Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность контроля и его роль в управлении экономикой





Сущность контроля и его роль в управлении экономикой

Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Оно происходит от английского глагола «to control» имеющего различные значения. В экономическом смысле этот термин означает управление и наблюдение. В Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IХ Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г., указано, что «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом».

Содержание контроля в управлении экономикой исследователи трактуют в узком и широком смысле. В узком смысле контроль связывают с какой-либо отдельной функцией управления, например, планирования, когда с помощью контроля выявляют те или иные неточности и ошибки в планировании (Слайд 1.2.). В узком смысле под контролем также понимают проверку деятельности кого-либо или чего-либо.

В широком смысле контроль в управлении экономикой можно рассматривать как проверку соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, планов и решений, т.е. выдвигается на первый план функциональное назначение контроля, его участие на определенной стадии управленческого процесса (Слайд 1.2). Как завершающий этап управленческой деятельности контроль позволяет сопоставить достигнутые результаты с запланированными.

Контроль рассматривается как способ или механизм, с помощью которого проводится сравнение результатов с поставленными задачами. Контроль сводится к виду деятельности, обеспечивающему сравнение фактических результатов с установленными показателями и внесение в случае необходимости соответствующих изменений.

Контроль представляет собой вид деятельности по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям (законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам), выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений. Выявляя отклонения и причины их возникновения, контроль позволяет определить и провести мероприятия по изменению способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений и устранения препятствий для оптимального функционирования объекта управления.

Контроль одновременно является самостоятельной функцией управления и завершающей стадией процесса управления. Как и всякий другой процесс, управление можно условно разделить на стадии (рис. 1)

Рис. 1. Стадии управления

В процессе хозяйственной деятельности между экономическими субъектами, а также между ними и государством складываются финансовые отношения, которые регулируются посредством законов, определяющих права и обязанности, ответственность каждого из участников. Контроль за соблюдением прав, выполнением обязанностей и несением ответственности участниками финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с нормативно правовыми актами специально уполномоченными органами разных уровней государственного устройства (федерального, субъектов Федерации, муниципального), а также негосударственными организациями и физическими лицами.

Таким образом, определение финансово-экономического контроля может быть сформулировано следующим образом. Финансово-экономический контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность уполномоченных государственных и негосударственных организаций, органов и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм и управленческих решений

Экспертная оценка представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выходя готовой продукции, норм естественной убыли при хранении и транспортировке ТМЦ, соблюдения технологических режимов, соответствия продукции стандартам и техническим условиям и т.д. Экспертная оценка применяется также при оценке проектно-сметной и иной технической документации,

Одним из приемов экспертной оценки – контрольный обмер выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ. Он состоит из двух этапов: первый – проверка соответствия характера, объема и стоимости принятых по актам работ утвержденным сметам и рабочим чертежам; установление фактического объема и качества выполненных работ в сопоставлении с данными оплаченными актов их приемки, журналов учета, документов на списание строительных материалов, оплату труда рабочих и т.д.

Для выявления излишнего списания сырья и материалов на себестоимость продукции, замены дорогостоящего сырья более дешевым, завышения объемов выполненных работ целесообразно использовать различные приемы: сравнительный анализ фактических материальных затрат на производство продукции (с помощью контрольного запуска сырья и материалов в производство) в сопоставлении с действующими нормами: проверку соответствия качественных показателей списанного в производство сырья и материалов данных лабораторных показателей и т.д.

Осуществление контрольных запусков сырья и материалов в производство требует привлечения специалистов-экспертов для квалификационной оценки отдельных элементов (этапов) технологического процесса. Для проведения технического и технологического контроля требуется специальная экспертиза (заключение соответствующей лаборатории).

Наблюдение - это способ фактического контроля, предполагающий изучение организации труда и учета на рабочих местах, в цехах, на отдельных производственных участках и а в организации в целом, проверку условий хранения товарно-материальных ценностей на складах, состояния пропускной системы, поступления и отпуска ТПЦ и т.д.

Для фиксации состояния складского хозяйства и контрольно-пропускной системы на определенные моменты времени, соблюдения трудовой дисциплины и использования рабочего времени в контроле применяются моментные наблюдения (хронометраж, фотография рабочего дня и т.д.).

22 Документальный контроль – это контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета, составления и заполнения форм бухгалтерской документации и отчетности (Слайд 4.9).

В процессе такого контроля устанавливаются достоверность представленной в документах финансовой информации, соответствие выполненных операций требованиям законов и других нормативных актов, а также оценивается система внутреннего контроля проверяемого объекта.

1. В зависимости от последовательности контрольных действий и их логической взаимосвязи выделяют следующие методические приемы документального контроля

2. документальный анализ

3. документальный анализ отдельного документа

4. документальный анализ системы документов.

5. Документальный анализ отдельного документа включает Формальную проверку (н аличие необходимых и надлежащих реквизитов, правильность оформления (без ошибок, с оговоркой исправлений),

Арифметическую проверку,

Нормативную проверку ( соответствие документа нормативным требованиям (наличие необходимых и надлежащих реквизитов),

Логический контроль - с пособ изучения объективной возможности документально оформленных операций посредством различных сопоставлений взаимосвязанных финансовых и производственных показателей (объем производства с производственной мощностью, начисленной заработной платой, израсходованными материалами и т.д.).

Документальный анализ системы документов включает (Слайд 4.11):

1. встречную проверку отдельных экземпляров одного и того же документа;

2. взаимный контроль документов, оформляемых в одном экземпляре прямо или косвенно отражающих операцию;

3. способ обратного счета (предварительная экспертная оценка материальных затрат с целью последующего определения (обратным счетом) величины необоснованных списаний сырья и материалов а за траты на производство определенных видов продукции).

Бухгалтерский анализ заключается в анализе контрольных функций элементов метода бухгалтерского учета.

Экономический анализ применяют для выявления признаков негативных явлений (искажений в отчетности, хищений и т.д.)

Используют такие приемы экономического анализа как расчет средних и относительных величин, группировки, индексный метод, расчеты корреляционной зависимости.

Приемы экономического анализа выполняют вспомогательную роль, выявляя несогласованность (несопоставимость отдельных показателей деятельности предприятия).

При осуществлении контроля применяют также балансовый метод и сравнения. Балансовый метод включает увязки движения ТМЦ. Он заключается в увязке поступления отдельных видов материальных ценностей за период между инвентаризациями (включая остатки на начало периода) с их расходом в тот же период и остатками по данным инвентаризации. Разновидностью балансового метода является хронологическая проверка сбалансированного движения отдельных видов (групп) ТМЦ за короткие промежутки времени (дни, декады и т.д.)

Сравнение представляет собой сопоставление параметрических данных объектов контроля с целью определения тождества или различия между ними. Сравнение осуществляется фактических данных с плановыми, данных отчетного периода с прошлыми.

Документирование ревизии

Весь процесс ревизии должен быть оформлен в установленном порядке, т.е. отражен в соответствующих и надлежащих документах. Обязательность документального оформления как собственно процесса ревизии, так и его результатов обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, необходимостью подтверждения выявленных ревизией нарушений законодательства и других несоответствий в деятельности ревизуемого предприятия. Во-вторых, тем что создаваемые в процессе ревизии документы служат подтверждением основания для проведения ревизии. В-третьих, они являются документальным оформлением проделанной контролерами работы, их отчетом.

Примерный перечень рабочей документации контролера (Слайд 6.9.):

1. приказ или договор о проведении ревизии, планы и программы ревизии, приказ руководителя проверяемого предприятия о проведении ревизии на предприятии;

2. копии документов проверяемого предприятия, подтверждающие нарушения, расчеты ущерба, объяснения должностных лиц и другие документы, связанные с выявленными нарушениями;

3. документы с анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия,

4. копии переписки с третьими лицами по вопросам проводимой ревизии;

5. акт ревизии с объяснениями и пояснениями должностных лиц;

6. приказ руководителя предприятия о принятых мерах по выявленным нарушениям, отраженным в акте,

7. приказ или иной документ по результатам ревизии, изданный вышестоящей организацией.

По итогам проведенной ревизии ее рабочие документы должны быть сформированы в установленном порядке и в соответствии с принятой практикой ведения делопроизводства помещены в отдельное дело.

Акт ревизии

Содержание акта ревизии

Акт ревизии состоит из общей (вводной) и основной (описательной) частей (Слайд 7.3).

Общая (вводная) часть акта ревизии содержит общие сведения о ревизии и ревизуемом предприятии, что имеет определенное юридическое значение при использовании этого документа в качестве источника доказательств.

Содержание общей (вводной) части акта регламентируется более или менее однообразно для всех ревизий, независимо от их характера, целей и задач.

В общей (вводной) части акта указываются (Слайд 7.4):

1. полное наименование данного документа

2. тема ревизии,

3. место и дату составления акта,

4. состав ревизионной комиссии (с указанием должности, фамилии, имени и отчества каждого лица, осуществляющего ревизию),

5. основания и сроки проведения ревизии,

6. период, за который проводилась ревизия,

7. полное наименование ревизуемой организации (с указанием реквизитов и идентификационного номера налогоплательщика),

8. ведомственная принадлежность,

9. наименование вышестоящей организации,

10. сведения об учредителях,

11. основные цели и виды деятельности организации,

12. имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности,

13. перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства,

14. должностное лицо, имеющее право первой подписи в организации в проверяемый период,

15. фамилию, имя, отчество главного бухгалтера,

16. описание контрольной среды, под которой понимается совокупность всех проверок и ревизий, которые проводились в проверяемый период,

17. какой орган осуществлял проверки, результаты их и устранение выявленных нарушений и недостатков.

Далее приводятся сведения о предыдущей ревизии, должностных лицах ревизуемой организации, ответственных за ее хозяйственно-финансовую деятельность, краткие данные о предприятии (основные цели и виды деятельности, наличие лицензий, на осуществление лицензируемых видов деятельности, а при наличии ведомственной подчиненности – наименование вышестоящей организации) и характере (сплошной или выборочной) ревизии отдельных вопросов изучения этой деятельности. Заканчивается общая (вводная) часть акта стереотипной фразой «настоящей ревизией установлено следующее…», после чего следует изложение основной (описательной) части акта.

В основной (описательной) части акта ревизии отражаются результаты изучения поставленных ее программой вопросов. Для удобства пользования данным документом все содержание данной части акта подразделяется на отдельные тематические разделы, соответствующие программе ревизии, причем каждый из них выделяется римской цифрой.

Так, при полной комплексной ревизии такими тематическими разделами основной (описательной) части акта могут быть следующие разделы (Слайд 7.5):

Состояние учредительных документов и расчетов с учредителями,

Состояние производства и продажи сельскохозяйственной продукции;

Использование трудовых ресурсов и фонда оплаты труда;

Состояние сохранности и использование внеоборотных активов;

Состояние сохранности и использования материально-производственных запасов;

Состояние и использование животных;

Состояние и соблюдение кассовой дисциплины;

Состояние и соблюдение расчетно-платежной дисциплины;

Финансовые результаты и финансовое состояние;

Состояние внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности

При необходимости в качестве отдельных тематических разделов основной части акта могут выделяться и другие вопросы в зависимости от целей и задач ревизии.

В каждом из этих разделов кратко, но достаточно полно и четко излагаются результаты изучения соответствующих вопросов.

Каждая запись в акте должна отвечать на вопросы: что нарушено, кто нарушил, когда совершено нарушение, в чем суть нарушения, каковы последствия нарушения и каков прямой и косвенный экономический ущерб, на какую сумму, включая расшифровку общей суммы ущерба. По тому выявленные в ходе ревизии факты нарушений должны быть описаны и содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные и другие нормативные правовые акты были нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие следствия этих нарушений. (Слайд 7.6.).

В акте ревизии не должна содержаться: правовая, морально-этическая, эмоциональная и иная оценка действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, а также не следует квалифицировать их поступки, намерения и цели (Слайд 7.7.). В акте не должны применяться термины «хищение», «присвоение» «Растрата», «виновность», но применяться «недостача», излишки», «Материальный ущерб»

После этого следуют подписи в такой очередности: сначала акт подписывают должностные лица, осуществляющие ревизию, затем руководитель и главный бухгалтер ревизуемой организации.

К акту ревизии прилагаются промежуточные акты, всякого рода ведомости, списки, описи, письменные объявления, копии подлинных документов, подтверждающие соответствующие записи в этом акте.

В качестве приложений могут быть (Слайд 7.9):

1. документы, обосновывающие проверку, приказы руководителя предприятия об аудиторской проверке, инвентаризациях и т.д.;

2. акты инвентаризаций;

3. материалы встречных проверок;

4. объяснительные записки;

5. промежуточные акты проверок;

6. и другие аналогичные документы.

Обычно все приложения остаются при первом экземпляре акта, который хранится в делах соответствующего ревизионного органа. К экземпляру акта, передаваемому ревизуемой организации, прилагаются копии лишь тех документов, на которых имеются подписи ее должностных лиц.

Общий акт ревизии составляется обычно в трех-четырех экземплярах, один из которых остается в делах ревизионного органа, второй передается ревизуемой организации (о получении которого подписывается уполномоченное лицо ревизуемой организации), а остальные – ее собственникам и в установленных случаях вышестоящей организации. В зависимости от возникающей необходимости акт может быть передан следственным, налоговым и иным органам и другим адресатам в соответствии с ревизионным задание, договором и иными условиями проведения данной ревизии.

По просьбе соответствующих руководителей ревизуемой организации и по согласованию с руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) может быть установлен срок до пяти рабочих дней для их ознакомления с актом ревизии и его подписания.

По действующему порядку акт ревизии должен быть подписан как при отсутствии, так и при наличии возражений и замечаний должностных лиц ревизуемого предприятия. При их отказе подписать акт делается соответствующая запись в акте. При этом возражения или замечания должны быть представлены в письменном виде либо одновременно с подписанием акта, о чем делается соответствующая оговорка перед подписью руководителя или главного бухгалтера ревизуемого предприятия, либо в установленный срок (например, при налоговых проверках в двухнедельный срок), по которым затем ревизионная комиссия (ревизор) дает свое заключение.

На основании общего акта ревизии и приложенных к нему документов ревизуемая (а в установленных случаях и вышестоящая) организация принимает соответствующие решения, направленные на устранение вскрытых недостатков и нарушений.

 

Сущность контроля и его роль в управлении экономикой

Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Оно происходит от английского глагола «to control» имеющего различные значения. В экономическом смысле этот термин означает управление и наблюдение. В Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IХ Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г., указано, что «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом».

Содержание контроля в управлении экономикой исследователи трактуют в узком и широком смысле. В узком смысле контроль связывают с какой-либо отдельной функцией управления, например, планирования, когда с помощью контроля выявляют те или иные неточности и ошибки в планировании (Слайд 1.2.). В узком смысле под контролем также понимают проверку деятельности кого-либо или чего-либо.

В широком смысле контроль в управлении экономикой можно рассматривать как проверку соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, планов и решений, т.е. выдвигается на первый план функциональное назначение контроля, его участие на определенной стадии управленческого процесса (Слайд 1.2). Как завершающий этап управленческой деятельности контроль позволяет сопоставить достигнутые результаты с запланированными.

Контроль рассматривается как способ или механизм, с помощью которого проводится сравнение результатов с поставленными задачами. Контроль сводится к виду деятельности, обеспечивающему сравнение фактических результатов с установленными показателями и внесение в случае необходимости соответствующих изменений.

Контроль представляет собой вид деятельности по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям (законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам), выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений. Выявляя отклонения и причины их возникновения, контроль позволяет определить и провести мероприятия по изменению способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений и устранения препятствий для оптимального функционирования объекта управления.

Контроль одновременно является самостоятельной функцией управления и завершающей стадией процесса управления. Как и всякий другой процесс, управление можно условно разделить на стадии (рис. 1)

Рис. 1. Стадии управления

В процессе хозяйственной деятельности между экономическими субъектами, а также между ними и государством складываются финансовые отношения, которые регулируются посредством законов, определяющих права и обязанности, ответственность каждого из участников. Контроль за соблюдением прав, выполнением обязанностей и несением ответственности участниками финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с нормативно правовыми актами специально уполномоченными органами разных уровней государственного устройства (федерального, субъектов Федерации, муниципального), а также негосударственными организациями и физическими лицами.

Таким образом, определение финансово-экономического контроля может быть сформулировано следующим образом. Финансово-экономический контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность уполномоченных государственных и негосударственных организаций, органов и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм и управленческих решений







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.