Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способы накопления кармы из-за омрачений





 

Арьи могут порождать благой настрой ума и накапливать позитивную карму. Но среди арьев различают четыре уровня. «Вступивший в поток» (тиб. rgyun-du zhugs-pa) – это арья, который вступил на путь видения. Второй уровень арьи – «однажды возвращающийся» (тиб. phyir-’ong-pa) – тот, кто находится на пути медитации. «Невозвращающийся» (тиб. phyir mi-ong-ba) – это арья, достигший устойчивости в очищении от омрачений, поэтому он уже не упадет с достигнутого уровня, о чем говорит его название. «Невозвращающийся» означает «тот, кто не упадет». Четвертый уровень – это «победоносный», или архат (тиб. dgra-bcom-pa), что означает «тот, кто полностью уничтожил все омрачения».

 

Необходимо понимать, что первые два уровня арьев – «вступивший в поток» и «однажды возвращающийся» – все еще могут накапливать негативную карму. Но созданные ими негативные кармические отпечатки никогда не ввергнут их в низшие миры и в сансару. Почему? Здесь лама Цонкапа цитирует «Введение в Мадхьямаку», или «Мадхьямакааватару»: «Корень сансары – это накопление кармы». В первую очередь имеется в виду ввергающая карма, то есть: «Накопление ввергающей кармы – это корень сансары. Мудрые не накапливают ввергающую карму, поскольку напрямую познают таковость». Самое важное здесь то, что даже негативная карма, созданная арьей, никогда не станет ввергающей в низшие миры и в сансару.

 

Далее лама Цонкапа также цитирует Васубандху: «Тот, кто напрямую видит пустоту, не накапливает новую ввергающую карму». Здесь тот же самый смысл. Поэтому лама Цонкапа дальше говорит, комментируя этот момент, что мы, не имея прямого познания пустоты и находясь во власти цепляния за собственное «я», постоянно накапливаем ввергающую карму. Именно поэтому мы вращаемся в сансаре. Но после прямого познания пустоты, хотя из-за прошлой кармы мы можем вновь переродиться в сансаре, однако новой ввергающей кармы мы уже не накапливаем.

 

Когда вы достигнете третьего уровня пути подготовки, называемого «терпение», с этого уровня уже невозможно будет упасть в низшие миры. Здесь приводится такой пример: точно так же, как сильный в драке одолевает слабого, прямое познание пустоты подобно сильному человеку, который одолевает новую ввергающую карму. Даже если тот, кто напрямую познал пустоту, накапливает негативную карму, она слишком слаба. Прямое познание пустоты легко одолевает эту негативную карму, поэтому она не становится новой ввергающей кармой для рождения в сансаре. Это будет просто негативный кармический отпечаток, который, однако, уже не ввергнет в сансарическое рождение.

 

«Поэтому, – говорит лама Цонкапа, – обычные существа, которые находятся ниже четвертого уровня пути подготовки под названием «высшая Дхарма», постоянно накапливают ввергающую карму».

 

Поймите: когда мы с вами обсуждаем способ нашего вращения в сансаре, мы ведем речь о ввергающей карме. Таким образом, обычные существа, не достигшие еще состояния арьи, под воздействием своих омрачений и цепляния за «я» совершают неблагие действия своими тремя дверями[41] и создают неблагую ввергающую карму. Из-за этого они вновь и вновь рождаются в низших уделах. Когда же они создают позитивную карму, не имея познания пустоты, вся их позитивная карма является загрязненной и ведет к перерождению в высших мирах, но все еще в пределах сансары. А существа, находящиеся в мире форм и без форм, создают неколебимую карму, которая тоже ввергает их в сансару, приводя к рождению в мирах форм и без форм.

 

Итак, все действия, которые мы совершаем, не имея прямого познания пустоты, являются загрязненной кармой. Но далее лама Цонкапа задает такой вопрос: «Если вы, осознав ущербность сансары и руководствуясь стремлением к освобождению, будете совершать много благих деяний, размышлять о пустоте, в итоге достигнете концептуального понимания пустоты, будут ли все ваши благие деяния относиться к истине об источнике?»

 

Какое бы действие мы ни совершали, каждое действие является либо источником страдания, либо источником освобождения. Если нечто не является прямым познанием пустоты, это нечто нельзя отнести к благородной истине о пути. А если наша практика Дхармы не является путем, обязательно ли она является источником страдания?

 

Здесь лама Цонкапа отвечает, что практикующие, находясь на путях накопления и подготовки, все еще создают ввергающую карму. Но на пути видения они уже перестают накапливать новую ввергающую карму в силу прямого познания пустоты.

 

Но если практикующий накапливает благую карму с мотивацией отречения, с сильным желанием освободиться от сансары, если он имеет мудрость, концептуально познающую пустоту, вся его благая карма, созданная в силу такой мотивации и концептуального познания пустоты, является противоядием от влечения к дальнейшему перерождению в сансаре. Таким образом, это противоядие не от корня сансары, а от условий, способствующих дальнейшему перерождению в сансаре. Это интересный момент.

 

Какую бы благую карму вы ни создавали с отречением, бодхичиттой, концептуальным познанием пустоты, эта карма будет служить противоядием от тех условий, которые иначе способствовали бы проявлению ввергающей кармы, проистекающей из корня сансары – из неведения. Проще говоря, эти благие деяния препятствуют проявлению ввергающей кармы, рожденной неведением, но сами они не являются противоядием от корня сансары. Единственное противоядие от корня сансары – мудрость, познающая пустоту, потому что корень сансары – это неведение, цепляние за самосущее «я».

 

Итак, поскольку эти действия не являются прямым противоядием от корня сансары, они не могут относиться к благородной истине о пути, поэтому формально они относятся к благородной истине об источнике, но в то же время уже не являются источником страдания. Они не являются источником, потому что объекты благородной истины об источнике – это неведение и другие омрачения, а также загрязненная карма. Те действия, о которых мы говорим, – не омрачения, но это загрязненная карма. Загрязненная карма не может относиться к благородной истине о пути. Путь – это только мудрость, познающая пустоту. Поскольку действия, о которых мы с вами говорим, приносят плоды в сансаре, они включены в категорию благородной истины об источнике. Они являются неким подобием источника, но не являются настоящим источником страданий, который может подлинно ввергнуть в сансару.

 

Поймите: даже если действия совершаются с отречением, бодхичиттой и концептуальным познанием пустоты, эта мощнейшая благая карма все еще не относится к благородной истине о пути, потому что является загрязненной. Она может служить противоядием от условий для рождения в сансаре, но не от корня сансары. «Поэтому, – говорит лама Цонкапа, – следует учесть, что даже с отречением, бодхичиттой и концептуальным познанием пустоты вы все еще не способны накапливать незагрязненную карму». Что же говорить о тех практикующих, у которых нет отречения, бодхичитты и концептуального познания пустоты. Какие бы благие деяния они ни совершали, за исключением благой кармы, накапливаемой в отношении особо весомого объекта, все это будет ввергать их в сансару. Это важно понимать.

 

По этой причине, когда Дромтонпа спросил Атишу: «У нас в Тибете много йогинов, которые медитируют на ясный свет по 10 - 15 лет в горных ретритах. Они очень строго поддерживают самодисциплину. В Тибете тысячи людей проводят такие ретриты. Сколько из этих людей идут по пути к освобождению?», Атиша посмотрел своим ясновидящим взором и ответил: «Из них только четыреста человек продвигаются по пути к освобождению. Все остальные во имя Дхармы, во имя тантры вращаются в сансаре». В «Ламрим Ченмо» Дже Цонкапа говорит о том же: если у вас нет отречения, бодхичитты и мудрости, познающей пустоту, за исключением редких случаев подлинной преданности Учителю вы, практикуя Дхарму, на самом деле вращаетесь в сансаре, ввергаете себя и дальше в сансарический круговорот.

 

Интересно, что к моменту первой встречи с Атишей Дромтонпа провел уже довольно много ретритов. При встрече Дромтонпа спросил Атишу: «В прошлом я интенсивно занимался практикой. Оцените, какой была моя практика Дхармы в прошлом». Атиша взглянул своим ясновидящим оком и сказал Дромтонпе: «Из всего того, что ты делал, только твоя преданность Гуру была настоящей практикой Дхармы». А у Дромтонпы была удивительная, потрясающая преданность своему Духовному Наставнику. Поэтому Атиша и сказал, что только его преданность стала подлинной практикой Дхармы.

 

Это говорит о том, что если у вас нет отречения, бодхичитты и концептуального познания пустоты либо хотя бы некоего чувства отречения, бодхичитты и некоего логического понимания пустоты, то единственное, что в вашей практике может стать подлинной Дхармой – это преданность Учителю. Все остальное в этом случае практикой Дхармы не является. Поэтому, как бы вы ни практиковали без трех основ пути, вы будете и дальше вращаться в сансаре.

 

В действительности Дромтонпа был воплощением Авалокитешвары в человеческом теле, неразделимым с Атишей. По сути, они были единым целым и лишь являли себя как два разных человека, из которых один был Учителем, а другой – учеником. Когда Дромтонпа задавал Атише вопросы, а Атиша ему отвечал, все это было лишь учением для нас. Так они обучали нас. Так же, например, когда Будда давал учение, он сидел в медитации и Авалокитешвара, его ученик, вставал со своего места и задавал Будде тот или иной вопрос, а Будда ему отвечал. На самом деле зачем Авалокитешваре узнавать что-то у Будды? Авалокитешвара сам – проявление Будды. Ему уже не нужно ничему учиться. Они делали все это исключительно для нас.

 

Если бы вместо Авалокитешвары задал вопрос какой-то омраченный ученик, это было бы пустой тратой времени Будды. Поэтому Авалокитешвара вставал раньше, чем кто-либо еще успевал встать, и задавал тот вопрос, ответ на который ученикам необходимо было услышать. Так, некоторые из моих эманаций, присутствующих здесь, успевают задать вопрос до того, как его зададут другие. Я шучу. Но если бы у меня была такая сила, я бы предпочел, чтобы среди учеников сидели мои эманации и задавали правильные вопросы.

 

В тех словах, которые мы с вами только что обсудили, очень глубокий смысл. Поэтому я и рассказывал вам все эти истории о Дромтонпе и Атише. Теперь вы понимаете, что такое практика Дхармы, и также понимаете, что ваша практика Дхармы до сих пор очень убога. Сейчас ваша практика Дхармы, конечно, по сравнению с другими вашими занятиями – хорошее дело. Но в сущности это то же самое строительство песочных замков. Так что никогда не гордитесь своей практикой. Первый шаг к мудрости – осознание собственных слабостей, недостатков. Чем больше вы будете понимать, что ваша практика лишена силы, тем больше будете стремиться практиковать чище.

 

Вопрос: Сейчас у нас нет отречения, бодхичитты и концептуального понимания пустоты. Может быть, вместо того чтобы тратить время на попытки обрести эти качества, нам лучше заниматься практикой Гуру-йоги?

Ответ: Действительно, основной упор следует делать на преданность Гуру. Но старайтесь развивать в себе и все эти качества. При этом, вместо того чтобы уделять много времени практике тантры, делайте упор на преданности Гуру и на этой основе старайтесь развить в себе правильную мотивацию. Думайте о страданиях сансары, старайтесь развить в себе стремление освободиться от нее. Немного занимайтесь аналитической медитацией на бодхичитту, сознавая положение существ в сансаре. Порождайте в себе правильную мотивацию и уже с этой мотивацией, на этой основе, делайте краткую практику тантры.

 

Таким образом, прежде всего вам следует культивировать в себе правильную мотивацию. Поэтому лама Цонкапа и сказал: какой бы практикой вы ни занимались, важно наибольшее внимание уделять двум вещам. В начале практики самое важное – правильная мотивация, т. е. развитие мотивации начального уровня, промежуточного уровня (отречения), а затем высшего уровня (бодхичитты). Если вы не будете развивать в себе эту мотивацию, вся ваша практика станет просто тратой времени. Вы будете поддерживать данные вами обязательства по практике, но продолжать вращаться в сансаре. А с правильной мотивацией, что бы вы ни делали – садхану Ямантаки или другую практику, это будет эффективно.

 

А в конце практики, как говорил лама Цонкапа, следует уделять большое внимание посвящению заслуг: «Те малые заслуги, которые накопил, я посвящаю счастью всех существ. Я посвящаю их достижению состояния будды, чтобы жизнь за жизнью помогать существам». Тогда пятнадцать минут или полчаса вашей практики станут подлинной практикой Дхармы. Итак, старайтесь культивировать в себе правильную мотивацию. Помните о том учении, которое сейчас получили.

 

Я советую вам не делать практику «на автомате», просто пробубнив текст садханы. Вы принимаете много посвящений, набираете много обязательств по практике. В итоге вы не в состоянии выполнить все эти практики, засыпаете посреди них. Кроме того, у вас не хватает времени на развитие правильной мотивации. Тогда практика становится просто пыткой, самоистязанием, не более того.

 

Когда я учился в университете в Варанаси, там был один монах, с которым мы были хорошими друзьями. Он получил много разных посвящений, поэтому у него была толстая стопка текстов, садхан, которые ему надо было читать каждый день. Может быть, он получил пятнадцать разных посвящений, и по всем надо было читать садханы. Как он справлялся с этим? Он приступал к своей практике, потом постепенно засыпал. Один раз я наблюдал, как он делает практику. Сначала он читал, потом начал клевать носом, его голова стала опускаться. В итоге он упал лбом на текст, который читал. А тибетские тексты состоят из разрозненных листочков. Это не книги, а стопки листов бумаги. Потом он проснулся, а страница текста, на которой он уснул, прилипла к его лбу. Он стал искать в тексте то место, на котором остановился, и увидел, что одной страницы не хватает. Он стал искать ее по всей комнате. Я ничего ему не говорил, молча наблюдая за тем, что происходит. Наконец я спросил его: «Что ты делаешь?» Он ответил: «У меня куда-то потерялась одна страница текста». «Посмотри в зеркало», – сказал я.

 

Если наберете столько обязательств, вы будете так же делать практику. Конечно, соблюдение обязательств принесет вам какие-то заслуги; вы будете накапливать больше заслуг, чем люди, которые вообще ничего не делают. Это хорошо. Но по сравнению с более значимым занятием, нежели простое прочитывание текстов, это нехорошо.

 

Те из вас, кто не имеет никаких обязательств по практике, наверное, радуются сейчас: «О, я тогда вообще не буду получать посвящения и никаких обязательств на себя брать не буду!» Это тоже неправильно. Те, кто не соблюдает обязательств, должны понять, что люди, соблюдающие обязательства, даже если они просто читают текст садханы, лучше вас.

 

Поймите, что ежедневная обязательная практика приносит заслуги. Делая свои практики, вы накапливаете позитивную карму, хотя по-прежнему вращаетесь в сансаре. Ведь и в сансаре мы хотим иметь хорошие результаты и счастье. По сравнению с освобождением от сансары, конечно, хорошим результатом это назвать нельзя, но по сравнению с созданием причин для падения в низшие миры те практики, которые создают причины рождения в высших мирах, очень благотворны. В любом случае, выполнять их лучше, чем вовсе не создавать причин для рождения в высших мирах, лучше, чем не иметь связи ни с каким божеством.

 

Получив посвящение в тантру того или иного божества, вы устанавливаете связь с этим божеством. Даже если после этого вы нарушаете свое обязательство, вы в гораздо лучшем положении, чем человек, который вообще не имеет связи ни с каким божеством. Вы должны понять этот сравнительный анализ. Даже если из-за нарушения коренных тантрических обетов вы попадете в ад, вы сможете сказать другому обитателю ада: «Ты попал в ад, потому что совершал зло, а я попал в ад, потому что хотел сделать что-то доброе, но у меня не получилось. Хотя мы оба в аду, но по разным причинам. Поэтому я гораздо быстрее выйду из ада, чем ты».

 

Поймите, что главная цель, с которой мы накапливаем карму, – обретение счастья. Каждое существо создает позитивную, негативную или неколебимую карму лишь с одной целью – обрести счастье. Когда эта проблема возникает, вы думаете: «Если я освобожусь от этой проблемы, то стану счастливым». Именно ради счастья мы пытаемся убежать от своих проблем. Тараканы бегают туда-сюда тоже исключительно ради счастья. Вся их беготня – поиски счастья. Зачем вы с детства начинаете учиться в школе, получать образование? По той же причине – вы ищете счастье. Иногда мы забываем об этом. Мы долго учимся, получаем аттестат в школе, потом диплом в университете, но забываем, с какой целью мы все это делаем. Наше образование начинает казаться нам обязательным занятием: мы обязаны учиться, обязаны получать дипломы. Но мы забываем, что делаем это только ради счастья. При этом мы не понимаем, что такое счастье на самом деле, однако ради счастья мы готовы прилагать большие усилия.

 

Мы не понимаем, что такое настоящее счастье и настоящее страдание, поэтому ищем счастье в сансаре и страдаем с безначальных времен. Иногда мы думаем, что, обретя высокое положение в обществе, мы станем счастливы. Это заблуждение. Ведь высокое положение приносит много проблем. Президент Калмыкии[42] сказал, что ради собственного счастья он предпочел бы медитировать, но, думая о нуждах других людей, он понимает, что есть некий смысл в том, чтобы находиться на посту президента и заниматься всей этой работой. В противном случае этот пост тоже приносит много страданий. Также никакой другой пост, никакое другое положение в обществе не может принести счастья.

 

А теперь продолжим обсуждение способов накопления кармы. Лама Цонкапа говорит, что способов накопления кармы два:

· накопление кармы ради приятных ощущений;

· накопление кармы ради нейтральных ощущений.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.