Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







вопрос. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ – начале ХХI века





 

1. В ходе распада СССР в начале 90-х школа в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза школа, образование приходило во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями.

В образовательной системе "детский сад – школа – вуз", несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках:

· невостребованность в практической жизни знаний, навыков и умений, получаемых в школе;

· отсутствие у выпускников школы умений и готовности к быстрой адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям развития общества;

· завышенные требования учебных программ, отсутствие учета индивидуальных запросов и возможностей личности;

· чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников;

· устаревшие технологии обучения школьников, построенные на принципах авторитарной педагогики;

· неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности.

2. Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы.

· В 1991г. РБ принимается Закон " Об образовании в Республике Беларусь" В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования

· В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной средней школы (1996г.) разработана программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования.

Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы:

· перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень,

· личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы,

· творческом использовании мирового опыта.

Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования:

– сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования;

– интеграция системы образования с наукой и культурой;

– формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества;

– разработка принципов совершенствования системы образования в РБ.

Реализация реформы обусловлена так же необходимостью решения следующих практических задач:

– переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы;

– разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников;

– трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала;

– обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

– обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы;

– разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся;

– создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности.

Принципы национальной системы образования:

– гуманизация и демократизация образования;

– доступность;

– равенство прав граждан на получение образования;

– единство образовательных и воспитательных задач;

– обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

– преемственность между уровнями и ступенями образования;

– опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования.

3. Преемственность ступеней школьного образования

Новая мо дель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени

– 1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) – начальное общее образование;

– 5-10 годы обучения (4-9 классы) – основное (базовое) общее образование;

11-12 годы обучения (10-11 классы) – полное среднее общее образование.

Цели и содержание деятельности на каждой из ступеней школы отражают как организационно-структурную, так и содержательную основу системности построения образования в стране.

Содержание, объем учебной нагрузки, уровень и качество подготовки обучающихся на ступенях дошкольного, начального, основного (базового) и полного общего среднего образования будут определяться системой преемственно связанных государственных стандартов и образовательных программ.

Белорусская школа 90-х, современная образовательная система руководствуется в образовательном процессе следующими основополагающими документами: Закон "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках в Белорусской ССР" (1990), "Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь" (Программа), Закон " О правах ребенка", "Концепция развития детского движения в Республике Беларусь", "Рекомендации по организации воспитательной работы", "Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь", "Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь" (2011 – 2015 гг., 2012-2015 гг.), "Конституция Республики Беларусь".

 


 

Вопрос. Основополагающие документы о развитии образования в Республике Беларусь

 

Кодекс РБ об образовании.

13 января 2011 года Президент Республики Беларусь подписал принятый 2 декабря 2010 года Палатой представителей и одобренный 22 декабря 2010 года Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Кодекс об образовании основывается на действующих законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.

Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений.

При этом нормы Кодекса обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений данных отношений.

Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании состоит из Общей и Особенной частей, в которых последовательно и системно изложены устоявшиеся и оправдавшие себя правовые нормы, а также нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений.

Закреплена сложившаяся на практике система образования. Согласно Кодексу, образование подразделяется на основное образование (включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования), дополнительное образование (дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых), специальное образование.

Документом определены субъекты образовательных отношений, к которым отнесены обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право осуществления образовательной деятельности (в том числе названы образовательные области, где они могут осуществлять такую деятельность), установлены права и обязанности всех субъектов образовательных отношений.

Кодексом дано определение педагогических работников (профессорско-преподавательского состава) и установлены предъявляемые к ним требования. При этом предусмотрено, что педагогическую деятельность не могут осуществлять лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, установленных законодательными актами.

Определены общие условия возникновения образовательных отношений, а также общие требования к порядку приема лиц для получения образования. При этом правила приема лиц для получения среднего специального образования, высшего образования I ступени, послевузовского образования будут утверждаться Президентом Республики Беларусь, а для получения профессионально-технического и высшего образования II ступени – Правительством.

Также установлены меры социальной защиты обучающихся, касающиеся в том числе пользования учебниками, обеспечения питанием, охраны здоровья, выплаты стипендий, обеспечения местами в общежитиях, предоставления кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, транспортного обеспечения.

Регламентированы условия и основания привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, порядок применения мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление).

Кодексом закреплены требования к организации образовательного процесса при получении каждого вида образования (требования по продолжительности учебного года и каникул, видам проводимых учебных занятий, количеству часов, отводимых на практику, наполняемости учебных групп (классов) и другие).

Определены основания для изменения и прекращения образовательных отношений, а также регламентирована процедура восстановления лиц, отчисленных из учреждений образования.

Кроме того, документом урегулирован порядок предоставления обучающимся отпусков, которые подразделяются на академический отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отпуск для прохождения военной службы.

Определены четкий перечень документов об образовании и об обучении, а также особенности выдачи документов об образовании особого образца (с отличием или с награждением медалью). Предусмотрен новый документ об образовании – диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре).

Также закреплены условия и порядок распределения выпускников.

Кодекс Республики Беларусь об образовании вступил в силу с 1 сентября 2011 года (с нового учебного года) и позволит завершить процесс кодификации законодательства об образовании, обеспечить более полное соответствие правовых норм современному состоянию образовательных отношений.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.