Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Терроризм как угроза национальной безопасности





Под терроризмом в современной политической практике понимается применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть правительство и вызвать политические изменения в государстве. Он направлен на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности перед лицом насилия, смену государственной власти в стране, на осуществление иных политических, религиозных или этнических требований.

Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения политических проблем. Фактически терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий. К террористической борьбе приводят конфликты политического, социального, территориального, национального, мировоззренческого характера.

Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги и взрывы жилых домов, магазинов, вокзалов, мест общественного пользования, штаб-квартир политических партий и т. п. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов.

Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на общество или на власть. Одновременно террористы быстро осознают ряд особенностей нашего времени: власть сильно зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения; есть мощные СМИ, падкие на "террористические сенсации" и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение; люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его.

Поэтому общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.

В современное время наиболее эффективным методом террора является насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов посредством СМИ. И, наконец, - предъявление через те же СМИ обществу и лидерам мотивов террора и условий его прекращения. Главное условие такого террора - бурная реакция средств массовой информации.

Борьба с терроризмом. Для борьбы с терроризмом используются оборонительная и насту­пательная стратегии, государства действуют индивидуально и коллек­тивно. Коренной проблемой борьбы с терроризмом является то, что в данном случае речь идет не об известном на протяжении столетий про­тивостоянии государств, а о борьбе государств с негосударственными организациями, интернациональными по составу, глобальными по гео­графии базирования, охвату проводимых ими операций, действующи­ми подпольно и использующими средства борьбы, запрещенные боль­шинством государств мира.

У террористической угрозы нет обратного географического адреса. Поэтому в борьбе с терроризмом оказывается неэффективной действовавшая веками стратегия сдерживания. Терро­ризм нельзя сдержать угрозой нанесения ответного удара по конкрет­ной территории. Террористов трудно обнаружить и разгромить с помо­щью классических методов ведения вооруженной борьбы, поскольку они прячутся за спинами гражданского населения. Именно по этой причине небольшой по составу, относительно слабо вооруженный фронт транс­национального терроризма на протяжении ряда лет успешно противо­стоит могуществу самых современных государств мира.

Одна из первоочередных задач антитеррористической борьбы — это обеспечение внутренней безопасности, т.е. охрана гражданского насе­ления, инфраструктуры, объектов, принятие законов, правил, осуществ­ление профилактических мер и процедур, призванных выявить терро­ристов и их намерения, предотвратить совершение террористических актов. В этом задействованы все структуры государственной власти, прежде всего силовые ведомства, а также гражданское общество. В то же время обеспечение внутренней безопасности не должно коренным образом менять основные принципы функционирования гражданского общества и государства, поскольку подобные изменения, наряду с про­чим, означали бы частичное поражение перед лицом терроризма. Как правило, террористам труднее всего действовать в тоталитарных или автократических странах. Но скатывание к тоталитаризму и авторита­ризму является непропорционально высокой ценой в борьбе с терроризмом, которая неприемлема для большинства стран мира. Нахожде­ние правильного баланса между ограничительными мерами безопасно­сти и сохранением завоеваний в области прав человека является труд­ной, но необходимой задачей.

В последние годы большинство стран существенно ужесточили кон­троль на границах, в аэропортах, поездах, в местах скопления большого числа людей. Больше внимания уделяется разведывательным и контр­разведывательным операциям по выявлению террористов и их пособ­ников. Существенно повышено финансирование силовых ведомств, на которые возложены эти задачи. Принято много законодательных актов, призванных усовершенствовать правовое поле борьбы с терроризмом. Идет процесс мобилизации гражданского общества на поддержку этой борьбы.

Эти меры можно проиллюстрировать на примере мероприятий по обеспечению внутренней безопасности в Соединенных Штатах после терактов 11 сентября 2001 г. Первой реакцией было массовое проявле­ние патриотизма, объединение общества вокруг политического руковод­ства страны и демонстрация готовности поддержать борьбу с террориз­мом. Развернувшееся публичное обсуждение среди специалистов и экспертов позволило сформировать достаточно широкий консенсус от­носительно уроков этого события, нового качества как возникшей угро­зы, так и мер, призванных ей противостоять. Многие специалисты срав­нивают нападение на Международный торговый центр в Нью-Йорке по глубине воздействия на общество и государство с нападением на Перл-Харбор в 1941 г.

Учитывая, что терроризм приобрел транснациональный характер, не­избежно встала задача создания широкой международной антитеррорис­тической коалиции. Кроме того, проведенные различными государства­ми оборонительные по своему характеру мероприятия по укреплению внутренней безопасности требовалось дополнить их наступательной стратегией, направленной на искоренение террористической инфра­структуры и организаций независимо от того, где они находились. В ча­стности, это объяснялось и тем, что каждый год выживания таких сетей и организаций, сохраняющих потенциал для борьбы в будущем, по су­ществу, воспринимается как год поражения мирового сообщества в этой борьбе.

Повышенное внимание стало уделяться задаче предотвращения воз­можностей попадания в руки террористов оружия массового уничтоже­ния и средств его доставки. В апреле 2004 г. была принята и активно реализуется резолюция Совета Безопасности ООН 1540, предусматри­вающая действия на национальной и международной основе по пресе­чению распространения ОМУ, средств его доставки и связанных с ними материалов во имя главной цели — недопущения их попадания в руки негосударственных субъектов, прежде всего террористов. 14 сентября 2005 г. была открыта к подписанию Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Она обязывает участников одобрить за­коны, предусматривающие уголовное преследование и наказание винов­ных в совершении таких актов. Взаимодействие осуществляется как на многосторонней, так и на двусторонней основе.

Помимо разработки нормативной основы и согласования основных направлений стратегии антитеррора в рамках ООН, примером эффек­тивного многостороннего сотрудничества в этой сфере служит опера­ция по ликвидации основной базы «Аль-Каиды» в Афганистане в 2001 г. Важными инструментами многостороннего сотрудничества региональ­ного масштаба являются такие структуры, как созданный в 2000 г. Ан­титеррористический центр СНГ, системы антитеррористического взаи­модействия Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

Надо заметить, что, наряду с расширением и углублением сотруд­ничества по ряду указанных направлений, в рядах международной ан­титеррористической коалиции возникают расхождения и пряные про­тиворечия. В некоторых странах, формально присоединившихся к этой коалиции, как отмечалось, сохраняются настроения, согласно которым террористы в определенных ситуациях все еще рассматриваются как борцы за свободу. Некоторые государства не располагают достаточны­ми средствами для ведения антитеррористической борьбы на своей тер­ритории. Другие пытаются добиться негласного взаимопонимания с террористами с тем, чтобы они не осуществляли теракты на их террито­рии, объективно «канализируя» таким образом активность террористов на другие страны.

Другим серьезным расхождением в рядах антитеррористической коалиции является различное видение путей и методов конкретной борь­бы с терроризмом. Как известно, российское руководство неоднократно обвиняло некоторые западные страны в «двойных стандартах», в част­ности, при подходе к антитеррористической операции, которую РФ ве­дет в Чечне и других республиках Северного Кавказа. Прежде всего, это касается предоставления рядом западных стран террористам, их пособ­никам и спонсорам убежища на своих территориях.

При всех трудностях консолидации антитеррористической коали­ции, расхождениях и открытых разногласиях между ее участниками необходимость укрепления единства перед лицом общей угрозы все же остается преобладающей императивой. Свидетельством тому является, например, принятие 14 сентября 2005 г. Советом Безопасности, в засе­дании которого участвовали присутствующие на 60-й сессии Генераль­ной Ассамблеи ООН глав государств и правительств, резолюции, кото­рая призывает запретить законом подстрекательство к совершению террористических актов, отказывать в предоставлении убежища любым лицам, в отношении которых имеется достоверная информация, позво­ляющая считать их виновными в таком подстрекательстве.

Учитывая новое качество и глобальные масштабы современного тер­роризма, можно предположить, что это долгосрочная угроза. Она ока­зывает и будет оказывать самое серьезное влияние на различные аспек­ты формирования новой системы международной безопасности. В то же время необходимо соразмерно определять место и удельный вес уг­розы международного терроризма в комплексе других угроз междуна­родной безопасности. Несомненным успехом в борьбе с терроризмом является формирование широкой антитеррористической коалиции. Она в значительной степени сглаживает противоречия между государства­ми по ряду других конфликтных проблем международной безопаснос­ти. Правда, одновременно такие противоречия нередко ослабляют единство антитеррористической коалиции.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.