Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава II. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ФЕХТОВАНИЯ





ФЕХТОВАНИЕ В ДРЕВНОСТИ

 

Борьба первобытного человечества с природой за свое су­ществование, а позднее непрерывные захватнические и оборо­нительные войны, которыми насыщена история народов древ­него мира, были причинами возникновения, усовершенствова­ния холодного оружия и развития искусства владения им. Жизнь племени, города, страны зависела в те времена в боль­шой мере от умения воинов и всего населения владеть холод­ным оружием.

Обучение детей и юношества искусству владения холодным оружием и постоянные упражнения взрослых в этом искусстве были предметом большого внимания и неусыпных забот об­щества.

Это нашло свое отражение в физической культуре, в быто­вых и религиозных обрядах, в изобразительном искусстве, в фольклоре и литературе народов древнего мира.

Различные памятники древнего мира рассказывают нам о вооружении древних воинов, о приемах владения холодным оружием и о состязаниях в фехтовании, история которого ухо­дит в глубину древних веков.

Так, например, в нанайских сказаниях говорится о распро­страненном среди этой народности фехтовании на коротких палках. Известно изречение древнеримского историка Вегеция: «Ждать победы нужно не от количества солдат, но от их зна­ний и умения владеть оружием».

В самые отдаленные периоды существования человека ору­жие охоты и оружие войны, царившей между племенами, не имело существенных различий. Постепенно появилось и холод­ное оружие, специально предназначенное для ведения войны. Исторические памятники дают богатый материал о видах хо­лодного оружия, применявшегося в древние века народами, населявшими территорию СССР. Народы среднего Урала во второй половине второго тысячелетия до нашей эры выделы­вали из бронзы наконечники стрел, копий, дротиков и кинжалы.

Среди предметов, найденных при раскопках скифских кур­ганов, относящихся к VI в. до нашей эры, встречаются: обо­юдоострые мечи с заостренным концом, с небольшой перекла­диной — крестовиной или без нее; кинжалы, по форме подоб­ные мечам, щиты, боевые топоры, копья, металлические шлемы.

У народов Запада в древние века в качестве оружия при ближней схватке был распространен меч. Народы стран древ­него Востока применяли, главным образом, оружие типа со­временной сабли, что было связано с преобладанием у них конных войск. На Руси пользовались и мечами и саблями.

Защитными приспособлениями воинов древнего мира явля­лись щиты разных форм, размеров и материала (деревянные с кожаной обшивкой, деревянные с металлической обивкой, чисто металлические), специальная одежда и металлические шлемы.

Кроме меча, сабли и щита, в древние века было распростра­нено метательное оружие: бумеранг, копье, дротик, лук и стре­лы и др. Однако для возникновения фехтования главное значе­ние имело холодное оружие — меч и сабля, применяемое в ближнем бою.

Мечи, применявшиеся в древние века народами, жившими «а территории СССР, греками и римлянами, имели большое сходство между собой. Это были одноручные, обоюдоострые, т. е. отточенные с двух сторон, полосы металла, имевшие пло­ское ромбовидное сечение. Длина металлической полосы была различная. Русский меч отличался наибольшей длиной (100 см), затем шел римский меч (до 70 см) и, наконец, греческий (до 50 см). Слегка уплощенные, длиной примерно 10 см, рукоятки мечей были прямыми и заканчивались утолщением. Со сторо­ны клинка у рукоятки имелась перекладина-крестовина, кото­рая защищала вооруженную руку от ударов. Ширина лезвий мечей равнялась 4—5 см. У русского и римского мечей конец был хорошо заострен, а у греческого — закруглен, что объяс­няется незнанием греками способов закаливания стали.

Судя по массивности оружия, по применению пешими во­инами древних веков щитов, шлемов и специальной одежды, можно заключить, что техника владения холодным оружием в то время отличалась широкими размашистыми движениями вооруженной руки. Боевая стойка левым боком к противнику обусловливалась держанием в левой руке щита, за которым воин старался скрыть большую часть своего тела.

Приемы нападения мечом состояли из рубящих ударов и уколов. Греческие воины применяли, ввиду отсутствия у их Мечей заостренного конца, только рубящие удары. Римские вои­ны с успехом противопоставляли грекам укол. Преимущество укола перед ударом состояло в том, что при его выполнении на замахе не было необходимости открывать вооруженную руку и правый бок, что приходилось делать на замахах мечом при рубящих ударах по голове и правому боку. Массивные шлемы раньше других частей защитной одежды стали изготовляться из металла, что говорит о применении воинами преимущест­венно рубящих ударов по голове. Однако рубящие удары и уко­лы мечом наносились и в другие части тела противника. Сле­дует учесть, что не всегда бои происходили только между двумя воинами. Часто в сражении один воин отбивался от нескольких противников. Это требовало своеобразных приемов защиты и нападения. Если движения рубки головы, правого и левого бока в бою двух противников того времени имели грубое (схематическое) сходство с техникой одноименных ру­бок при современном фехтовании на саблях, то уколы были очень своеобразны. Надо полагать, что они наносились с за­махом либо снизу и сверху щита, либо справа и слева от него.

Несмотря на то, что воины древних веков имели высокую, для условий того времени, технику владения холодным ору­жием, ее нельзя поставить в сравнение с техникой современ­ного фехтования на чрезвычайно легком спортивном оружии. Воин древнего мира должен был обладать большой физической силой, ловкостью и выносливостью. Эти качества вырабатыва­лись неустанными упражнениями в беге, прыжках, метаниях, плавании, приемах владения холодным оружием и других навыках в умышленно затрудненных условиях с целью физи­ческого воспитания и боевой подготовки.

В период первобытнообщинных отношений физическая куль­тура народов, населявших территорию СССР, носила общена­родный характер и служила средством подготовки населения к трудовой и оборонительной деятельности. Позднее, с разви­тием производительных сил общества, появилась частная соб­ственность на средства производства и обусловленная этим эксплуатация человека человеком. Родоплеменная знать ис­пользовала физическую культуру для порабощения народа и подготовки людей к захватническим войнам.

У скифских племен, кочевавших по территории СССР, отли­чавшихся воинственностью и прекрасным владением холодным оружием, к VII в. до нашей эры были распространены корот­кие мечи, медные топоры, луки и щиты. Апполинарий Сидоний — римский писатель V в. нашей эры писал об этих племе­нах: «У них страшные и верные руки, наносящие меткими копьями неизбежную смерть, и ярость, умеющая разить не­погрешимыми ударами». Обучение приемам владения холод­ным оружием у скифов являлось составной частью хорошо ор­ганизованного военно-физического воспитания всего племени. В родственном скифам племени сарматов искусно владели мечам не только мужчины, но и женщины. Сарматы особое внимание уделяли в военно-физической подготовке навыку ве­дения открытого рукопашного боя.

У славян с самых отдаленных времен были распространены состязания в искусстве владения холодным оружием как пе­ших, так и конных воинов.

У восточных славян, отличавшихся могучим телосложением, отвагой, выносливостью, смелостью свободолюбием, прево­сходным владением холодным оружием и тактикой открытого рукопашного боя, к VIII в. нашей эры физическое воспитание но­сило всеобщий, народный характер. Обучение приемам владения холодным оружием было также одной из задач всеобщей воен­но-физической подготовки.

Среди игр и разнообразных физических упражнений у сла­вян имели место палочные бои (фехтование на палках). По­добно кулачным боям, палочные бои происходили между отря­дами («стенка на стенку»), комплектовавшимися по возрастам: 13—16 лет, 17—19 лет, 20—24 года, 25 лет и старше. По сло­вам Белинского, в забавах и играх русского народа отража­лись «простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств».

Постепенно владение холодным оружием стало привилегией имущих классов и их наемных войск. Основная же масса на­селения употребляла для охраны своей жизни и имущества пал­ки и дубины (палицы), носившие на Руси название шелепуг (шалыг) подорожных.

Среди неимущих в странах древнего Запада было распро­странено фехтование на палках, а фехтование на холодном оружии стало классовой привилегией рабовладельцев и позд­нее феодалов и их наймитов. Изображение воинов, воору­женных палками, встречается и на памятниках древнего Египта.

В Грузии, которая вела I—II вв. до нашей эры постоянные наступательные и оборонительные войны, система военно-физи­ческого воспитания включала в себя упражнения с холодным оружием. Наряду с этими и другими физическими упражнения­ми было широко распространено фехтование. Практиковались поединки, подобные возникшим в средние века рыцарским турнирам.

У горцев в этот период сохранился первобытнообщинный строй и физическое воспитание, в которое входило фехтование, носило общенародный характер.

В древнем Китае обучение приемам владения холодным оружием проходило под непосредственным руководством отца путем беспрекословного подражания сыном всем действиям отца. В Индии воспитание знатной молодежи и обучение ее навыкам владения холодным оружием было целиком сосредо­точено в руках предводителей каст—браминов. В Иране мальчики после 7-летнего возраста воспитывались в общественных школах, где и проходили курс владения холодным оружием. К 15 годам воспитание заканчивалось, и юноши начинали нести службу охраны.

Воспитание юношества Спарты носило ярко выраженный военный характер. С раннего детства мальчики богатых клас­сов воспитывались в общественных учреждениях, где наряду с другими физическими упражнениями усваивали навык вла­дения холодным оружием.

В Афинах самостоятельным предметом воспитания подрас­тающего поколения была военная гимнастика, которой занима­лись мальчики и юноши в гимназиях. В древнем Риме юноши до 16 лет воспитывались родителями. С 15 лет они особо тщательно упражнялись в боевых приемах с оружием и с 16-летнего возраста поступали в военные лагери, где наряду с дру­гими физическими упражнениями занимались усовершенство­ванием навыка владения холодным оружием. В литературе эти упражнения носят название фехтования. Упражнения в фех­товании заключались в выполнении приемов рубящих ударов и уколов по столбу, врытому в землю. В качестве оружия для этих упражнений применялись деревянные мечи и палки. По­добным же образом тренировались в искусстве владения хо­лодным оружием и взрослые римские воины.

Необходимо отметить, что все сказанное выше о Китае, Индии, Персии, Спарте, Афинах и Риме относится к воспитанию подрастающего поколения зажиточных классов. Среди трудово­го населения имели распространение игры и состязания, сло­жившиеся в эпоху первобытнообщинного строя, в числе которых было упомянутое выше фехтование на палках.

Уже в древние века у различных народов устраивались состязания во владении холодным оружием. Древнегреческий поэт Гомер в своем произведении «Илиада» описывает такие состязания следующим образом:

 

«В бранный облекшись доспех, ополчившись пронзительной медью,

Выйти один на один и померить их мощь перед народом,

Кто у кого скорее пронзит благородное тело

И сквозь доспехи коснется и членов и крови багряной

Тот победитель».

 

Как видно, состязания эти не обязательно кончались смер­тельным исходом. Условием победы было касание тела или легкое ранение. Однако трудно предполагать, что подобные состязания проходили без значительных травм.

Оружием для состязаний служили пики без наконечников, тупые мечи, щиты.

В древнем Риме состязания на холодном оружии между гладиаторами были излюбленным развлечением народа, пад­кого в период разложения римской империи до кровавых зрелищ. Традиция устроения таких состязаний была заимствова­на римлянами у этрусков, которые их устраивали во время по­хорон между ближайшими родственниками умершего. Первый такой поединок в Риме произошел в 264 г. до нашей эры меж­ду двумя братьями по случаю смерти их отца. Позже появи­лась специальная каста гладиаторов — людей, ремеслом кото­рых были состязания на холодном оружии. Эти состязания в ря­де литературных источников носят название состязаний по фехтованию. Гладиаторы вербовались главным образом из ра­бов и лиц, не имеющих определенных занятий. Особое рас­пространение гладиаторские бои, устраиваемые по различным поводам, получили в годы распада римской империи. К этому времени относится организация специальных гладиаторских школ. Предприниматели поставляли гладиаторов из этих школ устроителям кровавых зрелищ за особую плату. Жизнь гла­диатора целиком принадлежала предпринимателю.

Обучение гладиаторов искусству ведения боя на холодном оружии и упражнения в этом искусстве происходили под ру­ководством учителей фехтования. Первоначальное обучение гладиаторов проводилось на палках, которыми они учились наносить удары и уколы по мишеням. Следующим этапом обу­чения было фехтование на тупом оружии. Кроме кинжалов и мечей, оружием, на котором сражались гладиаторы, служили трезубец, сеть, копье.

В состязаниях гладиаторов часть времени отводилась на фехтование тупым оружием или боевым оружием с надетыми на него кожаными чехлами. После такого выступления подавался знак и гладиаторы переходили к бою на боевом оружии. Бой гладиаторов в большинстве случаев кончался смертью одного из двух сражающихся. Толпа зрителей решала, путем особой формы голосования, судьбу побежденного. Увлечение гладиаторскими боями и другими дикими зрелищами к началу на­шей эры приняло характер всеобщего психоза. Так, Троян праздновал свою победу 123 дня, в течение которых в гладиа­торских поединках участвовало 10 000 человек. Кроме гладиа­торских состязаний, в древнем Риме проводились среди юно­шества, принадлежавшего к аристократии, традиционные игры под названием троянских игр, представлявших собой состяза­ния в кавалерийских упражнениях в сочетании с метанием короткого копья и стрел.

Традиции гладиаторских боев и троянских игр были вос­произведены позже рыцарством в своеобразной для средневе­ковья форме, описанной ниже.

Таким образом, в древние века обучение приемам владения и фехтованию на холодном оружии в странах Запада, с одной, стороны, использовалось для военно-физической подготовки ар­мии правящего класса рабовладельцев, а с другой — преврати­лось в кровавые гладиаторские состязания. У восточных славян фехтование на холодном оружии и состязания в палочных боях служили одним из средств общенародной военно-физиче­ской подготовки и носили, следовательно, более прогрессивный характер.

 

ФЕХТОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

Феодальные общественные отношения, прочно установив­шиеся на Руси ко второй половине XI е. нашей эры, наложи­ли свою печать на физическую культуру, которая все больше стала распадаться на физическую культуру широких народных масс и физическую культуру феодальной знати.

Древнейшей формой самобытного физического воспитания у восточных славян были «игрища», которые сохранились и в период феодализма.

Наиболее передовой системой военно-физической подготов­ки в средние века была самобытная система в Киевской Руси. Будучи органически связана с традициями русской народной фи­зической культуры1, эта система обеспечивала успешную борьбу мирного народа с иноземными захватчиками. Активными участ­никами этой борьбы были широкие народные массы — народное ополчение. Среди народа и феодальной знати в XI—XIII вв. бы­товали различные состязания во владении холодным оружием, фехтование на палках, «конские ристания». Искусство владения холодным оружием и верховой езды было отличительной чертой русского воинства. Тактика военных состязаний и фехтования соответствовала тактике русского открытого, честного рукопаш­ного боя.

Н. Г. Чернышевский писал об исторической миссии рус­ского народа: «Нет, не завоевателями и грабителями выступа­ют в истории политической русские, как гунны и монголы, а спасителями от ига монголов, которое сдержали они на мощ­ной вые своей, не допустив его до Европы».

Украинский народ также создал свою самобытную систему военно-физического воспитания. Искусство владения холодным оружием и фехтование являлись важнейшими средствами под­готовки украинских казаков в Запорожской Сечи.

В Грузии, достигшей к XII в., в эпоху Руставели, особого расцвета культуры, в том числе и физической культуры, широ­кое распространение среди феодальной знати и всего населения имели фехтование и ристальные игры. Среди народа бытовал и бытует в настоящее время в несколько измененной форме особый вид фехтования на мечах — «парикаоба», во время которого применялся небольшой круглый щит. Кроме парикаоба, народы Грузии любили фехтовальные соревнования «салдасти» — бой на игрушечных пращах и деревянных саблях.

Холодное оружие, известное еще с древности, в средние ве­ка значительно видоизменилось. Изменились и защитные при­способления и одежда воинов. В России, непрерывно отражавшей набеги кочевников с Востока и нападения псов-рыцарей с Запада, были созданы разнообразные виды холодного оружия, которые с успехом противопоставлялись по-разному вооружен­ным противникам. Исстари на Руси применялись: одноручные мечи, сабли-шашки, кончары, кинжалы, пики, копья, лук и стрелы, дротики, рогатины, берды­ши и другое оружие.

Русское народное ополчение, отстаивающее независимость страны, приспосабливало для борьбы с иноземными захватчиками предметы охоты, землепашества и домашнего обихода. Так, косарь, насаженный на палку, превратился в боевое двуручное оружие — бердыш (рис. 1а), охотничья рогатина — в боевую рогатину (рис. 1 б), насаженная на длинный шест коса — в оружие, предназначенное для подрезания су­хожилий у лошадей противников, простая палка, дубина — в боевую палицу, бытовой топор — в боевой топорик и клевец (боевой молот). За­щитная кольчужная одежда русских воинов была достаточно прочна и не стесняла движений. Это позволяло русским воинам проявлять большую быстроту и ловкость, чем это могли сделать закованные в стальные латы рыцари.

Русский одноручный меч средних веков (рис. 2) отличался от известного в древности меча большей длиной и массивностью.

Сабля-шашка (рис. 3) —одноручное рубя­щее оружие. Ее стальной, слегка изогнутый, заканчивающийся острием, клинок имеет одно лезвие. Есть основание предполагать, что рус­ская сабля-шашка была заимствована народа­ми Запада и что впоследствии на основе ее воз­никла спортивная сабля (эспадрон).

Кончар — одноручное колющее оружие (рис. 4), имеющее трех или четырехгранный клинок длиной до 140 см, простую рукоятку и круглую гарду. Назначение кончар а состояло главным обра­зом в нанесении уколов противнику, защищенному кольчужной одеждой. Кончары состояли на вооружении русских войск за три с лишним столетия до появления испанской шпаги, форма и размеры которой чрезвычайно схожи с кончаром.

Успешные сражения русских войск с рыцарскими не могли не вызывать процесса заимствования последними как типов холодного оружия и защитной одежды, так и приемов владе­ния этим оружием. Например, на Западе в XII в. рыцарство заимствует кольчужные доспехи. Позже были позаимствованы сабля и кончар. К XII в. вооружение рыцарских, исключительно конных, войск состояло из копий, пик, палиц, средневековых одноручных мечей, кинжалов, алебард и щитов. Массивный средневековый одноручный обоюдоострый меч (рис. 5) имел клинок длиной до 100 см и шириной 8 см. Алебарда (рис. 6) — двуручное оружие, представляющее собою соединение копья, топора и крюка, посаженное на длинный деревянный шест. Але­бардами обычно были вооружены ополченцы средневековых городов и рыцарские оруженосцы, которым они служили одно­временно и ритуальным (парадным) оружием.

 

В связи с появлением стальных пластинчатых рыцарских доспехов произошло утяжеление холодного оружия, которое годилось теперь не только для ударов и уколов противника, но и для разрушения его доспехов и оглушения. Так, в XIII в. появляются громоздкие, тяжелые двуручные мечи (рис. 7). Однако по-прежнему широко применялись одноручные мечи и щиты. Обоюдоострый двуручный меч имел хорошо заострен­ный конец. Ширина уплощенного клинка равнялась 4—6 см, а длина достигала 200 см. Рукоятка длиной 60—70 ем предназ­началась для держания меча одновременно двумя руками. Таково было оружие и доспехи рыцарства. Тяжесть и громозд­кость оружия требовали от воина большой физической силы.

На обучение приемам владения холодным оружием и на под­держание этого навыка требовалось тогда много времени.

Рыцарство, это прикрытое пышной мантией ложного бла­городства сословие феодалов-захватчиков, проводило время в военных грабительских походах на мирные народы и города, а в промежутках между ними — в военных упражнениях и ди­ких развлечениях. Среди последних фехтование занимало важ­нейшее место. Одной из семи так называемых «благородных страстей» рыцарства было фехтование, разрешавшее задачу военно-физического воспитания класса феодалов и его най­митов.

Особенно большое внимание обучению приемам владения холодным оружием и фехтованию уделялось в тех странах, рыцарство которых вело непрерывные грабительские войны с 'горожанами своих стран и с другими странами, в том числе и с Россией. Не случайно поэтому то, что фехтование, как кро­вавая забава, выполнявшая задачу подготовки рыцарства к ве­дению захватнических войн, развивалось и получило широкое развитие в Испании, Франции, Германии, Италии. В рыцарских турнирах, как в зеркале, отражалась дикость нравов и граби­тельская сущность этого сословия. «Внешние украшения, внеш­ний блеск, шелк, бархат, перья, всевозможные цепи, кольца и драгоценные украшения, привычки и заученные приемы»... «грубые развлечения с убийствами, очень распространенное суеверие, предрассудки и мистицизм при умственной неразвито­сти и даже часто при полном невежестве» — такова характери­стика рыцарского сословия — этой 'бронированной военной си­лы феодалов-захватчиков, данная П. Ф. Лесгафтом (П. Ф. Лесгафт, Собрание педагогических сочинений. Том I. ФиС. М., 1953, стр. 136.).

Рыцарские турниры проводились с 935 по 1487 г. Они бы­ли проявлением культа грубой силы и служили цели воспита­ния в рыцарстве психологии убийц, слепо выполняющих при­казы своих повелителей — феодалов, цели поддержания на вы­соком уровне военно-физической подготовки рыцарских войск, а также цели запугивания народных масс. Турниры средневе­ковья являлись отчасти продолжением традиций так называе­мых троянских игр, проводившихся среди нарождающегося ры­царства древнего Рима. Оружием, на котором происходили турнирные бои, оставались пики, копья, мечи, палицы. Сущест­вовали турниры, где 'было только два противника, и турниры, представляющие собой групповые сражения. Бой противников сводился, главным образом, к искусству наносить мощные уда­ры пикой, копьем, мечом или палицей с целью выбить против­ника из седла (рис. 8). Искусное управление конем составляло одно из условий турнирного боя.

Рыцарские турниры включали в себя так называемые подго­товительные упражнения и главный турнир. Подготовительные упражнения выполнялись на тупом оружии, а главный турнир — на боевом оружии, что приводило к человеческим жертвам. Накануне турниров устраивались состязания юношей-оруже­носцев. В программу таких состязаний включалось фехтование в виде упражнений с копьем, мечом и алебардой. Кроме турни­ров, проводились рыцарские игры с обязательными состязания­ми в фехтовании. Фехтование сводилось к выполнению боевых приемов с холодным оружием и к игре в самый бой (рис. 9).

 

 

Рыцарство сосредоточившее свое главное внимание на разви­ли искусства наносить мощные удары оружием и на мастер­ском управлении конем, не могло внести в технику владения холодным оружием технической тонкости, которая так харак­терна для современного фехтования.

Обучение рыцарского сословия навыку владения холодным оружием начиналось с 14-летнего возраста. После семилетней службы в качестве пажа мальчики с 14 лет переходили на службу к рыцарям в качестве оруженосцев. Находясь под при­смотром рыцаря, мальчики обучались всему тому, что знал и умел этот рыцарь, готовились стать покорным оружием в ру­ках феодалов. Естественно, что в физическом воспитании ору­женосцев фехтованию уделялось достаточно большое внима­ние. Оруженосец повсюду сопровождал рыцаря. Находясь во время сражения сзади рядов сражающихся, оруженосец следил за своим повелителем и оказывал ему помощь в случае ра­нения.

Значительную роль в развитии фехтования сыграло населе­ние средневековых городов Западной Европы, где фехтование возникло как форма всеобщей военной подготовки жителей к обороне городов от грабительских нападений рыцарей. Позже фехтование становится излюбленным времяпрепровож­дением, зрелищем для жителей городов Западной Европы.

В боях с рыцарями горожане действовали в большинстве случаев длинными палками и баграми. Позже городское на­селение стало применять все виды холодного оружия. Не обремененные тяжелыми доспехами горожане были более ловкими в рукопашной схватке на земле и поэтому старались в первую очередь выбить рыцарей из седла. Спешенные рыцари из-за громоздких доспехов теряли свои преимущества.

Для обучения приемам владения холодным оружием в го­родах средневековья были открыты специальные школы фехто­вания. Учителя фехтования руководили в этих школах при­витием занимающимся навыка владения всеми существовавши­ми в то время видами холод­ного учебного и боевого ору­жия, в том числе на двуруч­ных мечах (рис. 10), алебар­дах, кинжалах и саблях (рис. 11).

При обучении приемам вла­дения холодным оружием при­менялась палка, которой поль­зовался вместо оружия препо­даватель. При помощи палки занимающиеся выполняли уп­ражнения. Гравюры, рисунки того времени говорят о том, что обучение фехтованию происхо­дило на индивидуальных уро­ках, где занимающиеся выпол­няли приемы под команду (рис. 12), работали у мишени и проводили учебные бои. Обу­чение фехтованию включало в себя также и приемы рукопаш­ного боя и управление конем (вольтижировку).

 

 

 

 

Состязания в фехтовании проводились на учебном, тупом, оружии. Специальной защитной одежды при фехтовании не употреблялось. Это требовало от учителей особой ловкости и знания своего дела. Для занятий фехтованием в средневековых городах существовали специально оборудованные залы.

Разрешая задачи военно-физической подготовки, фехтоваль­ные школы средневековых городов являлись вместе с тем сво­его рода спортивными фехтовальными центрами. Состязания по фехтованию были одной из распространенных в ту пору форм развлечения горожан.

Кроме военно-прикладной и зарождавшейся спортивной форм фехтования, в средние века существовала еще дуэльная форма, возникшая из поединков, которые носили название «суда божьего». Такой «суд божий» назначался в том случае, когда одна из прибегнувших к правосудию сторон не соглаша­лась с решением судьи. Поединок происходил на боевом ору­жии и обычно кончался смертью одного из противников, а иног­да смертью обоих. Победитель поединка признавался судом выигравшим тяжбу. Поединки так называемого «суда божьего», почвой для которых служила дикость нравов и религиозный мистицизм средневековья, позже превратились в дуэли. Пое­динки проводились среди горожан и среди рыцарского сословия (рис. 13). Дуэлянтство поощрялось дворянством как сред­ство воспитания воинствующей психологии господствующего класса, утверждающего свою власть кровавым насилием.

Защищая свою независимость и выступая в роли освобо­дителя народов Европы от нашествия монголов, русский народ за 250 лет (XIII, XIV вв. и начало XV в.) принужден был про­вести 160 войн с врагами-захватчиками. Это определило пре­обладание в системе физического воспитания народа военных и полувоенных упражнений. Среди этих упражнений фехтова­ние на палках (палочные бои) и «конские ристания» проводи­лись уже по специальным правилам.

В XVI в. русская православная церковь вела жестокую борьбу с распространенными среди широких народных масс физическими упражнениями. Участники народных игр и со­стязаний преследовались церковью как еретики. Позже, в XVII в., в котором народные массы отвечают на притеснения помещиков и царской власти городскими восстаниями и крестьянской войной (Степан Разин), самобытные народные средства физического воспитания преследуются царским правительством и церковью с целью снижения боеспособности народных масс участие в народных играх и состязаниях каралось при царе Алексее Михайловиче побоями батогами и ссылкой. Однако ни церковь, ни царское правительство не смогли сломить волю свободолюбивого народа, и традиционные народные игры и со­стязания продолжали широко применяться трудовыми массами России.

В первой половине XVII в. ж подготовке русской армии стали привлекаться иностранцы. Это резко снизило ее боеспособ­ность, так как из системы подготовки войск стали устраняться как исконно русские физические упражнения, так и прогрессив­ные методы обучения. Взамен их привносилась оборонительная тактика ведения войны, заучивание отдельных приемов и строе­вая муштровка.

Русское дворянство, гнушаясь традиций собственного на­рода, предав забвению превосходство русских в искусстве вла­дения холодным оружием, игнорируя национальные формы состязаний в фехтовании, настойчиво и слепо подражало за­падноевропейскому рыцарству. В силу этого национальные формы состязаний в фехтовании не получили такого развития, как на Западе. Русское дворянство позаимствовало фехтова­ние с Запада. Этими обстоятельствами объясняется то большое внимание, которое уделяется в данной книге возникновению и развитию фехтования в странах Западной Европы.

В связи с широким развитием военно-прикладной дуэльной и начинающей развиваться спортивной форм фехтования в сред­невековых городах Западной Европы возник спрос на учителей искусству владения холодным оружием. Спрос был настолько велик, что в городах появились специальные ремесленные гиль­дии (цехи) фехтовальщиков, куда входили наиболее опытные мастера владения холодным оружием. Усовершенствование холодного оружия привело к тому, что к XVI в. выходят из употребления металлические доспехи, легко пробиваемые пу­лей. В связи с этим теряют свое значение двуручные мечи и двуручные шпаги (рис. 14), а также и алебарды, оставаясь, однако, по традиции некоторое время как фехтовальное ору­жие. Тяжелый одноручный средневековый меч заменяется бо­лее легкой колюще-рубящей шпагой (рис. 15). Шпага использу­ется как оружие ближнего боя на войне и как оружие, на ко­тором происходили дуэли и состязания в фехтовании. Шпага применялась и в сочетании со щитом — тогда противники при­нимали боевую стойку левым боком друг к другу — и без упот­ребления щитов, когда противники располагались правым бо­ком друг к другу.

 

 

В связи с устранением металлической защитной одежды и облегчением оружия техника владения им получила возможность развития. Бурное развитие началось только с превраще­нием боя в условный спортивный бой на облегченном тупом спортивном оружии. Легкая, удобная предохранительная одеж­да и фехтовальная маска полностью устраняли опасность уко­лов и ударов, т. е. фехтование превратилось в фехтовальный спорт, что произошло в конце XVIII в. Теряя постепенно свое военно-прикладное значение, шпага становится ритуальным, парадным оружием в среде дворянской знати и оружием, на котором происходили дуэли. Вместо щита с конца XV в. стала применяться, сначала только для защиты, а позже и для напа­дения, дата — короткая шпага (рис. 16). Противники распола­гались главным образом левым боком друг к другу, держа шпа­гу в правой руке, а дату в левой (рис. 17).

Конец XV и начало XVI вв. характеризуется преобладанием в Западной Европе дуэльной формы фехтования. Поветрие дуэ­лей особенно сильно распространилось в Испании, где возникла особая каста драчунов-дуэлянтов под названием «Браво». Испания славилась лучшими шпажными (толедскими) клин­ками и была признана своего рода центром фехтования того времени.

Дуэльный и спортивный фехтовальные бои проводились главным образом на шпагах с дагой, которая вскоре была за­менена кинжалом. Вместо даги или кинжала применялся и плащ (рис. 18), при помощи которого проводились приемы защиты, обезоруживания противника и подготовки нападения.

Испанские учителя фехтования Понс-де-Перпиньяна и Пед-рос-де-Торре в 1474 г. выпускают первую в Испании книгу по вопросам техники и тактики фехтования. К тому же времени вводятся понятия внешней и внутренней фехтовальных линий и приемы маневрирования (так называемые «пассы» — шаги и «вольты» — уклонения).

В Германии в XV и XVI вв. фехтование широко развивалось среди городского населения, которое организовывало фехто­вальные школы и своего рода фехтовальные спортивные обще­ства («Братство святого Марка», «Вольные фехтовальщики пера» и др.) (рис. 19). Под влиянием реакционного духа прусского юнкерства, ставшего впоследствии одной из черт гер­манского фашизма, фехтование в Германии выродилось затем в одну из самых отвратительных разновидностей диких развле­чений того времени — в так называемое мензурное фехтование. Противники, снабженные защитными очками (консервами) и вооруженные шлегерами (оружие типа сабли с отточенным лезвием), старались нанести друг другу режущие удары по лицу.

 

 

 

Однако и в Германии имел место процесс возникновения фехтовального спорта. Так, в 1570 г. немецкий учитель фехто­вания Иохим Мейер ставит вопрос о разделении фехтования на колющем и колюще-рубящем оружии, что говорит о суще­ствовании в Германии в ту пору спортивного фехтования.

С середины XVI в. центром фехтования, носящего в то время дуэльную и спортивную формы, становится Италия. В 1509 г. выходит первый печатный труд по фехтованию на итальянском языке (Пьетро Мончо). В 1517 г. Ахилло Мароццо, который считается «отцом» итальянского фехтования, подробно пишет о принципах фехтования. Применявшиеся вначале только как защитные средства, дага и кинжал стали нести функции на­падения, и поединки (дуэли) приняли еще более кровопролит­ный характер. Существенным явлением в области разработки вопросов техники фехтования (было установление семи защит (Вирджиани, 1560). Эти семь защит и восьмая, введенная во Франции 200 лет спустя, схожи с современными рапирными за­щитами.

В начале XVII в. итальянские специалисты выпускают ряд книг по вопросам техники и тактики фехтования, которое раз­вивалось по двум линиям: дуэльного и спортивного фехтования. Последнее более широко развивалось в это время во Франции. Только спустя 37 лет после французов ита







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.