Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зарубежный опыт стимулирования экспорта





 

 

Поскольку подавляющее большинство стран, участвующих в мировой торговле являются членами ВТО, при предоставлении поддержки экспорту и его стимулировании они руководствуются Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам ВТО. Данное Соглашение относит к запрещенным экспортным субсидиям, те из них, которые увязаны по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами экспорта. Практически все налоговые и таможенные льготы, предоставленные экспортерам, могут быть отнесены к запрещенным экспортным субсидиям. В связи с этим в качестве одной из основных мер поддержки используется финансирование. При этом страны руководствуются

Как правило, финансирование экспорта осуществляется странами через специальные экспортные кредитные агентства (ЭКА), которые, как правило подразделяются на два типа [32, с.98]

- интегрированные – такие агентства занимаются как предоставлением кредитов и гарантий, так и страхованием. Например, такого рода агентства действуют в США, Канаде, Великобритании, Тайване,

- разделенные – предоставление кредитов и страхованием занимаются разные организации. Такой подход используют, например, Корея, Япония, Франция, Германия, Китай.

Как первый, так и второй подходы имеют свои плюсы и минусы. К преимуществам интегрированных ЭКА можно отнести синегрический эффект, поскольку предприятиям может быть оказан целый комплекс, связанных с экспортной деятельностью услуг – предоставление кредитов и гарантий, страхование рисков, оказание консультационных услуг. Т.е. агентства работают по принципу одного окна, что способствует снижению издержек предприятий.

Эффективность также повышается за счет того, что средства и сотрудники используются для выполнения нескольких задач, что ведет к экономии административных расходов. К основному недостатку такого подхода следует отнести возможность возникновения конфликта интересов, поскольку в интегрированных ЭКА объединяется страхование экспортных кредитов, которое является видом деятельности, предполагающим принятие рискованных решений, с предоставлением кредитов, которое по своей сути направлено на минимизацию риска.

В связи с этим, как уже отмечалось ранее, ряд стран предпочитают, чтобы предоставлением экспортных кредитов и страхованием занимались разные организации.

Следует отметить, что, как показывает международный опыт, не существует такого понятия как типовое экспортное кредитное агентство, организация его деятельности зависит от условий конкретной страны и от задач по поддержке и стимулированию экспорта. Например, в США экспортным кредитным агентством является Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) – государственный банк, осуществляющий поддержку экспортеров путем выдачи кредитов, как американским экспортерам, так и покупателям американских товаров, предоставления гарантий и оказания услуг по страхованию. К основным видам деятельности данного банка относятся [32, с.98]:

- преэкспортное финансирование – предоставление гарантий для получения экспортерами кредита в коммерческих банках на финансирование оборотного капитала, что расширяет для предприятий возможности доступа к денежным средствам, в том числе при наличии дебиторской задолженности;

- предоставление гарантий для кредитоспособных международных покупателей американский товаров и услуг, что, в свою очередь, позволяет им получать в коммерческих банках кредиты, которые в противном случае были бы недоступны, по приемлемых ставкам на срок от одного года до двух лет;

- предоставляет для международных покупателей экспортных товаров гарантии для получения ими лизингового финансирования в коммерческих банках для покупки американских товаров. Данные гарантии предоставляются в случае, когда без них получение кредитов невозможно или же процентные ставки по кредитам являются экономически невыгодными для предприятий;

- предоставление кредитов по фиксированным ставкам кредитоспособным международным покупателям (как из частного, так и государственного сектора) американских товаров и услуг;

- экспортное финансирование малого бизнеса.

Канадское Агентство развития экспорта (Export Development Canada) – в отличие от большинства экспортных кредитных агентств, которые используют для своей деятельности ежегодно выделяемые государственные ассигнования, данное финансово-кредитное учреждение располагает собственным капиталом и опирается в своей деятельности на коммерческие принципы, т.е. кредиты предоставляются под проценты, а при страховании взымается премия, инвестиционный отдел продает ценные бумаги и привлекает средства на мировых финансовых рынках. Основными видами деятельности Канадского Агентства развития экспорта являются:

- предоставление экспортных гарантий предприятиям-экспортерам для получения кредитов в обслуживающих их банках с целью а) финансирования работ, выполняемых в рамках экспортных контрактов, предполагающих многократные поставки, или связанных с ним запасов продукции; б) финансирования оборотного капитала для выполнения экспортных контрактов; в) покупки оборудования, а также другой связанной с экспортом деятельности;

- оказание поддержки предприятиям, желающим расширить свою деятельность за счет осуществления инвестиций за пределы Канады;

- финансирование домилицированных за рубежом товарных запасов, в том случае если они представляют собой готовую продукцию, на которую экспортер имеет свободный правовой титул;

- высвобождение оборотных средств за счет использования векселей под иностранную дебиторскую задолженность;

- предоставление гарантий экспортерам для получения кредитов в коммерческих банках.

Как правило гарантии покрывают 75% от объема кредита, но они могут составлять и 100%, если канадские компании осуществляют инвестирование за рубежом или планируют установить производственные линии в зарубежных филиалах;

- покупка векселей, выданных экспортеру зарубежным покупателем канадской продукции, что позволяет ускорить доступ предприятиям к денежным средствам;

- предоставление займов или же открытие кредитных линий зарубежным покупателям экспортных товаров;

- предоставление гарантий зарубежным покупателям экспортных товаров для получения ими кредитов в своих банках для покупки канадских товаров;

- финансовое сопровождение крупных проектов (консультации, финансирование, технические ноу-хау);

- предоставление кредитов, софинансирования или гарантий экспортоориентированным канадским компаниям;

- оказание поддержки малым предприятиям-экспортерам.

Корпорация финансирования и страхования экспорта Австралии (EFIC) – экспортное кредитное агентство, осуществляющее свою деятельность на коммерческой основе, исходя из принципов самофинансирования, и подотчетное Министерству торговли и парламенту Австралии. Его задачей является восполнение так называемого «провала рынка», а именно, работа в том сегменте предоставления кредитов или оказания услуг по страхованию, где возможности коммерческого сектора ограничены или недостаточны для того чтобы оказать поддержку экспортерам австралийской продукции. Таким образом, Корпорация является не конкурентом частных коммерческих банков и страховых организаций, а дополняющим их государственным агентством. Все обязательства данного ЭКА перед третьими сторонами гарантируются государством. Корпорация финансирования и страхования экспорта Австралии осуществляет следующие виды деятельности:

- предоставление гарантий предоплаты зарубежным покупателям австралийских товаров, для того чтобы они могли сделать авансовый платеж предприятию-экспортеру до получения от него товаров или услуг;

- предоставление зарубежному покупателю австралийских товаров и услуг гарантийных обязательств выполнения всех условий контракта (облигаций, гарантирующих заказчику возмещение убытков при невыполнении подрядчиком своих обязательств);

- предоставление договорных облигаций, защищающих зарубежных покупателей австралийских товаров и услуг от потерь, если после исполнения контракта обнаружится, что товары или услуги не отвечают условиям договора;

- предоставление облигаций для предприятий, экспортирующих товары и услуги в США, поскольку для работы на этом рынке поставщики, как правило, должны иметь облигации с гарантией от зарегистрированного США эмитента данных облигаций. Облигации с гарантией должны покрывать до 100% стоимости экспортного контракта в качестве гарантии выполнения их обязательств;

- предоставление зарубежным покупателям австралийской продукции прямых кредитов, которые поступают непосредственно на счет компании-экспортера, осуществляющего поставку товара;

- предоставление гарантий банку зарубежного покупателя для выдачи кредита на покупку австралийской продукции. При этом в качестве условия может быть оговорено, что сумма кредита непосредственно переводится на счет австралийской компании-экспортера;

- предоставление гарантии документарного аккредитива банку, в котором обслуживается австралийская компания-экспортер;

- предоставление австралийским компаниям-экспортерам гарантий относительно изменений валютного курса;

- предоставление малым и средним фирмам-экспортерам гарантий для получения в своем банке кредитов на оборотный капитал;

- страхование гарантий предоплаты, предоставление гарантий (страхование) документарных аккредитивов, страхование экспортных платежей, страхование от политических рисков.

Следуя положениям Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО относительно запрещенных экспортных субсидий, большинство стран не использует стимулирование экспорта при помощи освобождения/сокращения прямых и косвенных налогов.

Вместе с тем, достаточно широко распространены меры непрямой поддержки, направленные на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), применение ускоренной амортизации, создание зон свободной торговли и технопарков. Например, с 1981 г. Корея перешла от секторально-ориентированной поддержки экспорта к функционально-ориентированной, сделав упор на налоговое стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, НИОКР и разработку новой продукции.

Занижение валютного курса использовался рядом стран, в частности, Китаем и Кореей, которая отказалась от него в феврале 1980 г.

Агентства по продвижению экспорта - это, как правило, государственные организации, в задачи которых входит предоставление помощи предприятиям в преодолении мотивационных, информационных, операционных барьеров на пути экспорта. Они оказывают следующие виды услуг: 1) формирование имиджа страны (рекламирование, промо-акции); 2) оказание услуг по поддержке экспорта (проведение семинаров и тренингов для экспортеров, техническая поддержка, развитие потенциала, особенно в области соблюдения нормативных требований, вопросов финансирования торговли, логистики, таможенных процедур, упаковки); 3) маркетинг (участие в выставках и ярмарках, организация поездок делегаций экспортеров и импортеров с последующим оказанием услуг зарубежными представительства); и 4) исследование и обобщение данных о конъюнктуре рынка (рыночные обзоры общего характера, а также на уровне секторов/отраслей и предприятий, оперативная информация на веб сайте об экспортных рынках, база данных об экспортерах и импортерах).

Как показывают исследования, проведенные по 103 развитым и развивающимся странам, агентства по продвижению экспорта оказывают статистически значимое влияние на его рост. Каждый доллар в бюджете данных агентств способствует увеличению экспорта на 100 USD в странах Европейского экономического пространства, на 70 USD – в Латиноамериканских и карибских странах.

С точки зрения воздействия на расширение экспорта наибольшую эффективность показывают агентства у которых:

- бюджет сформирован в основном из государственных средств, но при этом в правлении которого присутствует частный бизнес;

- особое внимание уделяется не столько поддержке экспорта в целом, сколько нетрадиционного для страны экспорта, а также определенных секторов (промышленности, высокотехнологичных производств и т.д.), а также крупных и средних предприятий, и в частности тех, которые еще не вовлечены в экспортную деятельность или у которых она незначительна;

- имеются представительства за рубежом.

По видам услуг, оказываемых Агентствами по продвижению экспорта, наиболее эффективным с точки зрения его роста были расходы на оказание услуг по поддержке экспорта (проведение семинаров и тренингов для экспортеров, техническая поддержка, развитие потенциала, особенно в области соблюдения нормативных требований, вопросов финансирования торговли, логистики, таможенных процедур и т.д.). Помимо этого эмпирически доказана положительная связь между ростом экспорта и объемом средств, потраченных на поддержку действующих уже много лет предприятий, обладающих экспортным потенциалом. Интересным является тот факт, что наличие зарубежных представительств положительно сказывается на увеличении экспорта в развитых странах и отрицательно – в развивающихся, т.е. последним, возможно, необходимо тщательно изучать и перенимать опыт работы первых.

Таким образом, как показывает международный опыт, существующие в настоящее время системы поддержки экспорта ориентированы не на предоставление субсидий, финансовой помощи или проведение прямых выплат. Они в первую очередь нацелены на оказание финансовой поддержки экспортерам посредством схем выдачи гарантий, страхование рисков, предоставление кредитов, способствующих успешному продвижению национальных товаров и услуг на зарубежные рынки.

В условиях высококонкурентной среды международных рынков для того чтобы преуспеть предприятиям-экспортерам необходимо не только производить конкурентоспособные товары и услуги, но и опираться на помощь со стороны государства в виде адекватного покрытия рисков и разнообразных схем финансирования. К сожалению, страхование экспортных кредитов частным сектором и тот финансовый инструментарий (гарантии и кредиты), который он использует, зачастую не в полной мере соответствует потребностям экспортеров. В связи с этим развитые, развивающиеся страны, переходные экономики и возникающие рынки, например, Индия, Бразилия, широко используют различные схемы государственного кредитования и страхования экспорта, создавая для этих целей экспортные кредитные агентства, которые является не только инструментом поддержки экспортеров, но и средством проведения государственной торговой, финансовой и промышленной политик посредством:

- обеспечения доступа к финансированию как посредством прямого кредитования экспортеров и в ряде случаев их партнеров, так и предоставление гарантий, расширяющих для предприятий, ориентированных на внешние рынки, возможности получения кредитов от банковского сектора;

- предоставления защиты от коммерческих и политических рисков, дающей экспортерам возможность чувствовать себя уверенно на зарубежных рынках и защищающая их от потерь;

- обеспечения доступа к информации о зарубежных партнерах и рынках, в частности, касающейся возможности получения кредитов и гарантий от зарубежных экспортных кредитных агентств под закупку продукции, необходимой для производства, в том числе экспортных товаров:

- обеспечения доступа предприятий к специальным экспертным знаниям, поскольку в экспортных агентствах работают высококлассные специалисты в области внешней торговли и торгового финансирования;

- проведения обучающих семинаров и тренингов как для предприятий-экспортеров, так и для работников коммерческих банков по вопросам финансирования торговли;

- предоставление набора страховых и финансовых услуг отечественным экспортерам сопоставимого с теми, которые получают ориентированные на внешние рынки предприятия в других странах.

Следует отметить, что в Беларуси не наблюдается системного подхода у созданию экспортного кредитного агентства. Фактически, если исходить из концепции раздельного кредитного агентства, в стране функционирует только один его элемент - страхование экспортных рисков с поддержкой государства, осуществляемое Белорусским республиканским предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант». При этом спектр оказываемых им услуг меньше, чем у аналогичных ЭКА за рубежом.

Как уже отмечалось ранее, в Беларуси отсутствует специализированный экспортно-импортный банк (Эксимбанка) и за кредитом экспортеры должны обращаться в любой банк страны. Таким образом, существующая в стране система финансовой поддержки экспорта не только ограничивает возможности доступа ориентированных на внешние рынки белорусских предприятий к кредитным ресурсам, особенно в случае необходимости получения большого объема средств с длительными сроками погашения, но и не способствует продвижению белорусской продукции за рубеж через выдачу иностранным покупателям данной продукции прямых кредитов или предоставление разного рода гарантий, облегчающие возможность получения ими финансирования в коммерческом банке для приобретения белорусской продукции. Следует отметить при этом, что система государственных экспортных гарантий в Беларуси развита очень незначительно.

К недостаткам существующей системы поддержки экспорта в Беларуси, и в том числе финансовой, следует отнести тот факт, что она практически не охватывает малый и средний бизнес, удельный вес которого в общем объеме экспорта занимал в 2010 г. 37,9% и 6% соответственно. Данные предприятия в большей степени, чем крупные фирмы испытывают сложности с доступом к финансированию и страхованию экспортных рисков. Для них большой проблемой является предоставление кредитов на короткие сроки (1-2 года), при том что окупаемость инвестиционного проекта, как правило, в среднем составляет 3-5 лет. При выделении заемных средств коммерческими банками на сумму более 10 тыс USD, для малых и средних предприятий барьером в получении кредита является необходимость предоставления ликвидного залогового обеспечения (зачастую на 30% больше суммы кредита). К тому же процедура его получения является для малых и средних предприятий (МСП) сопряжена с подготовкой большого количества документов, и соответственно с высокими издержками, что, несомненно, сдерживает возможности развития их экспортного потенциала. Именно поэтому экспортные кредитные агентства многих стран имеют специальные схемы кредитования и оказания финансовых услуг для малых и средних предприятий (МСП), которые включают экспортное страхование, предоставление гарантий, ускоренные процедуры подачи заявок, информационные программы и другие продукты.

Таким образом, как показал проведенный в контексте мирового опыта анализ мер поддержки экспорта в Беларуси, они являются некомплексными и недостаточными для эффективной поддержки ориентированных на внешние рынки предприятий. К основным направлениям улучшения системы поддержки экспорта можно отнести:

Формирование четкой концепции раздельного экспортного агентства и определение его структуры, включающей как государственную организацию занимающуюся предоставлением кредитов и гарантий, так и страхованием.

Создание в рамках раздельного экспортного агентства государственного экспортно-импортного банка (Эксимбанка) Беларуси, который бы выступал не конкурентом частных коммерческих банков и страховых организаций, а дополняющим их государственным агентством. Функции и услуги, предоставляемые Эксимбанком Беларуси должны быть аналогичны тем, которые возложены на аналогичные агентства за рубежом.

Расширение в соответствии с международной практикой перечня услуг страхования экспорта, предоставляемых Белорусским республиканским предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант».

Создание специальных схем экспортного кредитования и страхования малых и средних предприятий-экспортеров, а также разработка системы предоставления им экспортных гарантий. Для этого в структуре «Белэксимгаранта» и Эксимбанка должны быть созданы отделы для работы с МСП, которые также бы предоставляли данным предприятиям информационные и консультационные услуги; особое внимание уделяется не столько поддержке экспорта в целом, сколько нетрадиционного для страны экспорта, а также определенных секторов (промышленности, высокотехнологичных производств и т.д.), а также крупных и средних предприятий, и в частности тех, которые еще не вовлечены в экспортную деятельность или у которых она незначительна.

Национальному центру маркетинга и конъюнктуры цен, который фактичекски выполняет в Беларуси функции агентства по продвижению экспорта, целесообразно в целях повышения эффективности работы уделить особое внимание вопросам технической поддержки и развитию потенциала предприятий-экспортеров, особенно в области соблюдения нормативных требований, вопросов финансирования торговли, логистики, таможенных процедутыс.руб. Поскольку, как показывает международный опыт, именно данные услуги оказываются более эффективными с точки зрения поддержки экспорта.

Проведенный анализ сущности, факторов, критериев экспортного потенциала позволяет провести анализ производственно-хозяйтсвенной деятельности конктерного предприятия.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.