Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ благородной истины о пресечении





 

Я объяснил, что такое третья благородная истина, а сейчас хочу привести некоторые аналитические тезисы.

 

Классификации нирваны

 

Нирвана иначе именуется «Ушедший за пределы печали», по-тибетски – няндэ (myang ‘das). Полностью устранив из сознания все омрачения, вы выйдете за пределы печали, потому что у вас уже не будет никаких причин для страданий. Различают два вида выхода за пределы печали (или два вида нирваны): пребывающая нирвана и непребывающая нирвана.

 

Что означает пребывающая нирвана? Когда хинаянские архаты освобождаются от омрачений, вслед за этим в течение множества кальп они пребывают в медитативном сосредоточении, в состоянии ума, полностью свободного от омрачений. Поскольку они пребывают в этом состоянии длительное время, их реализация называется нирваной пребывания.

 

Непребывающая нирвана – это нирвана, которую достигают будды. Это пустота ума, полностью свободного от всех омрачений и реализовавшего весь свой благой потенциал. Но будда не пребывает только в медитации на пустоту. Помимо медитативного погружения, он одновременно может являть миллионы разных тел и в этих телах помогать живым существам. Находясь в медитации на ясный свет, побуждаемый чувством великого сострадания, из Дхармакаи Будда проявляется в форме Самбхогакаи, из Самбхогакаи – как Нирманакая в виде Духовного Учителя или в качестве обычного человека. Поскольку он не только пребывает в медитативном погружении, но и помогает живым существам, состояние будды называется нирваной непребывания.

 

Есть еще одна классификация нирваны – подразделение на так называемые нирвану с остатком и нирвану без остатка. Что такое нирвана с остатком? Скандхи архата, достигшего освобождения при жизни, возникли еще под влиянием неведения. Поскольку, несмотря на то что он достиг освобождения, у него еще остались эти скандхи – объект благородной истины о страдании, его нирвана называется нирваной с остатком. Несмотря на то что он отбросил сансару, у него еще есть остаток благородной истины о страдании – его пять скандх, рожденных предыдущим неведением и кармой.

 

Когда же этот архат умирает, он достигает нирваны без остатка, то есть после смерти у него уже не остается следствия омрачений – пяти скандх.

 

Классификации пресечений

 

Пресечение как простое отсутствие и пресечение без возможности возникновения вновь

 

Различают два вида пресечения:

1. Пресечение как простое отсутствие.

2. Пресечение без возможности возникновения вновь.

Это детально описано в «Абхисамаяаланкаре», в «Ламриме» вы не найдете такого учения.

 

Недостаточно обрести пресечение как простое отсутствие, необходимо обрести такое пресечение, при котором омрачения уже не вернутся, не возникнут вновь. Это пресечение без возможности нового порождения. Именно такое пресечение называется нирваной.

 

Когда небуддисты практикуют на высоких уровнях концентрации, они достигают состояния, называемого «пик сансары», в котором омрачения отсутствуют. Но это не такое пресечение, при котором омрачения не возвращаются обратно. Можно привести такую аналогию: вы перестаете баламутить воду в пруду – и вся грязь оседает вниз, тогда сверху вода становится чистой, но при этом грязь все равно присутствует. Когда вы вновь взбалтываете воду, грязь всплывает на поверхность. Такая вода называется чистой, но это не означает, что в ней более не возникнет грязь.

 

Один индуистский мудрец медитировал на дне океана. Он достиг полного отключения всех пяти органов чувств и находился в полном покое. Он как бы успокоил свои омрачения, подобно тому как успокаивается вода в пруду, когда в нем перестают взбалтывать палкой грязь и тину. Однажды он открыл один глаз и увидел проплывающую рыбку. Заинтересовавшись ею, он открыл второй глаз и увидел множество разнообразных рыб. Он подумал: «Как интересно!» Но со временем ему наскучило, показалось однообразным то, что находилось перед ним, и он захотел увидеть больше и дальше. Он отправился осматривать океанское дно. Осмотрев весь океан, он захотел увидеть мир за пределами океана.

 

На берегу он увидел много людей, деревьев, домов. Мудрецу так же, как и тем людям, захотелось иметь свой дом, жену и детей. Он женился, у него появились дети. Он стал много работать, ругаться с женой и соседями. Появились проблемы с женой, детьми, соседями. Он подумал: «Почему у меня стало столько проблем? Когда я находился под водой, мне было так хорошо, спокойно». Тогда он снова вернулся на дно океана и продолжил свою медитацию. Как говорят индуисты, впоследствии он достиг совершенного покоя, закрыв все пять органов восприятия.

 

В индуизме закрытие органов восприятия считается как бы нирваной, счастьем. Они перестают воспринимать внешние раздражающие объекты. В буддизме это не считается нирваной. Ведь если это так, значит каждый раз, засыпая, мы погружаемся в нирвану. На самом деле это всего лишь временное успокоение омрачений. Даже если мы остановим чувственное восприятие, мы все равно не избавимся от омрачений, они у нас останутся.

 

Применяя противоядие, медитируя на пустоту, вы можете полностью и навсегда избавить воду от грязи. Тогда она не станет вновь грязной, сколько бы вы ее ни взбалтывали. Итак, нирвана – это состояние пресечения, при котором омрачения не возникают вновь.

 

Аналитическое и неаналитическое пресечение

 

Пресечения делятся на два вида: аналитические и неаналитические. Все эти классификации заимствованы из «Абхисамаяаланкары». Сейчас я обучаю вас на основе этого текста. Мне доставляет большую радость слушать учение, насыщенное терминологией, классификациями, нежели учение на общие темы. Например, если ваш ум хорошо подготовлен, то, услышав, что пресечение и нирвана – не всегда одно и то же, что их соотношение – три альтернативы, вы испытаете какое-то маленькое просветление.

 

Когда мой Учитель впервые объяснил мне это, я был счастлив. До этого у меня было весьма примерное представление о нирване. Я думал, что нирвана и объект благородной истины о пресечении – одно и то же. Когда я услышал, что их соотношение – три альтернативы, у меня что-то прояснилось в голове. Я почувствовал большую радость оттого, что теперь могу понять это более точно. Затем Учитель объяснил мне все эти термины: нирвана с остатком, нирвана без остатка, нирвана пребывания и нирвана непребывания. Все эти понятия важно знать. Классификация на аналитические и неаналитические пресечения тоже интересна. Если вас это интересует, значит у вас между ушами что-то есть.

 

Есть такая шутка о двух юристах. Один юрист пытался что-то доказать. Тогда встал другой юрист и сказал: «Ты все время что-то говоришь, но все твои слова мне в одно ухо влетают, а из другого вылетают. Я не понимаю, о чем ты». Тогда первый юрист сказал: «Это означает, что у тебя между ушами ничего нет».

 

Сначала я объясню, что такое неаналитическое пресечение. Когда индуистские практики достигают шаматхи, они начинают рассматривать мир желаний как грубый и мятежный, а первую дхьяну – как умиротворяющую и утонченную. Посредством подобного восприятия они освобождаются от привязанности к миру желаний, и в их уме наступает пресечение привязанности к желаниям. Такое пресечение привязанности к миру желаний называется неаналитическим пресечением, потому что желание временно прекратилось из-за сравнения мира желаний с первой дхьяной. Но это пресечение наступило не в результате анализа абсолютной природы, поэтому такое прекращение привязанности носит временный характер. Оно возникает лишь в результате сравнения мира желаний с чем-то более высоким, т. е. с первой дхьяной, но не в результате анализа абсолютной природы. Неаналитическое пресечение означает устранение какого-либо омрачения без анализа абсолютной природы.

 

Неаналитическое пресечение не имеет ничего общего с благородной истиной о пресечении, реализация которой возможна лишь после прямого познания пустоты. Когда, познав пустоту напрямую, вы применяете это противоядие для устранения одного грубого омрачения и в результате анализа абсолютной природы одно грубое омрачение пресекается в вашем уме, подобное пресечение называется аналитическим. Поэтому на первом бхуми пресечение еще невелико. На втором бхуми пресечение возрастает. В каком плане оно становится больше? В том плане, что пресекается большее количество омрачений.

 

Полное и неполное пресечение

 

К третьей благородной истине относится не только нирвана. Благородная истина о пресечении – это общее понятие. Хотя нирвана действительно относится к благородной истине о пресечении, эта благородная истина включает не только нирвану. Например, если вы, находясь на втором бхуми, освобождаетесь от какого-либо грубого омрачения, в вашем уме наступает пресечение этого конкретного омрачения. Это пресечение омрачения, хотя оно и не является нирваной, тоже относится к истине о пресечении. Нирвана означает полную свободу от омрачений. А пресечение омрачений не обязательно должно быть полным. Допустим, вы болели какой-то болезнью. Когда вы от нее излечились, в вашем организме наступило пресечение одной этой болезни. Но полное пресечение омрачений возникает тогда, когда вы освобождаетесь от всех омрачений. Итак, пресечение тех или иных конкретных омрачений может иметь место на пути видения и пути медитации.

 

Вопрос из зала: Вы говорили, как истины сосуществуют: сначала у человека есть объекты первой и второй истин, потом он постигает пустоту, и к страданию и источнику добавляется путь – четвертая истина. Но объекты второй и третьей истин не могут существовать одновременно. А здесь получается, что вместе с объектом третьей благородной истины (пресечением) существует источник страдания – объект второй истины.

Ответ: Полное пресечение наступает только после полного освобождения от объектов благородной истины о страдании и истины об источнике. Сначала у вас были объекты двух благородных истин. Потом к ним присоединилась мудрость – объект благородной истины о пути, и теперь у вас есть объекты трех благородных истин. А полного пресечения вы достигнете после того, как объекты первых двух истин перестанут существовать. Тогда у вас останутся объекты третьей и четвертой благородных истин. Но частичного пресечения можно достичь еще до того, как полностью исчезнут первые две благородные истины. Поймите, что полное пресечение – это полная свобода ума от всех омрачений.

 

Когда ум полностью освобождается от омрачений, вы обретаете пресечение омрачений. Но если к этому моменту вы еще не умерли, т. е. у вас еще сохранились остатки пяти скандх, рожденных под властью омрачений, возникает вопрос: полностью ли вы освободились от объекта благородной истины о страдании?

 

Подумайте над этим. Это интересная тема для дискуссии. Я не хочу давать вам ответы на все вопросы. Мой Учитель, например, далеко не всегда объяснял нам все до конца и раскладывал по полочкам. Он ставил какой-то интересный вопрос и оставлял поиски ответа для наших дискуссий. Когда вы дискутируете по таким вопросам, ваш ум привыкает к Дхарме, а это важно. Лучший способ приучить свой ум к Дхарме – вести диспуты о Дхарме, потому что диспуты и есть аналитическая медитация. Если мы не будем размышлять и дискутировать о Дхарме, наш ум останется привязанным к сансарическому мышлению, к старым привычкам. Тогда мы будем продолжать мыслить в русле сансары.

 

Поэтому в монастырях, когда монахи проходят обучение, они постоянно ведут диспуты между собой, и в результате их ум становится неразлучен с Дхармой. Они все время думают о Дхарме. Вначале это хорошо, потому что пока у нас нет противоядия от омрачений. Заменив обсуждение омраченных тем обсуждением Дхармы, мы приучим свой ум к Дхарме. Прежде я говорил вам о шести условиях усиления омрачений. Диспуты – противоположность этим условиям, вместе с тем это условие для порождения позитивного мышления, позитивного настроя, потому что в это время вы обсуждаете Дхарму.

 

Важно, чтобы муж с женой, вместо того чтобы спорить и ссориться по пустякам, чаще бы дискутировали о третьей или четвертой благородных истин, о логическом соотношении между ними. Когда в этом споре ваш супруг утверждает нечто, вы сразу же спрашиваете: «А какие ты имеешь основания так говорить?» Даже если ваша жена сказала вам что-то правильно, но вы спросите, по какой причине она считает так, она не сможет доказать свою позицию, привести правильные логические обоснования, не имея глубокого понимания Дхармы. Тогда можно будет начать диспут, например, такими словами: «Если следовать твоей логике, это должно быть так-то по той-то причине…» В диспутах ваша логика будет становиться все более отточенной, ум – более острым.

 

Что значит «чистый ум»?

 

Вы должны понимать, что не можете сделать сансару несуществующей, вы можете прекратить только свою сансару. Когда вы достигнете нирваны, для других омраченных существ сансара не прекратится. К примеру, стол – это сансарический объект. Если Будда и вы будете одновременно смотреть на этот стол, вы и Будда увидите совершенно разные вещи. Все живые существа видят стол по-разному. Это верно даже в отношении света: люди видят один спектр этого светового излучения, а насекомые – другой спектр.

 

В буддизме давно знали то, к чему сейчас пришла квантовая физика: невозможно говорить о каком-то конкретном, плотном объекте во внешнем мире вне связи с субъективным умом. У каждого субъекта свой взгляд на мир. Например, в нашем мире мы видим сначала полную луну, потом она постепенно убывает. Человек, который находится на Луне, не видит этого. Со стороны Луны наша Земля тоже будет казаться возрастающей, полной, а затем убывающей, но не бывает убывающих и возрастающих планет. Если вы видите что-то по-разному, не обязательно это происходит из-за того, что ваши уровни познания отличаются. Возможно, отличается лишь ваша точка зрения. Из-за разницы в уровне познания вы также будете видеть по-разному. Например, если вы видите объекты на высоком уровне, то вы воспринимаете их совершенно иначе, чем большинство людей.

 

С немного более высокого уровня вы уже не увидите объекта гнева. Для вас не будет существовать таких объектов. С низкого уровня вы видите объекты гнева, привязанности, поэтому часто испытываете гнев и привязанность. С более высокого уровня вы не увидите того, кто может вам навредить. Вы поймете, что навредить вам может только собственный гнев, а окружающие люди только помогают вам. Когда кто-то ругает вас, он дает вам шанс стать сильнее. Вы должны быть благодарны за такую помощь.

 

Поймите: во внешнем мире нет реальных врагов. Все существа – объекты любви и сострадания, столь же драгоценные, как Будда.

 

Поскольку воспринимаемое вами зависит от состояния вашего ума, по мере достижения духовных реализаций то место, в котором вы пребываете, начинает преображаться в чистую землю. Какую бы пищу вы ни ели, для вас она будет очень вкусна из-за высокого уровня вашего видения. У вас нет загрязненной кармы, поэтому любая пища станет для вас нектаром.

 

Рассмотрим в качестве примера стакан воды. На него смотрят три разных человека. Вода может трансформироваться: для доброго человека она будет нектаром, для обычного человека, не доброго и не злого, это просто вода, а для злого человека вода превращается в яд. Состояние ума влияет на воду. Это известно ученым: структура воды меняется в зависимости от состояния ума человека. Итак, ум играет большую роль.

 

Есть история о том, как Будде поднесли отвратительную на вкус еду. Когда он ее ел, для него она была самой вкусной. Ананда попробовал немножко этой еды и понял, что она отвратительна. Он спросил у Будды: как он может есть такую невкусную пищу, словно нормальную? Будда ответил, что для него она очень вкусна. Ананда не поверил, потому что сам пробовал это блюдо. Будда предложил: «Если не веришь мне, сам попробуй» – он вытащил из своего рта кусочек этой пищи и передал Ананде. Ананда попробовал и почувствовал, что пища действительно очень вкусна. Он захотел узнать, почему так происходит. Будда ответил, что вкус зависит от субъективного восприятия.

 

Возникает вопрос: если Будда все видит чистым, то существует ли нечистый мир? Существует ли сансара? Сансара является нечистой. Видит ли ее Будда? Если он не видит сансару, не видит ничего нечистого, значит либо нечистого не существует вообще, либо Будда не познает все феномены. Если Будда познает все феномены, то в его восприятии должны существовать и нечистые феномены.

 

Ответ такой: со своей точки зрения Будда видит все только чистым, но он видит и нечистое – с точки зрения других людей. Он видит одновременно и чистое, и нечистое. Например, если вы хороший ученый, глядя на Луну, вы говорите, что с Земли она смотрится как тонкий серп, но с точки зрения человека, стоящего на Луне, эта планета выглядит совсем иначе. Вы знаете больше того, что мы привыкли воспринимать. Вы знаете и свою, и научную точки зрения и понимаете, что между ними нет противоречий. Так и Будда со своей перспективы видит все чистым, но он видит и нечистые объекты с перспективы других людей.

 

Итак, если ум полностью свободен от омрачений, ему будет казаться вкусной любая еда. Что бы он ни видел, он будет видеть это чистым. Поэтому с точки зрения Будды все вокруг является чистым, нет ничего загрязненного.

 

С другой стороны, омраченный ум даже из качественного объекта не может извлечь его благие свойства. Главная причина этого – состояние сознания. Когда вкусная еда становится невкусной, главная причина внутри вас. Если у вас правильное отношение, ум добрый, счастливый, вам покажется вкусным даже обычный кусок хлеба, потому что главная причина счастья внутри, а не снаружи. Вы можете любую еду превратить в нечто вкусное даже во время кризиса. Вам может подойти любая одежда, даже если вы будете одеваться скромно.

 

Посмотрите на нынешнюю моду: некоторые люди платят большие деньги за искусственно продырявленную ткань. Зачем это делать? Вы можете одеться скромно и думать, что это модно. Я видел по телевизору, как делают искусственно состаренные джинсы: сначала их шьют, потом трут с песком, потом по ним ездят машины, потом их стирают и выпускают в продажу. Наденьте простые джинсы, они износятся сами собой. Зачем переплачивать за искусственно состаренную модную одежду? Покупайте простую одежду и носите ее долго. Если вам нравится носить рваные вещи, носите их долго, и они сами порвутся.

 

В Тибете специально для того, чтобы не привязываться к одежде, люди могли носить ее долгое время. Раньше монахам запрещалось носить одежду из цельной ткани для того, чтобы к ней не привязываться; ее шили из лоскутков. Сейчас это делают так красиво, что это стало украшением. Одежду, которую носят полностью посвященные монахи, не могут носить не полностью посвященные монахи, потому что это особая одежда. Во времена Будды такого не было. Потом ринпоче, геше стали носить специальную желтую деталь, которую нельзя носить обычным людям. Раньше такого не было. Это тоже признак упадка учения, поскольку все эти знаки отличия подпитывают эго.

 


Благородная истина о пути

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.