Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос. Обоснование необходимости реформы воспитательной системы в трудах Ж.-Ж. Руссо





Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) родился 28 июня 1712 г. в Женеве в семье часовщика. Мать Руссо была внучкой местного пастора; умерла вскоре после родов. Отец Изак Руссо в 1722 г из Женевы уехал, и 1723 – 1724 гг. молодой Рycco провел в протестантском пансионе Ламберсье в городке Боссе недалеко от границы с Францией. По возвращении в Женеву он сначала собирался стать судебным клерком, а в 1725 начал учиться ремеслу гравера.

В юности перепробовал множество занятий, которые, несомненно, оставили заметный отпечаток при становлении мировоззрения будущего великого философа: был лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. В 1728 г бежал из города, спасаясь от тирании хозяина-самодура. До 1741 г. жил в Швейцарии, затем уехал в Париж, В Париже сблизился с просветителями, среди которых был Д. Дидро, участвовал при написании энциклопедии (был автором статей по вопросам музыки). В 1743 – 1744 гг. – на дипломатической службе, секретарь французского посольства в Венеции. В 1762 г., опасаясь ареста в связи с выходом в свет политического трактата «Об общественном договоре» и романа «Эмиль, или О воспитании», ставившего под сомнение церковные и культовые нормы, покинул Францию. В Париж возвратился в 1770 г без средств к существованию. Вновь занимался самыми разными вещами, чтобы прокормиться, в том числе перепиской нот. Умер Руссо 2 июля 1778 г. в местечке Эрменонвиль близ Парижа – имении маркиза Р. Л. Жирардена, в котором Руссо провел последние месяцы жизни.

Ж. Ж. Руссо пытался реформировать воспитание, основывая его, прежде всего, на воспитании чувств и резко отвергая господствующие в то время методы воспитания путем подавления свободы и проявления личности ребенка. Особое значение придавал трудовому воспитанию. Сохранив веру в бога, считал главенствующим не разум, а религиозное чувство, живущее в сердце каждого и проявляющееся как совесть. Был сторонником возвращения к природе.

Основные виды воспитания:

· воспитание природой;

· воспитание людьми;

· воспитание вещами (внешними обстоятельствами).

Сторонник свободного воспитания (воспитания нового человека с опорой на творческие силы в условиях неиспорченной, естественной жизни),

Возрастная периодизация:

1) От рождения до 2-х лет – физическое воспитание. Укрепляя тело ребенка, удовлетворяя его естественные потребности, не следует, однако, потворствовать его капризам, так как выполнение любых желаний ребенка может превратить его в тирана. Дети, по словам Руссо, «начинают с того, что заставляют себе помогать, и кончают тем, что заставляют себе служить».

2) От 2-х до 12-ти лет – период «сна разума»; приоритет – развитие «внешних чувств». Главное внимание следует уделять развитию органов чувств. «Все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств – писал он. – Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума». Рекомендованные им разнообразные упражнения для развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.

Поскольку, считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать и развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению, а также к непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться, чтобы они говорили только о том, что действительно знают.

Руссо допускал, что ребенок может научиться читать и вне школы. Но тогда первой и единственной пока книгой должна быть «Робинзон Крузо» Д. Дефо.

Руссо полагал, что до 12 лет недопустимо не только учить ребёнка, но и давать ему нравственные наставления, так как у него ещё нет соответствующего жизненного опыта. В этом возрасте, считал он, наиболее эффективным будет применение метода «естественных последствий», при котором ребенок имеет возможность на собственном опыте испытать отрицательные последствия своих проступков. Например, если он сломает стул, не следует сразу заменять его новым: пусть он почувствует, как неудобно обходиться без стула; если он разобьет стекло в окне своей комнаты, не нужно торопиться вставлять его: пусть почувствует, как стало неуютно и холодно. «Лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным».

Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод «естественных последствий» не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.

В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

3) От 12-ти до 15-ти л ет – умственное и трудовое воспитание. Этот возрастной период, по мнению Руссо, – лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний, Так как период этот очень короткий, то из многочисленных наук нужно выбрать те, которые ребенок сможет изучить с наибольшей для него пользой. Руссо полагал также, что подростку, которому еще мало знакома область человеческих отношений, недоступны гуманитарные науки, в частности, история, и потому он предлагал изучать науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение).

Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методами приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины. «Пусть он, – говорил Руссо, – достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает её сам». Это требование Руссо выражало его страстный протест против феодальной школы, оторванной от жизни, от опыта ребенка. Настойчивые рекомендации Руссо развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельных суждений были, несомненно, исторически прогрессивными. Но вместе с тем во взглядах Руссо на образование содержатся и ошибочные положения; он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственное воспитание детей в очень позднем возрасте.

В 12 – 15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Руссо рассматривал труд как общественную обязанность каждого человека. По его словам, всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут.

Руссо полагал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, возбудит у него уважение к труженикам, презрение к людям, живущим за чужой счет. В труде он видел также действенное средство для умственного развития ребенка. «Эмиль должен работать, как крестьянин, а думать, как философ», – говорил Руссо. Педагог считал, что подростку нужно овладеть не только некоторыми видами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла. Наиболее подходящим в данном случае, говорил он, является столярное ремесло: оно достаточно упражняет тело, требует ловкости и изобретательности, столяр делает полезные для всех вещи, а не предметы роскоши. Научившись столярному ремеслу как основному, ребенок может затем познакомиться и с другими ремеслами. Делать это следует в естественной трудовой обстановке, в мастерской ремесленника, приобщаясь к жизни трудового народа, сближаясь с ним.

4) С 15-ти до совершеннолетия – нравственное воспитание. 15 лет – это возраст, когда нужно уже воспитывать юношу для жизни cpeди людей того социального слоя, в котором ему в дальнейшем придется жить и действовать. Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.

На первый план он выдвигал развитие положительных эмоций, которые, по его мнению, способствуют возбуждению у юноши гуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания к обездоленным и угнетенным. Средствами «воспитания сердца» у Рycco служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человеческим горем и несчастьем, а также хорошие примеры.

Задачи нравственного воспитания:

· воспитание добрых чувств (воспитание сердца);

· воспитание добрых суждений (через изучение истории и биографий великих людей);

· воспитание доброй воли (через осуществление добрых дел).


 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.