственными нормативами.

Надо было знать их — и успех в работе обеспечен. Но ведь это ориентация на бездумное исполиительство, которое становится привычкой, а потом ос­новой всей организации управления и стиля работы.

Развитие креативного образования требует реформы всей образователь­ной системы. Здесь нельзя ограничиться только призывами. Но вместе с тем креативное образование нельзя насаждать. Будет меньше пользы, чем вреда. Вообще реформировать надо только то, что созрело для реформы и только тогда, когда без реформы невозможно дальнейшее развитие. Реформировать надо последовательно (это слово не тождественно понятию "постепенно"). Возможно ли поэтапные преобразования или надо сразу изменять все по принципам "шоковой терапии"? Все зависит от того, что мы хотим строить и можем ли найти пути поэтапных преобразований.

1. Что означает креативное образование? Каково его содержание?

2. Зачем необходимо менеджеру креативное образование?

3. От чего зависит и чем определяется креативное образование?

4. Какова роль креативного образования в исследовательской деятельности современного менеджера?

5. Разнообразие видов образования и место в нем креативного образования?

Заключение

Современный менеджмент только тогда может быть действительно ус­пешным, когда он находится в постоянном и непрерывном развитии, когда он ориентирован на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организа­ции и накопление ею потенциала инноваций и целеустремленности.

Но это оказывается практически возможным только при условии иссле­дования систем управления, которое предполагает поиск наиболее эффек­тивных вариантов построения системы управления и организации ее функ­ционирования, исключения в ней противоречий и установление причин не­достатков, а также определение путей дальнейшего развития. Исследования позволяют найти соответствие управления изменяющимся условиям и фак­торам экономики.

Исследование в современном менеджменте становится одной из основных функций управления, которая должна быть направлена не только на объект управления, но и на само управление, которое может стать тормозом инно­ваций, хотя по своему статусу должно быть источником идей развития фир­мы и мотивационной основой его осуществления.

Исследование управления только тогда может быть успешным в своей практической значимости, когда оно проводится профессионально как в ме­тодологическом отношении, так и организационном.

Современному менеджеру необходимо не только понимание важности и роли исследования в достижении успеха управленческой деятельности, но и владение определенными навыками его организации и проведения.

Всякое исследование характеризуется объектом и предметом исследова­ния, методологией и организацией его проведения, результатами и возмож­ностями их практической реализации.

При исследовании систем управления в качестве объекта исследования выступает социально-экономическая система (предприятие, фирма, корпора­ция, ассоциация и пр.). Главная особенность ее заключается в том, что основополагающим элементом является человек, деятельность которого опреде­ляет и существование, и развитие этой системы и в значительной степени зависит от того, как организовано управление этой деятельностью, в какой мере управление соответствует его интересам и мотивам поведения, по каким целям и с учетом каких факторов оно осуществляется.

Менеджеру необходимо видеть и оценивать изменение системы ценнос­тей, интересов и мотивов, установок и условий деятельности человека, как в объекте управления, так и в самой системе управления. На основе опыта и личных качеств это возможно лишь при условии управлении в сравнительно небольших масштабах и при исключительной стабильности функционирова­ния фирмы. Но в современных условиях повышенной динамичности эконо­мического развития, конкуренции и усложнения социально-психологических основ деятельности человека оценивать необходимость изменений и осуще­ствлять их можно лишь на исследовательской основе.

Исследование социально-экономических систем имеет свои особенности, как в методологии их проведения, так и в организации и использовании ре­зультатов. Эти особенности надо понимать, знать и учитывать при проведе­нии исследований в практике управления.

Методология исследований предполагает уяснение его целей, подходов и выбора конкретных методов. От этого зависит эффективность и практичес­кая значимость исследования.

Цели исследования могут быть тактическими и стратегическими, общими и локальными. Цели определяют подходы, ориентиры (или ограничения) и методы исследования. Их разнообразие и выбор влияют на практическую эффективность проведения исследования.

Организация исследования предполагает определение того, кто, как, в ка­ких условиях (время, требования, функции, полномочия, обеспечение и пр.) будет проводить исследование, чем обеспечивается слаженность и согласо­ванность исследовательской деятельности.

Результат исследования систем управления представляет собой практиче­ские рекомендации по изменению тех или иных сторон ее функционирова­ния, повышению качества управленческой деятельности менеджера и всего персонала управления. Эти рекомендации могут быть социально-психологического, экономического, организационного содержания, они мо­гут относиться к области информационного обеспечения управления, моти­вации управления, изменения условий деятельности, учета дополнительных факторов развития фирмы, качества деятельности, оценки тенденций разви­тия, конкурентоспособности и пр.

Лучшим вариантом результата исследования является разработка про­граммы совершенствования, модернизации или реконструкции системы уп­равления в полном комплексе ее характеристик и параметров.

Исследование систем управления может быть построено на изучении до­кументов, систематизированном наблюдении, хронометрировании. Но наи­более эффективными методами являются сегодня тестирование и экспертные оценки, социометрический анализ, параметрическое моделирование и ими­тационный эксперимент.

Эти методы исследования должен знать современный менеджер, потому что они позволяют более глубоко вскрыть проблемы развития управления и показать их истинное содержание.

Всякое исследование требует определенного ресурсного обеспечения. Без необходимых ресурсов (человеческих, информационных, финансово-экономических, технических) провести современное исследование невоз­можно. Поэтому важной проблемой исследования управления является рас­чет и выделение необходимых для его проведения ресурсов.

Порядок использования ресурсов: распределение, функции, ответствен­ность и полномочия — составляют основу организации исследования. Здесь важную роль играет выбор типа организации, который определяется многи­ми факторами, в том числе целью исследования, потенциалом профессиона­лизма персонала, конкретными условиями осуществления исследовательских работ (помещение, временные ограничения, структура ресурсов, отношение персонала к исследованию и пр.).

Исследование систем управления проводится в целях развития управле­ния, выбора удачной стратегии и обеспечения жизнестойкости и экономиче­ского положения фирмы. Но чтобы исследование не оказалось проведенным ради самого исследования, а имело значительный эффект, необходимо рас­считывать или оценивать качество и эффективность исследования.

Качество характеризует совокупность характеристик исследования, глав­ной из которых является результат и эффективность.

Результат исследования — это возможности, которые позволяют по­высить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспектив­ное развитие фирмы. Но качество исследования характеризует не только ре­зультат, но и его процессуальные характеристики: использование ресурсов, социально-психологическая атмосфера, опора на компьютерные технологии обработки информации, связь с текущей деятельностью персонала, тип ор­ганизации.

Сопоставление и соразмерность общей величины использованных в про­цессе исследования ресурсов и полученного результата характеризует эффективность исследования. Не всегда существует возможность корректной и определенной оценки эффективности исследования. Все зависит от характе­ра проблемы, типа исследования, цели. Но существуют разные методы такой оценки, варьирование которых расширяет такие возможности.

В дальнейшем развитии менеджмента объем работ по исследованию сис­тем управления, по-видимому, будет возрастать и роль этой функции в практике управления будет повышаться. Многие специалисты считают, что объем работ по исследованию в общей структуре деятельности менеджера уже сейчас должна составлять не менее 25—30 %.

Инновационный и исследовательский потенциал современного менеджера определяется не только его установками на исследование, но и характером образования, структурой знаний, навыками творческой деятельности, типом профессионального мышления.

Способность к исследовательской деятельности характеризует также та­кую важную черту менеджера, как искусство управления, которое немысли­мо без исследования, творчества, стремления к глубокому осмыслению всех проблем, решаемых посредством разработки управленческих решений.

Исследовательский подход должен быть присущ не только менеджеру, но и всему персоналу управления. В конечном счете,исследовательский по­тенциал это не только качества менеджера, но и характеристика всего персонала управления. Отсюда следует социально-психологическая и орга­низационная установка управления, определяющая стиль управления и образ (имидж) менеджера. Осознание этого является важным элементом формиро­вания профессионального сознания менеджера.

Тест по курсу "Исследование систем управления"

Номер Вопрос и варианты ответа

1. Что такое методы исследования?

1.1. Средства оптимизации исследования.

1.2. Определение состава проблем.

1.3. Способы проведения исследования.

1.4. Исследовательские способности менеджера.

1.5. Алгоритм исследования.

2. В чем преимущества диалектического подхода к исследованию?

2.1. Требует количественных оценок.

2.2. Предполагает учет человеческого фактора.

2.3. Ориентирует на поиск противоречий.

2.4. Дает новые знания.

2.5. Имеет универсальный характер.

3. Что такое методология исследования?

3.1. Совокупность методов исследования.

3.2. Логическая схема исследования.

3.3. Плановый подход к исследованию.

3.4. Соответствие целей, средств и методов исследования.

3.5. Эффективный прием получения знаний.

4. Что дает менеджеру знание типологии мышления?

4.1. Позволяет эффективно распорядиться ресурсами.

4.2. Определяет организацию исследования.

4.3. Удачное формирование коллектива исследователей.

4.4. Способствует выбору наилучшего тина.

4.5. Дает объективную оценку проблемы.

5. Что такое фактология исследования?

5.1. Использование фактического материала в процессе исследования.

5.2. Проверка информации.

5.3. Методы обработки информации.

5.4. Система работы с фактами.

5.5. Объяснение фактов.

6. Что такое качество исследования?

6.1. Успешное решение проблем.

6.2. Совокупность свойств исследования.

6.3. Практическое содержание и значимость исследования.

6.4. Свойства и характеристики исследования, отражающие потребности развития управления.

6.5. Методы исследования, позволяющие раскрыть содержание проблемы

7. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?

7.1. Статистический анализ.

7.2. Экспериментирование

7.3. Социометрический анализ

7.4. Тестирование.

7.5. Хронометрирование.

8. В чем преимущество методов тестирования?

8.1. Глубина раскрытия проблемы

8.2. Простота и доступность, не требует специальных знаний.

8.3. Количественная определенность.

8.4. Позволяет исключить психологические и личностные нюансы.

8.5. Позволяет быстро получить информационный материал.

9. Что характеризует валидность показателя?

9.1. Конструкцию показателя

9.2. Соответствие измеряемому параметру.

9.3. Синтетичность показателя

9.4. Методология показателя.

9.5. Цели практического использования.

10. Зачем исследовать управление?

10.1. Чтобы повышать квалификацию менеджера.

10.2. Для повышения качества управленческих решений.

10.3. Для разработки стратегии управления.

10.4. Для эффективного совершенствования управления.

10.5. Для получения дополнительной информации при принятии решений.

11. Что является системен управления?

11.1. Структура органов и звеньев управления.

11.2. Совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность.

11.3. Организационная форма управления.

11.4. Совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей.

11.5. Комплекс характеристик, отражающих состояние управления.

12. Что такое проблема?

12.1. Это направление исследования

12.2. Совокупность информации о состоянии системы.

12.3. Тенденция развития управления системы.

12.4. Противоречие, требующее разрешения.

12.5. Кризисные ситуации в развитии управления.

13. Как взаимосвязаны методология и организация ее исследования?

13.1. Методология определяет вид и форму организации.

13.2. Они не имеют прямой зависимости.

13.3. Организация определяет выбор методологии исследования.

13.4. Связь соответствует по критерию эффективности исследования.

13.5. Методология определяет получение информации, организация - ее обработку.

14. Что понимается под целью исследования?

14.1. Выбор предмета исследования

14.2. Главная направленность исследования.

14.3. Проблема развития

14.4. Познание тенденции развития.

14.5. Поиск путей эффективного развития.

15. Назовите главный признак концепции исследования.

15.1. Наличие всей необходимой информации.

15.2. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.

15.3. Комплекс ключевых положений по методологии и организации следования.

15.4. Совокупность эффективных подходов и исследований.

15.5. План организации и проведение исследования.

16. Почему исследования становятся функцией современного менеджмента?

16.1. Повышается образовательный уровень менеджеров.

16.2. Обостряется конкуренция.

16.3. Компьютер расширяет возможность анализа.

16.4. Повышается сложность решаемых проблем.

16.5. Развитие науки этому способствует.

17. Какой из факторов является решающим в успехе исследования?

17.1. Использование компьютера.

17.2. Полнота информации о проблеме.

17.3. Организация исследования

17.4. Методология исследования

17.5. Творческий потенциал менеджера.

18. Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полным?

18.1. Это способ получения дополнительной информации.

18.2. Это вид деятельности человека.

18.3. Это способ использования знаний к практической деятельности.

18.4. Это навыки анализа и проектирования.

18.5. Познание законов природы и общества.

19. В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?

19.1. Затруднено получение объективной информации.

19.2. Размыты границы объекта исследования.

19.3. Ограничены возможности экспериментирования.

19.4. Решающее значение системного подхода.

19.5. Динамичность процесса функционирования.

20. Какую роль в исследованиях играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?

20.1. Определяет комплексный подход в исследовании.

20.2. Позволяет определить свойства явлений.

20.3. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факторов, свойств и пр.)

20.4. Дает дополнительную информацию.

20.5. Способствует поиску новых факторов.

21. Что является главным в системном подходе к исследованию?

21.1.Тип мышления менеджера.

21.2. Знание предмета исследования.

21.3. Возможность имитационного моделирования явлений.

21.4. Определение целостности и связи явлений.

21.5. Наличие всей необходимой информации.

Схемы курса "Исследование систем управления"


 

Вопросы к размышлению:

1. От чего зависит достижение этих свойств?

2. Как они влияют на процесс обучения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Глоссарий

 

Анализ — мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопос­тавление предметов или явлений в той или иной сфере действительности. Изу­чение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

Аспект исследования — грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например организационный, социальный, психологический и другие аспекты.

Вопрос — форма представления проблемы, обращение для получения информации, средство коммуникаций людей.

Восприятие — сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружа­ющей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.

Гипотеза — предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведе­ниях или знании и необходимое для первого шага изучения явления. Для не­которых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.

Декомпозиция — разделение целого на части по критериям функцио­нального вхождения части в целое, по критериям содержания целого.

Делегирование — передача (полномочий, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д. ) другому лицу или звену системы управления.

Дефиниции —определение понятий, построенное по принципам фор­мальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.

Деятельность — совокупность сознательных действий человека для до­стижения какой-либо цели.

Диалектика — комплекс принципов исследования, направленный на по­иск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.

Диалектический подход к исследованию — использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наибо­лее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов иссле­дования, например, взаимоотношения общего и особенного, качества и ко­личества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т. д.

Дихотомия — вид классификации, разделение на две группы по опреде­ленным признакам, выявление и исследование противоречий.

Доказательство — интеллектуальная операция, состоящая в установле­нии истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нес, а также посредством подтверждения фактами и прак­тической деятельностью.

Закономерности — устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.

Знания — закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяю­щий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Имитация — подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.

Инновации — поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изме­нениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, ре­формировании и нр.

Интегральный интеллект — эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности.

Интересы — реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата.

Интуиция — способность постижения истины, без ее обоснования и до­казательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскованность интуиции влияет на эффективность исследования.

Информация — структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой про­блеме.

Исследования — вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятель­ности человека, в частности в практике управления.

Качество исследования — комплексная совокупность свойств и характе­ристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оцепить его результативность.

Классификация — прием, посредством которого из некоторого множе­ства объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы

каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс.

Консультации — советы, даваемые специалистами на основе изучения кон­кретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы.

Концепция — комплекс ключевых положений, достаточно полно, цело­стно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности ис­следуемого явления, его существование в действительности или проявление в практической деятельности человека.

Концепция исследования — комплекс ключевых положений методологи­ческого характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.

Критерий — основа сопоставления и выделения групп явлений или от­дельных их свойств для установления классификационной или типологичес­кой принадлежности.

Логика — 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность ин­теллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суж­дениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в про­цессе исследования,

Менеджер — лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления. (В отличие от системы администра­тивного, бюрократического, военизированного управления, где социальная принадлежность и экономические интересы не играют существенной роли).

Метод исследования — способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эф­фективностью его использования в конкретных условиях.

Методология исследования — логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определе­ние рациональной последовательности исследовательской деятельности.

Методы (исследования) — способы проведения исследования, способы достижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.

Мышление — интеллектуальная деятельность человека, позволяющая по­знавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.

Объект исследования — область деятельности человека, в которой обна­руживается и распознается проблема, требующая ее познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.

Операция — элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности.

Опыт — основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности.

Организация исследования — упорядочение исследовательской деятель­ности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обя­занности, ответственность, нормативы и пр.).

Порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

Персонал управления — работники, выполняющие функции и полномо­чия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.

План исследования — организационная основа исследования, предпола­гаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) про­ведения исследования.

Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей действи­тельностью.

Подход — наиболее удачная грань для "вхождения" в проблему, началь­ная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики ис­следования (методологический подход и пр.).

Подход к исследованию — исходная позиция исследователя, определяю­щая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его прове­дения.

Понятие — обозначение явлений и предметов действительности в мыш­лении человека, инструмент логического оперирования, обобщение сущест­венных свойств и связей явлений.

Потребность в исследовании — степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инно­вационный стиль управления.

Практика — целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества.

Предмет исследования — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Программа исследования — комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполага­емый результат.

Профессионализм — совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выпол­нения работы.

Процесс исследования — последовательность этапов осуществления ис­следования, комбинация и последовательность использования средств и ме­тодов исследования, различных операций и процедур.

Результат исследования — в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, конкрет­ные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тен­денциями развития, методика выполнения какой-либо работы.

Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей, обеспечи­вающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Свойства — отличительные признаки предмета или явления, отражаю­щие его сущность, содержание и особенности.

Синектика — метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

Система управления — 1. Совокупность отношений управления в соци­ально-экономической системе (организации). 2. Система действий менеджера по реализации воздействия. 3. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.

Ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих определен­ную обстановку.

Стратификация — определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.