|
ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ФЕХТОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯСтр 1 из 35Следующая ⇒
Фехтование — один из многочисленных видов спорта, распространенных в Советском Союзе. В основе фехтования лежит спортивное единоборство на одном из принятых видов спортивного холодного оружия. Правильно организованные занятия фехтованием, в которых, кроме специальной подготовки, разрешаются и общие задачи улучшения состояния здоровья и физических, моральных и волевых качеств, являются эффективным средством физического воспитания и развития человека. В фехтовании повышаются быстрота, ловкость, сила и воспитываются важнейшие психические качества — воля, самообладание, инициативность, уверенность, сообразительность. Это позволяет ставить фехтование как спорт в ряд ценнейших для формирования навыков и качеств, нужных в трудовой и оборонной деятельности. Регулярные тренировки и участие в спортивных соревнованиях по фехтованию развивают и воспитывают: способность к быстрой оценке технических и тактических возможностей противников и в связи с этим и своих; повышенную остроту, точность и быстроту зрительных восприятий и двигательных реакций; тонкую проприоцептивную и тактильную чувствительность; общую и специальную выносливость к преодолению больших и длительных физических и психических напряжений. Специальные исследования, проведенные в учебных и научно-исследовательских институтах физической культуры, выявили острое влияние фехтования на различные системы организма, и особенно на центральную нервную систему. Эти исследования доказали, что систематические занятия фехтованием положительно влияют на увеличение подвижности основных нервных процессов (лабильность ЦНС), на улучшение реакций на простые и сложные раздражители, на быстроту реагирования и ориентировки, на быстроту образования условнорефлекторных связей, восстановительных процессов и пр. Фехтовальщики дают в этих исследованиях лучшие показатели, чем большинство представителей других видов спорта. Молодежи импонируют быстрота, ловкость, сообразительность, инициативность, поэтому фехтование завоевывает все большую популярность и привлекает к занятиям значительное количество желающих. Этому содействует растущий авторитет ваших фехтовальщиков на международной арене, где они с каждым годом добиваются все больших успехов. Перед советским фехтованием стоят ответственные задачи широкого привлечения к занятиям юношей и девушек и на этой базе постоянного повышения спортивного мастерства, совершенствования методики обучения и тренировки и глубокой разработки теории фехтования. Воспитательное значение фехтования состоит, прежде всего, в специфике этого спорта и в необходимости развития ряда важнейших морально-волевых качеств. Овладение специальными техническими навыками требует внимания, сообразительности, сосредоточенности, ловкости «точности. Правила соревнований предъявляют большие требования к каждому движению и заставляют фехтовальщика строго относиться даже к незначительным отклонениям в технике, которые могут повлечь за собой поражение. Важное значение имеет правильная манера боя и всего поведения на соревнованиях, что накладывает отпечаток требовательности и контроля на весь тренировочный процесс. Необходимость внимательной оценки поведения и действий различных противников развивает наблюдательность и находчивость. В бою оказывается сильнейшим тот, кто сумеет захватить инициативу, действовать быстро и уверенно и правильно реагировать на постоянно изменяющуюся обстановку. Необходимо воспитывать у фехтовальщика способность к преодолению трудностей, постоянно возникающих в тренировке, и особенно в острой борьбе с равными или даже более сильными соперниками. Нужно уметь объективно оценивать успехи и неудачи, не зазнаваться при успехах и не разочаровываться при неудачах, черпая в том и другом случае новые стремления к совершенствованию. Для этого нужно быть трудолюбивым, настойчивым, целеустремленным и организованным. Разнообразные формы работы фехтовальщиков в обучении и тренировке, необходимость выполнять индивидуальные задания, зависимость результата коллектива фехтовальщиков от персонального успеха каждого (при командных встречах) развивают чувство товарищества, взаимной выручки и коллективизма. Воспитанию помогают также знания вопросов теории, истории, методики фехтования и других предметов, которые сообщаются! во время занятий и в специальных беседах. Эти знания расширяют кругозор по общим и специальным вопросам. Воспитательное значение фехтования еще более усиливается применением индивидуального подхода и воздействия тренера в тренировочной работе, где приходится большое внимание уделять занятиям с каждым фехтовальщиком отдельно. Фехтование имеет и оздоровительное значение, осуществляемое через средства самого фехтования и других видов спорта, которыми должны заниматься фехтовальщики для улучшения состояния здоровья и развития специфических физических качеств. Фехтование особенно сильно действует на обмен веществ, повышает жизненный тонус, хорошо влияет на костно-связочный и мышечный аппарат. В ряде случаев фехтование может быть использовано как специальное средство для предупреждения отклонений в деятельности организма, как лечебное средство при вялости, ожирении, плохом обмене веществ, некоторых искривлениях позвоночника (сколиозы). Спортивное фехтование в наше время утратило непосредственное прикладное значение, так как движения фехтовальщика не имеют прямой связи с боевыми и трудовыми движениями, а спортивное оружие мало похоже на боевое. Однако способность к выполнению разнообразных точных движений в часто меняющейся обстановке тренировки и боя, необходимость осуществлять свои замыслы в борьбе с помощью оружия вполне заслуживают того, чтобы характеризовать фехтование как вид спорта, дающий ценные прикладные навыки и умения, что особенно важно в наше время сложной машинной техники. Качества, развиваемые фехтованием, безусловно, имеют прикладное значение. Постепенно возрастает спортивное значение фехтования. Уже в конце прошлого столетия фехтование сложилось как самостоятельный вид спорта и сейчас занимает прочное место в программах различных спортивных соревнований на спартакиадах, мировых олимпиадах, международных спортивных играх молодежи и студентов и на многочисленных турнирах в Советском Союзе и за границей. В нашей стране проводится большое количество состязаний по фехтованию для юношей и взрослых: классификационные соревнования, первенства городов, республик, спортивных обществ, розыгрыши специальных призов, кубков, всесоюзные первенства по территориальному или ведомственному принципу, различные турниры между командами городов и республик, посвященные знаменательным датам и т. д. С 1951 г. советские фехтовальщики начали принимать участие в международных соревнованиях. В 1952 г. Всесоюзная секция фехтования вошла в состав Международной федерации фехтования (ФИЭ). С тех пор наши фехтовальщики выступают во всех крупнейших международных (соревнованиях, первенствах мира среди молодежи и для взрослых, въезжают на традиционные турниры в разные страны и своими все более высокими результатами укрепляют спортивный авторитет нашей Родины, устанавливают международные связи, активно участвуют в конгрессах Международной федерации фехтования. Сейчас в рядах советских фехтовальщиков уже есть призеры и чемпионы мировых первенств как в личных, так и в командных и даже общекомандных соревнованиях. Спортивные соревнования имеют громадное значение для популяризации фехтования и привлечения широкого круга молодежи и юношества к регулярным занятиям этим видом спорта. Все шире распространяется фехтование в республиках страны. Среди сильнейших фехтовальщиков встречаются не только представители столицы нашей Родины Москвы, Ленинграда, но и Риги, Тбилиси, Еревана, Львова, Саратова, Минска, Смоленска, Таллина, Горького и других городов. Борьба на соревнованиях все более обостряется, становится осе интереснее и сложнее, что говорит о громадных людских резервах, имеющихся в советском фехтовании. Фехтование не требует специальных физических данных для начала занятий (большая физическая сила, высокий рост и пр.), и этим объясняется его доступность. Заниматься фехтованием может каждый желающий при нормальном состоянии здоровья. Учиться фехтовать можно с раннего возраста и продолжать занятия до преклонных лет, сохраняя при этом хорошую работоспособность, а в ряде случаев и неплохие спортивные результаты. Многие наши фехтовальщики, начавшие заниматься в возрасте 12—АА лет, «. 18—20 годам добились высоких результатов не только в отечественных, но и в международных соревнованиях (А. Забелина, М. Мидлер, В. Черников, Б. Хабаров, Г. Свешников, Ю. Осипов, В. Жданович, Е. Череповский, Е. Рюмин, В. Прудскова, Г. Горохова, В. Киселева, У. Мавлеханов, Л. (Кузнецов и др.). Вместе с тем старейшие советские фехтовальщики, часть из которых была лучшими еще в дореволюционной России, успешно занимались фехтованием и выступали в соревнованиях в весьма солидном возрасте — старше 50 лет (Т. Климов, В. Захаров, П. Заковорот, Я. Гремзде, П. Малахов, Л. Монахов, В. Аркадьев и др.). Хорошее тактическое мышление, большой опыт, прочно установившаяся техника владения оружием позволяли им надолго продлить деятельную спортивную жизнь. Больше всего распространено фехтование среди студентов. Почти все высшие учебные заведения сейчас имеют секции фехтования, что в значительной степени объясняется включением фехтования в программы спартакиад вузов. Важную роль играет фехтование в работе спортивных обществ. Особенно широкое развитие получил этот вид спорта в таких коллективах как «Буревестник», «Спартак», «Динамо», «Трудовые резервы», «Локомотив», в спортивных клубах Советской Армии, профсоюзных республиканских спортивных обществах «Авангард», «Труд», «Энбек», «Даугава», «Жальгирис», «Калев» и др. Многие из этих коллективов имеют детские, юношеские спортивные школы и отделения фехтования. Солидное место занимает фехтование в системе спортивных школ органов народного просвещения. Все эти организации предоставляют для занятий специальные залы, инвентарь, квалифицированных тренеров, делая фехтование доступным для большого круга желающих.
ФЕХТОВАНИЕ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Фехтование, как и другие виды спорта, нуждается в научной разработке вопросов теории, методики и организации. Основное значение при этом имеет изучение и обобщение передового практического опыта лучших тренеров и фехтовальщиков. Теория фехтования должна помогать решению вопросов наиболее рациональной методики обучения и быстрейшего достижения высоких и устойчивых результатов. При проведении научно-исследовательской работы над различными вопросами теории фехтования используются данные специальных исследований, проводимых учеными в области педагогики, психологии, физиологии, врачебного контроля, гигиены, анатомии и других наук. Научные данные позволяют познавать законы формирования спортивных двигательных навыкав, особенности мышления во время тренировки и соревнований; определять наиболее рациональные формы и методы -воспитательной работы; определять влияние фехтования на системы организма; устанавливать наиболее рациональные методы проведения занятий с фехтовальщиками разных разрядов; использовать предшествующий и современный опыт и на основании всего этого совершенствовать методику обучения и тренировки. Научно-исследовательской работой в области фехтования занимаются главным образом научные сотрудники и квалифицированные преподаватели научно-исследовательских и учебных институтов физической культуры. Их работы относятся к исследованиям: анализа техники и методики обучения; формирования двигательных навыков; энергетических затрат в фехтовании; динамики физического развития под влиянием фехтования; динамики 'Психических процессов фехтовальщиков и др. Можно назвать ряд научных работников, которые на протяжении длительного времени занимаются вопросами теории фехтования: А. Пуни, И. Бойченко, Т. Третилова, В. Андриевский, Л. Голодая, В. Аркадьев, В. Келлер и др. Для лучшей организации учебной, тренировочной и воспитательной работы с фехтовальщиками разрабатываются учебные планы, программы, планы спортивно-массовых мероприятий, работы со сборными коллективами, улучшаются правила соревнований, спортивная классификация, готовятся и издаются специальные пособия.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|