|
Современный урок музыки, его типы и структура. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Урок – это такая форма организации учебной работы, при которой занятия проводятся по определенной программе, твердому расписанию, с одной группой уч-ся под руководством учителя, где применяются различные методы обучения. Цель урока музыки: воспитание муз культуры уч-ся. Современный урок – это урок, отвечающий целям образования, используя передовой пед. опыт. Задачи урока: - привить учащимся интерес и любовь к муз. искусству. - сформировать у них эстетические критерии муз культуры. - научить слушать и слышать, - научить исполнять произв-я различных жанров, - развить певческие способности. Функции урока: образовательная, воспитательная, развивающая. Типы урока зависят от цели урока: - Урок объяснения учителем материала. - Урок формирования и закрепления ЗУН. - Урок обобщения, урок повторения, урок проверки, контроля, оценки. - Комбинированный урок - Заключительный урок-концерт (цель его- наглядно продемонстрировать уровень муз. культуры уч-ся, достигнутый в течении года) Для уроков муз хар-на особая эмоциональная атмосфера. Анализ материала программы показал, что уроки строятся в основном по 2ум принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения урока и развития того или иного эмоционального тона урока. Кроме того, каждый урок должен иметь определенную кульминационную точку. От того, какой путь развития эмоционального тона выбирает педагог, зависит драматургия урока. Драматургия урока должна быть тщательно продумана и направлена на поддержание творческой активности уч-ся, их интереса к занятию, на поиск приемов, способствующих переключению внимания детей. Современный урок музыки строится не путем сопоставления самостоятельных видов деятельности, а по принципу эмоциональной драматургии художественных образов, контраста и сходства художественно-педагогических ситуаций. План и конспект урока музыки имеют общие составные элементы:тема урока (по программе); - формулировка цели урока: чего надо добиться в пении, слушании, нотной грамоте, понимании музыкальных закономерностей и др.План урока, будучи учительским документом, содержит следующие элементы: - разработку содержания урока: перечень его этапов с примерной дозировкой времени; - описание его хода, заключающееся в кратком раскрытии того, как предполагается реализовать каждый из элементов урока. План – это письменная формулировка основных этапов занятия, описание тематики опроса, музыкальных проблем для беседы, тем для закрепления и повторения музыкальных произведений, перечень задач, упражнений. В плане может быть предусмотрена и характеристика возможного домашнего задания: например, просмотреть определенную музыкальную телепередачу, прослушать музыкальный радиожурнал и т.п. Уместно зафиксировать здесь и основные положения рассказ учителя. Конспект представляет собой более подробное раскрытие хода урока с формулировками не только вопросов, но и предполагаемых ответов, описание наглядных пособий, изложение объяснений учителя. Здесь помогут не только эмоционально-образная драматургия, но и профессионализм и артистизм учителя музыки.
Импровизация и сочинение на уроках музыки. Одним из видов деят-ти уч-ся на уроках явл. импровизация. Она дает им возможность: сочинять ритмическое сопровождение к знакомым песням и муз произведениям используя ударные инструменты, хлопки, выстукивания и мелодич. инструменты. дети учатся импровизировать отдельные фразы (вопросы-ответы), а так же мелодии на поэтические тексты в соответствии с их эмоционально смысловым содержанием, сочинять несложные разнохарактерные мелодические попевки. Отличие: сочинение можно изменить, закрепить, повторить; импровизация – сочиняется на ходу, не допускает изменения. Виды импровизации: - Свободная (простейший вид, подгот. кл.) – вне мелодии и ритма на основе звукоподражания – вокально-речевое; с помощью звучащих жестов (руками, ногами), шумовых звуков; с помощью элементарных муз. инструментов. В основе – яркий, понятный лит. сюжет – рисуем муз. картинки. - Ритмическая и-я предполагает создание собственной версии решения худ. задач. - Озвучивание стихов (подразумевает звучащие образы) – выразительно читаем, в паузах описываем образ, рисуем картинку, ритмизуем слова. - Ритмо-мелодическая и-я – создание ритма и мелодии на словесную основу. Этапы: - выразительное чтение учителем стиха; - обсуждаем образы, впечатления, характер; - придумываем ритмич. основу: доли, рисунок; - записываем; - поиск мелодич. рисунка (снег кружится – опевание звука). - Словесная и-я – «Если бы мы были композиторами…» со старш. классами. Для того, чтобы импровизация в классе успешно осуществлялась, необходимо: создать в классе непринужденную атмосферу, в кот. дети будут чувствовать себя легко и непосредственно; увлечь детей своим творческим отношением к импровизации, уметь объективно оценить их творческую реализацию худ. замысла; поддержать в детях желание творч. самовыраж-я. Развитие навыков и-и должно вестись от простого к сложному: 1 этап – накопление впечатлений; 2 этап – выражение данных впечатлений в простых упражнениях (допеть до Т муз.фразу); 3 этап – двигательные и речевые и-и; 4 этап – создание собственных муз произведений. И-и бывают вокальные и инструментальные. Сочинение: - с. поэтических текстов по данному ритмич. рисунку, - с. мелодии по данному тексту, - досочинение начала и завершение мелодии, песенки (ритмич., мелодич.). - сочинение проигрыша между куплетами и т.д. Игровые методы в муз. воспитании. Развитию муз. интереса детей способствуют игровые методы, которые применяются в работе с мл. школьниками. Введение в уч. процесс игр позволяет: - обеспечить занимательность упражнениям, - создать благоприятную атмосферу на уроке, - повысить интеллектуальную и эмоциональную активность уч-ся, - повысить внимание, - снять напряжение, - усвоить учебный материал. Игры на уроке музыки могут быть дидактические и художественные. Разница в цели. Дидактическая игра – это коллективная, целенаправленная уч. деят-ть, когда каждый ученик или команда объединены решением главной учебной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игры на уроке музыки должны иметь художественную направленность. Сюжетно-ролевые. Муз. сфера предполагает 3 самые важные ролевые позиции: композиторская, исполнительская, слушательская. Бел. нар. праздники имеют игровую основу, их можно отнести к сюжетно-ролевым играм (Дажынки, Багач, Каляды, Масленица, Купале) Игры с правилами. - муз эхо, ритмическое эхо, мелодическое эхо и т. д. - музыкальная викторина, угадай мелодию, 2 рояля. - музыкальные ребусы, кроссворды, лото и пр. Можно любую знакомую игру трансформировать в музыкальную («Я знаю 5 названий… - жанров, композиторов, исполнителей, произведений…»). Общепринято, что чем младше дети, тем большее место в их жизни занимает игра. Однако, игра просто необходима в любом возрасте. В практике встречается огромный ряд различных игр: спортивные, математические, музыкальные, познавательные, настольные игры, народные игры, ребусы, кроссворды, телевизионные игры, подвижные игры, развивающие игры и многие другие. Существуют различные классификации игр, например, классификация, где все игры разделяются на сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Чтобы овладеть игровыми методами, нужно научиться их использовать в практике работы по музыкальному воспитанию в двух направлениях. Первое - это игровой характер занятия в целом, игровые ситуации, введение в урок некоторых игровых приемов. Второе - введение конкретных игр с зафиксированными названиями, определенными правилами и традициями проведения. в программах по музыке и методических разработках очень часто предлагаются различного рода путешествия - в страну, музыка которой изучается, в музыкальный жанр, в концертный зал, в сказку, на природу (в лес, на полянку с цветами, в горы, на море и т.д.). Некоторые темы школьной программы уже предполагают игровое решение.. Также в игровой форме можно организовать любой тренинг: различать регистры - игра, определять высотность звука - игра, запоминать и анализировать мелодии - тоже игра. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|