Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Русские регулярные парки XVIII в.





XVIII в. характеризуется расцветом регулярного стиля в паркостроении и созданием таких шедевров, как Летний сад, Петергоф, Царское село, Стрельна, Ораниенбаум, Кусково, Архангельское и др.

Основными чертами русских парков регулярного стиля являются:

- развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений;

- наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом;

- развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;

- учет и блестящее использование ландшафта – рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным окружением;

- преобладание в ассортименте местных видов;

- широкое распространение открытых театров;

- в оформлении дорог использование аллейных посадок, шпалер, берсо;

- завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов;

- использование и развитие традиционных русских приемов – «висячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.

Летний сад

Среди первых регулярных садово-парковых ансамблей виднейшее место принадлежит Лет­нему саду

Он открывает собой целый ряд шедевров ланд­шафтного зодчества новой столицы и в то же вре­мя еще несет в себе черты, характеризующие переходную эпоху в садовом искусстве Российского государства.

Летний сад - летняя резиденция Петра I, пло­щадь — 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мой­ка (юг), Лебяжья канавка (запад), р. Фонтанка (восток). В первой четверти XVIII в. существо­вало четыре Летних сада — первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2 га), третий — ныне Михайловский сад(10 га) и Большой луг (Марсово поле, 9 га), чет­вертый — Итальянский сад (11 га).

Планировка сада осуществлялась по чертежу Петра I. Строительство началось в 1704 г. под непосредственным руководством Петра I и было осуществлено по стадиям в течение многих лет.

1. 1704-1711 гг. — разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фонта­нов; 1710 г. — закладка дворца.

2. 1711-1716 гг. — завершается строительство дворца (арх. Д. Трезини), украшенного в 1714 г. барельефами А. Шлютера; у дворца строится га­вань, на берегу Невы возводятся 3 галереи. Завер­шается осуществление в натуре первоначальной планировки сада: в его центре устраиваются 4 больших квадрата с кружевными цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгоро­дью (садовый мастер Ян Роозен проработал в саду с 1712 по 1725 г.); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд (1714-1716), Лебяжий канал (1711).

3. 1716-1725 — возводятся второй Летний дворец (1721 г.), «Зала для славных торжествований» (1725 г.), грот (арх. А. Шлюгер и Г. Маттарнови, 1721-1724 гг.), гавань у дворца облицо­вывается гранитом (1723 г.), по проекту А. Земцова садовым мастером К. Шредером устраивается лабиринт с фонтанами.

В квадратах на месте цветников создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Лиговский ка­нал (1718 г.) и для подачи воды в Фонтанку, пита­ющую систему фонтанов, — 3 водовзводные баш­ни (1724 г.). В 1716-1719 гг. арх. Ж. Б. Леблон разрабатывает проект ансамбля Летних садов (не осуществлен).

4. 1732-1826 гг. — на месте «Залы для слав­ных торжествований» возводится деревянный дворец Анны Иоанновны (1732 г.). Строятся дво­рец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад, 1734 г.), сад у нового Летнего дворца (1736 г.), амфитеатр (арх. В. Растрелли, 1736 г.); устанавливаются скульптуры (1736 г.), ведется об­лицовка гранитом Невских набережных (1720—1784 гг.), устраивается ограда (арх. Ю. Фельтен, 1770-1784 гг.).

После наводнения в 1777 г. в третьем Летнем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанав­ливаются. Возводится дворец для Павла I (Ми­хайловский замок, арх. В. Баженов и В. Бренна, 1797-1800 гг.). После наводнения 1824 г. и завер­шения строительства Михайловского замка (1819-1825 гг.) примыкающий к нему участок третьего Летнего сада преобразуется в пейзаж­ный парк — Михайловский сад (арх. К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был постро­ен павильон Росси (1825 г.). В первом Летнем саду на берегу р. Фонтанки вместо грота был создан Кофейный домик (арх. К. Росси, 1826 г.), а в мас­сиве насаждений — Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827 г.). Претерпевает изменения и Боль­шой луг: в 1740 г. на его месте был разбит сад «Променад» (арх. В. Растрелли), который в кон­це XVIII в. был уничтожен, а это место впослед­ствии стало называться Царицыным лугом.

Здесь в 1798 г. был установлен Румянцевский обелиск (арх. В. Бренна), в 1801 г. — памятник Суворову (скульптор М. Козловский). В 1818 г. обелиск перенесли на Васильевский остров, а Ца­рицын луг получил название Марсова поля В 1855 г. в одном из боскетов Летнего сада был установлен памятник И. А. Крылову (скульптор П. Клодт).

После 1824 г. царская резиденция стала обще­ственным городским парком.

Несмотря на все изменения, производившие­ся в Летнем саду более чем за столетие, первона­чальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направ­лялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, об­рамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами — липовая, дубо­вая, еловая. По дорогам были устроены берсо, об­саженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украсили фонтанами. К концу XVIII в. в саду на­считывалось около 50 фонтанов. Четыре цент­ральных боскета, богато убранные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства — во­льеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой.

Ур. Фонтанки стоял грот—обязательная при­надлежность регулярных садов XVIII в. Грот со­стоял из 3 залов, соединенных арочными проема­ми. Фасад был украшен рустованными колоннами и увенчан высоким куполом. На парапете, окру­жавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплава­ние и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковинами, толченым стеклом, украшены скуль­птурой и фонтанами.

Одним из главных украшений сада были ра­боты известных венецианских скульпторов — П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и тематические серии на ал­легорические и мифологические темы. В 1736 г. в саду было около 200 изваяний.

Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпа­ны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д.

Летний сад является переходным в дальней­шем становлении русских регулярных садов. Его главная ось планировочно еще не связана с двор­цом, а замыкается галереей — чисто садовой по­стройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада в сравнении с предшествующими ему Головин­ским и Лефортовским садами в Москве про­слеживаются и новые черты — стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному сопод­чинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер

 

Петродворец(Петергоф)

Расположен в 29 км от Петербурга. Он является своеобразным гимном в честь победы России в Северной войне.

Петергофский парк состоит из Нижнего (102 га) и Верхнего (15 га) садов, объединенных единой доминантой – дворцом.

В истории создания парка выделяют 2 основных периода:

1714 – 1725 гг. (арх. Ш. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) – строительство дворца, парковых павильонов, водной системы;

1747 – 1754 гг. (арх. В. Растрелли) – перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада.

Верхний сад был разбит в 1716 г. (садовый мастер Гарнихфельт). Он имеет трех частное членение пространства, типичное для садов этого времени. Центральная часть – парадный партер (230×35 м), ведущий к дворцу, обрамленный с двух сторон полосами боскетов. Композиция Верхнего сада построена на статичности и замкнутости парадного партера, расположенного по оси дворца, а Нижний сад, наоборот, как бы рвется к морю, он пронизан аллеями-перспективами, направленными к Финскому заливу, шумными каскадами, струями множества фонтанов.

Нижний сад к середине XVIII в. представлял собой целостный ансамбль. Он включает ряд самостоятельных узлов, композиционно подчиненных дворцу. Дворец расположен на краю верхней террасы. К ее подножию от берега Финского залива сходятся три планировочных луча: центральный – канал длиной 500 м, соединяющий ковш Самсона с морем, западный связан с Эрмитажем, восточный – с Монплезиром, боковые дороги сдвоены. В западной оконечности сада находится ансамбль Марли с небольшим дворцом и прямоугольным водоемом, от которого вдоль нижней террасы также расходятся три аллеи: Малибанская (Марли-Монплезир), Марлинская (Марли-Александрия), Березовая (Марли-район Шахматной горы и Римских фонтанов). На Марлинской аллее в пересечении дворцовых трехлучий установлены фонтаны Адам и Ева.

Пейзажные парки России

Характеристика:

Рептон сформулировал следующие принципы построения пейзажного парка:

  • Свободная планировка.
  • Использование естественных ландшафтов — подчеркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта.
  • При создании пейзажных композиций придавать им иллюзию естественности.
  • Все элементы сада подчинять целостности.

В построении пейзажного сада приветствуется неровный рельеф — возвышенности, склоны, овраги, природные водоёмы и даже болотца. Все природные недостатки местности сглаживаются, а достоинства обыгрываются. Плоский ландшафт требуется изменить искусственно, создать водоём, насыпи или впадины, затушевывая их рукотворность.

Архитектурные сооружения в пейзажном парке второстепенны, они должны быть вписаны в пейзаж — например, с помощью растительного объёма, значительно превышающего объём сооружений. Растительностью маскируют все острые углы и вспомогательные конструкции.

Эффект пейзажного сада — впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом, или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. Несмотря на то, что пейзажный сад вроде бы просто воссоздаёт природный пейзаж, в нём существует свой порядок, иерархия, строгий подбор растений, следуя которым, создается сад, одинаково великолепный во все времена года.

Интересно, что многие элементы английского парка стали буквально классическими в своём жанре. Так, например, в нескольких пейзажных парках мира имеются пирамиды, схожие архитектурные сооружения, а также огромную популярность получили декоративные сооружения, стилизованные под руины. Отдельно можно выделить Палладиевый мост. Он настолько впечатлил создателей парков, что его точные копии появлялись в новых парках. Сегодня эти мосты имеются в английских парках Стоу (украшенная ферма), Уилтон-хаус и в ландшафтном парке города Бат. Есть близнец этих мостов и в России, в Екатерининском парке в пригороде Санкт-Петербурга. Возможно, это не единственные копии этого легендарного моста.

Россия:

  • Екатерининский парк (Царское Село)
  • Александровский парк (Царское Село)
  • Павловский парк
  • Гатчинский парк
  • Парк Александрия в Петергофе
  • Английский парк в Петергофе - уничтожен во время Второй Мировой войны и до сих пор не восстановлен
  • Монрепо
  • Царицыно






ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.