Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глоссарий основных понятий, используемых в Педагогической психологии





№ п/п Понятия Содержание
  Аккомода́ция (от лат. accommodatio — приспособление, приноровление) — приспособление органа либо организма в целом к изменению внешних условий.
  Алгоритм В психологии используется (не в строго математическом смысле) при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Алгоритм включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные, критерий (или правило) по которому при достижении результата процесс признаётся законченным.
  Ассоциация Связь между психическими явлениями, при к-ой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечёт за собой появление другого.
  Взаимодействие Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
  Взаимодействие субъектно-субъектное S 1 ↔ S 2 Двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика, образующие общий совокупный субъект, характеризующийся общностью цели этого взаимодействия.
  Воспитание Деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов поведения, ценностных ориентаций, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев)
  Воспроизведение Доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме.
  Дидактогения Вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя негативное психическое состояние учащегося (угнетённое состояние, страх, фрустрация), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях; может быть причиной неврозов.
  Забывание Процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.
  Задача Данная в определённых условиях (напр. в проблемной ситуацииапр. делённых условиях () учебной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определённой процедуре. Задача заключает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе.
  Закон эффекта Когда процесс установления между ситуацией и ответной реакцией сопровождается или сменяется состоянием удовлетворения, прочность связи возрастает. Подкрепляется только то поведение, операции, которое совершает субъект в данный момент. Подкрепления могут быть положительные или отрицательные.
  Закон сохранения Если в течение некоторого времени связь между ситуацией и ответом, имеющая изменчивый характер, не возобновляется, интенсивность этой связи ослабевает, поэтому при прочих условиях вероятность возникновения связанного с ситуацией ответа уменьшается.
  Закон взаимосвязанности Если два психических акта развиваются во взаимосвязи, то повторение одного из них приводит к появлению или закреплению второго.
  Закон тренировки Чем выше интенсивность тренировки, тем лучше усваивается обратная реакция и тем дольше она сохраняется в памяти.
  Закон ассимиляции Каждый новый стимул имеет способность вызывать реакцию, которая в прошлом была связана с этим же стимулом.
  Закон результативности Реакция, сопровождающаяся приятными последствиями, закрепляется; если же она сопровождается неприятными последствиями, её стараются заглушить или избежать
  Зона ближайшего развития Реальные и ближайшие перспективы психологического развития ребёнка – тот потенциальный уровень психологического развития, которого он может достичь при благоприятных условиях обучения и воспитания. Идея ЗБР содержит в себе мысль Л.С. Выготского о том, что обучение может вести за собой развитие, создавая у ребёнка соответствующий уровень актуального развития.
  Индивидуальный стиль деятельности Индивидуальное своеобразное сочетание приёмов и способов, обеспечивающие наилучшее выполнение деятельности
  Интерес Эмоциональное переживание познавательной потребности.
  Мотив Предмет потребности или опредмеченная потребность (по А.Н. Леонтьеву)
  Мотивация Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность; механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которые определяют возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности (Джидарьян И.А.)
  Навык Действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки.
  Научение Является самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека) (И.А. Зимняя); процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
  Научение социальное Введённый бихевиористами термин, обозначает приобретение организмом новых форм реакций путём подражания поведению других живых существ или наблюдением за ним.
  Обобщение Продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Выделяют простейшие и комплексные обобщения.
  Обучаемость Совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению) зависит продуктивность учебной деятельности (З.И. Калмыкова); Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения
  Обучение 1) Совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний (А.К. Маркова); 2) Деятельность учителя в учебном процессе (Н.Ф. Талызина)
  Обученность Совокупность всех характеристик психического развития как результат предыдущего обучения.
  Ориентировочная деятельность Совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения.
  Ориентировочная основа действий Система представлений человека о цели, плане и средствах её осуществления предстоящего или выполняемого действия
  Ответственность Самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых самим субъектом; гарантирование личностью достижения результата деятельности своими силами, при заданном ею самой уровне сложности и времени достижения с учётом возможных трудностей (К.А. Абульханова - Славская). Регулятор поведения личности на основе моральных оценок своих и чужих намерений, действий и их последствий (Т.В. Морозкина). Показатель зрелости личности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин)
  Отметка «суммация отдельных оценок», ориентир, отражающий возможности и особенности школьника в успешном овладении предметом (Б.Г. Ананьев)
  Оценка (средство) педагогического воздействия на учащегося, побуждающая его к действиям, знаниям (Б.Г. Ананьев)
  Педагогическая деятельность Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
  Педагогические способности Индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося как субъекта общения, познания, труда (Н.В. Кузьмина).
  Понимание 1) Способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий
  Припоминание Умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации.
  Проблема Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
  Проблемная ситуация Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.
  Проблемное обучение Организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
  Проблемно-эвристический (исследовательский) метод Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин
  Профессиональные педагогические позиции Устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение (А.К. Маркова)
  Профессиональная компетентность Совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер), обеспечивающие её эффективность (А.К. Маркова)
  Профессионально – важные качества Индивидуальные качества (способности) субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения (В.Д. Шадриков)
  Профессиограмма Систематизированное, научно обоснованное описание требований, которые та или иная профессия предъявляет человеку, в частности – знаний, навыков, умений, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться с соответствующей профессиональной деятельностью.
  Развитие Совокупность изменений, ведущая к переходу того, что изменяется (развивается) на более высокий уровень функционирования или совершенства. Этот смысл вкладывается в выражения: человеческое развитие, интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие, социальное развитие и пр.
  Рефлексия Обращённость сознания человека на познание себя самого, в частности на познание собственных психических состояний и процессов.
  Самовоспитание Сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
  Самоконтроль Осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний
  Самосознание «Я - концепция» - относительно устойчивая, в большей – меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
  Смысловой барьер Взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл
  Сотрудничество Гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результата этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся.
  Социализация Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
  Сохранение Фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии.
  Способности Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
  Способности проективные Обращены к способам воздействия на учащегося, на его потребность в саморазвитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональном становлении.
  Способности перцептивные Способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
  Умение Освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков, формируемый путём упражнений, применяемый не только в привычных, но и в изменённых условиях.
  Умственные действия Действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.
  Упражнение Повторное выполнение действия с целью его усвоения.
  Уровень актуального развития Наличный уровень подготовленности ученика, характеризующийся тем, какие задания ученик может выполнить самостоятельно.
  Усвоение 1) Основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. Усвоение значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является усвоение нравственных норм поведения. 2) сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно - перцептивные, мнемологические), обеспечивающие приём, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала; 3) результат учения, учебной деятельности.
  Учение 1) процесс приобретения знаний, навыков, умений (а развитие – приобретение способностей, новых качеств) (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); 2) специфический вид учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); 3) тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени, но в её русле формируется также сама личность ученика, более частичные виды деятельности (А.Н. Леонтьев).
  Учебная деятельность Деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (в широком смысле); Ведущий вид деятельности младшего школьника. Особая форма социальной активности способами предметных и познавательных действий (в узком смысле).
  Фасилитация социальная Явление, согласно которому деятельность человека в окружении других людей улучшается, его действия облегчаются, особенно тогда, когда находящиеся рядом люди занимаются тем же делом.
  Фрейм (от англ. рамка), понятие, используемое в программированном обучении. Информация (вопросы или пробелы) заключается в определённые рамки (фреймы).
  Центрация Особым образом построенное взаимодействие учителя с учащимися, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения (в гуман. психологии)
  Эксперимент формирующий Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Его синонимом является генетико-моделирующий метод.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.