Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория и методология исторической науки





История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Теория и методология исторической науки

Метод- это способ исследования показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах.

Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более 2-х тысячелетий назад возникли 2 основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне:

1. Идеалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

2. Материалистическое понимание истории. Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для российской школы – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественный исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют специально-исторические методы исследования:

- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

- синхронный – предполагает одновременное изучение различных событий, происходящих в обществе;

- дихронный – метод периодизации;

- историческое моделирование; - статистический метод.

Вариант Леры

Теория и методология исторической науки

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях

Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах.

Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более 2-х тысячелетий назад возникли 2 основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне:

1. Идеалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

2. Материалистическое понимание истории. Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для российской школы – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественный исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров. Существуют специально-исторические методы исследования: - хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; - синхронный – предполагает одновременное изучение различных событий, происходящих в обществе; - дихронный – метод периодизации; - историческое моделирование; - статистический метод.

Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Восточные славяне. Древнерусское государство. Русские земли в X-XIII вв.

Первые Свидетельства О Славянах

Славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян) была территория к востоку от земель, занимаемых германцами, – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Праславянский язык начал складываться в середине I тысячелетия до н. э.

Первые письменные свидетельства о славянах (греческие, римские, арабские, византийские) относятся к началу I тысячелетия н. э. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).

В эпоху Великого переселения народов (III–VI вв. н. э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э.

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов в своем продвижении на запад увлекли часть славян.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали Аварский каганат (был разбит Византией в 625 г.).

Крупнейшими политическими образованиями VII–VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая – Тюркский каганат. В результате распада Болгарского царства часть болгар откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами. Другая часть болгар-тюрок пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Болгария (Булгария). Хазарский каганат, занимавший с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье в конце V–VI вв. н. э.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.