Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 7. Новый старый аэропорт





 

О, милый странник, милый дух,

Покой тебе уже не снится.

Ты хочешь просто раствориться,

Но слов таких не скажешь вслух.

 

Вероятно мы последнее поколение жителей Брянска, которые будут понимать значение слова Старый аэропорт. Через десяток лет бывшие дети хлопая глазами, будут искренне удивляться, почему плотно застроенный спальный район так необычно назвали их странные предки.

Сейчас кажется странным, что кому-то пришло в голову построить аэропорт в центре города, но не будем забывать, что еще совсем недавно границы города едва доходили до нынешней улицы Дуки, а аэропорт занимал свое законное место на окраине между городами Брянск и Бежица. Ну и, разумеется, никому не пришло бы в голову строить аэропорт в центре города. Это не практично с одной стороны и, крайне не эстетично с другой. Кто согласится жить в городе, центр которого постоянно наполнен ревом взлетающих самолетов. Конечно, отчасти аэропорт используется по своему назначению и сейчас, но исключительно для посадки вертолетов в случае крайней необходимости. За пятнадцать лет созерцания взлетного поля из окон моего нынешнего места работы, я наблюдал подобные случаи лишь дважды.

Аэропорт, а точнее военный аэродром, был построен в Брянске еще в 1927 году, а уже в 1934 получил статус гражданского. В то время это была территория за чертой города, между Брянском и поселком Городище. Собственно, стремительное разрастание города в сторону Бежицы и явилось причиной переноса аэропорта в 1994 году в поселок Октябрьское.

Инфраструктура первого брянского аэропорта еще узнаваема, хотя уже медленно, но верно поглощается наступающим городом. Еще двенадцать лет назад взлетное поле было бескрайним и со всех сторон упиралось в горизонт, а в снег или туман создавалось впечатление, что находишься в степи, а не в центре большого города. Большие здания на горизонте выросли несколько позже, отделив поле от объездной дороги. А затем вклинились в поле новые улицы почти со всех сторон. Взлетное поле сжалось, обросло огороженными строительными площадками, две дороги протянулись по нему с севера на юг. Что же осталось от старых объектов бывшего аэропорта? В первую очередь, конечно, само поле – точнее его остатки, вдвое сократившиеся в размерах. Оно все еще белеет прямоугольным пятном на карте города, занимая место от объездной дороги до городского леса Соловьи. Судя по темпам развернувшегося строительства, существовать ему осталось не более трех-четырех лет. К сожалению, существовавшие в своё время планы застройки взлетного поля сменились популярной в Брянске точечной застройкой, похоронив идеи и красивом и хорошо распланированном городском центре.

Вдоль поля тянется разрушенная, но все еще узнаваемая взлетная полоса, каждый квадратный сантиметр которой покрывают глубокие трещины. Еще пять-семь лет назад эта полоса активно использовалась автошколами для обучения начинающих водителей, сейчас же это невозможно по причине острой жалости инструкторов к своим машинам. Может показаться, что полоса слишком короткая для взлета и посадки больших самолетов, но не будем забывать, что от нее остался лишь кусочек, после строительства сети дорог. Сейчас полоса заросла травой, а через некоторое время исчезнет совсем под мусором строительных площадок.

Конечно, сохранилось и здание аэропорта, облагороженное современными строительными материалами, но еще узнаваемое. Сейчас в нем размещается юридический факультет Брянского госуниверситета, но до 1996 года здание было абсолютно пустым и частично разрушенным. В газете юридического факультета есть довольно интересная статья о истории и особенностях здания бывшего аэропорта. Я процитирую несколько выдержек из нее.

«Юрфак не всегда был таким как сейчас. Если посмотреть фотографии 1997-98 года — узнать его ни снаружи, ни изнутри практически невозможно. Когда-то на месте входных дверей были другие, металлические и очень тяжелые на толстых пружинах. Открыть такую дверь уже было подвигом, а дверей под "вечными" часами не было вообще. Потому что и фойе тогда тоже не было, и больших поточных аудиторий 112 и 114. Вместо них был гигантский зал от того места, где сейчас библиотека, до туалетов. При этом верхний этаж огораживали перила, а лестница и обязательное для девушек зеркало (то же самое, кстати) висело на внешней стене 109 аудитории (сейчас внутренняя стена поточной). Кстати, по поводу туалетов — их на юрфаке был явный излишек, ровно восемь. Естественно, что к 2000 году часть закрыли. Изначально курить можно было прямо в корпусе юрфака. Возле туалетов на 1 этаже на стене висела табличка "место для курения". Потом для этого «таинства» построили специальную курилку. Дверь в нее вела из стены между 106 и 107 аудиториями, затем курилку разобрали. Когда-то у здания со стороны поля была пристройка, но окна в нее выходили из 106 аудитории и там постоянно было темно, в результате пристройку демонтировали, переоборудовав часть ее под курилку, а потом снесли и остатки. В 106 аудитории открывались обе двери, 105-я не менялась никогда, а вот дальше, на месте кафедры ГПД не было ничего, просто коридор между 104 и 105 аудиториями. На стенах висели картины. По другую сторону первого этажа изменений было гораздо больше… Очень долгое время был открыт второй выход из здания (в поле), поэтому на первом этаже всегда было холодно. Дальше 108 аудитория — наиболее замусоренная из всех на то время, и… нет, не кафедра ГосПД. Ее не было. Тут был сначала коридор, потом сделали книжный магазинчик с юридической литературой (очень убыточный), потом аудиторию с металлическими дверями, самую неудобную и тесную во всем здании, а уже после сюда, из нынешнего кабинета завхоза, перекочевала кафедра ГосПД. Дальше, кто не знает, стена, за которой была квартира очень известного преподавателя (это не легенда, это действительно так). Потом бывшие подсобные помещения. Раньше тут не было вообще никакой жизни, только пустые и закрытые склады, комнаты, холодильник. Одним из первых здесь открылся Центр правовой помощи. В гардеробе, как правило, никто и никогда не раздевался. Он появился только в 1999 году и выглядел совсем не так, как сегодня. Студенты упрямо его игнорировали и складировали одежду на задних рядах аудиторий или ходили в ней. Самыми бессменными предметами факультета долгое время оставались часы, упомянутое зеркало, будка диспетчера и телефон на втором этаже. А вот ларек с пирожками, существовавший еще до столовой, года на три исчезал. Студенты собрали подписи и вернули его на законное место. Второй этаж. Телефон. Сейчас бездействует и наверно даже не работает, но когда-то к нему стояла целая очередь по всей лестнице, т.к. мобильные на юрфаке появились только в 2002 году. Мало популярная 201 аудитория всегда была кабинетом английского языка, но она настолько запрятана и неудобна, что редко кто посещает ее за все 5 лет учебы. А вот кабинета 214, как информационного центра, раньше не было. Тут была обычная аудитория. Кабинет информатики с раритетными 1-ми Пентиумами был только в 205-ой. Уголовная кафедра была несколько больше и не делилась на непосредственно кафедру и кабинет заведующего. 215 не менялась никогда! Подверглись ремонту 206 и 207, причем 207 была отремонтирована выпускниками 2007 года, о чем рассказывает табличка на ней. Деканат. Он всегда был, вот только раньше был единым кабинетом, а вот дальше — рекреация (та что "возле расписания"). Когда то в центре стоял щит, на котором была расклеена информация для студентов. Диваны — тоже новшество, а вот полумягкие сиденья со спрятанными гвоздями — это реальность прошлого. Многократно перестраивалась несчастная 211, пока ее не урезали на один кабинет (тот, где сейчас Студенческое самоуправление) и не перевернули столы в противоположную сторону. Совсем недавно появилась аудитория 217, заменив собой, холл с запасными столами, где периодически велись занятия. Столовая. Когда-то храм для студента, сейчас просто общепит. Ее не было изначально — просто пустое заброшенное помещение. Ее открыли в 1999году. Из плюсов старой столовой было то, что там был бар и продавали пиво, еще была музыка (и сейчас есть),
телевизор и караоке. Минус — посуду надо было убирать за собой самостоятельно. И напоследок еще несколько интересных фактов о юридическом факультете: из здания юрфака ровно девять выходов; на стене 206 аудитории со стороны коридора под слоем краски можно увидеть надпись «Парикмахерская»; под зданием есть подземный бункер; квадратное сооружение на крыше корпуса предусмотрено не для часов".

Надпись «Парикмахерская» под краской действительно существует, но увидеть ее можно лишь когда свет падает на это место наискосок и выпуклые буквы проступают под зеленой краской. Это одно из немногих наследий аэропорта. Еще одним рудиментом является помещение отдыха, имеющее отдельный выход в поле. В течение долгого времени эта комната использовалась как квартира под социальный наем. Небольшая дверь, выходящая в поле, скрывает за собой несколько просторных помещений, гораздо больших по площади, чем может показаться снаружи. Удивительно, но изнутри корпуса (я имею в виду помещения юридического факультета) наличия этой значительной площади по соседству никак не ощущается.

А вот бункера под зданием старого аэропорта нет, только подвал, довольно небольшой по площади. Бункер находится несколько дальше в небольшой роще. Снаружи виден только вход за наглухо закрытой железной дверью. Внутри два просторных помещения, еще функционирует электроснабжение и, частично, канализация. Формально этот бункер принадлежит юридическому факультету, но все еще является частью гражданской обороны.

Инфраструктура старого аэропорта разрознена и довольно обширна. Остатки старых строений (судя по планировке – совсем не гражданского назначения) скрываются в старом парке, который почти не различим за бывшим самолетным ангаром. Длинное здание с обрушенной крышей, в котором угадываются остатки перегородок.

В Брянске достаточно много старых бункеров и почти все они, так или иначе, имеют отношение к Военно-воздушным силам. Я уже описывал один их них, упрятанный в гуще городского леса Соловьи – запасной командный центр бывшего военного аэродрома. Есть и другие. Во время одной из поездок по заброшенным местам области мы посетили два таких объекта. Оба расположены недалеко от города и по своему назначению должны входить в систему ПВО, но, по многим причинам, представляют из себя руины. Первый из них аппаратный бункер узла связи ПВО Московского военного округа представляет собой огромное бетонное двухэтажное сооружение. Частично здание не достроено, а частично разрушено, однако и сейчас сооружение представляет собой достаточно внушительный комплекс с множеством внутренних помещений и переходов. Сейчас внутренние помещения абсолютно пусты, только арочные балки, бетонные стены и битый кирпич. Стены снаружи заросли кустарником, частично скрывшим массивное сооружение. Бункер совсем не охраняется и облюбован любителями граффити и пейнтбола.

Второй бункер находится в нескольких километрах в стороне, но принадлежит тому же комплексу сооружений. Это Запасной командный пункт ПВО в Брянской области. Сейчас это сооружение так же заброшено, но в отличие от аппаратного бункера узла связи, частично охраняется, если охраной можно назвать соответствующую надпись на стене и массивную бетонную плиту, прикрывающую центральный вход. Но попасть внутрь еще можно через вентиляционную шахту, либо узкую щель над краем плиты. Внутри осталось еще много оборудования, выведенного из строя, но встречающегося повсюду на трех этажах комплекса. Как и все военные строения – комплекс представляет собой сложную систему коридоров, залов, больших и маленьких помещений. В свое время этот объект был местом постоянного паломничества брянских диггеров и просто искателей острых ощущений.

Поблизости от бункера старого аэропорта располагается другой реликт – общежитие гражданской авиации. Это полуразвалившееся здание все еще считается жилым и даже частично заселено. Облупившиеся стены и заколоченные окна и двери, превращенная в гигантскую свалку задняя стена – только внешний антураж. Внутри мы видим жилые комнаты, в некоторых из них вечерами горит свет. В свое время редкие прохожие могли наблюдать жуткую картину – торчащее из сухой травы лицо вождя мирового пролетариата. Кто-то опрокинул памятник у задней стены общежития и сделал частью импровизированной свалки.

Здание диспетчерской службы освоено управлением юстиции. Над ним все еще красуется стеклянный «фонарь» — неотъемлемая часть всех диспетчерских зданий. А огромный самолетный ангар облюбован другим ведомством – МЧС, под свои нужды. Некоторое время неподалеку существовал и второй самолетный ангар, сейчас демонтированный и принесенный в жертву развернувшемуся строительству.

Через несколько лет поле исчезнет под жилыми массивами, а последние здания аэропорта потонут среди высотных домов (ну может быть за исключением ангара, который слишком высок для этого). Бывшие здания диспетчерской и аэропорта, вероятно, будут перестроены. Пройдет время, и снесут общежитие, а парк станет местом под автостоянку. От бывшего аэропорта не останется ничего, кроме странных названий жилых массивов, на которые, впрочем, никто не обращает внимания. И только надпись «парикмахерская» будет проступать под слоями краски в косых лучах солнца.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.