Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение звеньев цепи взаимозависимого происхождения





 

2.3.3.1.1. Неведение

Из двенадцати звеньев цепи взаимозависимого происхождения первое называется неведением. Лама Цонкапа здесь цитирует «Абхидхарму». В «Абхидхарме» сказано, что неведение – это не близкий друг и не истина. Но эта фраза нуждается в комментариях. Фраза «не близкий друг и не истина» не означает, что неведение является простым отсутствием истины. В данном контексте «не близкое и не истинное» является противоположностью мудрости, познающей пустоту. Неведение не является простым отсутствием истинного знания. Неведение есть нечто полностью противоположное как истине, так и мудрости, познающей пустоту.

 

Мудрость – это познание того, что «я» пусто от самобытия. А что есть противоположность этой мудрости? Противоположностью познания отсутствия самобытия является цепляние за самосущее «я». Именно так Дхармакирти определяет неведение. Дхармакирти говорит, что неведение не является простым отсутствием знания, мудрости. Неведение является противоположностью мудрости, познающей пустоту «я» от самобытия. Следовательно, неведение есть цепляние за самосущее «я». Дхармакирти считал, что неведение – это нечто, постигающее противоположность абсолютной истины, абсолютной природы, а не простое незнание.

 

С другой стороны, Асанга и Васубандху считали, что неведение – это простое незнание истины, другими словами то, что не познает абсолютную природу, не понимает ее.

 

Итак, Асанга с Васубандху считали неведение простым непониманием, а Дхармакирти утверждал, что это ложное понимание. Это два разных толкования неведения. Из этих двух определений истинным неведением является ложное понимание абсолютной природы – то, что познает абсолютную природу извращенно, познает ее противоположность.

 

На самом деле неведение является именно ложным пониманием. Например, один человек считает, что Земля плоская, цепляется умом за представление о плоской Земле. Соответственно, он постигает нечто противоположное реальности, истине (круглой Земле). А мудрость в данном примере постигает, что Земля круглая. Каково же здесь простое непонимание истинной формы Земли? Человек не знает, что Земля круглая, но при этом и не думает, что она плоская. Это не то основное неведение, о котором говорит Дхармакирти. Он говорит именно о представлении, что Земля плоская, которое является противоположностью мудрости, познающей то, что Земля круглая.

 

Точно так же основным неведением будет цепляние за самосущее «я», а не просто непонимание абсолютной природы «я». Последнее, хотя тоже неведение, однако не то, которое является корнем сансары. В данном случае мы обсуждаем неведение как первое звено двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения – именно то, которое является корнем всей сансары.

 

С момента рождения у нас есть основа для обозначения «я». Когда перед нами предстает видимость основ для обозначения, мы накладываем на них обозначение. Но уже через секунду мы забываем, что сами дали обозначение этой основе, и наше «я» видится нам как существующее со стороны объекта вне зависимости от мысленного обозначения, которое мы ему дали. Когда ум видит тела и действия других существ, он тут же цепляется за существ как за имеющих самобытие. Итак, не обладающее истинным существованием представляется нашему «я» существующим истинно, и наш ум сразу цепляется за все феномены, которые проявляются перед нами, как за существующие истинно и самосущие. Все феномены, предстающие перед нами, – иллюзия, лишь видимость. Все наши представления о феноменах – ошибочны. Это и есть неведение.

 

Проверьте сами, как это происходит. Когда вы открываете глаза, перед вами является основа для обозначения «я». Поскольку вы привыкли называть эту основу для обозначения своим «я», увидев основу, вы мгновенно присваиваете ей обозначение. В настоящий момент самой проявленной основой для обозначения «я» служит ваше тело. Для вас эта основа очень веская. Видя свою фотографию, вы думаете: «Вот на этом снимке я с таким-то людьми». Конечно, фото – не вы, но вы говорите «моя фотография», потому что привыкли отождествлять со своим «я» такую основу для обозначения, как ваше тело. Поэтому даже фотоснимку вы, не задумываясь, даете обозначение «я». Когда вы видите фотографию, где вы в молодости, вы говорите: «Посмотрите, какой я здесь молодой».

 

При этом «я» сразу представляется нам самосущим, существующим со стороны объекта и независимым от обозначения мыслью. Именно таким нам кажется «я», и мы тут же за него цепляемся. Мы не цепляемся отдельно за свое тело или за свой ум как за «я». Мы накладываем обозначение «я» на пять скандх – совокупность тела и ума – и цепляемся за такое «я» как за самосущее. Итак, объект цепляния за самосущее «я» – это не тело и не ум, а само «я». Об этом Чандракирти подробно говорил в «Мадхьямакааватаре». Подумайте над этим объяснением, и постепенно вы поймете, что такое неведение.

 

Вопрос: Получается, что перед умом сначала возникает некая основа, потом ей присваивается наименование, и только в следующий момент может появиться неведение. Так? Неведение возникает на какой-то основе, которой потом присваивается наименование «я»?

Ответ: Мы сейчас говорим о конкретном неведении, цепляющемся за самобытие «я». Для того чтобы появилось это конкретное неведение – представление о самобытии нашего «я», сначала перед нами является основа для обозначения «я». Но саму основу мы тоже видим как самосущую. Когда перед нами предстает эта основа для обозначения, по привычке мы очень быстро даем ей обозначение «я». Тело и ум – как кислород и водород в соединении Н2О. Ни кислород, ни водород в отдельности не является водой. Тело и ум подобны кислороду и водороду: ни тело, ни ум не являются «я». Но это основы для обозначения «я». Когда одна из этих основ является нам, мы мгновенно именуем ее «я». «Я» – это всего лишь наименование, потому что со стороны самого объекта никакого «я» нет. Это можно сравнить с тем, как при соединении кислорода и водорода мы получаем воду. Ни кислород, ни водород не является водой. Вода – всего лишь наименование, которое дается этому соединению.

 

Вопрос: Играет ли страх какую-то роль в появлении «я»?

Ответ: В принципе, да. Но это другое. Когда у вас появляется страх, вслед за этим очень быстро возникает концепция «я».

 

В этой связи приводится много примеров, но пример с водой на самом деле не достаточно точен. Возьмем лес: ни одно дерево в лесу не является лесом. Вы даете обозначение «лес» скоплению деревьев. Что такое лес? Это всего лишь название. Вы видите скопление деревьев и привычно именуете его лесом, но уже в следующий момент вы видите не скопление деревьев, а лес. При этом лес кажется вам самосущим, т. е. существующим со своей стороны, вне зависимости от обозначения, которое вы ему только что дали. Вы говорите: «Вот он, лес». Для вас лес – нечто конкретное, на что можно указать пальцем, что можно обнаружить.

 

Если вы едете куда-то на машине, то вы видите, как слева и справа от машины движутся деревья. Если вы цепляетесь за видимость движущихся деревьев, это называется неведение. Но если проанализировать это, мы поймем, что на самом деле они вовсе не двигаются. Это очень грубый уровень самообмана. Неведение заключается в том, что мы слишком сильно доверяем тому, какими вещи являются нам.

 

Как только у вас возникает видимость самосущего леса, вы сразу цепляетесь за нее, т. е. верите, что лес существует так, как он вам видится. Это и есть неведение. Точно так же, когда вам является основа для обозначения «я», вы мгновенно называете ее «я». Вы сосредоточены на этом «я», и уже в следующий момент «я» представляется вам чем-то существующим со стороны объекта вне зависимости от мысленного обозначения. Весь этот процесс происходит так быстро, что вы его не отслеживаете. Когда такое «я» является вам, вы цепляетесь за эту видимость как за реальное существование «я». Такое цепляние за «я» – это неведение, которое и есть корень всей сансары. Подобного самосущего «я» не существует вообще, хотя видимость такого «я» вам является. Это то же самое, что вера в плоскую форму Земли, хотя Земля никогда не была плоской.

 

Что остается после того, как вы отрицаете плоскую Землю? Остается круглая Земля. Отрицая плоскую форму Земли, вы не говорите при этом, что Земли не существует вообще. Когда вы отрицаете «я», существующее со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью, что остается после такого отрицания? Вы не устанавливаете этим отрицанием, что «я» не существует вообще. После отрицания остается номинальное «я», зависимое от обозначения мыслью.

 

Важно уметь определять неведение. Теперь на основе определения вы уже можете немного понять, что это такое. Следует понимать, что так же, как «я», существуют и все остальные феномены. Те невежественные представления, которые у вас есть относительно восприятия «я», у вас есть и относительно любого другого феномена.

 

Вопрос: Когда уму является самосущее «я» и ум верит в него и когда он начинает действовать в соответствии с этой верой – это одно и то же? Неведением называется это все вместе или по отдельности?

Ответ: Поймите, что видимость самосущего «я» – это галлюцинация, но не неведение. Неведение – это цепляние за видимость вашего «я» как за нечто истинно существующее. У арьи на восьмом бхуми уже не остается никакого цепляния за истинное бытие. Он уже полностью отбросил всякое цепляние за истинность и устранил из ума все омрачения. На восьмом бхуми уже не остается омрачений, приводящих к страданию, но остаются факторы, препятствующие всеведению. Тем не менее, даже бодхисаттвы на восьмом, девятом и десятом бхуми, выйдя из медитации на пустоту, по-прежнему воспринимают видимость самосущих феноменов. Но они уже не цепляются за эту видимость. Они понимают, что это иллюзия, что в действительности явления лишены такого существования. Если утверждать, что видимость самобытия – это неведение, придется сделать вывод, что на восьмом, девятом и десятом бхуми у арьев все еще остается неведение, а это будет противоречить коренным текстам.

 

Вопрос: Цепляние за «я» и вера в «я» – это одно и то же? Каково определение веры вообще?

Ответ: Вера в самосущее «я» и цепляние за самосущее «я» – это синонимы, т. е. мы верим, что «я» существует так, как нам кажется, и цепляемся за свою идею. Что такое вера в целом? Вера вообще – это убежденность. Это может быть убежденность в правдивости чьих-то слов или в чьих-то качествах. Здесь же имеется в виду вера в истинность своего восприятия тех или иных вещей. Есть много разных видов веры. Когда вы доверяете тому, что вам говорят, это тоже вера.

 

Из-за первого звена – представления, противоположного реальности, т. е. цепляния за самобытие «я», у нас возникает себялюбие. Себялюбие рождается на базе представления о плотном и самосущем «я». «Я должен быть самым главным» – все подобные мысли порождены цеплянием за «я». Тут-то и возникает премьер-министр себялюбие, которое является одним из главных создателей проблем. Из-за себялюбия мы воспринимаем некую группу людей, которые помогли вашему эго, сделали вам приятное, как истинно существующих друзей, и вы сразу цепляетесь за это обозначение, будто бы эти друзья существуют со стороны объекта. Но нет никакого объективного друга. Если бы он был истинно существующим другом, он был бы другом для всех, но для кого-то он может быть врагом.

 

Все омрачения – привязанность, гнев, зависть – возникают из себялюбия. Откуда возникает себялюбие? Его поддерживает неведение. Не потревожив свое неведение, очень сложно уменьшить себялюбие, потому что себялюбие уверено, что существует такое плотное «я», которое думает: «Я сижу», «Все на меня смотрят», «Что они обо мне думают?», «Они обо мне плохо сказали», «Он может быть мне полезен».

 

Из-за неправильного представления о «я», из-за мыслей о том, что каждый окружающий меня предмет может быть мне полезен, возникает привязанность. Во-первых, из-за неведения в вас возникает себялюбие. Неведение подобно царю, и под его правлением активизируется министр себялюбие. Это очень активный министр, который всегда утверждает и кричит «я-я-я». «Я должен быть самым красивым, самым умным, самым богатым. Меня должны уважать все, кто меня окружает. Мой сосед не вправе кричать на меня, а я на него – вправе». Итак, себялюбие – самый влиятельный министр сансары.

 

Наш ум цепляется таким образом: к категории людей, которых мы определяем как друзья, у нас возникает привязанность, нам не хочется расставаться с ними. Вы не желаете, чтобы кто-то другой стал вашему другу ближе, чем вы. Когда кто-то разговаривает с ним чуть дольше, у вас тут же возникает ревность. Это общий механизм для всех существ, не только для вас. Затем у вас возникает боязнь расставания.

 

Что касается категории врагов, мы начинаем воспринимать какого-то как самосущего врага, когда он делает нам что-то неприятное. Поэтому к категории врагов возникает гнев. Мы желаем им несчастья и радуемся, когда у них возникают какие-то проблемы. Мы не рады, когда они испытывают радость. Когда вы видите, что другие люди испытывают радость от чужих страданий, вам это кажется ненормальным. А когда вы сами так поступаете – расстраиваетесь от счастья других, вы говорите, что имеете на то вескую причину. Все эти ненормальные состояния ума возникают из-за цепляния.

 

Иногда вы даже пытаетесь отыскать эти веские причины с помощью буддийской философии. Вы говорите: «Он ужасный человек, а если он к тому же будет успешен, от этого он станет еще хуже. Поэтому я не буду радоваться его счастью!» Это очень опасно – использовать духовность для поддержки негативных состояний ума. В такой момент ваше эго использует духовный материал, для того чтобы снова и снова себя подпитывать. Когда болезнь эго прогрессирует, человек будто бы сходит с ума.

 

Из-за неведения непостоянное видится нам постоянным, уродливое мы воспринимаем как прекрасное, природа страдания кажется природой счастья.

 

Вследствие этих ошибочных состояний в нашем уме возникает огромное количество омрачений. Из-за неведения возникает себялюбие, а из-за себялюбия возникает множество видов привязанности. Итак, неведение поддерживает привязанность, а привязанность питает гнев. Затем привязанность и гнев поддерживают зависть и множество других омрачений. Множество омрачений возникает в результате комбинаций этих двух – привязанности и гнева.

 

Когда у тех, кого вы воспринимаете как врагов, случаются трагедии, болезни, утрата славы или богатства, вы радуетесь их несчастьям. Если с ними такого не случается, вы желаете, чтобы это непременно с ними случилось. Когда вы взращиваете такое желание, но не получаете желаемого, у вас возникает стремление что-то сделать, чтобы несчастье обязательно с ними произошло. Вы плетете различные интриги, а когда они не приносят результата, вы начинаете причинять вред уже напрямую. Таким образом, вся наша жизнь проходит впустую.

 

Что касается друзей, вы постоянно стремитесь к тому, чтобы использовать их в собственных целях. Как только они становятся бесполезными, вы отворачиваетесь от них. Из-за этого цепляния за обозначение кого-то другом, а кого-то врагом и возникают десять видов негативных действий.

 

Итак, самое основное в сансаре – это неведение. Именно из него возникает себялюбивый ум. Неведение сопровождает наше сознание с безначальных времен. Если задать вопрос, что появилось раньше – сознание или неведение, какой будет ответ? Начала нет, поэтому этот вопрос отпадает. Любой вариант ответа будет подразумевать наличие некоего начала: либо они вместе возникли, либо сначала сознание, либо сначала неведение. Если вы говорите, что они возникли одновременно, сам ваш ответ подразумевает, что есть начальная точка, с которой одновременно началось их существование. Поэтому отвечать следует так: «Поскольку начала нет, сам вопрос, что возникло первым, отпадает».

 

Не думайте, что жизнь, которой вы сейчас живете, единственная. Если человек не видел, как дерево вырастает из семени, он думает, что деревья растут просто из земли, без всяких семян. Но посадивший это дерево знает, что дерево появилось из семени предыдущего дерева, которое, в свою очередь, тоже выросло из семени еще более давнего дерева. Таким образом, эта эволюция продолжается уже долгое время, и трудно понять, что же появилось первым. В буддизме утверждается, что начала нет. У круга нет начала, как же вы можете показать на какую-то точку и сказать, что именно из нее и начался круг?

 

Что произошло раньше – курица или яйцо? Здесь должен быть тот же самый ответ: «Вопрос отпадает, поскольку начала нет». Если я стану дискутировать с вами и задам вопрос: «А было ли начало у этого мира?», нужно ответить: «Да, у этого мира начало было». Тогда возникает новый вопрос: как только образовался этот мир, что в нем появилось раньше – курица или яйцо? Либо курица прилетела к нам с другой планеты, либо яйцо занесли к нам инопланетяне. Когда наша планета только образовалась, откуда взялось яйцо или курица и что из них появилось раньше? Некоторые утверждают, что курица с яйцом возникли одновременно. А что говорит наука по этому поводу? Я не спрашиваю сейчас с точки зрения всей Вселенной, а только с точки зрения нашей планеты: что здесь появилось раньше – курица или яйцо?

 

Ученые говорят, что в процессе эволюции курицы постепенно развились из более примитивного вида существ, к примеру из пресмыкающихся. Почему же подобные изменения не происходят и в наши дни?

Ответ из зала: Изменения происходили постепенно в процессе эволюции. Здесь следует говорить о тысячах поколений и миллионах лет. Сейчас эти виды живут в одинаковых условиях, а эволюция происходит, когда условия изменяются.

 

Если все зависит от среды обитания, от условий, тогда другое дело.

 

Вернемся к обсуждению неведения. В целом различают два вида неведения. Первое из них – неведение в отношении закона кармы. Это неведение не является корнем сансары. Второй вид неведения – неведение в отношении абсолютной природы феноменов. Это представление, полностью противоположное абсолютной природе феноменов.

 

Из-за первого вида неведения – непонимания закона кармы – вы создаете негативную карму и рождаетесь в низших мирах. Из-за второго вида неведения – заблуждения относительно абсолютной природы феноменов, цепляния за истинность бытия – вы, даже создавая позитивную карму, все равно создаете причины для дальнейшего рождения в сансаре. Какую бы благую карму вы ни создавали с цеплянием за самобытие, тем самым вы создаете карму, ввергающую вас в сансару. В силу загрязненной благой кармы вы можете обрести благоприятное рождение – это все-таки лучше, чем накопить ввергающую карму низших миров.

 

2.3.3.1.2. Накапливаемая карма

Если омрачения возникли в вашем уме, они не уйдут из ума совершенно бесследно. В буддизме говорится, что, пройдя по песку, вы оставляете на нем следы. Точно так же, какая бы негативная эмоция у вас ни возникла, она не может исчезнуть бесследно. Наш ум – не песок, но это невероятное хранилище отпечатков кармы. Вы проходите по песку, оставляя следы. Но наш ум устроен гораздо сложнее: какая бы мысль у нас ни возникла, она обязательно оставляет отпечаток в нашем уме, она не может пройти бесследно. Итак, из-за неведения возникают омрачения, а омрачения создают карму.

 

Второе звено двенадцатизвенной цепи называется накапливаемая карма. Итак, под влиянием неведения мы создаем негативную карму, которая ввергает нас в низшие миры, а также позитивную карму, которая ввергает нас в высшие миры. Позитивная карма, ввергающая нас в высшие миры, делится на две разновидности. Я вам уже говорил, что негативная карма и недобродетельная карма – это одно и то же[47], но позитивная карма и добродетельная карма – не одно и то же.

 

Из-за этого ненормального состояния ума – неведения – возникают негативные действия тела, такие как убийство, воровство, развратное поведение. Вы совершаете их, думая, что эти действия принесут вам счастье. На самом деле эти поступки являются причиной ваших страданий.

 

Неведение также приводит к тому, что вы совершаете четыре негативных действия речи – ложь, грубая речь, злословие и пустая болтовня. До тех пор пока у вас есть ненормальное состояние ума, возникшее из-за неведения, даже если вы закроете свой рот, в уме вы все равно начинаете произносить грубые слова. Даже если ваш рот закрыть на замок, по выражению вашего лица можно увидеть, что вы ругаете других, произносите грубые слова. Даже когда человек едет в машине и его речь не слышна окружающим, благодаря сигналу гудка можно понять, что он ругается. Если вы не остановите это ненормальное состояние ума, негативные действия вашей речи найдут выход негативной энергии, даже если рот будет закрыт: с помощью машинного сигнала, выражения лица, стука ноги об пол. Когда женщина начинает испытывать гнев, она может выразить это топотом своих ног.

 

Из-за ненормального состояния ума совершаются и три негативных действия ума – алчность, вредоносные мысли и ложные воззрения. В вашей повседневной жизни это ясно видно, когда из-за ненормального состояния ума у вас возникает зависть к человеку, который лучше вас. Эта реакция возникает у вас спонтанно. Хотя вы, может быть, ничего не говорите, улыбаетесь, смеетесь, но внутри вы чувствуете жуткую зависть, это ощущается даже со стороны. Вы, возможно, и не заметите, что в данный момент завидуете. Как можно это увидеть? Когда кто-то начинает говорить о своих успехах, у вас постепенно возникает зависть, даже если это ваш родной брат или сестра.

 

Обычно вы говорите: «Брат, я очень тебя люблю! Самое главное, чтобы ты был счастлив!» Но затем, встретившись со своим братом, когда он, немного выпив, начинает говорить: «В таком-то бизнесе у меня очень большой успех! Теперь у меня появились и другие проекты. Надеюсь, что они тоже будут успешными!», у вас внутри потихонечку начинает возникать дискомфорт: «Почему мой брат такой успешный, а я нет?» До тех пор пока у вас будет такое ненормальное состояние ума, как неведение, подобные ситуации будут происходить постоянно, в этом нет ничего шокирующего.

 

В отношении людей, которые имеют равное положение с вами, у вас начинает возникать конкуренция. Из-за состязательного состояния ума тоже возникает много негативных действий, различных мыслей, концепций. «Как бы мне выиграть у него?! Как бы стать лучше, чем он?» Такие мысли – пустая трата времени, потеря жизни! Вы не должны ни с кем соревноваться. Соревнуйтесь лишь со своими омрачениями! Когда негативное состояние ума становится сильнее, скажите себе: «Здесь прояви соревновательность! Позитивное состояние моего ума должно стать сильнее!»

 

Манджушри говорил: «Когда ум находится под влиянием неведения, он становится ненормальным и из-за этого создает много неблагих кармических деяний, которые становятся причинами рождения в низших мирах и дальнейших страданий в сансаре». Подобные действия и кармические отпечатки являются вторым звеном цепи взаимозависимого происхождения.

 

Из-за неведения даже ваши благие деяния оставляют в уме загрязненные кармические отпечатки. Загрязненная карма не может стать причиной истинного счастья – причиной достижения нирваны, она будет причиной счастья в сансаре, т. е. причиной страдания перемен.

 

Позитивная карма делится на добродетельную и неколебимую. Позитивная карма в целом не обязательно приносит счастье, она иногда ведет и к нейтральным ощущениям. Добродетельная карма, или карма, приносящая заслуги, ведет к перерождению в высших сферах мира желаний. Неколебимая карма ввергает в рождение в мирах форм и без форм. Итак, мы обсудили все, что касается кармы.

 

2.3.3.1.3. Сознание с отпечатками

Третье звено цепи взаимозависимого происхождения называется сознание. Когда мы говорим «сознание» в контексте третьего звена двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения, мы имеем в виду не шесть видов первичного сознания, а сознание, на котором остаются кармические отпечатки. Какое сознание мы имеем в виду? На каком именно сознании остаются отпечатки? Третье звено цепи взаимозависимого происхождения – это ментальное сознание. Оно является одним из шести видов первичного сознания.

 

Когда говорится, что из кармы возникает сознание, не имеется в виду, что сознание напрямую возникает из кармы, здесь имеется в виду, что благодаря карме возникает сознание с кармическими отпечатками, т. е. с отпечатками второго звена цепи.

 

В области исследования сознания буддизм невероятно точен. Здесь нам не требуется помощь науки. В данном вопросе мы сами можем обучать западных ученых. Что касается нюансов биологии: зачатия, развития зародыша, здесь мы, конечно, должны воспользоваться помощью науки.

 

В школе Мадхьямака Прасангика, высшей философской школе буддизма, говорится о шести видах первичного сознания и о пятидесяти одном ментальном факторе. В чем разница между первичным и вторичным умом и каково их определение? Чтобы понять разницу между первичным и вторичным умом, сначала вы должны понять, что такое ум.

 

Панчен-лама говорил, что ум (сознание) определяется как нечто, имеющее три характеристики:

· По своей природе это ясность. Сколько бы ни было в уме омрачений, по природе своей он ясен, в природе ума нет омрачений.

· По своей функции сознание обладает способностью к познанию. Если компьютер, для того чтобы познавать нечто новое, нуждается в дополнительном программировании, без программ он не может обрабатывать новые типы данных, то сознание обладает универсальной способностью к познанию. Оно познает любой объект, предстающий перед ним. Сознание не надо программировать. Итак, функция сознания – познание.

· С точки зрения формы сознание нематериально.

 

Сейчас своим умом вы слушаете меня. Но иногда вы не можете распознать свой ум. Сейчас я даю вам определение вашего собственного ума, который в данный момент меня слушает. Это не Юпитер, не Марс. Постарайтесь сразу распознать в себе то, о чем я говорю. Все вы познаете мои слова, но что касается остроты вашего познания, является ли оно в данный момент ясным или замутненным, это зависит от состояния вашего сознания. Но познавательной способностью сознание наделено по природе. Иногда вы что-то познаете неправильно, иногда – правильно, но познавать вы можете в любом случае.

 

Стакан не может познавать, в нем нет сознания. Если я вам что-либо покажу, вы поймете, что это такое, поскольку у вас есть сознание. А вот у компьютера, при всей его сложности, нет сознания, даже если кажется, что он способен к познанию, считывая сигналы и реагируя на них. Мы обладаем очень мощным творческим потенциалом, и этот потенциал может увеличиваться и расширяться до бесконечности. Компьютер же нуждается в программах и может действовать только в их пределах, он не способен создать какую-либо новую теорию. Люди – могут, и это проявление второго качества ума – его познавательной функции. Поэтому Будда и сказал, что каждое живое существо может достичь состояния будды.

 

По форме своей сознание невещественно. Но его нельзя сравнить с ветром. Ветер, хотя вы не можете его увидеть, все же имеет некую форму, которую можно познать с помощью осязания. В нем есть материя, вещество. Что говорит наука о том, есть ли материя в ветре?

 

Ответ из зала: Это движение воздуха. А воздух состоит из частиц.

 

Хорошо, значит, в ветре есть частицы. Движущиеся частицы воздуха называются ветром, да? А как с точки зрения науки определяется воздух?

 

Ответы из зала: Это смесь газов.

 

Итак, сознание не похоже на ветер. Оно не просто невидимо, но, в отличие от ветра, оно вообще не имеет формы. Оно лишено вещества, не состоит из материальных частиц.

 

Такой ясный, бесформенный познающий ум делится на два вида: первичный и вторичный ум. Что такое первичный ум? По своей форме и тот, и другой ум бесформен, по природе ясен, но функции первичного и вторичного ума немного отличаются. В чем различия между их функциями? Первичное сознание познает объект в целом: «это человек», «это дом» и тому подобное. Но когда первичный ум познает: «это человек», первичное познание сопровождается множеством видов вторичного ума.

 

Кстати, у детей гораздо меньше вторичных видов ума, чем у взрослых. Например, когда ребенок смотрит на картину, для него это просто картина. Его первичный ум постигает картину, но не понимает, что на ней нарисовано. Он познает картину в целом. При этом у него не возникает так много вторичных видов ума, как у взрослых. Когда вы видите какую-то картину, вы думаете: «Какая красивая!» – это уже вторичный ум, который познает специфические характеристики объекта. Допустим, «картина красивая; на ней нарисовано то-то; интересно, какой художник написал; как бы мне хотелось ее иметь» – все это вторичные виды ума. Все наши эмоции и концепции относятся к вторичным видам ума.

 

Итак, сознание, которое познает объект в целом, – это первичный ум. Сознание, которое познает качества, частные характеристики объекта, – это вторичный ум.

 

Что касается первичного ума, познающего объект в целом, он делится на шесть видов. Наше зрительное сознание может познать объект в целом: это чашка, это то, а это то. Когда вы видите чашку, сначала она является вашему органу зрения. Посредством органа зрения наше зрительное сознание познает, что это чашка. В этот момент именно зрительное, а не ментальное сознание познает чашку как чашку. Орган зрения является органом зрительного сознания. А зрительное сознание, в свою очередь, является органом для ментального сознания. Орган в данном случае – это то, что способствует познанию. Итак, когда зрительное сознание с помощью органа зрения познает объект, затем с помощью зрительного сознания этот объект познает ментальное сознание.

 

В настоящий момент наше ментальное сознание не может ничего познать напрямую, непосредственно. Оно может познать что-либо посредством зрительного сознания, или сознания слуха, или сознания обоняния и т. д. Лишь после реализации союза шаматхи и випашьяны у нас разовьется непосредственное йогическое познание, которое сможет познавать уже непосредственно, не опираясь на чувственные виды сознания.

 

Затем, когда с помощью шаматхи вы разовьете ясновидение, ясновидение как раз и будет непосредственным познанием объектов ментальным сознанием. В настоящий момент ваш ум не может познать то, что сейчас творится в другом месте, в соседнем здании, потому что ваше зрительное сознание не видит этого, а ментальное сознание не может это познать, не опираясь на зрительное сознание. Когда же вы натренируете свой ум с помощью практик сосредоточения и мудрости, вы обретете способность видеть разные объекты, не опираясь на пять чувственных сознаний. Ментальное сознание сможет видеть все напрямую. Поскольку ментальное сознание не имеет преград, оно может познавать вещи, сильно удаленные от вас, и это называется ясновидение. В нем нет никаких чудес.

 

Сейчас наше ментальное сознание будто бы со сломанной ногой, ущербное. Оно похоже на старика, неспособного встать самостоятельно, ни на кого не опираясь. Оно функционирует только с опорой на чувственные виды восприятия: на зрительное, слуховое сознание и т. д. Само по себе оно не способно ничего познать. Поймите, что ясновидение является частью непосредственного ментального познания. Не думайте, что ясновидение может подарить вам какой-то джинн из бутылки или божество. Это происходит не так. Некоторые люди считаются ясновидящими, но на самом деле у них нет ясновидения, они опираются лишь на свою интуицию.

 

Я рассказывал вам историю о медитирующем йогине, который обрел ясновидение. На самом деле это было не настоящее ясновидение, а интуиция, которую подарили ему духи. Они дали ему интуицию в качестве препятствующего фактора. Иногда интуитивное познание может быть точным. Но это все еще не ясновидение. У вас возникает ощущение, что нечто произойдет, и вы это ощущение озвучиваете. Но это все еще обман. Интуицию можно развить на игральных картах, пытаясь угадать, какой масти выбранная карта. Постепенно можно научиться угадывать все более точно. Но на самом деле это развитие интуиции, а не ясновидения.

 

Существует шесть видов первичного сознания:

· зрительное сознание,

· сознание слуха,

· сознание обоняния,

· сознание вкуса,

· сознание осязания (тактильное сознание),

· ментальное сознание.

Более подробно об этом говорится в книге «Ум и пустота». Там же я объяснял, что такое 51 ментальный фактор (вторичные виды ума). Ментальный фактор – это познание частного свойства объекта.

 

Различия между видами чувственного сознания заключаются в следующем. То, что познает, опираясь на орган зрения, – это зрительное сознание. То, что познает, опираясь на орган слуха, – это слуховое сознание, и т. д. Ментальное же сознание функционирует не на основе самих органов, а опираясь на чувственные сознания, которые, в свою очередь, опираются на органы чувств. Это важно знать, потому что речь идет о вашем сознании.

 

Мадхьямака Прасангика утверждает, что есть шесть видов первичного сознания. Но Читтаматра добавляет к этим шести видам первичного сознания еще два вида. Итак, читтаматрины говорят о восьми видах первичного сознания, а не о шести. Кроме вышеназванных шести, читтаматрины добавляют седьмое – это омраченный ум (тиб. nyon yid, санскр. kliṣṭamanas) и восьмое – сознание-хранилище, или алая-виджняна (санскр. ālayavijñāna, тиб. kun gzhi'i rnam par shes pa). Клишта-манас по-тибетски – nyon yid, что означает ум, который по своей природе омрачен и не может быть очищен. В ментальном сознании есть омрачения, но их можно отделить от этого сознания. А этот омраченный ум сам по себе и есть омрачение. Но Мадхьямака Прасангика не принимает существование такого ума.

 

Читтаматрины ввели понятие алая-виджняны (ум – основа всего, или сознание-хранилище), для того чтобы объяснить, в каком именно сознании остаются кармические отпечатки. Они считают, что такой отдельный вид ума должен существовать как склад, как хранилище кармических отпечатков.

 

Но Мадхьямака Прасангика утверждает, что все отпечатки остаются в ментальном сознании. Если говорить более точно, прасангики говорят, что кармические отпечатки остаются не только в ментальном сознании, но и в простом «я», или номинально существующем «я».

 

Тема простого «я» довольно сложна. Я все еще спорю по этому поводу со своими друзьями. Я не полностью убежден в этом положении прасангиков – не могу понять до конца, каким образом отпечатки могут оставаться в номинально существующем «я». Если на основании того, что отпечатки остаются в ментальном сознании, вы утверждаете, что они есть в «я», никакого противоречия не возникает. Например, если у вас в кармане лежит сто долларов, вы говорите: «У меня есть сто долларов», а не «у моего кармана есть сто долларов», и противоречия в этом нет. Но если ни в одной из пяти скандх, которые являются основой для обозначения «я», не хранятся кармические отпечатки, как вы можете утверждать, что в целом они остаются в номинальном «я»?

 

Я объясню вам суть диспута на эту тему. В коренном тексте написано: когда арья пребывает в медитативном погружении в пустоту, в этот период загрязненные кармические отпечатки не могут оставаться в его уме, потому что в этот момент наличествует мощное противоядие. Поскольку в медитации ум арьи представляет собой незагрязненную мудрость прямого познания пустоты, в нем не могут оставаться омраченные отпечатки. Поэтому утверждается, что отпечатки остаются







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.