|
Методы преподавания музыки, основанные на взаимосвязи музыки с другими видами искусства.Методы взаимосвязи основаны на принципе: художественное и музыкальное мышление – на ассоциативности (т.е. способность проводить аналогии с другими видами искусства). В программе предмета «Музыка», другие виды искусства рассматриваются в плане их художественной и эстетической ценности, под углом зрения темы урока. Установление таких связей не является отдельной задачей. Это часть общей проблемы установления связей с жизнью, и часть всего художественно-эстетического воспитания. Все формы и жанры музыки неразрывно связаны с поэтическим словом и драматургией. Вся вокальная музыка (песня, опера) выступает в единстве с поэзией. Также используются и другие виды искусства (с живописью: Щедрин «Конек горбунок» - иллюстрации Милошевского к одноименной сказке; р.н.п. «Эй, ухнем» - Репин «Бурлаки на волге»). Такая связь между видами искусства определяется тем, что каждое своим специфическим качеством раскрывает внутренний мир человека, поэтому произведения живописи, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим приемам живописи, литературы. Методы и приемы: музыка и литература. 1. проблемные методы: «что стало бы с музыкой, если бы не было литературы», «что стало бы с литературой, если бы не было музыки»; 2. образное слово, сравнение, адекватные интонации; 3. литература, как эмоциональная настройка на слушание музыки; 4. метод использования литературы для терминологии, понятий (рассказ о композиторе, средствах муз выразительности); 5. метод литературно-музыкальной композиции (рассказ чередуется с музыкой); 6. использование музыки для характеристики эпохи; 7. литература о музыке и музыкантах; 8. общность образов в музыке и литературе. М узыка и ИЗО 1. конкретные образы в музыке и ИЗО, один и тот же образ; 2. образы разные по названию, теме, но сходные по настроению; 3. картины живописи, которые помогают раскрыть эпоху когда была написана музыка; 4. музыка, как настроение на просмотр картины, и наоборот; 5. сравнительный анализ 2-х видов искусств; 6. картины, фото, несущие информацию о инструменте, певце, композиторе; 7. метод видеоклипа; 8. рисование под музыку. Связь с предметами: литература, эстетика, философия, психология, история. Проблемные методы в МВ. В отличие то традиционных методов обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и запоминании их уч-ся, проблемное обучение основывается на самостоятельности муз. мышления уч-ся. Создание проблемной ситуации на уроке предполагает такое задание, при котором знание подлежащее усвоению занимает место неизвестного. Данное неизвестное находится путем последовательных обобщений. Вопрос этого метода «Почему?». Проблемные ситуации на уроке музыки могут решаться следующим образом: - учитель сообщает проблему и сам ее решает; - учитель сообщает уч-ся проблему и помогает ее решить; - уч-ся сами решают проблему, а учитель лишь оценивает правильность реш Виды: 1. проблемно-фрагментарный – занимает один этап урока и решение отдельных проблем, 2. проблемно-урочный – занимает целый урок. Проблема – тема урока; 3. проблемно-тематический – охватывает целую тему четверти, сочетание с другими не проблемными методами. Условия успешного применения проблемных методов: - проблема возникает тогда, когда появляется несоответствие между тем что требует учитель, и тем что знают и умеют ученики. - меры несоответствия должны находиться в зоне ближайшего муз. развития - проблемные задачи должны соответствовать специфике муз. искусства. - проблемные задачи надо использовать во всех видах деятельности на уроке: слушание, анализ, исполнение. - проблемные задания должны усложняться. Общая задача при проблемном обучении может быть расчленена на ряд частных задач-вопросов, которые строятся так, чтобы уч-ся анализировали наблюдаемые муз. явления. В этом случае под руководством учителя они сами добывают новые знания, а не получают их готовыми. Таким образом, создание проблемно-поисковых ситуаций относится к методам стимулирования музыкальной деятельности. Современные технологии в муз. образовании. Технология (от греч. «техно» - искусство, мастерство, умение, - «логос»- наука). Термин возник в производстве, но сейчас он проник в политику, медицину, культуру, образование. Важная черта любой технологии – четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентации на его успешное достижение. Технологизация в педагогике возникла в ответ на потребность улучшить организацию пед. процесса. Проблемы: - мотивационный кризис (проблема активности детей при усвоении содержания образования), - проблема обеспечивания уровня социализации выпускников школ (коммуникатив., информац., интеллект. формы деятельности), - ограниченность возможностей традиционных методик обучения, - дидактогенный характер «болезней» многих школьников (неуспеваемость, отсутствие интереса, причины – страх ребенка), - проблема творческой самореализации учителя. Критерии или признаки технологичности: - концептуальность; - системность-взаимосвязь элементов, структурированность материала и деят. - управляемость; -эффективность – достижение результата с оптимальными затратами средств и времени; - воспроизводимость или возможность заимствования. * Общепедагогические технологии – они применимы к различным дисциплинам и строятся на фил-х, пед-х, психологич-х теориях. *Общепредметные технологии – обосновывается концепция преподавания предмета, учитывающая его специфику. Весь процесс выстроен по шагам и имеет методическое обеспечение. *Локальные технологии – применяются эпизодически для решения какой либо задачи. * Авторские технологии (Шаталов, Ильин) * Технологии, основанные на новом уровне развития технич. прогресса. М. – 6. Методика развития ритмического чувства школьников. Ритмическое чувство – это муз. способность, связанная с восприятием, воспроизведением и созданием временных отношений в музыке. Специфика ритма в музыке: - ритм связан с организацией длительностей во времени, т.е. явл-ся одним из первоэлементов в музыке; - ритм как выразительное средство в музыке отражает эмоциональное содержание произведения; - вне музыки муз. ритма не может развиваться. Ритмическое чувство – это способность активно-двмгательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность муз. движения. Методы развития муз. ритм. чувства: *активное музицирование детей (вок., инструм., пластич.) –исполнение достаточно ярких в ритмич. плане произведений, ощущение ритмич стороны первичных муз. жанров: песня, танец, марш. * теоретическое закрепление слуховых впечатлений школьников посредством введения понятий: пульс, темп, пауза, акцент. * исполнение на ДМИ либо с помощью звучащих жестов ритмического рисунка произведения или некоторых элементов: акцент, сильная доля. * метод свободного дирижирования – постигается эмоционально-образная сторона ритма. * использование зрительных наглядностей ритма. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|