|
Глава II. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ФЕХТОВАНИЯФЕХТОВАНИЕ В ДРЕВНОСТИ
Борьба первобытного человечества с природой за свое существование, а позднее непрерывные захватнические и оборонительные войны, которыми насыщена история народов древнего мира, были причинами возникновения, усовершенствования холодного оружия и развития искусства владения им. Жизнь племени, города, страны зависела в те времена в большой мере от умения воинов и всего населения владеть холодным оружием. Обучение детей и юношества искусству владения холодным оружием и постоянные упражнения взрослых в этом искусстве были предметом большого внимания и неусыпных забот общества. Это нашло свое отражение в физической культуре, в бытовых и религиозных обрядах, в изобразительном искусстве, в фольклоре и литературе народов древнего мира. Различные памятники древнего мира рассказывают нам о вооружении древних воинов, о приемах владения холодным оружием и о состязаниях в фехтовании, история которого уходит в глубину древних веков. Так, например, в нанайских сказаниях говорится о распространенном среди этой народности фехтовании на коротких палках. Известно изречение древнеримского историка Вегеция: «Ждать победы нужно не от количества солдат, но от их знаний и умения владеть оружием». В самые отдаленные периоды существования человека оружие охоты и оружие войны, царившей между племенами, не имело существенных различий. Постепенно появилось и холодное оружие, специально предназначенное для ведения войны. Исторические памятники дают богатый материал о видах холодного оружия, применявшегося в древние века народами, населявшими территорию СССР. Народы среднего Урала во второй половине второго тысячелетия до нашей эры выделывали из бронзы наконечники стрел, копий, дротиков и кинжалы. Среди предметов, найденных при раскопках скифских курганов, относящихся к VI в. до нашей эры, встречаются: обоюдоострые мечи с заостренным концом, с небольшой перекладиной — крестовиной или без нее; кинжалы, по форме подобные мечам, щиты, боевые топоры, копья, металлические шлемы. У народов Запада в древние века в качестве оружия при ближней схватке был распространен меч. Народы стран древнего Востока применяли, главным образом, оружие типа современной сабли, что было связано с преобладанием у них конных войск. На Руси пользовались и мечами и саблями. Защитными приспособлениями воинов древнего мира являлись щиты разных форм, размеров и материала (деревянные с кожаной обшивкой, деревянные с металлической обивкой, чисто металлические), специальная одежда и металлические шлемы. Кроме меча, сабли и щита, в древние века было распространено метательное оружие: бумеранг, копье, дротик, лук и стрелы и др. Однако для возникновения фехтования главное значение имело холодное оружие — меч и сабля, применяемое в ближнем бою. Мечи, применявшиеся в древние века народами, жившими «а территории СССР, греками и римлянами, имели большое сходство между собой. Это были одноручные, обоюдоострые, т. е. отточенные с двух сторон, полосы металла, имевшие плоское ромбовидное сечение. Длина металлической полосы была различная. Русский меч отличался наибольшей длиной (100 см), затем шел римский меч (до 70 см) и, наконец, греческий (до 50 см). Слегка уплощенные, длиной примерно 10 см, рукоятки мечей были прямыми и заканчивались утолщением. Со стороны клинка у рукоятки имелась перекладина-крестовина, которая защищала вооруженную руку от ударов. Ширина лезвий мечей равнялась 4—5 см. У русского и римского мечей конец был хорошо заострен, а у греческого — закруглен, что объясняется незнанием греками способов закаливания стали. Судя по массивности оружия, по применению пешими воинами древних веков щитов, шлемов и специальной одежды, можно заключить, что техника владения холодным оружием в то время отличалась широкими размашистыми движениями вооруженной руки. Боевая стойка левым боком к противнику обусловливалась держанием в левой руке щита, за которым воин старался скрыть большую часть своего тела. Приемы нападения мечом состояли из рубящих ударов и уколов. Греческие воины применяли, ввиду отсутствия у их Мечей заостренного конца, только рубящие удары. Римские воины с успехом противопоставляли грекам укол. Преимущество укола перед ударом состояло в том, что при его выполнении на замахе не было необходимости открывать вооруженную руку и правый бок, что приходилось делать на замахах мечом при рубящих ударах по голове и правому боку. Массивные шлемы раньше других частей защитной одежды стали изготовляться из металла, что говорит о применении воинами преимущественно рубящих ударов по голове. Однако рубящие удары и уколы мечом наносились и в другие части тела противника. Следует учесть, что не всегда бои происходили только между двумя воинами. Часто в сражении один воин отбивался от нескольких противников. Это требовало своеобразных приемов защиты и нападения. Если движения рубки головы, правого и левого бока в бою двух противников того времени имели грубое (схематическое) сходство с техникой одноименных рубок при современном фехтовании на саблях, то уколы были очень своеобразны. Надо полагать, что они наносились с замахом либо снизу и сверху щита, либо справа и слева от него. Несмотря на то, что воины древних веков имели высокую, для условий того времени, технику владения холодным оружием, ее нельзя поставить в сравнение с техникой современного фехтования на чрезвычайно легком спортивном оружии. Воин древнего мира должен был обладать большой физической силой, ловкостью и выносливостью. Эти качества вырабатывались неустанными упражнениями в беге, прыжках, метаниях, плавании, приемах владения холодным оружием и других навыках в умышленно затрудненных условиях с целью физического воспитания и боевой подготовки. В период первобытнообщинных отношений физическая культура народов, населявших территорию СССР, носила общенародный характер и служила средством подготовки населения к трудовой и оборонительной деятельности. Позднее, с развитием производительных сил общества, появилась частная собственность на средства производства и обусловленная этим эксплуатация человека человеком. Родоплеменная знать использовала физическую культуру для порабощения народа и подготовки людей к захватническим войнам. У скифских племен, кочевавших по территории СССР, отличавшихся воинственностью и прекрасным владением холодным оружием, к VII в. до нашей эры были распространены короткие мечи, медные топоры, луки и щиты. Апполинарий Сидоний — римский писатель V в. нашей эры писал об этих племенах: «У них страшные и верные руки, наносящие меткими копьями неизбежную смерть, и ярость, умеющая разить непогрешимыми ударами». Обучение приемам владения холодным оружием у скифов являлось составной частью хорошо организованного военно-физического воспитания всего племени. В родственном скифам племени сарматов искусно владели мечам не только мужчины, но и женщины. Сарматы особое внимание уделяли в военно-физической подготовке навыку ведения открытого рукопашного боя. У славян с самых отдаленных времен были распространены состязания в искусстве владения холодным оружием как пеших, так и конных воинов. У восточных славян, отличавшихся могучим телосложением, отвагой, выносливостью, смелостью свободолюбием, превосходным владением холодным оружием и тактикой открытого рукопашного боя, к VIII в. нашей эры физическое воспитание носило всеобщий, народный характер. Обучение приемам владения холодным оружием было также одной из задач всеобщей военно-физической подготовки. Среди игр и разнообразных физических упражнений у славян имели место палочные бои (фехтование на палках). Подобно кулачным боям, палочные бои происходили между отрядами («стенка на стенку»), комплектовавшимися по возрастам: 13—16 лет, 17—19 лет, 20—24 года, 25 лет и старше. По словам Белинского, в забавах и играх русского народа отражались «простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств». Постепенно владение холодным оружием стало привилегией имущих классов и их наемных войск. Основная же масса населения употребляла для охраны своей жизни и имущества палки и дубины (палицы), носившие на Руси название шелепуг (шалыг) подорожных. Среди неимущих в странах древнего Запада было распространено фехтование на палках, а фехтование на холодном оружии стало классовой привилегией рабовладельцев и позднее феодалов и их наймитов. Изображение воинов, вооруженных палками, встречается и на памятниках древнего Египта. В Грузии, которая вела I—II вв. до нашей эры постоянные наступательные и оборонительные войны, система военно-физического воспитания включала в себя упражнения с холодным оружием. Наряду с этими и другими физическими упражнениями было широко распространено фехтование. Практиковались поединки, подобные возникшим в средние века рыцарским турнирам. У горцев в этот период сохранился первобытнообщинный строй и физическое воспитание, в которое входило фехтование, носило общенародный характер. В древнем Китае обучение приемам владения холодным оружием проходило под непосредственным руководством отца путем беспрекословного подражания сыном всем действиям отца. В Индии воспитание знатной молодежи и обучение ее навыкам владения холодным оружием было целиком сосредоточено в руках предводителей каст—браминов. В Иране мальчики после 7-летнего возраста воспитывались в общественных школах, где и проходили курс владения холодным оружием. К 15 годам воспитание заканчивалось, и юноши начинали нести службу охраны. Воспитание юношества Спарты носило ярко выраженный военный характер. С раннего детства мальчики богатых классов воспитывались в общественных учреждениях, где наряду с другими физическими упражнениями усваивали навык владения холодным оружием. В Афинах самостоятельным предметом воспитания подрастающего поколения была военная гимнастика, которой занимались мальчики и юноши в гимназиях. В древнем Риме юноши до 16 лет воспитывались родителями. С 15 лет они особо тщательно упражнялись в боевых приемах с оружием и с 16-летнего возраста поступали в военные лагери, где наряду с другими физическими упражнениями занимались усовершенствованием навыка владения холодным оружием. В литературе эти упражнения носят название фехтования. Упражнения в фехтовании заключались в выполнении приемов рубящих ударов и уколов по столбу, врытому в землю. В качестве оружия для этих упражнений применялись деревянные мечи и палки. Подобным же образом тренировались в искусстве владения холодным оружием и взрослые римские воины. Необходимо отметить, что все сказанное выше о Китае, Индии, Персии, Спарте, Афинах и Риме относится к воспитанию подрастающего поколения зажиточных классов. Среди трудового населения имели распространение игры и состязания, сложившиеся в эпоху первобытнообщинного строя, в числе которых было упомянутое выше фехтование на палках. Уже в древние века у различных народов устраивались состязания во владении холодным оружием. Древнегреческий поэт Гомер в своем произведении «Илиада» описывает такие состязания следующим образом:
«В бранный облекшись доспех, ополчившись пронзительной медью, Выйти один на один и померить их мощь перед народом, Кто у кого скорее пронзит благородное тело И сквозь доспехи коснется и членов и крови багряной Тот победитель».
Как видно, состязания эти не обязательно кончались смертельным исходом. Условием победы было касание тела или легкое ранение. Однако трудно предполагать, что подобные состязания проходили без значительных травм. Оружием для состязаний служили пики без наконечников, тупые мечи, щиты. В древнем Риме состязания на холодном оружии между гладиаторами были излюбленным развлечением народа, падкого в период разложения римской империи до кровавых зрелищ. Традиция устроения таких состязаний была заимствована римлянами у этрусков, которые их устраивали во время похорон между ближайшими родственниками умершего. Первый такой поединок в Риме произошел в 264 г. до нашей эры между двумя братьями по случаю смерти их отца. Позже появилась специальная каста гладиаторов — людей, ремеслом которых были состязания на холодном оружии. Эти состязания в ряде литературных источников носят название состязаний по фехтованию. Гладиаторы вербовались главным образом из рабов и лиц, не имеющих определенных занятий. Особое распространение гладиаторские бои, устраиваемые по различным поводам, получили в годы распада римской империи. К этому времени относится организация специальных гладиаторских школ. Предприниматели поставляли гладиаторов из этих школ устроителям кровавых зрелищ за особую плату. Жизнь гладиатора целиком принадлежала предпринимателю. Обучение гладиаторов искусству ведения боя на холодном оружии и упражнения в этом искусстве происходили под руководством учителей фехтования. Первоначальное обучение гладиаторов проводилось на палках, которыми они учились наносить удары и уколы по мишеням. Следующим этапом обучения было фехтование на тупом оружии. Кроме кинжалов и мечей, оружием, на котором сражались гладиаторы, служили трезубец, сеть, копье. В состязаниях гладиаторов часть времени отводилась на фехтование тупым оружием или боевым оружием с надетыми на него кожаными чехлами. После такого выступления подавался знак и гладиаторы переходили к бою на боевом оружии. Бой гладиаторов в большинстве случаев кончался смертью одного из двух сражающихся. Толпа зрителей решала, путем особой формы голосования, судьбу побежденного. Увлечение гладиаторскими боями и другими дикими зрелищами к началу нашей эры приняло характер всеобщего психоза. Так, Троян праздновал свою победу 123 дня, в течение которых в гладиаторских поединках участвовало 10 000 человек. Кроме гладиаторских состязаний, в древнем Риме проводились среди юношества, принадлежавшего к аристократии, традиционные игры под названием троянских игр, представлявших собой состязания в кавалерийских упражнениях в сочетании с метанием короткого копья и стрел. Традиции гладиаторских боев и троянских игр были воспроизведены позже рыцарством в своеобразной для средневековья форме, описанной ниже. Таким образом, в древние века обучение приемам владения и фехтованию на холодном оружии в странах Запада, с одной, стороны, использовалось для военно-физической подготовки армии правящего класса рабовладельцев, а с другой — превратилось в кровавые гладиаторские состязания. У восточных славян фехтование на холодном оружии и состязания в палочных боях служили одним из средств общенародной военно-физической подготовки и носили, следовательно, более прогрессивный характер.
ФЕХТОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Феодальные общественные отношения, прочно установившиеся на Руси ко второй половине XI е. нашей эры, наложили свою печать на физическую культуру, которая все больше стала распадаться на физическую культуру широких народных масс и физическую культуру феодальной знати. Древнейшей формой самобытного физического воспитания у восточных славян были «игрища», которые сохранились и в период феодализма. Наиболее передовой системой военно-физической подготовки в средние века была самобытная система в Киевской Руси. Будучи органически связана с традициями русской народной физической культуры1, эта система обеспечивала успешную борьбу мирного народа с иноземными захватчиками. Активными участниками этой борьбы были широкие народные массы — народное ополчение. Среди народа и феодальной знати в XI—XIII вв. бытовали различные состязания во владении холодным оружием, фехтование на палках, «конские ристания». Искусство владения холодным оружием и верховой езды было отличительной чертой русского воинства. Тактика военных состязаний и фехтования соответствовала тактике русского открытого, честного рукопашного боя. Н. Г. Чернышевский писал об исторической миссии русского народа: «Нет, не завоевателями и грабителями выступают в истории политической русские, как гунны и монголы, а спасителями от ига монголов, которое сдержали они на мощной вые своей, не допустив его до Европы». Украинский народ также создал свою самобытную систему военно-физического воспитания. Искусство владения холодным оружием и фехтование являлись важнейшими средствами подготовки украинских казаков в Запорожской Сечи. В Грузии, достигшей к XII в., в эпоху Руставели, особого расцвета культуры, в том числе и физической культуры, широкое распространение среди феодальной знати и всего населения имели фехтование и ристальные игры. Среди народа бытовал и бытует в настоящее время в несколько измененной форме особый вид фехтования на мечах — «парикаоба», во время которого применялся небольшой круглый щит. Кроме парикаоба, народы Грузии любили фехтовальные соревнования «салдасти» — бой на игрушечных пращах и деревянных саблях. Холодное оружие, известное еще с древности, в средние века значительно видоизменилось. Изменились и защитные приспособления и одежда воинов. В России, непрерывно отражавшей набеги кочевников с Востока и нападения псов-рыцарей с Запада, были созданы разнообразные виды холодного оружия, которые с успехом противопоставлялись по-разному вооруженным противникам. Исстари на Руси применялись: одноручные мечи, сабли-шашки, кончары, кинжалы, пики, копья, лук и стрелы, дротики, рогатины, бердыши и другое оружие. Русское народное ополчение, отстаивающее независимость страны, приспосабливало для борьбы с иноземными захватчиками предметы охоты, землепашества и домашнего обихода. Так, косарь, насаженный на палку, превратился в боевое двуручное оружие — бердыш (рис. 1а), охотничья рогатина — в боевую рогатину (рис. 1 б), насаженная на длинный шест коса — в оружие, предназначенное для подрезания сухожилий у лошадей противников, простая палка, дубина — в боевую палицу, бытовой топор — в боевой топорик и клевец (боевой молот). Защитная кольчужная одежда русских воинов была достаточно прочна и не стесняла движений. Это позволяло русским воинам проявлять большую быстроту и ловкость, чем это могли сделать закованные в стальные латы рыцари. Русский одноручный меч средних веков (рис. 2) отличался от известного в древности меча большей длиной и массивностью. Сабля-шашка (рис. 3) —одноручное рубящее оружие. Ее стальной, слегка изогнутый, заканчивающийся острием, клинок имеет одно лезвие. Есть основание предполагать, что русская сабля-шашка была заимствована народами Запада и что впоследствии на основе ее возникла спортивная сабля (эспадрон). Кончар — одноручное колющее оружие (рис. 4), имеющее трех или четырехгранный клинок длиной до 140 см, простую рукоятку и круглую гарду. Назначение кончар а состояло главным образом в нанесении уколов противнику, защищенному кольчужной одеждой. Кончары состояли на вооружении русских войск за три с лишним столетия до появления испанской шпаги, форма и размеры которой чрезвычайно схожи с кончаром. Успешные сражения русских войск с рыцарскими не могли не вызывать процесса заимствования последними как типов холодного оружия и защитной одежды, так и приемов владения этим оружием. Например, на Западе в XII в. рыцарство заимствует кольчужные доспехи. Позже были позаимствованы сабля и кончар. К XII в. вооружение рыцарских, исключительно конных, войск состояло из копий, пик, палиц, средневековых одноручных мечей, кинжалов, алебард и щитов. Массивный средневековый одноручный обоюдоострый меч (рис. 5) имел клинок длиной до 100 см и шириной 8 см. Алебарда (рис. 6) — двуручное оружие, представляющее собою соединение копья, топора и крюка, посаженное на длинный деревянный шест. Алебардами обычно были вооружены ополченцы средневековых городов и рыцарские оруженосцы, которым они служили одновременно и ритуальным (парадным) оружием.
В связи с появлением стальных пластинчатых рыцарских доспехов произошло утяжеление холодного оружия, которое годилось теперь не только для ударов и уколов противника, но и для разрушения его доспехов и оглушения. Так, в XIII в. появляются громоздкие, тяжелые двуручные мечи (рис. 7). Однако по-прежнему широко применялись одноручные мечи и щиты. Обоюдоострый двуручный меч имел хорошо заостренный конец. Ширина уплощенного клинка равнялась 4—6 см, а длина достигала 200 см. Рукоятка длиной 60—70 ем предназначалась для держания меча одновременно двумя руками. Таково было оружие и доспехи рыцарства. Тяжесть и громоздкость оружия требовали от воина большой физической силы. На обучение приемам владения холодным оружием и на поддержание этого навыка требовалось тогда много времени. Рыцарство, это прикрытое пышной мантией ложного благородства сословие феодалов-захватчиков, проводило время в военных грабительских походах на мирные народы и города, а в промежутках между ними — в военных упражнениях и диких развлечениях. Среди последних фехтование занимало важнейшее место. Одной из семи так называемых «благородных страстей» рыцарства было фехтование, разрешавшее задачу военно-физического воспитания класса феодалов и его наймитов. Особенно большое внимание обучению приемам владения холодным оружием и фехтованию уделялось в тех странах, рыцарство которых вело непрерывные грабительские войны с 'горожанами своих стран и с другими странами, в том числе и с Россией. Не случайно поэтому то, что фехтование, как кровавая забава, выполнявшая задачу подготовки рыцарства к ведению захватнических войн, развивалось и получило широкое развитие в Испании, Франции, Германии, Италии. В рыцарских турнирах, как в зеркале, отражалась дикость нравов и грабительская сущность этого сословия. «Внешние украшения, внешний блеск, шелк, бархат, перья, всевозможные цепи, кольца и драгоценные украшения, привычки и заученные приемы»... «грубые развлечения с убийствами, очень распространенное суеверие, предрассудки и мистицизм при умственной неразвитости и даже часто при полном невежестве» — такова характеристика рыцарского сословия — этой 'бронированной военной силы феодалов-захватчиков, данная П. Ф. Лесгафтом (П. Ф. Лесгафт, Собрание педагогических сочинений. Том I. ФиС. М., 1953, стр. 136.). Рыцарские турниры проводились с 935 по 1487 г. Они были проявлением культа грубой силы и служили цели воспитания в рыцарстве психологии убийц, слепо выполняющих приказы своих повелителей — феодалов, цели поддержания на высоком уровне военно-физической подготовки рыцарских войск, а также цели запугивания народных масс. Турниры средневековья являлись отчасти продолжением традиций так называемых троянских игр, проводившихся среди нарождающегося рыцарства древнего Рима. Оружием, на котором происходили турнирные бои, оставались пики, копья, мечи, палицы. Существовали турниры, где 'было только два противника, и турниры, представляющие собой групповые сражения. Бой противников сводился, главным образом, к искусству наносить мощные удары пикой, копьем, мечом или палицей с целью выбить противника из седла (рис. 8). Искусное управление конем составляло одно из условий турнирного боя. Рыцарские турниры включали в себя так называемые подготовительные упражнения и главный турнир. Подготовительные упражнения выполнялись на тупом оружии, а главный турнир — на боевом оружии, что приводило к человеческим жертвам. Накануне турниров устраивались состязания юношей-оруженосцев. В программу таких состязаний включалось фехтование в виде упражнений с копьем, мечом и алебардой. Кроме турниров, проводились рыцарские игры с обязательными состязаниями в фехтовании. Фехтование сводилось к выполнению боевых приемов с холодным оружием и к игре в самый бой (рис. 9).
Рыцарство сосредоточившее свое главное внимание на развили искусства наносить мощные удары оружием и на мастерском управлении конем, не могло внести в технику владения холодным оружием технической тонкости, которая так характерна для современного фехтования. Обучение рыцарского сословия навыку владения холодным оружием начиналось с 14-летнего возраста. После семилетней службы в качестве пажа мальчики с 14 лет переходили на службу к рыцарям в качестве оруженосцев. Находясь под присмотром рыцаря, мальчики обучались всему тому, что знал и умел этот рыцарь, готовились стать покорным оружием в руках феодалов. Естественно, что в физическом воспитании оруженосцев фехтованию уделялось достаточно большое внимание. Оруженосец повсюду сопровождал рыцаря. Находясь во время сражения сзади рядов сражающихся, оруженосец следил за своим повелителем и оказывал ему помощь в случае ранения. Значительную роль в развитии фехтования сыграло население средневековых городов Западной Европы, где фехтование возникло как форма всеобщей военной подготовки жителей к обороне городов от грабительских нападений рыцарей. Позже фехтование становится излюбленным времяпрепровождением, зрелищем для жителей городов Западной Европы. В боях с рыцарями горожане действовали в большинстве случаев длинными палками и баграми. Позже городское население стало применять все виды холодного оружия. Не обремененные тяжелыми доспехами горожане были более ловкими в рукопашной схватке на земле и поэтому старались в первую очередь выбить рыцарей из седла. Спешенные рыцари из-за громоздких доспехов теряли свои преимущества. Для обучения приемам владения холодным оружием в городах средневековья были открыты специальные школы фехтования. Учителя фехтования руководили в этих школах привитием занимающимся навыка владения всеми существовавшими в то время видами холодного учебного и боевого оружия, в том числе на двуручных мечах (рис. 10), алебардах, кинжалах и саблях (рис. 11). При обучении приемам владения холодным оружием применялась палка, которой пользовался вместо оружия преподаватель. При помощи палки занимающиеся выполняли упражнения. Гравюры, рисунки того времени говорят о том, что обучение фехтованию происходило на индивидуальных уроках, где занимающиеся выполняли приемы под команду (рис. 12), работали у мишени и проводили учебные бои. Обучение фехтованию включало в себя также и приемы рукопашного боя и управление конем (вольтижировку).
Состязания в фехтовании проводились на учебном, тупом, оружии. Специальной защитной одежды при фехтовании не употреблялось. Это требовало от учителей особой ловкости и знания своего дела. Для занятий фехтованием в средневековых городах существовали специально оборудованные залы. Разрешая задачи военно-физической подготовки, фехтовальные школы средневековых городов являлись вместе с тем своего рода спортивными фехтовальными центрами. Состязания по фехтованию были одной из распространенных в ту пору форм развлечения горожан. Кроме военно-прикладной и зарождавшейся спортивной форм фехтования, в средние века существовала еще дуэльная форма, возникшая из поединков, которые носили название «суда божьего». Такой «суд божий» назначался в том случае, когда одна из прибегнувших к правосудию сторон не соглашалась с решением судьи. Поединок происходил на боевом оружии и обычно кончался смертью одного из противников, а иногда смертью обоих. Победитель поединка признавался судом выигравшим тяжбу. Поединки так называемого «суда божьего», почвой для которых служила дикость нравов и религиозный мистицизм средневековья, позже превратились в дуэли. Поединки проводились среди горожан и среди рыцарского сословия (рис. 13). Дуэлянтство поощрялось дворянством как средство воспитания воинствующей психологии господствующего класса, утверждающего свою власть кровавым насилием. Защищая свою независимость и выступая в роли освободителя народов Европы от нашествия монголов, русский народ за 250 лет (XIII, XIV вв. и начало XV в.) принужден был провести 160 войн с врагами-захватчиками. Это определило преобладание в системе физического воспитания народа военных и полувоенных упражнений. Среди этих упражнений фехтование на палках (палочные бои) и «конские ристания» проводились уже по специальным правилам. В XVI в. русская православная церковь вела жестокую борьбу с распространенными среди широких народных масс физическими упражнениями. Участники народных игр и состязаний преследовались церковью как еретики. Позже, в XVII в., в котором народные массы отвечают на притеснения помещиков и царской власти городскими восстаниями и крестьянской войной (Степан Разин), самобытные народные средства физического воспитания преследуются царским правительством и церковью с целью снижения боеспособности народных масс участие в народных играх и состязаниях каралось при царе Алексее Михайловиче побоями батогами и ссылкой. Однако ни церковь, ни царское правительство не смогли сломить волю свободолюбивого народа, и традиционные народные игры и состязания продолжали широко применяться трудовыми массами России. В первой половине XVII в. ж подготовке русской армии стали привлекаться иностранцы. Это резко снизило ее боеспособность, так как из системы подготовки войск стали устраняться как исконно русские физические упражнения, так и прогрессивные методы обучения. Взамен их привносилась оборонительная тактика ведения войны, заучивание отдельных приемов и строевая муштровка. Русское дворянство, гнушаясь традиций собственного народа, предав забвению превосходство русских в искусстве владения холодным оружием, игнорируя национальные формы состязаний в фехтовании, настойчиво и слепо подражало западноевропейскому рыцарству. В силу этого национальные формы состязаний в фехтовании не получили такого развития, как на Западе. Русское дворянство позаимствовало фехтование с Запада. Этими обстоятельствами объясняется то большое внимание, которое уделяется в данной книге возникновению и развитию фехтования в странах Западной Европы. В связи с широким развитием военно-прикладной дуэльной и начинающей развиваться спортивной форм фехтования в средневековых городах Западной Европы возник спрос на учителей искусству владения холодным оружием. Спрос был настолько велик, что в городах появились специальные ремесленные гильдии (цехи) фехтовальщиков, куда входили наиболее опытные мастера владения холодным оружием. Усовершенствование холодного оружия привело к тому, что к XVI в. выходят из употребления металлические доспехи, легко пробиваемые пулей. В связи с этим теряют свое значение двуручные мечи и двуручные шпаги (рис. 14), а также и алебарды, оставаясь, однако, по традиции некоторое время как фехтовальное оружие. Тяжелый одноручный средневековый меч заменяется более легкой колюще-рубящей шпагой (рис. 15). Шпага используется как оружие ближнего боя на войне и как оружие, на котором происходили дуэли и состязания в фехтовании. Шпага применялась и в сочетании со щитом — тогда противники принимали боевую стойку левым боком друг к другу — и без употребления щитов, когда противники располагались правым боком друг к другу.
В связи с устранением металлической защитной одежды и облегчением оружия техника владения им получила возможность развития. Бурное развитие началось только с превращением боя в условный спортивный бой на облегченном тупом спортивном оружии. Легкая, удобная предохранительная одежда и фехтовальная маска полностью устраняли опасность уколов и ударов, т. е. фехтование превратилось в фехтовальный спорт, что произошло в конце XVIII в. Теряя постепенно свое военно-прикладное значение, шпага становится ритуальным, парадным оружием в среде дворянской знати и оружием, на котором происходили дуэли. Вместо щита с конца XV в. стала применяться, сначала только для защиты, а позже и для нападения, дата — короткая шпага (рис. 16). Противники располагались главным образом левым боком друг к другу, держа шпагу в правой руке, а дату в левой (рис. 17). Конец XV и начало XVI вв. характеризуется преобладанием в Западной Европе дуэльной формы фехтования. Поветрие дуэлей особенно сильно распространилось в Испании, где возникла особая каста драчунов-дуэлянтов под названием «Браво». Испания славилась лучшими шпажными (толедскими) клинками и была признана своего рода центром фехтования того времени. Дуэльный и спортивный фехтовальные бои проводились главным образом на шпагах с дагой, которая вскоре была заменена кинжалом. Вместо даги или кинжала применялся и плащ (рис. 18), при помощи которого проводились приемы защиты, обезоруживания противника и подготовки нападения. Испанские учителя фехтования Понс-де-Перпиньяна и Пед-рос-де-Торре в 1474 г. выпускают первую в Испании книгу по вопросам техники и тактики фехтования. К тому же времени вводятся понятия внешней и внутренней фехтовальных линий и приемы маневрирования (так называемые «пассы» — шаги и «вольты» — уклонения). В Германии в XV и XVI вв. фехтование широко развивалось среди городского населения, которое организовывало фехтовальные школы и своего рода фехтовальные спортивные общества («Братство святого Марка», «Вольные фехтовальщики пера» и др.) (рис. 19). Под влиянием реакционного духа прусского юнкерства, ставшего впоследствии одной из черт германского фашизма, фехтование в Германии выродилось затем в одну из самых отвратительных разновидностей диких развлечений того времени — в так называемое мензурное фехтование. Противники, снабженные защитными очками (консервами) и вооруженные шлегерами (оружие типа сабли с отточенным лезвием), старались нанести друг другу режущие удары по лицу.
Однако и в Германии имел место процесс возникновения фехтовального спорта. Так, в 1570 г. немецкий учитель фехтования Иохим Мейер ставит вопрос о разделении фехтования на колющем и колюще-рубящем оружии, что говорит о существовании в Германии в ту пору спортивного фехтования. С середины XVI в. центром фехтования, носящего в то время дуэльную и спортивную формы, становится Италия. В 1509 г. выходит первый печатный труд по фехтованию на итальянском языке (Пьетро Мончо). В 1517 г. Ахилло Мароццо, который считается «отцом» итальянского фехтования, подробно пишет о принципах фехтования. Применявшиеся вначале только как защитные средства, дага и кинжал стали нести функции нападения, и поединки (дуэли) приняли еще более кровопролитный характер. Существенным явлением в области разработки вопросов техники фехтования (было установление семи защит (Вирджиани, 1560). Эти семь защит и восьмая, введенная во Франции 200 лет спустя, схожи с современными рапирными защитами. В начале XVII в. итальянские специалисты выпускают ряд книг по вопросам техники и тактики фехтования, которое развивалось по двум линиям: дуэльного и спортивного фехтования. Последнее более широко развивалось в это время во Франции. Только спустя 37 лет после французов ита Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|