|
Тема 24. Специфика ознакомления младших дошкольников с ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Декоративно-прикладным искусством. Тема25. Ознакомление детей средней группы с народными Промыслами (дымковская, филимоновская игрушка – по выбору). Тема 26. Ознакомление детей старшей группы с народными Промыслами (дымковская, филимоновская игрушка, городецкий Промысел – по выбору). Тема 27. Ознакомление детей подготовительной группы с народными Промыслами (Хохлома, Гжель, Жостово - по выбору). Примерный план контрольной работы Введение 1. Значение произведений декоративно-прикладного искусства в развитии детей. 2. Особенности декоративно-прикладного искусства. Требования к отбору произведений для дошкольников. 3. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями декоративно- прикладного искусства (ДПИ). 4. Методика ознакомления детей с ДПИ. 5. Анализ проведенной работы. Заключение Список литературы Приложение Рекомендации к выполнению работы Изучая предложенную литературу, выделите основные понятия: художественное воспитание, художественное развитие. Рассмотрите значение произведений ДПИ в разностороннем развитии личности. Выделите специфику восприятия средств художественной выразительности произведений искусства у дошкольников в работах О.О.Дроновой, Т.Г.Казаковой. Обратите внимание на требования, предъявляемые к произведениям искусства для дошкольников, как общие, так и специальные. Раскрывая задачи художественного воспитания детей, проанализируйте 2-3 вариативные программы воспитания и обучения дошкольников, дайте сравнительный анализ задач ознакомления детей с конкретным видом народного промысла. Внимательно изучите вопросы методики ознакомления с произведениями искусства в работах различных авторов, опыт работы педагогов. При выполнении практической части проанализируйте свой опыт работы или опыт работы ДОУ: какие задачи в процессе художественного воспитания решаете; приведите примеры тематики занятий; какие методы и приемы используете; в чем вы видите эффективность своей работы. Оцените эффективность проведенной работы, наметьте перспективы работы по художественному развитию детей. Проведите диагностическое обследование уровня знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве (задание №3). Задание выполняется с детьми 5-7 лет. В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий (схему для анализа см приложение № 2), выписки из календарного плана, рисунки детей (не менее шести), результаты диагностики. Задание №3 Диагностика сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве (методика Соломенниковой О.А.) Цель задания: определить уровень знания детей старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве. Методы: игра, беседа, запись действий и ответов детей. Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, деревянные матрешки, богородские игрушки. Ход задания Проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог предлагает ребенку помочь организовать «Вернисаж», т.е. выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного искусства. Для этого он должен разложить предметы по промыслам. После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя. Педагог. Теперь ты будешь продавцом на вернисаже. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы посетитель захотел приобрести у него предметы народного искусства. — Покажите филимоновские и дымковские игрушки. — Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских? Педагог показывает на городецкие изделия и спрашивает: — Как называются эти изделия? — Чем отличаются городецкие изделия от хохломских? — Что общего между городецкими изделиями и хохломскими? — Покажите гжельскую посуду, что вы можете рассказать о ней? — Есть ли на выставке матрешки? Расскажите, пожалуйста, о них. — А есть ли у вас жостовские подносы? Что вы можете рассказать о них. Педагог. Мне очень понравилась ваша выставка, Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете? После предложения ребенка педагог благодарит за оказание помощи в выборе покупки. Примечание. Предметы декоративно-прикладного искусства могут быть подобраны педагогом с учетом региональных особенностей. Критерии сформированности знаний народном декоративно- прикладном искусстве: знания о народном декоративно-прикладном искусстве; знания характерных особенностей народных промыслов Анализ результатов: Показатель — знания о народном декоративно-прикладном искусстве. Высокий уровень Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности большинства народных промыслов. Аргументирует выбор того или иного изделия. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку. Средний уровень Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. В основном аргументирует свой выбор изделий народного декоративно- прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку. Уровень ниже среднего Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Ребенок путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку. Литература 1. Вершинина, Н. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в процессе дидактических игр [Текст] /Н.Вершинина, О.Горбова. // Дошкольное воспитание. -2004. - №9. 2. Грибовская, А.А Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием [Текст] / А.А.Грибовская. // Дошкольное воспитание.- 1984. - №10. 3. Дронова, О.О. Влияние орнамента на выразительность рисунка [Текст] / О.О.Дронова. // Дошкольное воспитание. - 1986.- №6. 4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006. 5. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] /Т.С. Комарова, Т.А.Рытанова, Г.В.Быховец и др.; под ред. Т.С.Комаровой – М., 1997. 6. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством [Текст] /О.А.Соломенникова. – М., 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|